Программа индивидуального развития ребенка 6 лет по развитию речи

Программа индивидуального развития ребенка 6 лет по развитию речи thumbnail

Людмила Буравцева
Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию 6–7 лет

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы

по разделу программы «Речевое развитие»

Цель: Развитие всех компонентов устной речи, познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.

Задачи:

— Активизация смысловой стороны речи.

— Понимания речи.

— Формирование словаря.

— Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи (монологической и диалогической).

— Усилие контроля над собственной речью.

— Формирование звуковой культуры речи, знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.

Фамилия Имя ребенка:

Организация занятий: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Опорный источник:

Бизикова О. А. «Материал к планированию работы по развитию грамматического компонента речи у дошкольников: игры и упражнения для реализации задач примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7лет

Селеверстов В. И Игры в логопедической работе с детьми. М., 1974

Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

Ткаченко, Т. А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие.

Володина В. С «Альбом по развитию речи»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Этапы работы Направления работы Коррекционно-речевые задачи Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

(октябрь) Сенсорное развитие

1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.

1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций 1. развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. 1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки. 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

9. Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков 1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. 1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Основной этап Коррекция звукопроизношения

1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи. 1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы биоэнергопластики

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов. 1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте 1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.

3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами. 1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля, в конце слова (пила, в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

Читайте также:  Пошел 3 месяц ребенку все про развитие

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударнозо слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.

Развитие словаря 1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

2. Упражнять в словоизменении.

3. Упражнять в словообразовании. 1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.

4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами.

6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.

7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи-тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи 1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)

2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.

3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.

4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

3. Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

6. Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

10. Согласование числительных два и пять с существительными.

11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)

13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Читайте также:  Уровень развития ребенка по фэмп

4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

составленному плану.

Источник

Индивидуальная программа развития речи дошкольника с ОВЗ
на 2017 – 2018 учебный год

Ф.И. ребенка: ______________________________________________________ Дата рождения:___ ___ 20___ г..Заключение ПМПК: ______________________

Цель программы: Устранение нарушений речи посредством специального коррекционно-развивающего обучения.
Задачи: Развитие понимания речи.
Развитие мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Формирование правильного звукопроизношения
Развитие фонематических процессов
Развитие артикуляционной моторики
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Коррекция слоговой структуры слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; Развитие мышления, счётных операций
Срок реализации индивидуальной программы сопровождения – _________________

Содержание работы:
Сентябрь – декабрь
Развитие понимания речи
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь.
Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков. (Использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов. Важным условием является многократность повторений в различных наглядных ситуациях)
Формировать понимание обобщающего значения слов.
Готовить к овладению диалогической и монологической речью.
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Познакомить с речевыми органами, которые находятся во рту.
Совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Подготовка к постановке звуков «Основной комплекс»
Развитие речевого дыхания
Учить длительному, плавному выдоху, не надувая щёк, не поднимая плеч.
Усложнение: потом во время выдоха высунуть язык «лопаточкой».
Развитие мелкой моторики
Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Помещение детского сада», «Игрушки», «Золотая осень», «Овощи», «Одежда», «Фрукты», «Обувь», «Профессии людей», «Посуда», «Поздняя осень», «Продукты питания», «Зима», «Новый год».
Работа над слоговой структурой слов
Учить называть слова одно -, двух -, трёхсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, бумага) .
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами – ик, — к (домик, ручка)
2. Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевлённости/неодушевлённости.
3. Учить подбирать определения к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? Какой по форме) подбор определений (вопрос: какой по величине) .
4. Учить навыку согласования местоимений «мой», «моя» с существительными.
5. Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идёт. Вова стоит) .
6. Практическое усвоение родительного падежа существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У.
7. Упражнение в образовании приставочных глаголов.
Развитие связной речи.
1. Закреплять навык составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что? ».
2. Учить запоминать короткие двустишия и потешки.
3. Формировать навык ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты)
4. Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Можно взять) .
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Закреплять умение заканчивать предложение, начатое логопедом.
7. Формировать навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они) .
8. Учить составлять первые простые рассказы из двух – трёх предложений (по вопросному плану) .
Совершенствование психологической базы речи: расширение объема зрительной и слуховой памяти; развитие мышления

Развивать внимание и память с помощью игр: «Хлопни в ладоши», «Что изменилось? », «Чего не стало? », «День – ночь», «Запомни, повтори», «Чьи это детёныши? »

Развивать мышление с помощью игр: «Что лишнее? », загадки, «Разложи картинки: что сначала, что потом», «Противоположности», «Подбери по смыслу», «Лото», мозаики, конструктор, «Собери картинку», «Времена года», «Геометрические формы», «Что перепутал художник? », «Найди одинаковые узоры».

