Программа для ребенка с проблемами в развитии
Преподаватель: О.А. Антоньева МДК 1.1.
Тема: «Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении».
Цель: Формирование умений и практического опыта проектирования индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.
Задачи:
1) Закрепить и проверить знания студентов по теме: «Особенности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии».
2) Проанализировать со студентами методические требования к составлению программ индивидуальной работы с детьми, имеющих трудности в обучении.
3) Создать учебные условия, обеспечивающие формирование умений разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
4) Воспитывать информационную культуру студентов, направленность на будущую профессиональную деятельность.
Оборудование: образец индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
План.
1. Актуализация знаний студентов по теме: «Особенности детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии».
2. Изучение нового материала: «Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении».
2.1. Цели и задачи реализации программ индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.
2.2. Содержание программы коррекционной работы.
2.3. Требования к условиям реализации программы.
2.4. Содержание программы.
3. Практическая работа: «Анализ программы» (по выбору)
4. Проверка усвоения нового материала.
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
2.1. Цели и задачи реализации программ индивидуальных коррекционно-развивающих программ для детей, имеющих трудности в обучении.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) Стандарта образования.
Программа направлена на создание комплекса условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении. К числу основных условий относятся:
— введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;
— совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;
— интеграция полученных в ходе психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы.
— разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, развивающих, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);
— объединение усилий педагогов, психолога и социального педагога в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в обучении;
— расширение перечня педагогических, психологических, социальных и правовых услуг детям и родителям;
— развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты.
Цель программы коррекционной работы:
создание условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.
Задачи:
Диагностировать трудности обучения, межличностных взаимодействий, отдельных индивидуальных психофизиологических особенностей младших школьников (мышление, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в образовательном учреждении;
Оказать помощь в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям с трудностями обучения, стимулирование школьников с высоким уровнем обучаемости.
Определить особенности организации образовательного процесса для детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.
Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с учётом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей.
Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным, правовым вопросам.
Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с одарёнными детьми и детьми с трудностями в обучении.
2.2. Содержание программы коррекционной работы.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Программа осуществляется педагогом-психологом во внеурочное время, учителем начальных классов во время учебного процесса.
Структура программы представлена следующими направлениями:
— диагностическое – обеспечивает своевременное выявление одарённости и трудностей у детей;
— коррекционно-развивающее – содержит перечень и план коррекционно-развивающих мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся;
— информационно-просветительское – осуществляет разъяснительную деятельность по вопросам реализации и осуществления образовательного процесса.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
освоение основной образовательной программы;
повышение учебной мотивации младших школьников;
успешная адаптация к школьному обучению;
повышение активности учащихся при взаимодействии с участниками образовательного процесса;
развитие когнитивной и эмоционально-личностной сфер обучающихся
снижение уровня общей тревожности учащихся.
2.3. Требования к условиям реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения одарённых детей и детей с трудностями в обучении.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения одарённых детей и детей с трудностями в обучении, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Психолого-педагогическое обеспечение:
— обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок;
— обеспечение психолого-педагогических условий (учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на образовательные потребности обучающихся; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей);
— обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя др.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.
2.4. Содержание программы
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является школьный психолого-педагогический консилиум (ШППК). Основной целью ШППК является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии с потенциалом развития, специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребёнка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Его главные задачи: защита прав и интересов ребёнка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Каждый специалист консилиума даёт оценку состояния детей с трудностями в обучении. Сформированности определённых образовательных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а также особенности не сформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом. Педагог-психолог устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребёнка, в том числе и интеллектуального, выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми, выявляет возможности овладения ребёнком школьной программы обучения. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребёнок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивается социальным педагогом школы.
Основные задачи ШППК:
1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей.
2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка.
3. Разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.
4. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.
5. Определение готовности к школьному обучению первоклассников с целью вычленения «группы риска».
6. Решение вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребёнка (перевод на другую программу обучения, выбор соответствующей формы обучения).
7. Прослеживание динамики развития (наблюдения, диагностические «срезы» для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив).
8. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
9. Консультативная работа с родителями, педагогами.
10. Подготовка и ведение документации, отражающей реальное актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями.
11. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и специалистами, участвующими в работе ШППК.
12. Организация психологического сопровождения помощи.
3. Практическая работа: «Анализ программы» (по выбору)
Студенты получают одну из программ для анализа. Далее осуществляется анализ программ по предоставленной схеме с последующим групповым обсуждением.
4. Проверка усвоения нового материала.
Реализуется в процессе обсуждения проанализированных программ и написания эссе по теме занятия. В качестве домашнего задания предлагается разработать собственный проект коррекционно-развивающей программы по проблеме наиболее интересующей студентов.
Источник
Общественное объединение инвалидов
« Реабилитационный Центр «Самал»»
Коррекционно — развивающая программа
для детей с тяжелыми нарушениями в психофизическом развитии
Психолог: Карашашева Ж.Б.
