Программа индивидуального сопровождения развития ребенка

                                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                       «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                                          Утверждаю: МДОУ

                                                                                                                        «Детский сад» с.Добровольское

                                                                                                                         ___________Дуйсенбенова И.С

                                                                                                               Составила:

                                                                       Ажигулова Жулдуз Темирбековна.                                    

Ф.И. ребенка:Дурткаринова Амина, Русских Данил, Косов Стас.

Вторая младшая группа.

Пояснительная записка: создание индивидуального маршрута ребенка основано на промежуточных результатах мониторинга и психологической диагностики.По итогам мониторинга у ребенка очень слабо развиты все познавательные процессы: слуховое восприятие, внимание, слуховая и зрительная память, мышление. Недостаточно сформированы все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм). Слабо сформированы элементарные математические представления и ориентировка в пространстве.

  Если ребенок  неоднократно будет  выполнять упражнения различного уровня сложности, закреплять и совершенствовать способы действия то уровень развития ребенка повысится.

Педагогу создавать ситуацию успеха, во время объяснения способов действий.

Ребенок овладеет речью как средством общения со взрослыми и сверстниками. Обогатится словарный запас, будет развита связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.                                                              

                                                             Индивидуальный  образовательный маршрут.

Образовательные области

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные дидактические задачи (по программе)

Дидактические игры и упражнения

Социально-коммуникативная

Затрудняется  игр. действий с воображаемыми предметами. Не принимает на себя роль в игре. Однообразны ролевые действия, отсутствуют ролевые высказывания. Содержательность и длительность ролевых высказываний, наличие ролевых бесед однообразны.

Не имеет представление об основных функциях организма и частях тела и условиях его функционирования.

Не имеет представления о пользе движений для здоровья.

Не имеет представления о пользе витаминов, продуктах, в которых они содержатся.

1.Прививать культурно-гигиенические навыки и формировать  у детей привычку к ЗОЖ:

2.Формировать представления об особенностях своего организма, назначении отдельных органов (глаза, ухо, нос, ноги и т.д.), условиях их нормального функционирования.

3.Формировать понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье.

4.Создавать условия для свободной игры детей;

-внимательно и тактично наблюдать за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости как равноправный партнер;

-способствовать созданию условий для возникновения и развертывания игры детей;

-обогащать детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре; побуждать детей к развертыванию игры;

-в качестве непосредственных участников игры предлагать детям различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, игры с правилами) и игровых действий;

-помогать овладевать способами ролевого взаимодействия;

-приобщать детей к культуре взаимоотношений в игре;

Игр. упражнение:

«Покажи, как правильно чистить зубы».

«Семейные увлечения и хобби» (рассказы детей)

Игра  «Полезно – не полезно»

Игра  «Магазин игрушек»

Игра «Нас лечат врач и медсестра»,

Игра «Новоселье куклы»,

Игра «Дом в котором ты живешь»,

Игра «Зоопарк»,

Игра «Что надо для поездки»,

Игра «подбери груз для машины».

Игровые обучающие и проблемные  ситуации.

Игры – драматизации: «Перчатки»

Развитие речи.

Затруднения в умении правильно произносить звуки, в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук, в выборе предмета их двух с заданным звуком, в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.

Читайте также:  Заключение по нервно психическому развитию ребенка

1. Обогащение предметного словаря существительных по темам этого периода: овощи и фрукты, деревья, грибы, ягоды, сад, огород, человек, предметы за уходом тела, посуда, продукты питания.

2. Расширить словарь прилагательных и глаголов.

3. Образование существительных множественного числа от единственного.

4. Практическое употребление притяжательных прилагательных и местоимений мой, моя, моё в составе простого предложения.

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

6. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Ребенок – смотрит. Дети – смотрят.

 Игра «Угадай, когда это бывает? ».

Игра «Времена года» (Лото), игра «Времена года» (разрезные картинки).

Игра «Какой, какая, какие? ».

 Игра «Что он делает? ».

 Лото «Овощи и фрукты», домино «Овощи».

 Игра «Один — много» с мячом.

