Потребность в развитии и права ребенка

Потребность в развитии и права ребенка thumbnail

Они меняются по мере взросления, но некоторые из них постоянны, их неудовлетворение может неблагоприятно сказаться на общем состоянии и ходе развития ребенка. Чем младше ребенок, тем сильнее сказывается невыполнение этого условия на разных структурах и функциях его организма.
Эти потребности можно разделить на биологические (телесные), психологические (духовные) и социальные (общественные). О биологических потребностях, таких как правильное питание и соблюдение гигиены, подробно говорится в других частях этого издания. Остановимся на потребностях социальных и психологических, которые тесно связаны между собой, также как и способы их удовлетворения.
Одной из первых таких потребностей с некоторой натяжкой можно назвать потребность хорошо родиться. Благодаря современным технологиям и открытиям, позволяющим наблюдать и изучать развитие ребенка до его появления на свет, граница между пренатальным периодом и периодом после рождения постепенно стирается и становится очевидной тесная связь между этими этапами развития. Ребенок должен появиться на свет желанным и ожидаемым, в условиях, которые позволят ему правильно и всесторонне развиваться.
Возможность нормально развиваться: интеллектуально и эмоционально, а также в плане поведения, взаимодействия с обществом, самоидентификацииv общественных ценностей — это и есть удовлетворение его психологических и социальных потребностей.
Одной из главных является потребность в стимулировании, регулярном и своевременном. Наличие стимулов ведет к активности. Природное любопытство ребенка нужно удовлетворять с первых дней жизни. Важно, чтобы вокруг ребенка было достаточно «человеческих» стимулов, возбуждающих его интерес к нашему, человеческому, миру. У ребенка, который с самого рождения лежит в абсолютной тишине, в чистой белой кроватке и целый день смотрит в белый потолок, отсутствует стимул повернуть головку в сторону яркой игрушки или отреагировать на интересный звук. Но недостаточно окружить ребенка игрушками, погремушками, повесить над кроваткой цветной балдахин — значительно важнее обеспечить ему человеческие контакты. Что может быть приятнее для мамы и папы, чем взгляд глаза в глаза с ребенком или взаимная улыбка? Поэтому сегодня уже почти не используются маски, использовавшиеся раньше, чтобы уберечь ребенка от инфекций.
На втором месте стоит потребность в наполненности окружающего мира смыслами. Различные стимулы во всем их многообразии должны служить получению знания и опыта. Поэтому они должны поступать организованно и упорядоченно, нести какой-то смысл. Если стимулы поступают к ребенку регулярно и последовательно, если его мир остается целостным и постоянным, не меняются люди, окружающие его, и их поведение, а поведение самого ребенка, которого требуют от него взрослые, получает одобрение, то обучение и развитие происходят легко и естественно. Поэтому нежелательно, чтобы за ребенком в раннем возрасте ухаживали разные люди в разной обстановке, даже если это близкие люди, которых мы хорошо знаем и которым доверяем. Поэтому и распорядок дня, включающий кормление, купание, пеленание и т. д., должен быть постоянным и размеренным.
Если мир ребенка хаотичен и неупорядочен, ребенок теряется в нем, испытывает чувство неуверенности , и недоверия, это представляет угрозу его развитию. Это тесно связано с естественной потребностью в чувстве уверенности и безопасности, которое ребенок обретает в эмоциональной связи с окружающими его взрослыми. Исследования показывают, что особое восприятие матери (или человека, ее заменяющего) формируется у ребенка приблизительно в 7 месяцев и в дальнейшем непосредственно влияет на восприятие (главным образом — установление доверительных отношений) ребенком других людей.
Следующая потребность — это осознание собственного «я», своей общественной значимости, которое складывается на втором-третьем году жизни. Представление ребенка о собственной личности формируется на основе того, как к нему относятся самые близкие люди, насколько они его ценят, что в его поведении принимают, а что отвергают. Сформировавшееся таким образом самосознание влияет на его дальнейшую жизнь в обществе и на его отношения с людьми.
Из названных выше потребностей вытекает и потребность в открытом будущем. Она присуща только человеку и связана с пониманием прошлого, настоящего и будущего. Возможность открытого будущего поддерживает активность, а ее отсутствие ведет к апатии и чувству отчаяния. Для маленьких детей понятие будущего ограничивается короткой временной перспективой («В выходные мы поедем за город!»), которая затем увеличивается («Я стану летчиком!»), своего максимума она достигает в молодости, а к старости снова сокращается.

