Программа индивидуального двигательного развития ребенка
Программа развития двигательного опыта ребенка при проведении режимных моментов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа развития двигательного опыта ребенка –дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей дошкольного возраста 4-5 лет и основана на научных исследованиях А.В.Запорожца, разработках Н. Н. Ефименко, Т.В. Кудрявцева и В.Н.Грачевой.
Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и развития двигательного опыта, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Физическая культура в детском саду дублирует обыденный двигательной опыт ребенка. Однако в настоящее время ведущим принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Чтобы этот принцип был соблюден необходимо, чтобы содержание образование стало интересным привлекательным для ребенка.
На каждой стадии развития формирование отдельных психических процессов и действий происходит не изолированно, а внутри «ведущего типа деятельности» ребенка. В частности, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Мотивы игры, создающие у ребенка столь сильные побуждения к выполнению тех или иных движений, создают специфические условия для их развития, накладывая, таким образом, своеобразный отпечаток на весь моторный облик ребенка-дошкольника.
Игра стимулирует не все виды и стороны двигательной активности. Одни их них выдвигаются на первый план, в то время как другие приобретают второстепенное значение.
Особенно много дает ребенку игра для овладения общим характером движения, выразительной манерой его выполнения.
Согласно исследованиям А.В.Запорожца: «В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение — основа творческой, осмысленной моторики». «Движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым, т. е. осмысленным» /А. В. Запорожец/.
Крупнейшие авторитеты в области физического воспитания, как например, Лесгафт, подчеркивают необходимость научить ребенка сознательно относиться к моторным заданиям, уметь анализировать и произвольно контролировать собственные движения.
Смежная с этим идея заложена в практике телесно-ориентированной терапии практикующего психолога и преподавателя Веры Николаевны Грачевой.
Телесно-ориентированный подход – это сочетание работы с телом и психологической составляющей. Он основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.
Основная идея телесно-ориентированного подхода заключена в том, что организм является материальным отношением пережитых эмоций.
Одним из наиболее известных методов телесно-ориентированной практики является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх разработал теорию «мышечного панциря». В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Именно на эти сегменты должно быть нацелено воздействие в ходе формирования двигательного опыта. Таким образом, развивая двигательную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.
Основываясь на этих двух факторах, была выдвинута гипотеза о том, что развитие двигательного воображения в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов будет способствовать укреплению психофизического здоровья ребенка.
Цель программы: укрепление психофизического здоровья ребенка в процессе развития двигательного воображения и формирования осмысленной моторики.
Задачи программы:
- Формировать двигательный опыт ребенка.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать координацию и равновесие, мелкую моторику, зрительные и тактильных анализаторы;
- Дать представление об основах саморегуляции;
- Способствовать снятию эмоционального и психомторного напряжения.
Принципы построения программы
Принцип адаптивности. Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития двигательного воображения в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка.
Принцип творческого подхода. Данный принцип заключается в поощрении творческого подхода, творчества детей.
Принцип интегративность. Здесь подразумевается взаимопроникновения различных направлений и форм работы.
Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
Содержание программы.
Программа развития двигательного опыта ребенка – дошкольника в ходе реализации образовательной деятельности при проведении режимных моментов ориентирована на детей 4-5 лет.
Реализация программы возможна только при проведении различных режимных моментов оздоровительного характера, а именно:
- Утренняя гимнастка.
- Подвижные игры.
- Динамические паузы.
- Гимнастика после сна.
Таким образом, содержание программы реализуется ежедневно в течение дня.
Длительность и кратность физкультурных мероприятий соответствует требованиям к физическому воспитанию детей средней группы, а именно:
№ | Вид упражнений | Время |
1 | Утренняя гимнастика | 7 минут |
2 | Динамические паузы/ физкультминутки | 2 минуты по 2 раза |
3 | Подвижная игра на прогулке I половина дня | 5 минут |
4 | Коррегирующая гимнастика после сна | 6 минут |
6 | Подвижные игры во II половине дня | 5 минут |
7 | Самомассаж | 3 минуты |
8 | Игрообразы | |
9 | Пластические этюды |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план коррелируется с календарно-тематическим планом учреждения .
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Овощи | 1 |
2 | Посуда | 1 |
3 | Домашние животные | 1 |
4 | Дикие животные | 1 |
5 | Бытовая техника | 1 |
6 | Транспорт | 1 |
7 | Человек | 1 |
8 | Фрукты | 1 |
9 | Насекомые | 1 |
Критерии эффективности усвоения программы
Результативность освоения программе оценивается по нескольким параметрам.
- Состояние здоровья воспитанников
Данный параметр оценивает старшая медицинская сестра учреждения в ходе мониторинга заболеваемости., который проводится ежемесячно.
- Уровень сформированности мелкой моторики по методике Гончаренко О.Н.
1 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
- «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.
2 блок.
Упражнения на дорисовывание
- Дорисуй прямую линию;
- Дорисуй волнистую линию;
- Дорисуй ломаную линию (заборчик).
При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.
3 блок.
