Программа индивидуального речевого развития ребенка

Программа индивидуального речевого развития ребенка thumbnail

Юлия Петрова
Программа индивидуальной работы с ребенком дошкольного возраста «Развитие речи»

Актуальность программы

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания»

(Л. С. Выготский)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя — это развитие речи детей.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в РФ ориентирует работников дошкольного профиля при выборе задач и содержания работы не столько на приобретение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на открытие перед ними «науки жизни», которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства. В соответствии с образовательным стандартом до конца дошкольного периода ребенком должны быть усвоены литературные нормы и нормы культуры речи, культура общения на родном языке.

В конце учебного года на основе результатов диагностирования детей выяснилось, что у Ивана Ф. есть проблемы по развитию речи.

В связи с этой проблемой разработала программу индивидуальной работы с Иваном Ф. по развитию речи.

Цель

— создать условия для развития речи у ребёнка.

Задачи

— Расширение и уточнение словаря;

— совершенствования грамматического строя речи;

— привлечение внимания детей к собственной речи;

развитие речевого аппарата.

Содержание деятельности

1) Расширение и уточнение словаря:

— введение в активный словарь новых слов и понятий;

— реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций.

2) Развитие грамматического строя речи:

— формирование навыка согласования слов в словосочетании;

— формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково», форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

развитие умения употреблять предлоги в речи.

3) Работа над звуковой культурой речи:

развитие артикуляционного аппарата;

— знакомство со звуками русского языка.

4) Развитие связной речи:

— рассказывание о предмете;

— рассказывание о себе по вопросам педагога;

— рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми.

месяц Мероприятие: форма, название Задачи мероприятия Участники

сентябрь Предварительная педагогическая диагностика Проверить уровень сформированности речи у ребёнка

Ребёнок, воспитатель

октябрь Упражнение «Домик открывается-закрывается»

Беседа по картине с животными «Кто как кричит?» Развивать артикуляционную моторику

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки

ноябрь

Упражнение «Дождик»

Игра «Кап-кап и куп-куп» Развитие мелкой моторики

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

декабрь Упражнение «Подуем на горячую картошку»

«Как нам транспорт помогает» Развитие артикуляционной моторики

Побуждать рассказывать об изображенном на картинке

январь «Что бывает зимой?»

Игра «Что звучит в коробочке»

Развитие грамматического строя речи

Способствовать развитию слухового

восприятия, внимания, памяти

февраль Игра «Угадай игрушку»

«Мишка спрятался в берлоге» Развитие слухового

восприятия, внимания, памяти

Развитие грамматики

март Рассказы о своей семье

Рисование горизонтальных линий «Дорожка для Вани» Побуждать правильно отвечать на вопросы

Развитие графических навыков

апрель Педагогическая диагностика ребёнка Проанализировать результаты работы

Предполагаемые результаты

— расширен словарный запас у ребёнка;

— грамматический строй речи соответствует возрастным особенностям;

— динамическое развитие речевого аппарата.

Материально-техническое обеспечение

— игрушки;

Читайте также:  Функция игры с помощью которой корректируется личностное развитие ребенка

— дидактические игры;

— картины, демонстрационный и раздаточный материал;

— произведения художественной литературы;

— использование видеоматериалов (слайды, мультфильмы).

Список использованной литературы

— Диагностика речи дошкольников. В. Н. Макарова. — М., 2008.

— Занятия по развитию речи в детском саду. О. С. Нианова

Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1990.

— Хрестоматия для детей раннего возраста.

Источник

Индивидуальная программа речевого развития

Ф. И. ребенка: ____________

Сведения о ребёнке: ______________

Дата рождения: ___________________

Цели индивидуальной программы развития:

  • устранять дефектное звукопроизношение;

  • формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речи.

Задачи индивидуальной программы развития:

  • развитие словаря;

  • формирование и совершенствование грамматического строя речи;

  • развитие просодической стороны речи;

  • развитие мелкой моторики;

  • коррекция произносительной стороны речи;

  • развитие связной речи и речевого общения;

  • работа над слоговой структурой слова.

