Программа для развития ребенка по рисованию 4 года
Наталья Антонюк
Кружок по рисованию в нетрадиционной технике «Волшебные краски» для детей 4–5 лет
Пояснительная записка
Данная программа базируется на положениях ФГОС о художествен-но – эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Созданию программы способствовало желание оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повышению интереса к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно – творческие способности ребенка.
Цель данного кружка: Развивать художественно-творческие способностей дошкольников, используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
— Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
— Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
— Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
-Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к мате-риалам, используемым в работе, желание доводить начатое до конца.
Сроки проведения: с сентября 2017 по май 2018г.
Возрастная категория: 4-5 лет
Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю (четверг/пятница). Продолжительность занятия 20 минут.
Форма проведения занятий: практическое занятие.
Программа предусматривает обучение детей работе с различными видами материалами: (природный материал, восковые мелки, ватные диски и ватные палочки и т. п.); использование различных техник рисования (кляксография, монотипия, печатание растениями элементы аппликации и т. п.).
Особенное внимание уделяется эмоционально – эстетическому аспекту развития ребенка.
Работа с родителями:
— Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет».
— Изготовление папки-передвижки «Пальчиковые краски и работа с ними».
— Наглядно – текстовая информация «Как правильно использовать нетрадиционные техники рисования».
— Индивидуальные беседы с родителями о нетрадиционных техниках рисования.
— Еженедельные выставки творческих работ детей.
Нетрадиционные художественные техники:
— Рисование пальчиками, ребенок опускает в краску пальчик и нано-сит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
— Рисование ладошкой, ребенок опускает в краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
— «Тычок» жесткой полусухой кистью, ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
— Печатание растениями (отпечаток листьями, ребенок окрашивает гуашью засушенное растение, листок и наносит оттиск на бумагу, аккурат-но прижимает «печатку» и снимает с поверхности листа, образуя композицию из листьев и др. частей растений.
— Монотипия, ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не вы-сохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
— Пастель, ребенок рисует по шероховатой поверхности бумаги (кар-тона) пастельным мелком, красочный слой растирают пальцами по бумаге. После рисования необходимо зафиксировать изображение лаком.
— Кляксография (выдувание трубочкой, ребенок макает кисть в раз-веденную краску и брызгает на лист бумаги. Берет трубочку, и дует через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать, чтобы получить нужную форму.
— Оттиск смятой бумагой, ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
— Свеча + акварель, ребёнок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
— Граттаж, ребёнок палочкой процарапывает рисунок на заготовке (лист натертый свечой и покрытый тушью с жидким мылом).
— Рисование по — сырому, ребенок широкой кистью наносит воду на всю поверхность листа бумаги, затем тонкой кисть рисует красками заду-манный образ.
— Рисование на мятой бумаге, ребенок сминает руками лист бумаги, затем расправляет его на поверхности стола. После чего приступает к рисованию гуашью.
— Рисование с использованием ватных дисков, ребенок кисточкой, смоченной в воде, примакивает ватные диски к бумаге. Прорисовывает де-тали тонкой кисточкой.
— Пуантилизм (рисование точками, ребенок макает в краску кончик карандаша с ластиком на конце и ставит отпечатки на листе бумаги со-гласно замыслу (по контуру предмета или заполняет точками все изображение целиком).
— Штамп, ребенок макает в гуашь заготовку (штамп) и ставит отпечаток на листе бумаги.
— Рисование ватной палочкой, ребенок макает в гуашь ватную палочку и ставит отпечатки на листе бумаги по контуру предмета или проводит палочкой линию необходимой длины.
— Рисование с использованием салфеток, ребенок скатывает шарики из салфеток, приклеивает их на основу.
— Пластилинография (размазывание, ребенок отщипывает кусочек пластилина от целого куска, скатывает шарик. Затем надавливает на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивает его в нужном направлении, заполняя основу.
— Оттиск пенопластом, ребенок макает в гуашь заготовку из пенопласта и ставит отпечатки на листе бумаги.
— Оттиск пробкой, ребенок макает в гуашь пробку и ставит отпечатки на листе бумаги.
— Восковые мелки, ребенок рисует предметы с помощью восковых мелков проводя широкие или узкие линии в разных направлениях.
— Рисование зубной пастой, ребенок макает кисть в разведенную до консистенции жидкой сметаны зубную пасту и наносит мазки по контуру предмета или заполняет его целиком.
— Рисование окрашенными шариками, ребенок макает в гуашь слегка надутый воздушный шарик и ставит отпечатки на листе бумаги.
