Программа индивидуального психолого социального развития ребенка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
Рассмотрено: Утверждаю:
На педагогическом совете Директор МБОУ НОШ № 2г.Охи
им. Г.Г.Светецкого
Протокол №___________ _______________ Е.В.Финенко
от «____»_________2019 г. от «__»______________2019г.
Коррекционно-развивающая программа
индивидуального психологического сопровождения
«Развитие познавательных способностей»
начальное общее образование
1 класс
срок реализации 1 года
составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК, на основе примерной адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, программы курса «120 уроков психологического развития школьников» Н.П.Локаловой
педагогом-психологом Архиповой Еленой Витальевной
2019
Пояснительная записка
- Коррекционная образовательная программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена на основе курса «Развитие познавательных спосоюбностей» Н.П.Локаловой, по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК.
- Учащийся обучается в 1 в классе в соответствии с заключением ПМПК: «нуждается в коррекционных занятиях с психологом». При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.
1.3 Цель: познавательно-личностное развитие обучающегося : развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтролю, формирование словесно-логического понятийного мышления, формирование навыков социального взаимодействия, развитие произвольности (помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), формирование нормативных лексико-грамматических норм языка,внутреннего плана действий
Задачи:
- развивать познавательные способности;
- развивать общеучебные умения и навыки;
- сформировать представление о приемах и способах выполнения различных умственных действий;
- формировать навыки социального взаимодействия;
- формировать навыки саморегуляции.
1.3 Программа рассчитана на 30 часов по 1 занятию в неделю. Длительность занятия – 25 – 30 минут.
1.4 Срок реализации программы – 1 год.
1.5 Форма проведения – индивидуальное занятие. Структура каждого занятия включает в себя вводную часть (создание положительного настроя, стимулирование умственной деятельности), основную (задания для развития познавательных структур) и заключительной ( подведение итогов занятия).
Формы и методы работы:
- физические упражнения для улучшения мозговой деятельности;
- элементы тренинга;
- занимательные задания;
- упражнения на развитие познавательных процессов;
1.6 Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития конституционального происхождения)
Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.
Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме. Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.
1.7 Психологическая характеристика обучающегося (1а класс)
В результате психологического обследования у обучающегося выявлено:
Общий осведомительный уровень — снижен
Моторная ловкость – низкий уровень сформированности
Характеристика деятельности:
Мотивация: преобладает игровая мотивация;
Критичность: снижена;
Работоспособность: низкая;
Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;
Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость.
Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным;
Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме;
анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;
Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.
Эмоционально- волевая сфера: низкий уровень развития произвольности и самоконтроля.
Психологическое заключение: уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.
2 Календарно-тематическое планирование
№ | Тема, развиваемые психические процессы | Методики и задания | Дата |
1 | Мышление (гибкость) Саморегуляция | Заселение дома | |
2 | Мышление(установление закономерностей) Развитие коммуникативных способностей | Найди фигуры | |
3 | Память зрительная Внимание | Точно такие | |
4 | Мышление (анализ) Саморегуляция | Раскрашивание фигур | |
5 | Пространственные представления Внимание | Шарики в трубочке | |
6 | Память слуховая Развитие навыков социального взаимодествия | Повтори и добавь | |
7 | Память зрительная Внимание | Найди образец | |
8 | Мышление (выделение существенного) Самоконтроль | Выбери главное | |
9 | Мышление (анализ) Саморегуляция | Найди треугольник | |
10 | Ощущения слуховые Развитие навыков произвольности | Шумящие коробочки | |
11 | Мышление (анализ и синтез) Внимание | Отгадай слова | |
12 | Ощущения осязательные Саморегуляция | Шершавые дощечки | |
13 | Память опосредованная Внимание | Подбери картинку | |
14 | Мышление (установление закономерностей) Самоконтроль | Найди фигуры | |
15 | Ощущения слуховые Развитие навыков коммуникации | Шумящие коробочки | |
16 | Внимание (устойчивость) Развитие навыков кооперации | Крестики, точки | |
17 | Мышление наглядно-образное Внимание | Раздели квадрат | |
18 | Ощущения осязательные Саморегуляция | Тяжелые коробочки | |
19 | Память опосредованная Равитие волевой сферы | Подбери картинку | |
20 | Внимание(распределение) Развитие волевой сферы | Делаем вместе | |
