Программа индивидуального психолого социального развития ребенка

Программа индивидуального психолого социального развития ребенка thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого

Рассмотрено:                                                                           Утверждаю:

На педагогическом совете                                                    Директор МБОУ НОШ № 2г.Охи

                                                                                                 им. Г.Г.Светецкого

Протокол №___________                                                       _______________ Е.В.Финенко

от «____»_________2019 г.                                                   от «__»______________2019г.

Коррекционно-развивающая программа

индивидуального психологического сопровождения

«Развитие познавательных способностей»

начальное общее образование

1 класс

срок реализации 1 года

составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК, на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, программы курса «120 уроков психологического развития школьников» Н.П.Локаловой

педагогом-психологом Архиповой Еленой Витальевной

2019

Пояснительная записка

  1. Коррекционная  образовательная программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена на основе курса «Развитие познавательных спосоюбностей» Н.П.Локаловой,  по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК.
  2.  Учащийся обучается в 1 в классе в соответствии с заключением ПМПК: «нуждается в коррекционных занятиях с психологом». При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития. 

 1.3 Цель: познавательно-личностное развитие обучающегося : развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтролю, формирование словесно-логического понятийного мышления, формирование  навыков социального взаимодействия, развитие произвольности (помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), формирование нормативных лексико-грамматических норм языка,внутреннего плана действий

Задачи:

  • развивать познавательные способности;
  • развивать общеучебные умения и навыки;
  • сформировать представление о приемах и способах выполнения различных умственных действий;
  • формировать навыки социального взаимодействия;
  • формировать навыки саморегуляции.

1.3 Программа рассчитана на 30 часов по 1 занятию в неделю. Длительность занятия – 25 – 30 минут.

1.4 Срок реализации программы – 1 год.

1.5 Форма проведения – индивидуальное  занятие. Структура каждого занятия включает в себя вводную часть (создание положительного настроя, стимулирование умственной деятельности), основную (задания для развития познавательных структур) и заключительной ( подведение итогов занятия).

Формы и методы работы:

  • физические упражнения для улучшения мозговой деятельности;
  • элементы тренинга;
  • занимательные задания;
  • упражнения на развитие познавательных процессов;

1.6 Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития конституционального происхождения)

Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.

1.7 Психологическая характеристика обучающегося  (1а класс)

В результате психологического обследования у обучающегося выявлено:

Общий осведомительный уровень — снижен

Моторная ловкость – низкий уровень сформированности

Характеристика деятельности:

Мотивация: преобладает игровая мотивация;

Критичность: снижена;

Работоспособность: низкая;

Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;

Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость.

Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным;

Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме;

анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;

Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.

Эмоционально- волевая сфера: низкий уровень развития произвольности и самоконтроля.

Психологическое заключение: уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.

2 Календарно-тематическое планирование

Тема, развиваемые психические процессы

Методики и задания

Дата

1

Мышление (гибкость)

Саморегуляция

Заселение дома

2

Мышление(установление закономерностей)

Развитие коммуникативных способностей

Найди фигуры

3

Память зрительная

Внимание

Точно такие

4

Мышление (анализ)

Саморегуляция

Раскрашивание фигур

5

Пространственные представления

Внимание

Шарики в трубочке

6

Память слуховая

Развитие навыков социального взаимодествия

Повтори и добавь

7

Память зрительная

Внимание

Найди образец

8

Мышление (выделение существенного)

Самоконтроль

Выбери главное

9

Мышление (анализ)

Саморегуляция

Найди треугольник

10

Ощущения слуховые

Развитие навыков произвольности

Шумящие коробочки

11

Мышление (анализ и синтез)

Внимание

Отгадай слова

12

Ощущения осязательные

Саморегуляция

Шершавые дощечки

13

Память опосредованная

Внимание

Подбери картинку

14

Мышление (установление закономерностей)

Самоконтроль

Найди фигуры

15

Ощущения слуховые

Развитие навыков коммуникации

Шумящие коробочки

16

Внимание (устойчивость)

Развитие навыков кооперации

Крестики, точки

17

Мышление наглядно-образное

Внимание

Раздели квадрат

18

Ощущения осязательные

Саморегуляция

Тяжелые коробочки

19

Память опосредованная

Равитие волевой сферы

Подбери картинку

20

Внимание(распределение)

Развитие волевой сферы

Делаем вместе

21

Мышление(сравнение)

Саморегуляция

Найди отличающиеся

22

Память опосредованная

Саморегуляция

Зашифруй предложение

23

Мышление наглядно-образное

Развитие волевой сферы

Ленточки

24

Память вербальная

Развитие коммуникативных навыков

Найди слова

25

Пространственные представления

Внимание

Что изменилось?

26

Мышление (анализ)

Саморегуляция

Дорисуй рисунок

27

Мышление(синтез)

Самоконтроль

Что здесь изображено?