Павлодар 2016г
Коррекционно — развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями в развитии
Пояснительная записка
Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Исходя из вышесказанного, была разработана коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями в развитии.
Цель программы: развитие познавательной сферы и коррекция поведения детей с тяжелыми нарушениями в развитии.
Задачи программы:
социализация детей с тяжелыми нарушениями в развитии путем развития элементарных навыков самообслуживания;
коррекция неравномерного распределения способностей;
развитие умения применять учебный опыт в новых условиях;
развитие и обогащение коммуникативных средств общения.
Направления программы:
— формирование эмоционального контакта с психологом;
— формирование социально – бытовых навыков;
— формирование вербальных и невербальных средств общения;
— развитие общей и тонкой моторики;
— развитие произвольности психических процессов;
— оптимизация познавательных процессов в условиях бытовой деятельности.
Содержание программы
Программа охватывает важнейшие сферы развития, семь из которых отвечают функциональным сферам развития:
— имитация (подражание действиям взрослым).
— тонкая моторика.
— координация глаз и рук.
— познавательная деятельность.
— речь.
Дополнительно программа охватывает и такие сферы как:
— самообслуживание.
— социальные отношения.
— особенности поведения.
Программа реализуется по плану, который предполагает:
— предварительную диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по завершению работы;
— обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла.
Программа состоит из 15 занятий, продолжительность каждого занятия 20-25 минут. В ходе проведения занятий необходимо учитывать следующее: занятия проводятся индивидуально в присутствии одного из родителей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Скорректированы психологические предпосылки к успешному обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции)
Формировать, на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
Скорректированы недостатки познавательной деятельности
Сформированы пространственно-временные ориентировки;
Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Коррекционно — развивающая программа для детей с тяжелыми нарушениями в развитии ориентирована на деятельность педагога-психолога в коррекционном учреждении, но может быть использована в практике дефектолога. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.
Занятие № 1
Упражнение «Повтори за мной» (имитация)
Цель: подражание при использовании различных предметов.
Действиям взрослого как условие социального опыта.
Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две погремушки. Одну погремушку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая погремушкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения.
2.Упражнение «Найди игрушку под платком» (визуальное восприятие).
Цель: развитие визуального внимания, памяти, удерживания представления о предмете в течение короткого периода.
Содержание: Показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком.
Ребенок должен отыскать игрушку.
3.Релаксация «Струна». Упражнение выполняется лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую.
Занятие № 2
1.Упражнение «Ладушки «
Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого.
Содержание: Посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: «Ладушки, ладушки, мы были у бабушки». После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам.
2.Упражнение «Повтори за мной» (пространственный праксис)
Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.
Содержание: Ребенку показываются движения рук «вверх»,
«в сторону», «вниз». Эти движения выполняются при помощи взрослого. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно.
3.Релаксация: растяжка «Струночка». Исходная позиция – лежа на
спине. Психолог по очереди растягивает сначала руки, потом ноги.
Занятие № 3
1.Упражнение: «Поймай мяч»
Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями.
Содержание: Дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).
2.Упражнение: «Попьем из чашки»
Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания, развитие произвольности, контроля за собственными действиями.
Содержание: 1. Встать за ребенком, взять чашку и поднести к его рту. 2.Встать за ребенком, подвести его руку к чашке, и поддерживать своей рукой, вплоть до легкого касания.
3.Релаксация: Растяжка «Звезда». Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки.
Занятие № 4
1.Упражнение: «Подними упавший предмет»
Цель: формирование учения понимать и выполнять простуюинструкцию,развитие контроля и произвольности.
Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит ребенка по очереди принести каждую игрушку.
2.Упражнение: «Колечко»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Содержание: Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.
3.Релаксация: «Солнышко»
Ребенок лежит на полу. Психолог легкими движениями рук поглаживает руки и ноги ребенка.
Занятие № 5
1.Упражнение: «Пирамида из колец»
Цель: развитие восприятия; цвета, величины предмета.
Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды.
Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо
и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать
то же самое.
2.Упражнение: «Собери маленькие предметы»
Цель: развитие тонкой моторики, контроля и произвольности.
Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы) и по одной собирать в чашку.
3.Релаксация. Растяжка «Звезда». Исходная позиция – лежа
на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки.
Занятие № 6
1.Упражнение: «Посмотри на меня»
Цель: научить ребенка смотреть на того человека, который зовет его по имени.
Содержание: подойти близко к ребенку и пару минут повторять его имя. Всегда хвалить его, если повернет к вам голову. Если ребенок начинает реагировать, постепенно увеличивать расстояние между ним и собой, когда называете его имя.
2.Игра «Ку-ку».
Цель: совершенствование способности взаимодействия и зрительного контакта.
Содержание: сядьте напротив ребенка, чтобы ваши коленки касались его коленей. Поднимайте перед собой платок так, чтобы ребенок не мог вас видеть. Потом позовите ребенка, уберите платок и скажите: «ку-ку»! Повторите этот процесс много раз.
3.Релаксация.
Занятие № 7
Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.
1.Упражнение: «Ладушки «.