Развивать счётные операции с помощью игровых упражнений и книжек с цифрами.

Январь – июнь
Развитие артикуляционной моторики: артикуляционные упражнения.
Продолжать совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щёк.
Дополнительные упражнения: «Толстячок», «Худышка», «Фокус», «Моторчик», «Перекати шарик», «Бублик»
Развитие речевого дыхания
1. Учить длительному, плавному, сильному выдоху с высунутым языком в виде «трубочки», не надувая щёк, не поднимая плеч.
2. Учить сильному выдоху с высунутым языком в форме «чашечки», примыкающей к верхней губе, не поднимая плеч.
Развитие мелкой моторики
1. Продолжать развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексической теме.
2. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр: мозаика, «Волшебные верёвочки», «Шнуровка».
Формирование правильного звукопроизношения
Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи.
Вызывать отсутствующие шипящие звуки.
Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
Развитие фонематических процессов
1. Узнавание неречевых звуков (упражнения №1 — №5 по методике Ткаченко Т. А.) . Различение речевых и неречевых звуков. Определение источник а звука.
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (упражнения № 6 — № 10 по методике Ткаченко Т. А.)
3. Различение слов, близких по звуковому составу (упражнения № 11 — № 23 по методике Ткаченко Т. А.)
4. Дифференциация слогов:
— воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога,
— воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками,
— воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками, — воспроизведение слоговых сочетаний со стечением согласных звуков (та – кта, по – пто и т. д.)
Уточнение, обогащение словаря по лексическим темам.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам: «Части тела», «Головные уборы», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши», «Зимующие птицы», «День защитника отечества», «Начало весны», «8 Марта», «Перелётные птицы», «Мебель», «Весна», «Профессии», «Межсезонная одежда», «Труд людей весной», «Сад – огород», «Транспорт», «Лето».
Работа над слоговой структурой слов
1. Дифференцировать короткие и длинные слова.
2. Отхлопывать предложенный ритмический рисунок слова.
Совершенствование грамматического строя речи.
1. Учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
2. Учить распространять предложения путём введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений.
3. Употребление дательного падежа существительных в единственном числе.
4. Употребление творительного падежа существительных в единственном числе.
5. Знакомство с предлогом НА.
6. Знакомство с предлогом ПОД.
7. Дифференциация предлогов НА и ПОД.
8. Знакомство с предлогом В.
9. Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами. 10. Учить называть части предмета для определения целого (спинка- стул и т. д.) .
11. Упражнение в образовании относительных прилагательных (вопрос: какой по материалу).
12. Упражнение в употреблении предлогов В, НА, ПОД.
13. Учит подбирать слова к названному слову по ассоциативно – ситуативному принципу (санки – зима) .
14. Согласование прилагательного с существительным в роде.
15. Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед) .
16. Учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зелёный, черный) и наиболее распространённых материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.) .Развитие связной речи.
1. Закрепить навыки составления простых предложений по модели:»КТО? Что делает? Что? »; «Кто? Что делает? Чем? ».
2. Расширять объём предложений за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют.) .
3. Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу.
4. Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух – трёх – четырёх простых предложений (по картинному и вопросному плану) .
5. Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
6. Совершенствовать умения заканчивать одним- двумя словами предложение, начатое логопедом.

Читайте также:  Норма в развитии ребенка это в педагогике

Логопедическое обследование ребёнка: сентябрь, май.
Анализ результатов логопедической работы, согласно мониторингу динамики развития ребёнка.

Программно-методическое сопровождение:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 2-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Вторая младшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
5. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
6. Методы обследования речи детей. / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005.
7. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. –– М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 32 с
8. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации/Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М. : Дрофа, 2009.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. : Айрис – пресс, 2004.
10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/О. С. Яцель. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2006.

Источник