— Ниткография, ребенок, используя клей, намазывает черту на заготовке (картон) при помощи тонкой палочки. Далее, на не застывшую клеевую основу аккуратно приклеивает нить, прижимая ее пальцами, постепенно заполняя контур изображения.
Программа включает:
-перспективное планирование занятий
-тематическое распределение занятий на учебный год
Ожидаемый результат работы кружка:
— Дети используют в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
— Дети проявляют творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Перспективный план работы кружка
Да-та Название Вид Задачи Оборудование
Сентябрь
1 неделя сентября «Мухомор»
Рисование пальчиками, фон–монотипия Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность в работе Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.
2 неделя сентября «Ветка рябины»
Рисование пальчиками, фон – пастель Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пасте-лью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев, салфетки
3 неделя сентября «Яблочный компот» Штамп, рисование ватной палочкой
Учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками. Учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины. Учить украшать поделку
Вырезанные силуэты банок из белого картона, гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти. Для украшения: салфетки, тесьма
4 неделя сентября «Деревья осенью»
Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой
Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки
Октябрь
1 неделя октября «Осенний лес» (коллективная работа) Рисование с использованием салфеток
Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику
Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3, салфетки (красные, желтые, вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки)
2 неделя октября Листопад» (коллективная работа)
Пуантилизм (рисование точками) Познакомить с техникой пуантилизм, учить рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3, гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки
3 неделя октября «Фрукты» (натюрморт) Рисование с использованием ватных дисков Познакомить с техникой рисования с использованием ватных дисков. Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность Листы бумаги, гуашь, ватные диски, кисти, салфетки
4 неделя октября «Паутина»
Рисование окрашенным шариком
Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение Листы бумаги, крышка от ко-робки, гуашь, шарики
Ноябрь
1 неделя ноября «Белочка в дупле» Рисование ладошкой, пальчиками Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
2 неделя ноября «Моя любимая игрушка» Пуантилизм Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Развивать чувство цвета Листы бумаги с изображением игрушек, гуашь, ватные палочки
3 неделя ноября «Волшебные зонтики»
Пластилинография (размазывание)
Знакомить с тех-никой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность Листы цветного картона, пластилин
4 неделя ноября «Котенок»
Тычок полусухой жесткой кистью
Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки
Декабрь
1 неделя декабря «Домик»
Оттиск пенопластом Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, цвета
Листы бумаги, гуашь, кисти, штампы из пенопласта
2 неделя декабря «Зимнее дерево»
Рисование зубной пастой Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность Цветной кар-тон (черный, синий, зубная паста, салфетки
3 неделя декабря «Елочка»
Рисование ладошками
Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
4 неделя декабря «Укрась елочку бусами» Рисование пальчиками, оттиск проб-кой
Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиком и печатания пробкой. Учить чередовать бусинки по цвету Изображения елок (предыдущее занятие, гуашь, пробки, салфетки
Январь
1 неделя января «Красивые снежинки» Свеча + акварель
Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление
Листы бумаги, свеча, акварель, кисти
2 неделя января «Снеговик»
Штамп, рисование ватными палочками Совершенствовать умения в данной технике Листы бумаги синего цвета, штампы из моркови, ватные палочки, гуашь, кисти
3 неделя января «Зима»
Рисование на мятой бумаге Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения
Листы бумаги, акварель, кисти
4 неделя января «Метель»
Ниткография Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ас-социативное мышление Листы бумаги, гуашь, нитки
Февраль
1 неделя февраля «Укрась варежки» Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками
Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки
2 неделя февраля «Северное сияние» Монотипия
Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета
Литы бумаги, акварель, кисти
3 неделя февраля «Придумай и дорисуй» Карандаши (восковые мелки) Учить детей создавать новые образы. Развивать творческое воображение Листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши (восковые мелки)
4 неделя февраля «Кораблик»
Пластилинография
Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность Цветной кар-тон, пластилин
Март
1 неделя марта «Цветок для мамы»
Пуантилизм
Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции Листы бумаги, гуашь, ватные палочки
2 неделя марта «Волшебный цветок»
Рисование пастелью Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета Листы бумаги, пастель
3 неделя марта «Облака»
Рисование по сырому Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость Листы бумаги, акварель, кисти
4 неделя марта «Весеннее солнышко» Рисование ладошками
Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение
Изображение неба, облаков (предыдущее занятие, гуашь, кисти
Апрель
1 неделя апреля «Деревья смотрят в лужу»
Монотипия
Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти
2 неделя апреля «Космос»
Граттаж
Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения Подготовленная основа (восковые мелки, свеча, гуашь черная, синяя, деревянные палочки
3 неделя апреля «Весенний пейзаж» Оттиск скомканной бума-гой
Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции
Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков
4 неделя апреля «Цветущая ветка»
Кляксография (выдувание трубочкой) элементы аппликации
Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление
Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, вы-резанные цветы, клей, кисти для клея, тря-почки
Май
1 неделя мая «Праздничный салют» Восковые мелки, акварель Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти
2 неделя мая «Красивые бабочки»
Рисование ладошкой
Совершенствовать технику рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки
3 неделя мая «Бабочка»
Монотипия
Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление Листы бумаги, гуашь, кисти
4 неделя мая «День за-щиты детей» (плакат)
Рисование ладошками Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства
Ватман, гуашь, кисти, салфетки, восковые мелки, пастель, карандаши, фломастеры
Источник
Ирина Волкова
Программа кружка по изобразительной деятельности для детей 4–5 лет «Разноцветный мир»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
• Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
• Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
• Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
• Умение правильно использовать кисти в работе;
• Умение использовать трафареты и печати при работе;
• Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
• Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
• Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
• Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
• Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
• Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
• Проявление фантазии, художественного творчества;
• Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
• Завершение работы декором.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Изучая и осваивая большое разнообразие различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и заметила всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию в кружке по изобразительной деятельности. Дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками.
Новизна программы состоит в том, что все занятия с детьми основаны на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой и экспериментальной деятельности.
Педагогическая целесообразность этой программы в том, что дети в игре берут для себя то, что в силу своего возраста не смогут изобразить, а с помощью нетрадиционных техник могут создать оригинальный образ.
Цель: Формирование активной, творчески развитой личности.
Задачи: Познакомить детей с новыми техниками рисования: оттиск, печатание, рисование восковыми мелками. Закрепить умение создавать образы и простые сюжеты с натуры или по представлению. Совершенствовать навыки работы, используя приемы: примакивание в разных направлениях, рисования круглых и овальных форм. Формировать эстетический вкус, творческое мышление.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: данная программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий — 1 раз в неделю (в четверг) по 20 минут.
Ожидаемые результаты
— дети освоили новые нетрадиционные техники рисования;
— у детей сформировано умение создавать образы и простые сюжеты по представлению и с натуры
— у детей развиты навыки рисования
— у детей развита креативность.
Изучение уровня развития изобразительных навыков у детей 4-5 лет в кружке «Разноцветный мир»
1. Умение смешивать краски;
2. Наличие элементарных композиционных умений;
3. Изображение предметов и объектов разных форм;
4. Владение способами нестандартного раскрашивания;
5. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
6. Умение использовать трафареты и печати при работе;
7. Умение декоративно оформлять готовую работу;
8. Использование навыков в самостоятельной деятельности;
9. Интерес к изобразительной деятельности.
3 балла – (высокий уровень) ребенок выполняет задание самостоятельно, проявляет творчество, хорошо развиты технические навыки.
2 балла – (норма) ребенок выполняет задание верно, технические навыки развиты, но творчества в своей продуктивной деятельности не проявляет
1 балл – (средний уровень) ребенок выполняет задание с помощью взрослого, технические навыки развиты слабо.
0 баллов – (низкий уровень) ребенок не справляется с заданием или отказ от деятельности.
Таблица определения уровня развития
Уровень Баллы
Высокий 21-27
Норма 15-20
Средний 6-14
Низкий 0-5
Затем выводится процентное количество детей с определенным уровнем развития
Содержание программы
Подготовительная работа к занятию.
А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т. д.
Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это — крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник – акварель, гуашь, краски для мрамарирования, краски из овощей и т. д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить
Основные направления работы с детьми
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т. п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т. д.)
. Учебно-тематический план кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»
№
n/n Вид работы Кол-во занятий Кол-во часов
2 Рисование пальчиками, ладошкой 6 2 ч.
3 Печатание 7 2ч. 20мин
4 Оттиск различным бросовым материалом 11 3ч. 40мин
5 Рисование ватными палочками 6 2 ч.
6 Рисование свечой, восковыми мелками 4 1ч. 20мин.