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок.
Упражнения на координацию движений.
- «Ладонь, кулак, ребро» — вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
- Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
- Катание шарика.
Методика проведения обследования развития мелкой моторики.
(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;
2 — балла и ниже – низкий уровень;
2-2,5 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – высокий уровень;
2 балла и ниже (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко
- Оценка эмоционального благополучия воспитанников. Которая проводится по следующей методике:
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.
Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.
Далее задаются вопросы.
- Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?
- Какого цвета твое настроение?
- Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?
- Когда ты видишь своих друзей?
- Какое у тебя настроение на занятиях?
Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.
Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.
- Оценка уровня развития двигательного воображения.
В ходе исследования группе детей предлагается задания на создание игрообразов. Оценивается индивидуальность и оригинальность созданного образа.
Литература
1. Т.В. Кудрявцев Психологические основы развивающей педагогики оздоровления в свете идей А.В. Запорожца.
2. А.В.Запорожец. Психологическое изучение развития моторики ребенка – дошкольника.
3. Я.З.Неверович. Развитие предметных движений у ребенка – дошкольника.
Источник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по «Двигательному развитию» разработана для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с РАС имеется нарушение произвольной организации двигательной активности, значительно ограничивающее возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью индивидуальных форм работы.
Цель программы:
Формирование мотивации к двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений.
Основные задачи реализации содержания:
Образовательные: формирование функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта; обучение двигательным действиям с помощью знаковой системы (жестовой, символической, тактильно – двигательной).
Коррекционно-развивающие: коррекция вторичных нарушений в двигательной сфере, предупреждение их возможного прогрессирования; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям; воспитывать в детях чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях; воспитывать преодоление страха высоты, пространства, скованности движения; формировать у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к повышению двигательной активности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Двигательное развитие» составлен с учётом основных педагогических принципов работы с детьми, имеющие нарушения в развитии:
1. Принцип диагностирования (с учётом сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний).
2. Принцип дифференциации и индивидуализации (с одной стороны, объединение детей в относительно однородные группы т. е. по возрасту, с другой стороны индивидуальная работа с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и сопутствующих заболеваний).
3. Принцип коррекционно-развивающей направленности педагогических воздействий (педагогические воздействия направлены на коррекцию сопутствующих заболеваний и активное развитие познавательной деятельности, речи).
4. Принцип учёта возрастных особенностей (ориентирован на «зону ближайшего развития» как на зону потенциальных возможностей).
5. Принцип адекватности педагогических возможностей (постановка коррекционных задач, выбор средств, методов, методических приёмов, соответствующих функциональному состоянию ребёнка и его особенностям).
6. Принцип оптимальности педагогических воздействий (нагрузка не превышает допустимые величины и соответствует оптимальным реакциям организма).
7. Принцип вариативности педагогических воздействий: использование многообразия не только физических упражнений, но и условий их выполнения (способы регулирования эмоционального состояния, воздействия на речь, подвижные игры, пальчиковые игры).
Техническое оснащение курса включает: Лечебный пуфик для разгрузки позвоночника, комплект валиков для детей инвалидов, Т-образный валик фиксатор для ног, валик-фиксатор для головы, модульный набор для детей-инвалидов, модульный набор для реабилитации, набор подушек-трапеций, тренажер для пальцев, кистевой эспандер для реабилитации, силовая комбинированная сетка, манжеты утяжеленные (0,3 кг, 0,5 кг, 1кг), стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, доска наклонная с зацепом, доска ребристая, батут , гири резиновые, обручи, игра «Кегли», игра «Кольцеброс», кольцо резиновое, диски с аппликацией, массажная дорожка, массажные мячи тип, маты, мешочки для равновесия, мешочки для метания, мячи, обручи, гимнастические палки, конус сигнальный, гимнастические мячи, детская полоса препятствий, набор поливалентных матов, мячи для сжимания, мячи «яйцо» для сжимания, педальные тренажери Titan Mini-bike.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебного плана БОУ «Кугесьская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на изучение курса «Двигательному развитию», в классе с обучающимися с тяжелыми и множественными нарушениями развития, предусмотрено 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа состоит из 7 разделов:
Раздел 1. Диагностическое обследование. В начале учебного года проводится диагностическое обследование учащихся по медицинским картам, с целью отбора учащихся и формирования групп для занятий. С учащимися, проводится тестирование на оценку функционального состояния опорно-двигательного аппарата и показателей физического развития.
Раздел 2. Основы знаний. Данный раздел содержит теоретические сведения, необходимые для занятий.
Раздел 3. Основные исходные положения тела и движения при выполнении физических упражнений. Данный раздел изучает основные исходные положения тела при выполнении физических упражнений.
Раздел 4. Формирование и закрепление навыка правильной осанки.
Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки. Упражнения объединены в Комплекс № 1.
Раздел 5. Коррекция дыхания.
Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на изменение типа дыхания, восстановление и коррекцию дыхания, и профилактику простудных заболеваний. Упражнения объединены в Комплекс № 2.