Можно также говорить о потребности в развитии, реализации внутреннего потенциала, возможности предпринимать действия для преодоления уже достигнутого уровня. Характер частных потребностей в области развития меняется с возрастом и их удовлетворение не может быть единовременным.
Самой важной социальной потребностью ребенка является потребность в любви и чувстве безопасности, обеспечиваемых ему его «собственным» человеком. С ней связана (в какой-то мере предшествует ей) потребность в безоговорочном принятии ребенка, то есть в том, чтобы его любили и ценили таким, какой он есть. Неудовлетворение этой потребности, вытекающее из неоправдавшихся ожиданий, разочарований, неудовлетворенности родителей или опекунов, не только приводит ко многим проблемам в воспитании ребенка, но прежде всего нарушает его развитие, главным образом психическое и социальное.
Говорить о способах удовлетворения потребностей ребенка можно только в соотношении с особенностями конкретного ребенка и общества, в котором он растет. Основные потребности характерны для всех культур, некоторым из них в одних культурах придается большее значение, в других — меньшее. Так, например, где-то считается правильным прививать ребенку сдержанность и пассивность, где-то, наоборот, приоритетными считаются активность и предприимчивость. Где-то дети раньше становятся независимыми от родителей, а где-то позже.
Требования к удовлетворению детских потребностей составляют права ребенка. Они базируются на общих принципах прав человека. Система прав детей прошла длительное и сложное развитие, начиная с периода, когда детям было отказано в каких-либо правах, через период, когда определенные права имели лишь некоторые дети, дети из привилегированных классов, вплоть до XX столетия, в течение которого права детей стали постепенно рассматриваться как неотъемлемая часть гражданского права в цивилизованных обществах.
Последний на сегодняшний день документ, закрепляющий эти права, был принят ООН в 1989 году в качестве обязательного для всех государств, которые его ратифицировали, — это Конвенция о правах ребенка1. Все законы должны приниматься и исполняться с соблюдением ее условий. С определенной периодичностью ООН организует контроль за исполнением положений Конвенции, выявляет недостатки исполнения и предлагает меры по fix исправлению. Одним из таких недостатков еще несколько лет назад было то, что текст Конвенции не был у нас в достаточной степени распространен и большинство детей не получали информации о собственных правах. Поэтому была развернута широкая деятельность в этом направлении и в настоящее время все больше детей узнают о своих правах. Родителям не стоит от них отставать!
Конвенция состоит из 54 статей, согласно которым ребенком считается гражданин от рождения до 18 лет, если законодательно не установлена другая граница совершеннолетия. В ней закреплены основные права детей, обеспечивающие жизнь и развитие, безопасность и участие в жизни общества. К основным правам относятся право на жизнь, на имя, гражданство, а также право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, если это представляется возможным. Согласно Конвенции, права ребенка являются приоритетными в любых действиях и процедурах, касающихся его и осуществляемых общественными или частными организациями социальной защиты, судами, административными или законодательными органами.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка анатомия