 Игра «Назови ласково» с мячом.

 Игра «Жадина» — моя машина, мой самовар, мое мороженное.

 Игра «Какой, какая, какие»

Познавательное развитие

(ФЦКМ)

Не имеет представление о предметах, не умеет выделять свойства и качество предметов, затруднены представления в классификации предметов, С помощью взрослого называет профессии, не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

 1.Расширять кругозор ребенка по теме «Осень»: труд взрослых осенью, овощи, фрукты, подготовка диких животных и птиц к зиме, подготовка природы к зиме.

2.Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим

признакам.

3.Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Помогать устанавливать связь между

назначением и строением, назначением и материалом предметов.

4.Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

5.Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской

местности с опорой на опыт детей.

6.Расширять представления о профессиях.

7.Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы

8.Расширять представления детей о некоторых

Игра «Подбери посуду правильно»

Игра «Найди пару»

Игра «Из чего сделано?»

Игра «Раздели предметы на группы»

Игра «Свойства»

Игра «Хитрые предметы»

Игра «Подбери картинку».

1. Развивать внимание, память, восприятие.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Развитие мышления.

 Игры: «Чего не бывает? » (картинки «Времена года»).

 Игры «Чем похожи? », «Что изменилось?».

 Игра «Чего не стало?».

 Игра «Сравни два предмета».

 Игра «Разрезные картинки» (разрезанные по вертикали, по горизонтали и по диагонали на 4 части).

 Учим и выполняем пальчиковую гимнастику по лексическим темам.

 Учить загадки, приметы, стихотворение к праздникам.

 Обводка по трафаретам предметов.

 Игра «Сгруппируй предметы по цвету»

 Игра «Сгруппируй предметы по форме»

 Игра «Сгруппируй предметы по размеру»

 Игра «Закончи предложение» —

Я пил молоко из … (чашки);

Я взял зонт, потому что … (идет дождь).

 Игра «Четвертый лишний».

 Игра «Что художник перепутал».

 Отгадай загадку.

Познавательное развитие (ФЭМП)

Затрудняется в  соотношении количество предметов, в сравнивании группы предметов, в  ориентировке в пространстве. Не сформированы

 временные представления. Не различает цвет и форму предметов.

1. Учить находить один, мало и много предметов; использовать их в речи.

2. Учить согласовывать числительное «один» и наречия «много», «мало»  с существительными в роде, числе и падеже.

3. Закрепляем цвет, форму и размер предметов.

4. Пространственная ориентировка на столе .

5. Временная ориентировка (утро — завтрак, день — обед, вечер — ужин).

6. Зрительное восприятие формы. Закреплять форму предметов: круг и квадрат.

7. Зрительное восприятие цвета. Закреплять название основных цветов.  

8. Зрительное соотнесение размера. Учить пользоваться в речи словами: «большой», «маленький», «одинаковые». Учить пользоваться в речи словами: «высокий», «низкий»,  «одинаковые».

Игра «Один и много».

 Игра «Найди в комнате много одинаковых предметов».

 Игра «Принеси несколько предметов».

Игра «Покажи, каких мало предметов».

 С/игра «Магазин».

 Игра «Найди карточки с одним  предметом и где много».

 Д/и «Чудесный мешочек».

 Составление бус из геометрических фигур одинакового цвета, чередуя их.

 Составление бус из геометрических фигур разного цвета.

 Составь бусы, меняя размер фигур от большого к маленькому или от маленького к большому.

 Игра «Цвет, форма».

 Игра «Разноцветное лото», лото «Цвет».

 Игра «Разложи овощи (фрукты, ягоды) по цвету».

 Игра «Назови красные (зеленые, желтые, синие) предметы».

 Игра «Разложи предметы (овощи, ягоды. фрукты) по форме.

 Игры: «Разложи фигуры по форме»; «Найди предметы круглой (квадратной) формы.

 Игры: «Найди в группе красные (синие) предметы».

Художественное-эстетическое развитие

Имеются затруднения :  в изображении предметов, в композиционном расположении. Не достаточно сформированы приемы вырезания круга из квадрата, овал из прямоугольника, не использует средства выразительности, не проявляет творчество.