Раздел 6. Профилактика плоскостопия.
Данный раздел изучает упражнения прикладного, общеразвивающего характера, дыхательные упражнения, упражнения, направленные на развитие координационных способностей. В данном разделе преобладают корригирующие упражнения и подвижные игры, направленные на формирование сводов стопы, их опороспособности, укрепления мышц стопы и профилактику нарушений осанки. Упражнения объединены в Комплекс № 3.
В каждый комплекс включены так же упражнения, направленные на развитие способности к самопроизвольному расслаблению, гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, дыхательная, слуховая, мимическая), кинезиологические упражнения по выбору учителя, массаж по выбору учителя.
Раздел 7. Подвижные игры оздоровительного и развивающего характера.
ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Формирование и закрепление навыка правильной осанки (Комплекс №1).
1.1 Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:
— построение в колонну по одному с помощью учителя, равнение в затылок.
— построение в одну шеренгу, равнение по линии.
— повторение ранее пройденных строевых приёмов (повороты направо, налево, кругом, выполнение команд по словесной инструкции «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Разойдись!», «Повернулись!»).
— расчёт по порядку;
— ходьба: приставными шагами (вперёд, назад, вправо, влево, на носках, на пятках).
— ходьба по разминочной дорожке: по канату, по массажным кочкам, по массажным полоскам, по массажным дискам, по ребристой доске;
— бег: противоходом (спиной), приставными шагами (вправо, влево), змейкой, по диагонали;
-прыжки: с поворотом на 90 гр., между предметами.
— удар мяча об пол поочерёдно правой и левой рукой, броски малого мяча на дальность.
— сочетание переползания по гимнастической скамейке на четвереньках с лазаньем на животе.
1.2 Развитие координационных способностей:
— равновесие на одной ноге;
— переступание через легко сбиваемые препятствия высотой до 20 см.
— ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук, вправо и влево приставными шагами.
1.3 Дыхательные упражнения:
— среднее дыхание;
— диафрагмальное;
1.4. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».
1.5. Упражнения, направленные на формирование и закрепление навыка формирования правильной осанки у стенки.
1.6. Упражнения, направленные на формирование и укрепление мышечного корсета с мячом:
— упражнения, направленные на развитие мышц брюшного пресса;
— упражнения, направленные на развитие мышц спины;
— боковых мышц туловища.
1.7. Упражнение, направленное на расслабление мышц.
1.8. Упражнения, направленные на самовытяжение и растяжение позвоночника;
1.9. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.
1.10. Подвижная игра, направленная на формирование и закрепление навыка правильной осанки.
Коррекция дыхания. (Комплекс № 2).
2.1. Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:
2.2 Развитие координационных способностей:
— стойка на носках 2 – 3 секунды;
— ходьба вдоль гимнастической скамейки, одна нога на скамейке, другая на полу;
— стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки в стороны.
2.3. Дыхательные упражнения динамические, направленные на коррекцию дыхания.
2.4. Дыхательные упражнения, направленные на изменения типа дыхания:
— диафрагмальное дыхание;
— среднее грудное дыхание;
— верхнее ключичное дыхание;
— упражнение для развития носового дыхания:
2.5. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».
2.6. Упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета.
2.7. Упражнения, направленные на расслабление мышц.
2.8. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.
2.9. Подвижная игра, направленная на коррекцию дыхания «Дунем раз».
Профилактика плоскостопия (Комплекс № 3).
3.1. Двигательные умения и навыки, способствующие развитию прикладных умений и навыков:
3.2. Развитие координационных способностей:
— стойка на одной ноге, другая согнута вперёд, руки в стороны.
— ходьба по гимнастической скамейке без помощи учителя.
3.3. Общеразвивающие упражнения типа «зарядки».
4.4. Упражнения, направленные на формирование сводов стопы, их подвижности, опороспособности и укрепление мышц в различных исходных положениях с массажным мячом.
4.5 Упражнения на тренажерах.
4.6. Дыхательные упражнения:
— «Ветерок»;
— диафрагмальное дыхание;
4.7. Упражнения, направленные на расслабление мышц.
4.8. Гимнастика (пальчиковая, суставная, зрительная, слуховая), кинезиологические упражнения по выбору учителя.
4.9. Самомассаж ног, направленный на снятие мышечного напряжения и профилактику плоскостопия.
4.10. Игра малой подвижности, направленная на укрепление мышц стопы и профилактику плоскостопия «Спрячь платочек».
Подвижные игры оздоровительного и развивающего характера.
— «Письмо на ладони» — подвижная игра, направленная на развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.
— «Узнай друга» — подвижная игра, направленная на развитие внимания, слуховой и мышечной памяти, тактильного восприятия и мышления, развития мелкой моторики
— «Голуби» — подвижная игра, направленная на развитие навыка метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
— «Самый меткий» — подвижная игра, направленная на развитие навыка метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
— «Кегли» — подвижная игра, направленная на развитие навыка метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
— «Что пропало» — подвижная игра, направленная на активизацию психических процессов: восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентировки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Источник