Программа эмоционально эстетическое развитие ребенка маленький эмо

Программа эмоционально эстетическое развитие ребенка маленький эмо thumbnail

40) Ражников В. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо». –Дошкольное воспитание. 1996 -№9,с.58

41) Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998, 384с.

42) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –С.Пб.: Питер Ком., 1998,720с.

43) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Феникс.,1996, 736

44) Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. –Обруч,1996, №4, с.24-27

45) Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. –Ярославль: Академия развития. 1996, 240с.

46) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.

47) Федотова В.Г. Каждый охотник желает знать где сидит фазан. –Целительные силы. 1996,-№11,с.36-37

48) Фомин Н.А. Физиология человека. –М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995, 416с.

49) Флэйк-Хобсон К., Брайн, Е. Робисон, Пэтси Скин. Мир входящему.

50) Царенко Л. Игра-жизнь-театр. –Обруч. 1996, -№4, с.28-31

51) Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,ВЛАДОС,1995, 160с.

52) Эйзенштейн С. Психология искусства. Психология процесса художественного творчества. –Л.% 1980, с.175

53) Эмоциональное развитие дошкольника под ред. Кошелевой М. Просвещение, 1987

54) Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. –Вопросы психологии, 1997. №4,с.20-27.

Приложение

Для развития творческого воображения, эмпатии нами была разработана методика развития названных качеств, которая представлена в виде трех блоков-направлений.

Первый из них – Путешествие в картины; нетрадиционное рисование.

Знакомя ребенка с произведением искусства, мы помогаем ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Мы вместе с ним исследуем эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но наше путешествие на этом не заканчивается. Можно отправиться в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения.

Работая с музыкальным произведением, мы создаем ситуацию, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Он «берет» её в руки, «рассматривает», какая она – тяжелая или легкая, страшная или веселая, колючая или мягкая, зовущая или отстраненная. Затем ребенок выбирает материал, соответствующий сложившемуся у него образу, и визуализирует услышанные впечатления, отыгрывая их художественными средствами. Так рождается живописный или графический образ музыки, создаваемый ребенком в плоскостных и объемных композициях разными техниками. Этот образ естественно закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно-эмоциональный опыт.

Так на занятиях музыкальное пространство, мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать музыкой.

Пространство – место, где существует и действует персонаж. Персонаж – это тот, кто путешествует, тот, с кем путешествуют и тот, кто встречается нам на пути.

Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек, мышонок, слон, туфелька и ,конечно, сам ребенок. А затем:

¨ цветовое пятно;

¨ звук природный или музыкальный;

¨ линия графическая или мелодическая;

¨ абстрактная форма.

Чуть позднее появляются персонажи посерьезнее:

¨ цвет, линия, форма из конкретного художественного произведения;

¨ музыкальная линия;

¨ облако, дерево, солнце из пейзажа;

¨ цветок, груша, кувшин … из натюрморта.

Местом, куда мы отправляемся вместе с персонажем или в поисках его, может быть, например, пространство природы – утренний лес, теплое море или грозовое небо; пространство города; пространство искусства.

Пространство и персонаж существуют во времени.

Время – понятие сложное. На занятиях мы говорим о времени, которое ребенок в состоянии охватить сознанием и памятью, это время, реальное для него; время суток, года, время ближайших событий; время сказочное – «когда-то», «давным-давно», «некогда» и т.д «Сказочное время не выходит за пределы сказки. Оно целиком замкнуто в сюжете. Его как бы нет до начала сказки и нет по её окончании. Оно не определено в потоке исторического времени». Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. -Л., 1971. С.232.

Время возникает, когда мы говорим о характере движения: быстро, стремительно, медленно, не торопясь…

Знакомя ребенка с произведением искусства, необходимо помочь ему проникнуть внутрь созданной художником картины, войти в эти удивительные и таинственные «предлагаемые обстоятельства», ощутить теплоту, свежесть, запах наполняющего картину воздуха, мысленно прикоснуться к изображенным предметам, услышать, как они звучат, поговорить с героями картины. Необходимо исследовать вместе с ребенком эмоциональное состояние героев и характер пространства картины. Но путешествие можно продолжить, отправившись в прошлое, придумывая, восстанавливая исходные события, предысторию персонажей до момента, запечатленного художником на картине. А после – в будущее, прогнозируя те изменения, которые могут произойти с героями впереди. Исследовав произведение таким образом, предлагаем ребенку создать свою композицию по поводу данного произведения. Например, превратить портретное изображение персонажа в цветок или дерево, животное или птицу, сохраняя соответствующее эмоциональное состояние, цветовой колорит и пластику героя. Подобный метод работы называют эмоционально-ассоциативным.(3).