1.Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.

2.Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

3.Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить

новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета.

4.Развивать умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

5.Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов

Продолжать формировать умение создавать декоративные

композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.

Лепка

1.Продолжать развивать интерес детей к лепке;

2.совершенствовать умение лепить из глины

(из пластилина, пластической массы).

3.Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих

группах.

4.Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором помощи стеки.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка образец заполнения

5.Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация

1.Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

2.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.

3. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем

длинных полос.

4.Развивать умение составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

5.Упражнять в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путем скругления углов, использовании этого приема изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.

6.Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм.

7.Формировать умение преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг —

на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т.д.).

8.Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

9.Поощрять проявления активности и творчества.

10.Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

Развитие детского творчества

1.Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

2.Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение,

эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3.Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как

основе развития творчества.

4.Развивать умение выделять и использовать средства вьгразительности в рисовании, лепке, аппликации.

5.Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

6.Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь.

7.Формировать умение проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Д/игры:

«Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету»

«Нарисуй картинку палочками», «Картина», «Волшебные картинки»

Игровые упражнения:

«Самолеты за облаками», «Трудные виражи», «Вниз по реке» , «Какой узор».

Игр.упр-е «Ощупай и слепи».

Игр.упр-е : «Режем прямо».

Д/и «Геометрическое лото»,

Лото «Цвет и форма»,

Д/и «Сделай узор»,

«Сложи узор», «Орнамент»

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Результаты индивидуального маршрута: Анализ результатов, проведенного мониторинга от 04.2018 г. показал результативность разработанного маршрута, в ходе которого были решены поставленные задачи, которые реализовывались непосредственно организованной деятельности, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в организации развивающей предметно-пространственной среды, а так же при участии родителей и воспитателей ДОУ, на протяжении всего учебного года. В результате проведенного мониторингового обследования данный ребенок, по всем образовательных областям, имеет средний уровень усвоения образовательных задач и познавательного развития.

Источник

ксения мартынова
Программа индивидуального сопровождения ребенка инвалида по зрению

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска

«Детский сад»

Согласовано:

Председатель ПМПк

БДОУ г. Омска «Детский сад ___ Согласовано:

Законный представитель ребенка

___/___/ Утверждена:

Заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад

___

Программа

Индивидуального сопровождения

ребенка с ОВЗ/ инвалидностью

Срок реализации: 2017- 2018учебный год

Ответственные за реализацию программы: педагог-психолог

г. Омск

Адресат данной программы:, дата рождения -.

Ребенок имеет статус ребенка- инвалида.

Выписка из ИПР: Воспитание и обучение по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушением зрения. В психологической помощи, оказываемой в образовательной организации не нуждается.

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением зрения. Создание специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Занятия с учителем-логопедом, психологом.

Рекомендации по психологическому сопровождению: занятия с педагогом-психологом

Рекомендации по логопедическому сопровождению: занятия с учителем-логопедом

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве. В большей степени страдает сенсомоторная сфера, в меньшей – интеллектуально-речевая. Особенности психического развития: познавательная активность соответствует возрастной норме, слабость ориентировочной деятельности, мелкой моторики.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями, в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение ребенка происходит в массовой группе детского сада.

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду;

2. Преодоление негативных особенностей когнитивной, эмоционально-личностной сфер, через включение ребенка в успешную деятельность.

3. Повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности.

4. Развитие высших психических функций, формирование способов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

5. Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.

6. Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, подготовку рекомендаций по оказанию ему психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Читайте также:  Развитие ребенка в дошкольном периоде

• консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данного ребенка, со всеми участниками образовательного процесса их родителями, педагогическими работниками.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

— Дискуссия, обсуждение, беседа;

— Наблюдение;

— Анкетирование, опрос;

— Консультирование;

— Методы групповой и индивидуальной работы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

— Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с нарушением зрительного анализатора, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

— Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений; релаксационные методы;

— Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии; игры с песком и водой

— Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

— Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г., итоговая диагностика (май 2018г., заседания ПМПк (установочное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул, ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.