21 | Мышление(сравнение) Саморегуляция | Найди отличающиеся | |
22 | Память опосредованная Саморегуляция | Зашифруй предложение | |
23 | Мышление наглядно-образное Развитие волевой сферы | Ленточки | |
24 | Память вербальная Развитие коммуникативных навыков | Найди слова | |
25 | Пространственные представления Внимание | Что изменилось? | |
26 | Мышление (анализ) Саморегуляция | Дорисуй рисунок | |
27 | Мышление(синтез) Самоконтроль | Что здесь изображено? | |
28 | Мышление (анализ) Внимание | Найди футболистов в одинаковой форме | |
29 | Ощущения осязательные Развитие коммуникативных навыков | Шершавые дощечки | |
30 | Память опосредованная саморегуляция | Зашифруй предложения | |
31 | Пространственные представления Внимание | Что изменилось? | |
32 | Пространственные представления Внимание | Раздели квадрат | |
33 | Память опосредованная Саморегуляция | Зашифруй предложения | |
34 | Мышление (анализ) Внимание | Дорисуй рисунок | |
35 | Внимание(распределение) Развитие волевой сферы | Делаем вместе | |
36 | Внимание(распределение) Развитие волевой сферы | Делаем вместе |
3.Планируемые результаты
Предполагается, что у обучающегося, прошедших курс обучения, должны произойти изменения
3. 1. В когнитивной сфере
Он должны уметь:
- контролировать выполнение одновременно двух или больше действий;
- уметь расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них свойства, устанавливать связи и отношения;
- уметь определять соотношение конкретных и общих понятий: «род – вид», «причина – следствие», «целое – частное»;
- у учащихся должны быть сформированы элементарные логические операции;
3.2. В мотивационно-личностной сфере
У него должны быть сформированы:
- адекватная самооценка;
- положительное отношение к школе и учению;
- самосознание и самоконтроль;
- познавательная активность;
- снизиться тревожность и необоснованное беспокойство;
4. Формы текущего контроля
- беседа, наблюдение;
- выполнение тестовых заданий, диагностика;
5. Литература
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. / психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов. – М.: «Ось -89», 2006
Источник
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Цель:
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, психологического, духовно-нравственного, интеллектуального)
Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем
Защита ребенка в его жизненном пространстве
Задачи:
Защита и охрана прав детей
Выявление потребностей в различных видах социальной помощи
Оказание социально-психологической поддержки учащимся «группы риска», а также их родителям
Оказание помощи в социализации личности учащегося
Обеспечение необходимой информацией, консультацией; медицинскими, социально-бытовыми, психологическими, юридическими и другими видами услуг, при необходимости – направлять в другие профилактические службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов семьи
Привлечение различных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей и детей
Проблемы:
Снижение общего культурного и социального уровня населения
Высокий процент малоимущих и неблагополучных семей
Отсутствие нормальных бытовых условий у большинства семей учащихся школы (проживание в неблагоустроенных и частично благоустроенных домах)
Низкий уровень общей культуры в микросоциуме семьи
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»
Социальная и образовательная деятельность в настоящее время направлена на развитие, а при его затруднении, на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания психолого-социальной помощи детям и подросткам требует новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска».
В понятие «группа риска» включаются следующие категории детей и подростков: педагогически запущенные; интеллектуально пассивные; с общим отставанием в учении; дезадаптированные; с девиантным и делинквентным поведением; сироты; дети-инвалиды, дети подверженные жестокому обращению; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; дети с ограниченными возможностями здоровья и дети из неблагополучных семей.
Стратегические направления в области социальной и психолого-педагогической поддержки учащихся в школе-интернате:
Исследования с целью выявления социальных и личностных поблеем детей всех возрастов
Защита прав ребенка
Социальное и психологическое консультирование родителей и педагогов
Социально-психологическая профилактика, коррекция и реабилитация
Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков
Организационно-методическая деятельность
Для успешной реализации поставленных программой задач, необходимо обеспечить:
Постоянное обновление банка данных учащихся и их семей
Улучшение средств и методов организации работы на всех уровнях управления в образовательном учреждении
Улучшение условий труда и учебы, профилактические работы по предупреждению негативных результатов у дутей «группы риска»
Стрежнем данной программы является социально-психологическая деятельность, которая позволяет объединить усилия педагогов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостное представление индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.