Система индивидуальных способов пед. воздействия:

  • упражнения;

  • обучение;

  • контроль и оценка;

Методы и приёмы, используемые в работе:

  • диагностические исследования;

  • беседа;

  • дыхательная гимнастика;

  • артикуляционная гимнастика;

  • пальчиковая гимнастика

Ответственный:

  • учитель-логопед

Участники реализации программы:

  • Учитель-логопед

  • Воспитатели группы

  • Специалисты ДОУ

  • Родители ребёнка

Предполагаемый результат:

Постановка сонорных звуков «Р», «Рь»

Систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся знания.

Закреплять правильное произношение звуков в связной речи.

Направления коррекционно-развивающей работы

Направление работы

Цель. Содержание работы

Формы совместной деятельности

1этап

Подготовительный

Подготовка ребёнка к коррекционной работе:

  • вызвать интерес к логопедическим занятиям;

  • развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и в специальных упражнениях в них;

  • формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

  • в процессе систематических тренировок вырабатывать владение комплексом пальчиковой гимнастики.

  • обратить внимание на напор воздушной струи;

  • упражнять в поднятии кончика языка вверх

  • индивидуальные занятия

  • индивидуально-подгрупповые занятия

  • тесное сотрудничество с родителями

  • консультации для родителей и воспитателей

2этап

Формирование произносительных умений и навыков

  1. Постановка звуков «Р», «Рь»

  2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах.

  3. Автоматизация звуков в словах.

  4. Автоматизация в предложениях.

  5. Дифференциация звуков.

  6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в играх)

____________

3этап

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения

Игра «Кто больше?»

Игра «Найди место звука в слове»

Игра «Где звук?»

Игра «Удочка» (Р – Л)

Игра «Хлопни в ладоши»

Игра «Красный – белый»

Игра «Логопедическая ромашка»

_____________

4этап

Систематические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале

Игра «Логопедическое лото»

Игра «Запомни слова»

Игра «Наведи порядок»

Игра «Найди ошибку»

Игра «Как называется цветок»

Игра «Четвёртый лишний»

_____________

5этап

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

Лексические и грамматические упражнения.

Нормализация просодической стороны речи.

Обучение рассказыванию по серии картин.

Развитие связной речи на примере скороговорок, чистоговорок со зрительной опорой.

Практическое применение Су-Джок терапии на индивидуальных занятиях.

Источник

Eлена Фурсова
Проект индивидуальной программы речевого развития ребенка

Участники проекта: воспитатели группы, педагоги специалисты, ребенок– 6 лет, родители.

Продолжительность проекта: три месяца (сентябрь-ноябрь)

Методы и приемы: Практический (упражнения,игры) Игровой (дидактические, словесные, подвижные, игры-драматизации) Словесный (рассказ, чтение, беседа, пояснение, объяснение, вопросы, указания Наглядный (наблюдение, показ картин, иллюстрации, показ рисунков, игрушек, показ образцов, открытки для рассматривания, альбомы)

Актуальность

Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения, закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению школе. На мой взгляд, в настоящее время тема развития речи как нельзя актуальна. Так как в последние годы замечается увеличение числа детей с дефектами речи и отсутствием связной, логически построенной речи (ОНР — 60%, ФФНР — 30%, дизартрия- 10%). В проекте я постараюсь раскрыть подходы к организации профилактической работы, развития фонематического восприятия у ребенка 6 лет через активное сотрудничество всех специалистов и родителей.

Читайте также:  Основные этапы речевого развития ребенка таблица

Педагогическая характеристика

воспитанника детского сада

I. Сведения о родителях

Мать: Ольга Н. М., 1985г. р., магазин «Бэхетле», продавец, среднее

(ФИО, год рождения, место работы, должность, образование)

Бытовые условия__отдельная квартира, отдельную комнату не имеет__

Состав семьи _4 взрослых, 1 ребенок___

Взаимоотношения в семье_частые конфликты, имел место распад семьи

Состояние здоровья родителей_наличие хронических заболеваний___

Язык общения в семье___русский___

Воспитание в семье: преимущественно занимаются воспитанием ребенка ба-бушка и тетя, большую часть времени ребенок проводит с тетей; принципы воспитания: со стороны дедушки, матери, тети — строгое, но требование безусловного выполнения просьб, решений старших отсутствует; со стороны бабушки — мягкое, уговоры, выполнение желаний ребенка; ребенок не наказывается, проводит свободное время со взрослыми, без взрослых во дворе не гуляет, друзей нет.