Кадровое обеспечение:

Таблица 1.

Нагрузка исполнителей в развитии ребенка в часах

1 Педагог-психолог

2 Учитель-логопед

3 Родители

Сопровождение семьи (ориентировочно в часах)

Режим занятий:

Психологическое сопровождение осуществляется с 18 сентября 2017г. по 15 мая 2018г., в течение 30 учебных недель. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, длительностью 20 минут, в первой половине дня.

Логопедическое сопровождение___

___

___

___

Критерии оценки эффективности программы:

— повышение уровня теоретической и практической подготовки ребенка в соответствии с образовательной программой;

— повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

— социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

— Развитие функций общения, контроля своего поведения;

— развитие познавательной мотивации;

— развитие познавательных процессов;

— развитие самостоятельности и самоорганизации.

Циклограмма работы специалистов

Таблица 2.

п/п Мероприятие

(форма работы) Частота в месяц Итого часов

ПП УЛ В неделю В месяц

1 Коррекционно-развивающие занятия с ребенком 20’ 20’ 8 2 8

2 Консультирование родителей (сопровождение процесса занятия) 20’ 20’ 2 1 раз в две недели 2

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Таблица № 3.

Этап Содержание Сроки

Ответствен-ные

1этап

Диагнос-тический -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально — психологической карты семьи);

— установочное заседание ПМПк сентябрь 2017г. – октябрь 2017 г. Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель

2 этап

Реализа-ции програм-мы -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсужде-ние);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

— коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

ноябрь 2017г. -апрель 2018г. Педагог-психолог,

, учитель-логопед, воспитатель

3 этап

Анализа и коррек-ции -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

— мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

— итоговое заседание ПМПк май 2018 г. Педагог-психолог,

учитель-логопед, воспитатель.

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

Таблица 4

№/

№ Сроки Коли- чество

заня-

тий Содержание

деятельности Примеры используемых методик и упражнений

1. Сентябрь 3 Психолого-педагогическое обследование познавательного развития ребенка 4-5 лет по методике Е. А. Стребелевой «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др

2. Октябрь 3 Диагностика особенностей личностного развития Наблюдение за игровой деятельностью

4. Ноябрь 8 Развитие зрительного восприятия.

Развивать умение сличать контурные, силуэтные, реальные изображения; описывать предметы и находить их по описанию; составлять целое из частей. «Угадай животных», «Найди цветок для бабочки» «У кого большой мяч», «Найди такой же», «Сравни картинки», «Фигурные таблицы», «Составь целое» «Чья тень», «Собери картинку»и др.

5. Декабрь 8 Развитие осязания и мелкой моторики «Чудесный мешочек»,

«Прищепки», «Бусы», «Шнуровки», «Крышки», игры с песком и водой, и др.

6. Январь 4 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания) «Кого не стало», «Кто лишний», «Что я назвала», «Назови одним словом», и др.

7. Февраль 8 Развитие познавательных процессов (памяти, образного мышления, воображения, внимания)

8. Март 6 Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой регуляции поведения Настольные и роевые игры на расширение кругозора, игры с правилами на развитие самоконтроля. Игры с элементами психогимнастики.

9. Апрель 8 Развитие ориентировки в пространстве. Игры на ориентировку на своем теле, затем в пространстве

10. Май 4 Итоговая диагностика уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления) «Поиграй», «Коробка форм», «Собери и сложи матрешку», «Сложи разрезную картинку» и др

Содержательное планирование курса логопедического сопровождение

Таблица 6

№/

Сроки Коли- чество

заня-

тий Содержание

деятельности Примеры используемых методик и упражнений

Психолого-педагогическая коррекционно-развивающая работа с ребенком

Фамилия, имя: Литвинова Настя

месяц мероприятия дата выполнение

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Педагог-психолог___

Воспитательно-образовательная коррекционная работа с ребенком

Фамилия, имя Литвинова Настя

месяц мероприятия дата выполнение

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

Апрель

Май

Воспитатель___ группы №___ ___ (___)

Воспитатель___ группы №___ ___ (___)

Источник