Социальный и психолого-педагогический эффект от выполнения программы:
дети «группы риска» являются предпочитаемыми и принятыми в коллективе сверстников
имеют положительную динамику в социальной адаптации
имеют достаточный уровень учебной мотивации
способны адекватно оценить результат своей деятельности и свои возможности
прилагают усилия к успешному обучению
не пропускают занятия без уважительной причины
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты:
контроль безнадзорных детей и подростков
снижение уровня правонарушений среди учащихся школы-интерната
повышение культурного и духовно-нравственного уровня учащихся
обеспечение занятости учащихся во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении
снижение социальной напряженности и психологического дискомфорта в семьях учащихся
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЙ
Цель:
оказание психолого-педагогической помощи в социализации и социальной адаптации личности, устранение и профилактика конфликтных ситуаций
удовлетворение различных социальных потребностей детей-сирот
Задачи:
защита и охрана прав детства
оказание помощи в социализации личности
привлечение различных организаций к решению вопросов социального облуживания детей-сирот
ДИАГНОСТИКА
Ответственный
1
Диагностика уровня учебной мотивации
(октябрь)
Выявление позиции школьника
Педагог-психолог
2
Определение уровня словесно-логического мышления учащихся 4-7 классов
(ноябрь)
Структура интеллекта
Педагог-психолог
3
Формирование приемов учебной деятельности учащихся 4 класса
(январь)
Готовность к успешному обучению в среднем звене
Педагог-психолог
4
Диагностика межличностных особенностей учащихся
— изучение референтных отношений в классе (7-9 классы)
— социометрическое исследование (1-9 классы), выявление лидерства в классном коллективе
— изучение сплоченности и психологического климата школьного класса (4-9 классы)
(февраль)
Положение ребенка-сироты в коллективе класса
Педагог-психолог
Социальный педагог
5
Диагностика личностных особенностей уч-ся:
— изучение самооценки личности подростка
— определение уровня тревожности старшеклассников
(март)
Помощь в социальной адаптации
Педагог-психолог
6
Диагностика способностей и профессиональной ориентации уч-ся 8, 9-ых классов (личностные качества, профессиональный выбор, карта предпочтений и интересов)
(октябрь-май)
Профессиональное самоопределение учащихся
Педагог-психолог Социальный педагог
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Зам. директора УВР
Социальный педагог
6
Реабилитационная программа сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В течение года
Педагог-психолог
Социальный педагог
7
Занятость детей в кружках и секциях
Сентябрь
Зам. директора УВР
Педагог доп. образ.
8
Беседы, классные часы согласно тематическим неделям
В течение года
Классный руководитель
воспитатель
9
Групповые занятия по теме: «Формирование образа семьи у детей-сирот»
Октябрь — декабрь
Педагог-психолог
Социальный педагог
10
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми-сиротами»
В течение года
Педагог-психолог
Социальный педагог
11
Тренинг толерантности
«Учусь понимать себя» (6-7 классы)
Ноябрь
Педагог-психолог
12
Тренинг по межличностному взаимодействию «Друг в беде не бросит» (1, 4 классы)
Февраль
Педагог-психолог
13
Психологический портрет учащихся
(3 класс)
Март
Педагог-психолог
14
Тренинг общения «Учусь понимать других» (8-9 классы)
Апрель
Педагог-психолог
15
Тренинги, направленные на коррекцию когнитивных процессов в учебной деятельности:
упражнения на развитие мышления
упражнение на развитие памяти
упражнения на развитие внимания
Декабрь
Психолог
Воспитатели
16
Игры, направленные на развитие интеллектуально-познавательной сферы:
коррекция (или) развитие вербально понятийной сферы
коррекция (или) развитие мыслительной деятельности в работе со знаково-счетным материалом
коррекция (или) развитие наглядно-образной сферы
В течение года
Психолог
Воспитатели
17
Анализ результатов и выработка рекомендаций
Май
Педагог-психолог
Социальный педагог
18
Консультации специалистов СПС школы-интерната для педагогов
В течение года
Педагог-психолог
Социальный педагог
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ
Цель:
коррекция детско-родительских отношений
выявление наиболее острых проблем в семье
помощь в процессе обучения и воспитания
Задачи:
защита и охрана прав детства
оказание помощи семьям с острыми проблемами
обеспечение необходимой информацией, консультирование, психологические и другие виды услуг
оказание помощи обучающимся в процессе социализации личности
привлечение различных организаций к решению вопросов социально обслуживания семей и детей с острыми проблемами
основные направления программы:
оказание социальной и психолого-педагогической помощи семьям, не выполняющим обязанности по воспитанию и обучению
определение и по мере возможности устранение причины не выполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей
ДИАГНОСТИКА
Ответственный
1
Диагностика семьи учащегося «группы риска» (наблюдение, беседа, посещение семей)
(сентябрь, в течение года)
Выявление дисфункциональных семей
Социальный педагог
Педагог-психолог
2
Проективная методика «Моя семья», «Семья животных»
(октябрь, май)
Распределение ролей в семье, межличностные связи