В блок «Игра» были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие синестезии, творческого воображения, эмпатии, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта.

Читайте также:  Образовательная деятельность в соответствии направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях

Проводились игры, которые развивают способность ребенка к ассоциациям между ощущениями разных органов чувств:

«К кому в гости мы идем?»

Оборудование: на полу находятся дорожки, накрытые одинаковой фланелью (на одной из них фланель мокрая), одна из дорожек – гладкая, третья – с рейками, тровицами, камушками под фланелью, четвертая дорожка состоит из поролона, покрытого фланелью. Длина дорожек около 2-2,5 м.

Во время выполнения упражнения воспитатель спрашивает детей, что они чувствуют, по какой дорожке они идут, куда она может привести, кто, по мнению детей, любит по каждой из них ходить, кто может жить в конце дорожки.

Игра «Кто в доме хозяин?»

Оборудование: природный материал (шишки, кора, мох, корешки, др.) – находится в домике.

По звучанию музыкального инструмента (или музыкального отрывка) – бубна, колокольчика и пр., ребенку необходимо придумать и рассказать, кто живет в домике.

Источник

Программа «Дружные ребята»

Данная программа разработана авторским коллективом под руководством доктора педагогических наук Р.С. Буре. По замыслу авторов, программа направлена главным образом на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. При определении конкретных задач и содержания программы за основу взято положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенное осознание ребенком интересов и трудностей других способствует, по мнению авторов, воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т. е. развитию социальных эмоций. Таким образом, главная задача педагогического процесса — формирование гуманных чувств, что достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения и с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков.

Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:

  • * эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, положительный эмоциональный климат в группе;
  • * сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
  • * организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку. В совместной деятельности педагог получает возможность продемонстрировать детям способы проявления доброжелательности, разъяснить моральный смысл возникающих ситуаций, оценить действия детей с точки зрения моральной нормы. В совместной деятельности особое значение придается формированию партнерских отношений;
  • * уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

В программных положениях отражены и особенности социально-личностного развития каждого возрастного периода дошкольного детства. Учитывая сложность и неразработанность методов морального воспитания в педагогике, авторы предлагают методические рекомендации по отдельным направлениям работы с детьми. Коротко рассмотрим эти направления.

Общение педагога с ребенком и его влияние на создание положительного эмоционального микроклимата в группе детского сада.

Общение со значимым взрослым имеет исключительно важное значение для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину его душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Авторы программы «Дружные ребята» выделяют три типа ситуаций, которые наиболее часто вызывают эмоциональный дискомфорт. Авторы анализируют причины их возникновения, рекомендуют приемы, помогающие преодолеть эмоциональное неблагополучие ребенка.

Первый тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в общении и эмоциональной близости со взрослым.

В этих случаях педагогу рекомендуется особенно радостно встречать ребенка, проявлять особое внимание к нему, оказывать поддержку во всех его начинаниях.

Второй тип проблемных ситуаций возникает из-за неудовлетворенности потребности ребенка в общении со сверстниками, из-за недостатка их признания и оценки. Для преодоления этих трудностей педагогу рекомендуется эмоционально поддерживать все предложения ребенка в присутствии значимых для него сверстников, помогать ему включиться в общую деятельность, подчеркивать отзывчивость ребенка и его положительное отношение к другим детям и т. д.

Третий тип ситуаций связан с неудовлетворением потребности ребенка в достижении успеха в той или иной деятельности. В таких случаях рекомендуются следующие педагогические приемы:

предвосхищающая положительная оценка; одобрение в присутствии детей результатов деятельности данного ребенка; опережающее индивидуальное обучение способам деятельности.

В рекомендациях перечислены некоторые моменты, вызывающие у ребенка отрицательную реакцию (повышенный тон педагога, некорректные замечания и наставления и др.)

Формирование отзывчивого отношения к сверстникам.

Отзывчивость характеризуется в программе как проявление ребенком умения замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.

В качестве главных задач формирования отзывчивости выделяются следующие:

  • * обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;
  • * учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому;
  • * побуждать к проявлению отзывчивости и доброжелательности;
  • * разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника;
  • * непосредственно включаться во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

В качестве методов воспитания отзывчивости рекомендуются также инсценировки (кукольный театр, игры-драматизации, спектакль игрушек), в сюжетах которых дети могут узнавать знакомые жизненные ситуации, осознавать и оценивать их.

