Программа индивидуальная траектория развития ребенка
Согласовано: Утверждаю:
Индивидуальная траектория развития
воспитанника старшей группы
на 20-20 учебный год
Ф.И.О :
Дата рождения:
Краткие сведения о ребенке:
Цель:
Задачи:
1.Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3.Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4.Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5.Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения.
Ожидаемые результаты:
1.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
2.Сотрудничество родителей.
3. Сформированность учебной деятельности.
4.Реальная (адекватная) самооценка
5. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
6. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
Формы и условия работы с ребенком
-Обучение в старшей группе VII вида по программе: «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. Под редакцией Н.Ю. Куражевой.
Формы реализации коррекционных задач:
— индивидуальные коррекционные занятия;
— консультации родителей;
Способ фиксации:
Дневник наблюдения.
Листы динамического наблюдения.
Проведение комплексной диагностики для определения ИТР.
Рекомендации: консультация врача психиатра и невролога, для назначения медикаментозного лечения.
I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Создание эмоционального настроя в группе;
2. Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
3. Системность подачи материала;
4. Понимать и выполнять инструкцию педагога.
5. Наглядность обучения;
6. Цикличность построения занятия.
7. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
II. ЭТАП ОСНОВНОЙ.
1.Познавательная сфера.
- память
- внимание
- мышление
- восприятие
- развитие учебных навыков
2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Невербальное – вербальное общение.
- Снятие телесного и эмоционального напряжения.
- Формирование отношения доверия, умение сотрудничать.
- Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
- Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.
- Развитие самосознания и навыков саморегуляции.
3.Моторика.
- общая
- мелкая
- артикуляционная
III. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
1.Определение уровня развития ребенка.
2. Определение предпосылок учебной деятельности.
Примечание: Включение (временное, частичное) родителей в образовательный процесс (наблюдение за ребенком во время организованной и самостоятельной деятельности).
IV .Медицинская коррекция — в неделю (медикаментозное лечение, фитобар, массаж, физиопроцедуры).
СОДЕРЖАНИЕ:
Блок 1. Познавательное развитие
- Занятие 1. «Мои успехи» изготовление дневника достижения
- Занятие 2. «Путешествие в страну Веселых овощей и Румяных фруктов»
- Занятие 3. Развитие «схемы тела», право – лево ориентировка
- Занятие 4. «Ориентация в пространстве»
- Занятие 5. «Путешествие в Страну добрых животных»
- Занятие 6. «Путешествие в мир транспорта»
- Занятие 7. «Веселый автомобиль»
- Занятие 8. «В посудной лавке»
- Занятие 9. «В гостях у сказки»
- Занятие 10. «Сладкая открытка»
- Занятие 11. «Моя семья»
- Занятие 12. «Лесная школа»
- Занятие 13. «Формирование геометрической формы»
- Занятие 14. «Геометрические формы»
- Занятие 15. «Различие размеров и количества»
- Занятие 16 «Формирование образа человека»
- Занятие 17 «Формирование понятий (классификация моделей)
- Занятие 18 «Введение в мир чисел»
- Занятие 19 «Развитие конструктивного мышления
- Занятие 20 «Расширение каналов Восприятия
- Занятие 21 «Расширение каналов Восприятия
- Занятие 22 «Развитие конструктивного мышления
- Занятие 23 «Развитие конструктивного мышления»
- Занятие 24 «Формирование понятий»
- Занятие 25 «Формирование понятий»
- Занятие 26 «Введение в мир измерений»
- Занятие 27 «Введение в мир измерений»
- Занятие 28 «Мера»
- Занятие 29 «Развитие логического понятия»
- Занятие 30 «Итоговое занятие»
Блок 2. Развитие эмоциональной сферы.
- Задание 1. «Мои успехи»
- Задание 2. «Двое с одним мелком»
- Задание 3. «Передай другому»
- Задание 4. «Мое настроение»
- Задание 5. «Волшебное зеркало»
- Задание 6. «Один и вместе»
- Задание 7. «Автомобили»
- Задание 8. «Веселый автомобиль»
- Задание 9. «Золушка»
- Задание 10. «Колобок»
- Задание 11. «Рукавички»
- Задание 12. «Смешные страхи»
- Задание 13. «Что хорошо, что плохо?»
- Задание 14. «Путаница»
Блок 3. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоторных навыков.
- Задание 1.«Кулачок», «Крыша», «Стульчик».
- Задание 2. Игры с крупной мозаикой.
- Задание 3. Учить правильному захвату карандаша. «Клубок», «Тучка», «Барашек».
- Задание 4. «Изобрази ломаные, волнистые и дугообразные линии».
К концу года пребывания в группе компенсирующей направленности предполагаются следующие достижения ребенка:
1.Активность ребёнка, желание взаимодействовать со всеми участниками процесса.
2. Сформированность учебной деятельности.
3.Реальная (адекватная) самооценка
4. Расположение к партнерским отношениям со сверстниками.