Педагог-психолог
3
Тест детско-родительских отношений по методике Рене-Жиля
(февраль)
Определить степень психофизического комфорта и дискомфорта
Педагог-психолог
4
Анкетирование учащихся
(март)
Эмоциональное самочувствие ребенка в семье
Социальный педагог
5
Анкетирование родителей
(февраль)
Межличностные отношения в семье
Социальный педагог
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Ответственный
1
Составление социального паспорта каждого класса с целью выявления дисфункциональных семей
Сентябрь
Социальный педагог
Классный руководитель
Воспитатели
2
Посещение семей с целью определения психологического климата в семье, решения возникающих проблем
В течение года
Социальный педагог
Педагог-психолог
Классный руководитель
Инспекторы ОДН, КДН
3
Подача документов в ОДН, КДН по дисфункциональным семьям
В течение года
Социальный педагог
Педагог-психолог
4
Контроль за посещением школы детей из неблагополучных семей
В течение года
Зам. директора по УВР
Социальный педагог
Педагог-психолог
5
Вовлечение детей в систему дополнительного образования
В течение года
Педагог дополнительного образования
6
Организация родительского всеобуча в форме индивидуального консультирования
В течение года
Администрация
7
Беседы с родителями по вопросу охраны и укреплению здоровья детей, формированию ЗОЖ:
«Психологические особенности учащихся среднего звена»
«Психологические особенности старшего подростка»
Октябрь-ноябрь
Специалисты СПС
Классные руководители
воспитатели
8
Оказание консультативной помощи родителям по вопросу оформления документов
В течение года
Социальный педагог
9
Отслеживание обучаемости и успеваемости (всеобуч)
В течение года
Зам. директора по УВР
Социальный педагог
10
Тренинг межличностного взаимодействия «Учусь понимать себя и других людей» с детьми из дисфункциональных семей
Февраль-март
Педагог-психолог
11
Выработка рекомендаций и консультирование педагогов, в классах которых имеются дисфункциональные семьи
В течение года
Специалисты СПС
12
Выработка рекомендаций и консультирование родителей и лиц, их заменяющих по вопросу обучения и воспитания детей и подростков
В течение года
Специалисты СПС
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по коррекции поведения детей «группы риска»
Цель:
1. Коррекция поведения
2. Снятие страхов
3. Снижение агрессии
Задачи:
1. Защита и охрана прав детей
2. Участие в профилактике безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних
3. Содействие повышенного нравственного воспитательного потенциала и общей культуры детей с девиантным поведением.
Основные направления программы:
1. Диагностические исследования
2. Выяснение, устранение или коррекция конкретных причин и условия девиантного поведения несовершеннолетних.
3. Педагогическая помощь и поддержка педагогов
ДИАГНОСТИКА
Ответственный
1
Тест: Агрессия А. Басс, И А. Дарки А.К. Осницкий
Адаптированный
(ноябрь)
Определить показатели и формы агрессии
Педагог-психолог
2
Оценка настроения
Прохоров А.
(декабрь)
Определить шкалу проявлений тревоги
Педагог-психолог
3
Анкета
«трудные» дети
(октябрь)
Выявить трудновоспитуемых в классе
Социальный педагог
4
Социометрическое исследование
(февраль)
Определить положение ребенка в классе
Педагог-психолог
Социальный педагог
5
Определение личностной и ситуативной тревожности учащихся «Группы риска»
(апрель)
Выявить учащихся с высоким уровнем тревожности
Педагог-психолог
СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Вид деятельности
Сроки
Ответственный
1
Составление списка трудновоспитуемых детей
Сентябрь
Социальный педагог
2
Уточнение списков ОДН и КДН и ЗП
сентябрь
Социальный педагог
3
Заполнение социальной карты
Октябрь
Социальный педагог
4
Беседы с детьми
В течение года
Воспитатели
5
Запись в кружки и секции
Сентябрь – октябрь
Зам.директора УВР
Педагог доп.образования
6
Посещение семей, совместно с ОДН
В течение года
Акты обследования
7
Подготовка документов в ОДН по вопросам воспитания и поведения
По мере необходимости
Письма характеристики
8
Контроль за посещением школы трудновоспитуемых детей
В течение года
Всеобуч
9
Отслеживание обучаемости и успеваемости (всеобуч)
Ежедневный контроль
В течение года
Справка
10
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование ЗОЖ
В течение года
Неделя ЗОЖ
Воспитатели
Педагог-психолог
11
Тренинг, направленный на правильное поведение в конфликтной ситуации, компромиссное поведение:
Март
Педагог-психолог
12
Работа с агрессивными детьми:
«Как научить ребенка контролировать свои эмоции?»
«Мир Эмоций»
В течение года
Педагог-психолог
13
Социально-правовые беседы с учащимися по теме «Мои права»
Январь
Социальный педагог
14
Игры, направленные на формирование компонентов психологической готовности к учебе:
моторика и координация движений
мелкая моторика рук
пространственная ориентация
познавательные процессы
В течение года
Педагог-психолог
15
Игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнении задания
Апрель
Педагог-психолог
Воспитатели
16
Консультирование педагогов, в классах которых имеются учащиеся «группы риска»
В течение года
Специалисты СПС
17
Консультирование родителей, имеющих учащиеся «группы риска»
В течение года
Специалисты СПС
18
Анализ результатов и выработка рекомендаций.
Май
Специалисты СПС
Источник