Читайте также:  Видео развития ребенка в утробе бесплатно

В процессе повседневного общения предлагаются такие методы воспитания, как опосредованное или прямое напоминание, косвенный или явный совет, просьба, намек. При этом у ребенка должно оставаться впечатление, что он проявил самостоятельность и сам нашел способ разрешения трудной ситуации.

Формирование гуманистической направленности поведения детей.

Гуманистическая направленность поведения понимается авторами как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Гуманистическая направленность принимает разные формы: оказание помощи, поддержка сверстника, выражение радости по поводу успехов товарища, стремление чем-то порадовать, сделать приятное и т. д.

Формирование гуманистической направленности возможно только при условии предельного внимания педагога к возникающим у детей в повседневной жизни ситуациям эмоционального дискомфорта. Авторы предлагают следующие методы и средства, которые можно использовать в этом направлении:

  • * рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания (тревогу, страх, боль и т. д.);
  • * чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков действующих лиц;
  • * игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы (разыгрывание сценок с использованием настольного театра);
  • * положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Вместе с тем при использовании данных методов существует опасность излишнего морализирования, и авторы программы предостерегают от этого педагогов.

Формирование способов сотрудничества в условиях совместной деятельности.

Самостоятельная совместная деятельность детей нередко распадается, так как дети еще не умеют учитывать интересы друг друга, не умеют прийти к согласию. В связи с этим авторы рекомендуют предварительно обучать детей способам делового и личностного общения, чтобы научить их отстаивать свое мнение и исправлять допущенные ошибки в корректной форме, не обижая и не унижая другого.

Первоначальный опыт совместной деятельности дети получают под руководством воспитателя в общей работе, которая имеет единый для всех результат. Осознание способов согласования действий, а затем и овладение ими происходит в период планирования будущей работы и в процессе ее осуществления. Направленность на партнеров, способность понимать их эмоциональное состояние побуждают детей проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Важно обращать внимание детей на характер замечаний, которые они делают друг другу, учить корректно высказывать свое мнение, избегая грубостей и насмешек.

Таким образом, воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников, которое положено в основу данной программы, реализуется как осознание своей значимости в детском сообществе, как укрепление своей самооценки при поддержке окружающих и как накопление коммуникативных навыков.

Программа «Я, Ты, Мы»

Данная программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования. Программа разработана кандидатами психологических наук О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной. Ее основная задача — восполнить существенный пробел в отечественном дошкольном образовании, связанный с социально-эмоциональным развитием ребенка. Программа предлагает комплекс образовательных задач по воспитанию нравственных норм поведения (умение строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительное отношение к ним и т. д.). Основная общая цель программы — развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста. Для реализации этих задач программа рекомендует несколько направлений в работе, каждое из которых имеет свою систему игр и занятий с детьми.

Основой положительного самоощущения и социальной компетентности авторы считают уверенность ребенка в себе. Такая жизненная установка является своего рода защитой от отрицательных воздействий со стороны окружающих, она служит предпосылкой для развития самостоятельности, активности, способности иметь и отстаивать свою точку зрения. Уверенность в себе зиждется на реалистической, адекватной самооценке. Уверенность в себе и адекватная самооценка базируются на осознании человеком как своего сходства с другими, так и отличия от них. Различия могут быть как внешними, так и внутренними. Исходя из этого, воспитатель начинает свою работу с занятий, направленных на познание детьми себя в сравнении с другими (рассматривание себя в зеркале, на фотографии, узнавание друзей по описанию, узнавание их по голосу и т. д.). Дети сравнивают свои предпочтения (что кому больше нравится), выбирают любимые игры и игрушки, выбирают себе воображаемых и реальных партнеров по играм, прогулкам, танцам. Данная система занятий помогает осознать свои отличия и свое сходство с другими детьми, что способствует лучшему пониманию себя и укреплению уверенности в себе.

Однако выделить и осознать свое я — эта задача предназначена не только для того, чтобы отстаивать свои интересы и мнения. Не менее важной задачей является развитие социальной чувствительности, способности понимать чувства, желания, взгляды других. Осознание своей уникальности должно сопровождаться пониманием того, что другой — тоже индивидуальность и уникальность.

Раздел программы «Чувства, желания, взгляды» ориентирован на воспитание способности адекватно выражать свои переживания и понимать внутренние переживания других. На специальных занятиях дети учатся распознавать различные эмоциональные состояния человека, понимать причины грустного, веселого или спокойного настроения. Они осваивают «язык эмоций», учатся различать такие состояния, как страх злость, грусть, отчаяние и т. д. На занятиях активно используются музыкальные и литературные произведения для детей.