5. Положительная учебная мотивация, эмоциональный фон.
Источник
ирина гаврилова
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования
2 слайд
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них — принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
3 слайд
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.
Дети различаются:
разным уровнем гибкости мыслительной деятельности — одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;
разным темпом усвоения знаний — одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;
в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.
Возникает сложная проблема перед воспитателем — учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение – это личностно — ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового
Слайд 4
Понятие “индивидуальная образовательная траектория
обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:
содержательный — вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.
деятельностный — специальные педагогические технологии.
процессуальный — организационный аспект
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.
слайд 5
Слайд 6
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Индивидуальный образовательный маршрут
можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
1. Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»
2. Диагностический этап.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом
Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
5 этап завершающая диагностика
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
7 слайд
Принципы построения образовательного маршрута:
Принцип психологической комфортности
Принцип демократизации
Принцип индивидуализации
Принцип гуманизма
Принцип дифференциации и интеграции
Принцип развивающего обучения
Принцип творчества
Принцип естественной двигательной активности
8 слайд
Компоненты образовательного маршрута:
целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
9 слайд
Этапы создания образовательного маршрута :
Цель:
1. Выявление дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.
2. Определение причин трудностей ребенка.
Этап конструирования образовательного маршрута.
Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
Этап реализации.
через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия,
организацию совместная деятельность педагога с детьми,
создание условий для самостоятельной деятельности,
Этап итоговой диагностики.
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
10 слайд
Типы индивидуального образовательного маршрута
Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.
ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека.
ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста
11 слайд
Комплекс факторов выбора индивидуального образовательногомаршрута определяется: особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
— профессионализмом педагогического коллектива;
— возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;
— возможностями материально-технической базы детского сада.
12 слайд
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:
— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
13 слайд
Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов
Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).
Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
14 слайд
Оформление индивидуального образовательного маршрута
Источник
Образец Индивидуальной траектории развития на ребенка подготовительной группы.
Цель:
1. Формирование у ребенка познавательного интереса, основ здорового образа жизни.
2. Развитие у ребенка познавательных, сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей.
3. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости, статических чувств, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Развитие речи:
Обращать внимание на общение со сверстниками, пользуясь разнообразными средствами общения — словесными, мимическими, пантомимическими. Поддерживание монологической, диалогической речи. Поддерживание интереса к рассказыванию по собственной инициативе, по предложению взрослого, учить передавать содержание сказки, рассказа, картинки, впечатление из личного опыта.
Активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, глаголы, прилагательные, в загадках, пословицах, поговорках.
Поддерживать интерес к звучащему слову, развивать осознание языковой действительности, знакомить с терминами «звук», «слово», «предложения».
Математическое развитие:
Учить самостоятельно, осуществлять классификацию по одному — двум свойствам, обнаруживать логические связи, отражать их в речи. Считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам. Учить ориентироваться в пространстве, во времени, различать формы предмета.
Рисование:
Совершенствовать технику рисования выразительными различными средствами и материалом. Смешивание красок, для получения различных оттенков. Уверенно пользоваться кистью, карандашами, мелками и т.д. Точно передавать характер узора в декоративном рисовании.
Лепка:
Учить анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки.
Совершенствовать изобразительную технику-натюрморт (рельефная лепка), скульптурный способ или лепка из целого куска путем вытягивания деталей. Формирование навыка лепки по мотивам народного прикладного искусства.
Аппликация:
Дать представление о новых способах вырезывания: симметричное, парное вырезывание. Учить вырезать по нарисованному силуэту или воображаемому контуру, несимметричных предметов.
Развитие творчества и фантазии в создании сюжетного изображения.
Учить создавать аппликативно-объемные аранжировки из бумаги и природного материала.
Приобщать к оформлению и украшению группы, детского сада, декораций к спектаклям, праздникам, развлечениям.
Привитие навыка совместного творчества, сотрудничества друг с другом.
Конструирование:
Поощрять конструкции по собственному желанию. Развивать воображение, творчество, умение применять свои конструкции в игре, экспериментирование с деталями конструктора, строительным материалом и природным и бросовым материалом, конструирование из бумаги. Развивать сенсорные и умственные способности; помочь в овладении анализом постройки, конструкции. Формирование бережного отношения к природе.
Обучение грамоте:
Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение. Дифференцировать звуки.
Формирование представления о звуке, слове, слоге.
Различать правую и левую руку.
Выделять звук в слоге, словах, относить их по качеству и характеристике: гласный — согласный, твердый — мягкий, глухой и звонкий.
Индивидуальная траектория развития Лузин Рома.
Цель:
1. Формирование у ребенка познавательного интереса, основ здорового образа жизни.
2. Развитие у ребенка познавательных, сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей.
3. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости, статических чувств, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Развитие речи:
Обращать внимание на общение со сверстниками, пользуясь разнообразными средствами общения — словесными, мимическими, пантомимическими. Поддерживание монологической, диалогической речи. Поддерживание интереса к рассказыванию по собственной инициативе, по предложению взрослого, учить передавать содержание сказки, рассказа, картинки, впечатление из личного опыта.
Активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, глаголы, прилагательные, (в загадках, пословицах, поговорках).
Поддерживать интерес к звучащему слову, развивать осознание языковой действительности, знакомить с терминами «звук», «слово», «предложения».
Математическое развитие:
Учить самостоятельно, осуществлять классификацию по одному — двум свойствам, обнаруживать логические связи, отражать их в речи. Считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам. Учить ориентироваться в пространстве, во времени, различать формы предмета.
Рисование:
Совершенствовать технику рисования выразительными различными средствами и материалом. Смешивание красок, для получения различных оттенков. Уверенно пользоваться кистью, карандашами, мелками и т.д. Точно передавать характер узора в декоративном рисовании.
Лепка:
Учить анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки.
Совершенствовать изобразительную технику-натюрморт (рельефная лепка), скульптурный способ или лепка из целого куска путем вытягивания деталей. Формирование навыка лепки по мотивам народного прикладного искусства.
Аппликация:
Дать представление о новых способах вырезывания: симметричное, парное вырезывание. Учить вырезать по нарисованному силуэту или воображаемому контуру, несимметричных предметов.
Развитие творчества и фантазии в создании сюжетного изображения.
Учить создавать аппликативно-объемные аранжировки из бумаги и природного материала.
Приобщать к оформлению и украшению группы, детского сада, декораций к спектаклям, праздникам, развлечениям.
Привитие навыка совместного творчества, сотрудничества друг с другом.
Конструирование:
Поощрять конструкции по собственному желанию. Развивать воображение, творчество, умение применять свои конструкции в игре, экспериментирование с деталями конструктора, строительным материалом и природным и бросовым материалом, конструирование из бумаги. Развивать сенсорные и умственные способности; помочь в овладении анализом постройки, конструкции. Формирование бережного отношения к природе.
Обучение грамоте:
Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение. Дифференцировать звуки.
Формирование представления о звуке, слове, слоге.
Различать правую и левую руку.
Выделять звук в слоге, словах, относить их по качеству и характеристике: гласный — согласный, твердый — мягкий, глухой и звонкий.
Индивидуальная траектория развития Рязанов Данила.
Цель:
1. Формирование у ребенка познавательного интереса, основ здорового образа жизни.
2. Развитие у ребенка познавательных, сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей.
3. Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости, статических чувств, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Развитие речи:
Обращать внимание на общение со сверстниками, пользуясь разнообразными средствами общения — словесными, мимическими, пантомимическими. Поддерживание монологической, диалогической речи. Поддерживание интереса к рассказыванию по собственной инициативе, по предложению взрослого, учить передавать содержание сказки, рассказа, картинки, впечатление из личного опыта.
Активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, глаголы, прилагательные, в загадках, пословицах, поговорках.
Поддерживать интерес к звучащему слову, развивать осознание языковой действительности, знакомить с терминами «звук», «слово», «предложения».
Математическое развитие:
Учить самостоятельно, осуществлять классификацию по одному — двум свойствам, обнаруживать логические связи, отражать их в речи. Считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывать помощь сверстникам. Учить ориентироваться в пространстве, во времени, различать формы предмета.
Рисование:
Совершенствовать технику рисования выразительными различными средствами и материалом. Смешивание красок, для получения различных оттенков. Уверенно пользоваться кистью, карандашами, мелками и т.д. Точно передавать характер узора в декоративном рисовании.
Лепка:
Учить анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки.
Совершенствовать изобразительную технику-натюрморт (рельефная лепка), скульптурный способ или лепка из целого куска путем вытягивания деталей. Формирование навыка лепки по мотивам народного прикладного искусства.
Аппликация:
Дать представление о новых способах вырезывания: симметричное, парное вырезывание. Учить вырезать по нарисованному силуэту или воображаемому контуру, несимметричных предметов.
Развитие творчества и фантазии в создании сюжетного изображения.
Учить создавать аппликативно-объемные аранжировки из бумаги и природного материала.
Приобщать к оформлению и украшению группы, детского сада, декораций к спектаклям, праздникам, развлечениям.
Привитие навыка совместного творчества, сотрудничества друг с другом.
Конструирование:
Поощрять конструкции по собственному желанию. Развивать воображение, творчество, умение применять свои конструкции в игре, экспериментирование с деталями конструктора, строительным материалом и природным и бросовым материалом, конструирование из бумаги. Развивать сенсорные и умственные способности; помочь в овладении анализом постройки, конструкции. Формирование бережного отношения к природе.
Обучение грамоте:
Совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение. Дифференцировать звуки.
Формирование представления о звуке, слове, слоге.
Различать правую и левую руку.
Выделять звук в слоге, словах, относить их по качеству и характеристике: гласный — согласный, твердый — мягкий, глухой и звонкий.
Источник