II. Сведения о ребенке

С какого времени посещает детский сад с 3 лет_

Физическое состояние ребенка удовлетворительное, группа здоровья 2.

Аппетит___нормальный___

Сон засыпает не сразу; спит беспокойно, чутко; просыпается легко, сразу

Частые жалобы __головные боли, повышенная потливость, плохо переносит жару, езду в транспорте, повышенная обидчивость, плаксивость, грызет ногти. _

Ребенок правша

Особенности личности У ребенка наблюдается отсутствие критичности к своему состоянию. Ребенок склонен к раздражительности, колебаниям настроения, беспокойный, суетливый, часто проявляет грубость, непослушание. Характерны замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, стеснительность. Ребенок склонен к реакциям истероидного типа.

Особенности общения и межличностных отношений При выборе партнеров по общению не имеет осознанного мотива выбора. Особенности отношения к взрослому: характерна отрицательная установка на педагогическое воздействие взрослого. Часто нарушает порядок, дисциплину, не любит соблюдать установленные нормы. Родители жалуются на непослушание. Усвоив по отношению к себе порицающее отношение, ребенок отвечает равнодушием или негативизмом. Утомляется от физических нагрузок, от общения, при умственных нагрузках. При утомлении нарушается внимание, появляется головная боль, появляется раздражительность,малейшая перемена в окружающей обстановке (неожи-данный звук, новое лицо, вещь) сразу же привлекает его внимание. В заданиях ориентируется быстро. Интерес к занятиям проявляет. Ребенок недостаточно критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий. Принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений. Своевременно усваивает программный материал по некоторым видам учебной деятельности: легче дается развитие речи, математика; вызывает наибольшие трудности изодеятельность. На физкультурных и музыкальных занятиях страдает качество выполнения движений. Может организовать сюжетно-ролевую игру, себе отводит роль ведущего. Предпочитает подвижные игры с товарищами. Конфликтные ситуации в игре решает путем применения силовых методов, жалуется взрослому. Один играть не любит. Активный на прогулке; не сформированы навыки самообслуживания (не умеет шнуровать ботинки); в одежде неопрятный. В процессе приема пищи не поперхивается, но тщательно не прожевывает, и ест быстро. Столовые приборы держит неправильно. Пространственные представления нарушены (ориентация в схеме собственного тела, на листе бумаги).Когда слушает сказку или рассказ, сильно захватывается образами, волнуется, переживает. Запоминает медленно. Речевой материал помнит, но неточно воспроизводит. Рисунки неоригинальны и несодержательны по замыслу и по выполнению, однообразны. В средней группе использовал только темные краски. Навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования слабые, т. к. нарушена мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Цель:

Создание модели для проведения профилактической работы речевого развития детей основанной на интеграции специалистов и взаимодействии с семьёй.

Задачи:

— Способствовать развитию восприятия через использование многогранных возможностей игр на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО и воспитателя с ребёнком в коррекционной развивающей среде: логопедической группе.

— Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка — логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками.

— Воспитывать внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво.

Ожидаемый результат:

— Предполагаю, что, работая в данном направлении можно облегчить тяжесть речевой патологии у детей с более глубоким нарушением речевой системы

Читайте также:  Как обучать ребенка с задержкой развития

— Надеюсь на положительный результат сотрудничества с родителями: повышение уровня компетенции родителей в данном направлении, желание принимать активное участие в воспитании и образовании детей.

— Повышение своего личностного потенциала и уровня профессионального мастерства в овладении вариативными формами коррекционной работы.