Следующий раздел программы направлен на формирование коммуникативных навыков в общении с другими людьми. Под социальными навыками авторы понимают набор адекватных средств общения и этически ценных образцов поведения. Их формирование зависит от глубины осознания ребенком взаимозависимости людей и их необходимости друг в друге, от умения выражать понятным и приемлемым для других способом свои желания, мнения, чувства, от понимания возможности их несовпадения. А такое несовпадение лежит в основе любого конфликта или ссоры. В связи с этим большое внимание в программе уделяется ссорам детей и способам преодоления конфликтов. На материале ролевых игр, в процессе обсуждения рассказов и сказок, на специальных занятиях детей учат понимать причины конфликтов, искать выход из проблемных ситуаций, в которых «все правы». Много внимания авторы уделяют профилактике детских конфликтов, которая достигается благодаря развитию социальной восприимчивости.

Читайте также:  Что попить ребенку для умственного развития

В программе предлагаются вариативные планы-сценарии для каждого периода дошкольного возраста. Педагоги имеют право выбирать любой из вариантов занятий, предложенных по той или иной теме. Авторы настаивают на необходимости поддерживать у детей чувство общности, желание сотрудничать не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни. Для эффективности воспитательного процесса необходимо, чтобы педагог использовал самые разные жизненные ситуации для развития социальной компетентности детей.

Специфика данной программы состоит в том, что она требует особого внимания педагогов к работе с родителями. В программе предлагаются различные темы бесед для родителей и детей и для воспитателя.

Программа «Я — человек»

Программа «Я — человек» (Автор С.А. Козлова) ставит определенные цели:

  • — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;
  • — на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Назначение программы — способствовать формированию личности свободной, творческой, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, личности с развитыми познавательными интересами, эстетическими чувствами, добротной нравственной основой. Такая личность формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте.

Стержнем программы являются знания о Человеке. Именно они позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Ребенок, став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, научится анализировать их.

«Я — человек» — программа приобщения ребенка к социальному миру. Она включает четыре больших раздела. Все разделы взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, воспитательно-образовательную ценность и цель. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание.

«Что я знаю о себе». Мой организм. Мои чувства. Мои мысли. Мои поступки. Мои умения. Моя семья. Моя родословная. Как мы живем в детском саду.

«Кто такие взрослые». Дети и взрослые. Зачем и как работают взрослые. Зачем и как люди отдыхают.

«Человек-творец». Предметы рукотворного мира. Человек создает технику. Материалы, созданные человеком. Живая, неживая природа и человек. Человек-художник.

«Земля — наш общий дом». Что такое Земля. Какие люди живут на Земле. Как люди заселили Землю. Твоя страна, твой народ.

Концептуальные положения, на которых построена программа, следующие:

  • — интеллектуальное и нравственное развитие ребенка происходит в тесном единстве;
  • — творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах.

Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях из разных областей культуры: истории, религии, географии, астрономии, автономии.

При разработке принципов формирования конкретных знаний учитывалось, что знания о социальной действительности должны нести доступную детям информацию, вызывать эмоции и чувства, побуждать к деятельности, положительным поступкам. Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику. Слишком сложные знания становятся барьером к их восприятию. В программу включены знания, находящиеся между высшим и низшим порогами информативности, эмоционально близкие ребенку факты и явления, которые могут быть отражены в разнообразной детской деятельности. Игра, художественная деятельность детей наполняются содержанием знаний об окружающем, взаимоотношениях людей, их отношении друг к другу, событиям и фактам.

Программа «Маленький Эмо»

Целью программы «Маленький Эмо» (В.Г. Ражников) является- эмоционально-эстетическое развитие дошкольников пяти — шести лет, приобщение ребенка к полноценной эмоционально-эстетической культуре: ребенок сможет взглянуть на мир глазами поэта, художника, музыканта; научиться сочинять и исполнять простейшие художественные произведения. В основе программы — освоение детьми художественных настроений, общих для всех эстетических явлений. Эмоционально-эстетическая культура не принужденно осваивается в простейших формах художественной деятельности, доступной практически каждому ребенку. Это ритмо-звуковые импровизации, цветовые импровизации и слоговые поэтические ритмы; в художественных играх ребенок осваивает творческие позиции автора, исполнителя и зрителя (слушателя). В программе предусмотрено параллельное обучение, как ребенка, так и педагога. Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов художественного воспитания, а также родителей.

Источник