2.Упражнение: «Повтори за мной» (пространственный праксис)
3.Релаксация.
Занятие № 8
1.Упражнение: «Держи ложку»
Цель: формирование элементарных навыков самообслуживания.
Содержание: Покажите ребенку ложку и привлеките его внимание к ней. Возьмите руку ребенка и так расположите его пальцы на ручке ложки, чтобы она охватила ее сверху своей рукой. А своей рукой поддержите руку ребенка, чтобы он не уронил ложку. Постепенно время увеличивается. Когда ребенок будет лучше контролировать ложку, уменьшите свою поддержку.
2.Упражнение: «Повтори за мной» (звуки)
Цель: развитие навыков взаимодействия.
Содержание: Ребенок спонтанно произносит звуки, копируйте его непосредственнои следите, ответит ли он на это, повторяя тот же звук. Если ребенок скопирует звук, повторите его еще пару раз, чтобы завязался контакт.
3.Релаксация.
Занятие № 9
1.Упражнение: «Поймай мяч»
Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.
2.Упражнение: «Подражая касаться частей тела»
Цель: Формирование пространственных представлений.
Содержание: Сядьте напротив ребенка и обратите его внимание на себя. Коснитесь указательным пальцем своего носа и скажите: «Это нос». Попросите ребенка показать свой нос. Постепенно переходите на другие части тела.
3.Релаксация.
Занятие № 10
1.Упражнение: «Сложи башню»
Цель: Развитие восприятия цвета и формы предмета. Формирование пространственных представлений.
Содержание: Взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга.
2.Упражнение: «Повтори за мной» (пространственный праксис)
3.Релаксация.
Занятие № 11
1.Упражнение: «Наш малыш» (психогимнастика)
Цель: Развитие мелкой моторики.
Содержание: согнуть пальцы в кулак, затем по очереди разгибать их.
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – наш малыш.
2.Упражнение: «Поймай мяч»
Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.
3.Релаксация.
Занятие № 12
1.Упражнение: » Шалун»
Цель: Развитие мелкой моторики.
Содержание: Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей накормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил, свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. Следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами седьмой строчки брать мизинчик пальцами другой руки и слегка покачивать.
2.Упражнение: » Пирамида из колец»
Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.
3.Релаксация.
Занятие № 13
1.Упражнение: «Подражать шуму предметов».
Цель: Развитие слухового восприятия, развитие умения понимать и выполнять простую инструкцию, подражать взрослым.
Содержание: Взять 1 предмет (колокольчик) и продемонстрировать ребенку шум, который ассоциируется с этим предметом. Затем дать предмет ребенку и коснуться его губ, чтобы он знал, что также должен подражать шуму и с другими предметами.
2.Упражнение: «Посмотри на меня»
Цель: закрепление усвоенных ранее навыков.
3.Релаксация.
Занятие № 14
1.Упражнение: «Открути крышку»
Цель: Развивать координацию обеих рук. Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции.
Содержание: Поставьте на стол 3 банки. Покажите ребенку конфету и поместите ее в банку. Протяните ребенку банку и дайте понять, что он должен отвинтить крышку, делайте при этом воображаемые движения. Приведите руку ребенка в правильное положение и помогите ему отвинтить крышку и взять конфету.
2.Упражнение: «Подражать движениям по уходу за телом».
Цель: Развитие зрительного восприятия. Развитие моторики рук.
Содержание: Сядьте за стол напротив ребенка Ии положите в стороне расческу, мочалку и зубную щетку так, чтобы он мог видеть, сколько действий он должен выполнить. Возьмите расческу в руку и скажите » причесывай волосы». Медленно покажите на себе, а потом на ребенке. Повторяйте несколько раз, чтобы ребенок запомнил. Таким же образом поступите с мочалкой и с зубной щеткой.
3.Релаксация.
Занятие № 15
1.Упражнение: «Открой двери и ящики шкафов»
Цель: Повышение жизненно необходимой самостоятельности, тренировка мышц рук
Содержание: Убедитесь, что ребенок смотрит на Вас, и спрячьте его любимую игрушку в шкаф. Закройте дверь. Возьмите ребенка за руку, подведите к двери и помогите открыть ее.
Покажите игрушку и дайте ему с ней несколько минут поиграть.
Повторяйте это действие несколько раз, постепенно уменьшая свою помощь. Таким же образом научите его открывать ящики.
2.Упражнение: «Животные».
Цель: Развитие понимания речи взрослого, обозначения животных
(3 игрушки – собака, кошка, корова.)
Содержание: Покажите ребенку последовательно несколько игрушечных животных. Называйте каждое из них несколько раз, давая их, попросите: «Дай мне собачку?». Если ребенок даст вам не ту игрушку, исправьте его и попросите еще раз, до тех пор, пока не будет результата.
3.Релаксация.
Список использованной литературы
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Минск: Изд-во: БелАПДИ — “Открытые двери“, 1997 г.
Коррекционная педагогика. Учебное пособие. Москва, 1999
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. Москва, 1995
Источник