28

Мышление (анализ)

Внимание

Найди футболистов в одинаковой форме

29

Ощущения осязательные

Развитие коммуникативных навыков

Шершавые дощечки

30

Память опосредованная

саморегуляция

Зашифруй предложения

31

Пространственные представления

Внимание

Что изменилось?

32

Пространственные представления

Внимание

Раздели квадрат

33

Память опосредованная

Саморегуляция

Зашифруй предложения

34

Мышление (анализ)

Внимание

Дорисуй рисунок

35

Внимание(распределение)

Развитие волевой сферы

Делаем вместе

36

Внимание(распределение)

Развитие волевой сферы

Делаем вместе

3.Планируемые результаты

Предполагается, что у обучающегося, прошедших курс обучения, должны произойти изменения

3. 1. В когнитивной сфере

 Он должны уметь:

  • контролировать выполнение одновременно двух или больше действий;
  • уметь расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них свойства, устанавливать связи и отношения;
  • уметь определять соотношение конкретных и общих понятий: «род – вид», «причина – следствие», «целое – частное»;
  • у учащихся должны быть сформированы элементарные логические операции;

3.2. В мотивационно-личностной сфере

У него должны быть сформированы:

  • адекватная самооценка;
  • положительное отношение к школе и учению;
  • самосознание и самоконтроль;
  • познавательная активность;
  • снизиться тревожность и необоснованное беспокойство;

4. Формы текущего контроля

  • беседа, наблюдение;
  • выполнение тестовых заданий, диагностика;

5. Литература

1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. / психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов. – М.: «Ось -89», 2006

Источник

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Цель:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, психологического, духовно-нравственного, интеллектуального)

  • Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем

  • Защита ребенка в его жизненном пространстве

Задачи:

  • Защита и охрана прав детей

  • Выявление потребностей в различных видах социальной помощи

  • Оказание социально-психологической поддержки учащимся «группы риска», а также их родителям

  • Оказание помощи в социализации личности учащегося

  • Обеспечение необходимой информацией, консультацией; медицинскими, социально-бытовыми, психологическими, юридическими и другими видами услуг, при необходимости – направлять в другие профилактические службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов семьи

  • Привлечение различных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей

Проблемы:

  • Снижение общего культурного и социального уровня населения

  • Высокий процент малоимущих и неблагополучных семей

  • Отсутствие нормальных бытовых условий у большинства семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных и частично благоустроенных домах)

  • Низкий уровень общей культуры в микросоциуме семьи

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

Социальная и образовательная деятельность в настоящее время направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания психолого-социальной помощи детям и подросткам требует новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска».

В понятие «группа риска» включаются следующие категории детей и подростков: педагогически запущенные; интеллектуально пассивные; с общим отставанием в учении; дезадаптированные; с девиантным и делинквентным поведением; сироты; дети-инвалиды, дети подверженные жестокому обращению; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети с ограниченными возможностями здоровья и дети из неблагополучных семей.

Стратегические направления в области социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся в школе-интернате:

  • Исследования с целью выявления социальных и личностных поблеем детей всех возрастов

  • Защита прав ребенка

  • Социальное и психологическое консультирование родителей и педагогов

  • Социально-психологическая профилактика, коррекция и реабилитация

  • Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков

  • Организационно-методическая деятельность

Для успешной реализации поставленных программой задач, необходимо обеспечить:

  • Постоянное обновление банка данных учащихся и их семей

  • Улучшение средств и методов организации работы на всех уровнях управления в образовательном учреждении

  • Улучшение условий труда и учебы, профилактические работы по предупреждению негативных результатов у дутей «группы риска»

Стрежнем данной программы является социально-психологическая деятельность, которая позволяет объединить усилия педагогов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостное представление индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

Социальный и психолого-педагогический эффект от выполнения программы:

  • дети «группы риска» являются предпочитаемыми и принятыми в коллективе сверстников

  • имеют положительную динамику в социальной адаптации

  • имеют достаточный уровень учебной мотивации

  • способны адекватно оценить результат своей деятельности и свои возможности

  • прилагают усилия к успешному обучению

  • не пропускают занятия без уважительной причины

Срок реализации программы: 1 год

Ожидаемые результаты:

  • контроль безнадзорных детей и подростков

  • снижение уровня правонарушений среди учащихся школы-интерната

  • повышение культурного и духовно-нравственного уровня учащихся

  • обеспечение занятости учащихся во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении

  • снижение социальной напряженности и психологического дискомфорта в семьях учащихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЙ

Цель:

  • оказание психолого-педагогической помощи в социализации и социальной адаптации личности, устранение и профилактика конфликтных ситуаций

  • удовлетворение различных социальных потребностей детей-сирот

Задачи:

  • защита и охрана прав детства

  • оказание помощи в социализации личности

  • привлечение различных организаций к решению вопросов социального облуживания детей-сирот

ДИАГНОСТИКА

Ответственный

1

Диагностика уровня учебной мотивации

(октябрь)

Выявление позиции школьника

Педагог-психолог

2

Определение уровня словесно-логического мышления учащихся 4-7 классов

(ноябрь)

Структура интеллекта

Педагог-психолог

3

Формирование приемов учебной деятельности учащихся 4 класса

(январь)

Готовность к успешному обучению в среднем звене

Педагог-психолог

4

Диагностика межличностных особенностей учащихся

— изучение референтных отношений в классе (7-9 классы)

— социометрическое исследование (1-9 классы), выявление лидерства в классном коллективе

— изучение сплоченности и психологического климата школьного класса (4-9 классы)

(февраль)

Положение ребенка-сироты в коллективе класса

Педагог-психолог

Социальный педагог

5

Диагностика личностных особенностей уч-ся:

— изучение самооценки личности подростка

— определение уровня тревожности старшеклассников

(март)

Помощь в социальной адаптации

Педагог-психолог

6

Диагностика способностей и профессиональной ориентации уч-ся 8, 9-ых классов (личностные качества, профессиональный выбор, карта предпочтений и интересов)

(октябрь-май)

Профессиональное самоопределение учащихся

Педагог-психолог Социальный педагог

СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Зам. директора УВР

Социальный педагог

6

Реабилитационная программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В течение года

Педагог-психолог

Социальный педагог

7

Занятость детей в кружках и секциях

Сентябрь

Зам. директора УВР

Педагог доп. образ.

8

Беседы, классные часы согласно тематическим неделям

В течение года

Классный руководитель

воспитатель

9

Групповые занятия по теме: «Формирование образа семьи у детей-сирот»

Октябрь — декабрь

Педагог-психолог

Социальный педагог

10

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми-сиротами»

В течение года

Педагог-психолог

Социальный педагог

11

Тренинг толерантности

«Учусь понимать себя» (6-7 классы)

Ноябрь

Педагог-психолог

12

Тренинг по межличностному взаимодействию «Друг в беде не бросит» (1, 4 классы)

Февраль

Педагог-психолог

13

Психологический портрет учащихся

(3 класс)

Март

Педагог-психолог

14

Тренинг общения «Учусь понимать других» (8-9 классы)

Апрель

Педагог-психолог

15

Тренинги, направленные на коррекцию когнитивных процессов в учебной деятельности:

упражнения на развитие мышления

упражнение на развитие памяти

упражнения на развитие внимания

Декабрь

Психолог

Воспитатели

16

Игры, направленные на развитие интеллектуально-познавательной сферы:

коррекция (или) развитие вербально понятийной сферы

коррекция (или) развитие мыслительной деятельности в работе со знаково-счетным материалом

коррекция (или) развитие наглядно-образной сферы

В течение года

Психолог

Воспитатели

17

Анализ результатов и выработка рекомендаций

Май

Педагог-психолог

Социальный педагог

18

Консультации специалистов СПС школы-интерната для педагогов

В течение года

Педагог-психолог

Социальный педагог

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

Цель:

  • коррекция детско-родительских отношений

  • выявление наиболее острых проблем в семье

  • помощь в процессе обучения и воспитания

Задачи:

  • защита и охрана прав детства

  • оказание помощи семьям с острыми проблемами

  • обеспечение необходимой информацией, консультирование, психологические и другие виды услуг

  • оказание помощи обучающимся в процессе социализации личности

  • привлечение различных организаций к решению вопросов социально обслуживания семей и детей с острыми проблемами

основные направления программы:

  • оказание социальной и психолого-педагогической помощи семьям, не выполняющим обязанности по воспитанию и обучению

  • определение и по мере возможности устранение причины не выполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей

ДИАГНОСТИКА

Ответственный

1

Диагностика семьи учащегося «группы риска» (наблюдение, беседа, посещение семей)

(сентябрь, в течение года)

Выявление дисфункциональных семей

Социальный педагог

Педагог-психолог

2

Проективная методика «Моя семья», «Семья животных»

(октябрь, май)

Распределение ролей в семье, межличностные связи

Педагог-психолог

3

Тест детско-родительских отношений по методике Рене-Жиля

(февраль)

Определить степень психофизического комфорта и дискомфорта

Педагог-психолог

4

Анкетирование учащихся

(март)

Эмоциональное самочувствие ребенка в семье

Социальный педагог

5

Анкетирование родителей

(февраль)

Межличностные отношения в семье

Социальный педагог

СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Ответственный

1

Составление социального паспорта каждого класса с целью выявления дисфункциональных семей