7 Рисование по трафарету 2 40 мин
ИТОГО 36 12часов
Перспективный план работы кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»
№ Тема занятия Техника задачи
СЕНТЯБРЬ
1 Подсолнухи Рисование пальчиками, ватными палочками Совершенствовать умение рисовать пальчиками стебель, листья подсолнуха
Закрепить навыки рисования гуашью
Развивать чувство композиции
2 Укрась платочек Оттиск пробкой, рисование пальчиками Развивать умение украшать платочек простым узором используя прием печатанья, примакивания и рисования пальчиками.
Развивать чувство ритма и композиции.
3 Осеннее дерево Оттиск печатками из ластика Познакомить с приемом печатания печатками
4 Осенний букет Печатание листьями Познакомить с приемом печатания листьями
ОКТЯБРЬ
1 Заготовка на зиму «Компот из яблок» Оттиск печаткой из яблок, поролоном Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Закрепить умение рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию использовать рисование пальчиком
2 Цыпленок Рисование с помощью риса, ватные палочки Совершенствовать умение детей наносить клей на отдельный участок, щедро на него насыпать крупу, аккуратно окрашивать рис, оживлять работу с помощью ватной палочки
3 Улитка Рисование восковыми мелками, солью Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков, соли.
4 Грибы в лукошке Оттиск печатками (шляпка-картон, рисование пальчиками Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции
5 Два петушка Рисование ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество
НОЯБРЬ
1 Рябинка Рисование пальчиками Упражнять детей в рисовании ягодок на ветке пальчиками и листики примакиванием. Закрепить данные навыки рисования, развивать чувство композиции
2 Мои любимые рыбки Рисование акварелью, пищевыми красителями по восковым мелкам Совершенствовать умение обводить свою ладонь восковым мелом. Продолжать знакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков
3 Первый снег Оттиск печатками из салфеток Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатанья ли рисования пальчиками.
Развивать чувство композиции
4 Цыпленок Гуашь, ватные диски, палочки Упражнять детей в наклеивании ватных дисков и аккуратно их раскрашивать с помощью ватных палочек
ДЕКАБРЬ
1 Зимний лес Печать по трафарету, рисование ватными палочками Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции
2 Мои рукавички Оттиск печатками из картофеля. пробкой Упражнять в технике печатанья. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок, по возможности, равномерно на всю поверхность. Закрепить умение рисовать пальчиками.
ЯНВАРЬ
1 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок используя пальчики
2 Снежок Рисование свечой, акварель Познакомить с техникой рисования свечой, использовать фон
3 снеговик Мятая бумага Закрепить навыки рисования мятой бумагой
ФЕВРАЛЬ
1 Чаша Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать навык дорисовывания предмета
2 Цветочек для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураскрывшихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.
3 Ягоды и фрукты Пальчиковая роспись Учить рисовать простейшие фигурки состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок
4 Плюшевый медведь Поролон, тонкая кисть, гуашь Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, его характерный внешний вид. Располагать изображение в соответствии с размером на листе бумаги
МАРТ
1 Мимоза для мамы Рисование пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками, в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции
2 Солнышко Рисование ладошками Закрепить технику печатанья ладонью. Совершенствовать умение быстро наносить краску на ладонь и делать отпечаток – лучики для солнышка.
Развивать творчество.
3 Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) Рисование пальчиками, карандашом, красками, фломастерами Совершенствовать навык рисования простейших фигурок состоящих из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок
4 подснежники Акварель, восковые мелки Закрепить навык рисования подснежников восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Закрепить умение передавать с помощью акварели весенний колорит. Развивать творчество.
АПРЕЛЬ
1 Неваляшка Пуговицы различной формы Совершенствовать умение рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета.
2 Волшебные картинки (волшебный дождь) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист акварелью. Упражнять в рисовании тучи с помощью воскового мелка
3 Подарок для кошки Мурки Ватные палочки, готовое изображение кошки из геометрических фигур (голова – круг, уши – маленькие треугольники, туловище – большой треугольник, лапы, хвост – овалы) Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур, закрепить названия геометрических фигур. Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помогать друг другу.
МАЙ
1 Черемуха Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма
2 Как я люблю одуванчики Обрывание, восковые мелки, тычкование Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывание и тычкование. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика
3 Котенок Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка Закрепить навык печати кистью по трафарету
4 Салют Восковые мелки, акварель Закрепить навык рисования акварелью. Совершенствовать умение рисовать салют с помощью воскового мелка
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005.– 63с.
6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
8. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
9. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
10. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
11. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
14. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. — 96с.
15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
Источник