Развитие ребенка обеспечивается правом на здравоохранение, образование, доступ к информации, на обеспечение соответствующего уровня жизни, необходимого для развития личности ребенка. Безопасность ребенка гарантируется правами на личную жизнь, защиту от халатности и насилия, обеспечение особой социальной защиты детям без семьи, детям-инвалидам, детям беженцев, детям, принадлежащим к национальным и этническим меньшинствам. Важной частью Конвенции являются статьи, закрепляющие право ребенка на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или развития, от незаконного употребления наркотических средств, сексуальной эксплуатации, продажи, похищения, торговли детьми и других формах эксплуатации, а также на защиту детей от незаконного лишения свободы, от участия в вооруженных конфликтах, а в случае конфликта ребенка с законом — право на соблюдение особого порядка работы судебных органов (ювенальная юстиция).
Праву ребенка на участие в общественной жизни, так называемому праву участия, в последней редакции Конвенции придается намного больше значения, чем в предыдущих редакциях. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, которое должно приниматься во внимание во всех вопросах и процедурах, касающихся его. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также на свободу ассоциации.
Данная международная конвенция — это своего рода компромисс между упоминавшимися выше разными подходами к обеспечению жизни ребенка в разных культурах. Некоторые из зафиксированных в ней прав могут казаться нам в наших условиях неактуальными (например, право на образование), однако они вовсе не являются естественными во многих странах, например, в странах третьего мира; другие, напротив, могут показаться слишком радикальными (например, право участия). Большая их часть, тем не менее, является фиксацией принятого положения ребенка в обществе, а многие, такие как приоритетность интересов ребенка, право ребенка жить в семье и ответственность государства (общества) за соблюдение этого права, является признанием потребностей ребенка, необходимых для его оптимального развития.
Идеи, заложенные в Конвенции, воплощаются полностью не во всех сферах. У нас не всегда получается вовремя обнаружить и диагностировать случаи эксплуатации или иных форм угнетения ребенка; до сих пор не полностью решены проблемы интеграции детей-инвалидов и заботы о них, защиты детей от психотропных веществ; мы не можем в достаточной мере обезопасить детей от травм и их последствий и т. д. Однако можно сказать, что явное и грубое нарушение прав детей в масштабах целого общества в настоящее время не является уже столь обычным и распространенным явлением.
Права детей задеваются скорее на уровне отдельных общественных групп и отдельных личностей. Так, например, люди, пропагандирующие так называемые бэби-боксы1, не понимают, что тем самым нарушают право ребенка на собственную идентичность, право знать своих родителей и право на их заботу. В некоторых школах процветает дедовщина, в отдельных детских коллективах — наркомания. Некоторые родители (как правило, с различными патологиями) халатно относятся к своим детям, тираня их и т. д. Развитие любого ребенка, чьи права ущемляются этими или подобными способами, поставлено под угрозу. Поэтому общество (государство), по Конвенции, должно выступать как гарант соблюдения прав ребенка — к сожалению, часто при сопротивлении со стороны родителей.

Но и те родители, которые добросовестно заботятся о своем ребенке,,иногда должны сами себе задавать вопросы: не было ли какое-то наказание унижением достоинства ребенка, не нарушают ли они право ребенка на личную жизнь, копаясь в его личных вещах, не заставляют ли они ребенка посещать музыкальную школу или уроки английского против его воли и не приняв во внимание его мнение по этому поводу. С этой точки зрения соблюдение Конвенции способно положить начало добросовестному отношению каждого родителя. Такой подход позволил бы избежать и многих конфликтов в процессе воспитания.

Источник

Александра Макарова
Права ребёнка

Консультация для воспитателей:

«Что нужно знать воспитателю о правах ребенка»

Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка. Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.

Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

Читайте также:  Развитие детей в доме ребенка

Конвенция о правах ребенка, которая была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг, а также другие права, которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка — основной международный правовой документ, который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права. В состав Конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.

Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа:

1. Ребенок — самостоятельный субъект права, то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека.

2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных до-кументах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок — это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

• Ребенок имеет право на семью.

• Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

• Ребенок имеет право посещать школу и учиться.

• Ребенок имеет право на равенство.

• Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.

• Ребенок имеет право на собственное мнение.

• Ребенок имеет право на имя и гражданство.

• Ребенок имеет право на получение информации.

• Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

• Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.

• Ребенок имеет право на отдых и досуг.

• Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Также, о правах ребёнка говорится во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; в Конституции Российской Федерации; в Семейном и Гражданском кодексе РФ; в Уголовном кодексе РФ; в Трудовом кодексе РФ; в Законе РФ «Об образовании»; в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Особенности соблюдения прав ребенка на детство в группах ДОУ

Младший дошкольный возраст (3—5 лет)

Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей. Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это — задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты — юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.

Старший дошкольный возраст (5—7 лет)

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности — игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера, создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов). В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное — личный пример.

Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения

1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний, выражающихся в осознанном их применении.

2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.

3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву.

4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения

1. Любить ребенка таким, каков он есть.

2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.

3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.

4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» — главная формула образования.

7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

Читайте также:  Особенности развития внимания ребенка дошкольного возраста

Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите прав ребенка от всех рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.

Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.

В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения.

Педагоги проводят наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка;

работа по коррекции детско-родительских отношений.

Для педагогов и родителей важно знать, что психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

• угрозы в его адрес в словесной форме;

• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

• индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Для изучения педагогом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.

В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая, употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др., мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).

Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.

Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.

В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.

Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.

Источник