Практическая значимость

1. Проект будет обсужден и представлен на методическом объединении

2. Проект программы может быть использован в других ДОУ

3. Методические пособия, брошюры изданные в ходе реализации проекта, будут рекомендованы для работы в других детских садах.

Источник

Евгения Иванова
Индивидуальная программа для ребенка с отставанием речи

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребенка трех лет с отставанием в развитии речи.

Проблема с речью у младших дошкольников комплексная, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языка. Таким образом, я разработала индивидуальную коррекционную программу для ребенка с отставанием речи, посредством художественной литературы. Данная программа рассчитана на три месяца. Ребенок 3 лет, Шевелев Дмитрий.

Этапы реализации программы:

1. Этап наблюдения (На данном этапе из группы детей выявила ребенка с отставанием речи)

2. Диагностика.

По результатам диагностики выявились следующие проблемы у ребенка.

-говорит непонятно;

-не может составить предложение из трех слов

-говорит очень медленно, глотает окончания

-у малыша трудность с жевательным рефлексом, он часто давится

-говорит только фразами из мультфильмов, сказок.

3. Этап конструирования. На данном этапе я разработала трехмесячную программу индивидуальных занятий с ребенком.

4. Этап реализации программы.

План программы

Программа рассчитана на три месяца, одно индивидуальное занятие в неделю, всего12 занятий. Занятия проводятся во второй половине дня, протяженность одного занятия – 20 минут

Месяц Тема занятий Цели

Октябрь 1. Знакомство с потешкой «Наши уточки сутра»

2. Заучивание и обыгрывание потешки «Наши уточки с утра»

3. Подвижная игра «Большие ноги шли по дороге».

4. Знакомство с потешкой «Ладушки-ладушки», заучивание потешки 1. Развитие памяти

2. Правильное произношение звуков

3. Обогащение словарного запаса

1. Развитие связной речи

2. развивать умение описывать объект

3. Развитие памяти

4. Обогащение словарного запаса

1. Воспитывать звуковую культуру речи

2. Формирование понимания значения слова.

3. Учить словоизменению, словообразованию

1. Развитие моторики

2. развитие памяти

3. Побуждать повторять потешку за воспитателем

4. Обогащение словарного запаса

Ноябрь 1. Знакомство со сказкой «Репка»

2. Обыгрывание сказки «Репка»

3. Цикл стихотворений А. Барто

4. Повторение заученных потешек 1. Воспитание звуковой культуры речи

2. Помочь понять ребенку, что слова нужно произносить правильно и внятно

3. формирование грамматического строя речи

1. Помогать эмоционально и активно обыгрывать сказку

2. учить точно отвечать на вопросы

3. Развивать творческую инициативу

1. Вызвать желание рассказывать наизусть знакомые стихотворения

2. Формировать положительное отношение к поэзии

3. Развитие памяти

4. Учить выражать эмоции при рассказывании стихов

1. Развитие памяти

2. Развитие связной речи

3. Правильное и четкое проговаривание звуков

Декабрь 1. Заучивание потешки «Курочка-рябушечка»

2. Знакомство со сказкой «Маша и медвель»

3. Обсуждение с ребенком сказки «маша и медведь»

4. Знакомство со сказкой К. Чуковского «Цыпленок»

1. Учить правильно произносить звук {р}

2. развитие памяти

3. Закладывание основ дальнейшего поэтического слова

4. обогащение словарного запаса ребенка

1. Помогать эмоционально воспринимать сказку

2. Вызвать желание отвечать на вопросы

3. Обогащение словарного запаса

1. Формировать язык детей

2. Обогащать содержание детского рассказа наблюдениями окружающей действительности

3. Помогать находить нужные слова, правильно строить предложение.

4. Учить соединять предложения в определенной последовательности

1. Помочь подобрать определения к заданному слову

2. Найти средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой

Работа с родителями

1. Памятка «Как учить стихи».

2. Консультация «Что читать ребенку дома».

3. Подготовить папку «Повторяйте вместе с нами».

Источник