Сентябрь

Социальный педагог

Классный руководитель

Воспитатели

2

Посещение семей с целью определения психологического климата в семье, решения возникающих проблем

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классный руководитель

Инспекторы ОДН, КДН

3

Подача документов в ОДН, КДН по дисфункциональным семьям

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

4

Контроль за посещением школы детей из неблагополучных семей

В течение года

Зам. директора по УВР

Социальный педагог

Педагог-психолог

5

Вовлечение детей в систему дополнительного образования

В течение года

Педагог дополнительного образования

6

Организация родительского всеобуча в форме индивидуального консультирования

В течение года

Администрация

7

Беседы с родителями по вопросу охраны и укреплению здоровья детей, формированию ЗОЖ:

«Психологические особенности учащихся среднего звена»

«Психологические особенности старшего подростка»

Октябрь-ноябрь

Специалисты СПС

Классные руководители

воспитатели

8

Оказание консультативной помощи родителям по вопросу оформления документов

В течение года

Социальный педагог

9

Отслеживание обучаемости и успеваемости (всеобуч)

В течение года

Зам. директора по УВР

Социальный педагог

10

Тренинг межличностного взаимодействия «Учусь понимать себя и других людей» с детьми из дисфункциональных семей

Февраль-март

Педагог-психолог

11

Выработка рекомендаций и консультирование педагогов, в классах которых имеются дисфункциональные семьи

В течение года

Специалисты СПС

12

Выработка рекомендаций и консультирование родителей и лиц, их заменяющих по вопросу обучения и воспитания детей и подростков

В течение года

Специалисты СПС

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по коррекции поведения детей «группы риска»

Цель:

1.     Коррекция поведения

2.     Снятие страхов

3.     Снижение агрессии 

Задачи:

1.     Защита и охрана прав детей

2.     Участие в профилактике безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних

3.     Содействие повышенного нравственного воспитательного потенциала и общей культуры детей с девиантным поведением.

Основные направления программы:

1.     Диагностические исследования

2.     Выяснение, устранение или коррекция конкретных причин и условия девиантного поведения несовершеннолетних.

3.     Педагогическая помощь и поддержка педагогов

ДИАГНОСТИКА

Ответственный

1

Тест: Агрессия А. Басс, И А. Дарки А.К. Осницкий

Адаптированный

(ноябрь)

Определить показатели и формы агрессии

Педагог-психолог

2

Оценка настроения

Прохоров А.

(декабрь)

Определить шкалу проявлений тревоги

Педагог-психолог

3

Анкета

«трудные» дети

(октябрь)

Выявить трудновоспитуемых в классе

Социальный педагог

4

Социометрическое исследование

(февраль)

Определить положение ребенка в классе

Педагог-психолог

Социальный педагог

5

Определение личностной и ситуативной тревожности учащихся «Группы риска»

(апрель)

Выявить учащихся с высоким уровнем тревожности

Педагог-психолог

СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Вид деятельности

Сроки

Ответственный

1

Составление списка трудновоспитуемых детей

Сентябрь

Социальный педагог

2

Уточнение списков ОДН и КДН и ЗП

сентябрь

Социальный педагог

3

Заполнение социальной карты

Октябрь

Социальный педагог 

4

Беседы с детьми

В течение года

Воспитатели  

5

Запись в кружки и секции

Сентябрь – октябрь

Зам.директора УВР

Педагог доп.образования

6

Посещение семей, совместно с ОДН

В течение года

Акты обследования

7

Подготовка документов в ОДН по вопросам воспитания и поведения

По мере необходимости

Письма характеристики

8

Контроль за посещением школы трудновоспитуемых детей

В течение года

Всеобуч

9

Отслеживание обучаемости и успеваемости (всеобуч)

Ежедневный контроль

В течение года

Справка

10

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование ЗОЖ

В течение года

Неделя ЗОЖ

Воспитатели

Педагог-психолог

11

Тренинг, направленный на правильное поведение в конфликтной ситуации, компромиссное поведение:

Март

Педагог-психолог

12

Работа с агрессивными детьми:

«Как научить ребенка контролировать свои эмоции?»

«Мир Эмоций»

В течение года

Педагог-психолог

13

Социально-правовые беседы с учащимися по теме «Мои права»

Январь

Социальный педагог

14

Игры, направленные на формирование компонентов психологической готовности к учебе:

моторика и координация движений

мелкая моторика рук

пространственная ориентация

познавательные процессы

В течение года

Педагог-психолог

15

Игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнении задания

Апрель

Педагог-психолог

Воспитатели

16

Консультирование педагогов, в классах которых имеются учащиеся «группы риска»

В течение года

Специалисты СПС

17

Консультирование родителей, имеющих учащиеся «группы риска»

В течение года

Специалисты СПС

18

Анализ результатов и выработка рекомендаций.

Май

Специалисты СПС

Источник