Программа диагностики психического развития ребенка младенческого возраста

Программа диагностики психического развития ребенка младенческого возраста thumbnail

Психолого – педагогическая диагностика детей

младенческого и раннего возраста

  1. Баженова О.В. Диагностика психического развития. – М., 1986.

  2. Дети – сироты: консультирование и диагностика развития/ под ред. Стребелевой Е.А. – М., 1998.

  3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

  4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М., 1996.

  5. Психологическая диагностика /Под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. – М., 1997.

  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ под ред. Стребелевой Е.А. – М ., 2007.

  7. Смирнова Е.О. и др. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. – СПб., 2005.

  8. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости //Дефектология № 1, 1994.

  9. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М., 2008.

  10. Т. Хелльбрюгге и др. Мюнхенская функциональная диагностика развития. – 1997.

Коррекционно-развивающая работа

с детьми младенческого и раннего возраста

Программы работы с детьми младенческого возраста

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). – М., 1989.

  2. Лазуренко С.Б. «Организация в учреждениях здравоохранения коррекционно-педагогической помощи с детьми с поражением ЦНС. Методическое письмо», — М., 2008г.

  3. Лазуренко С.Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни : диссертация, 2005.

  4. Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

  5. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. – СПб., 2005.

  6. Разенкова Ю.А. «Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Методические рекомендации», — Альмонах ИКП РАО, №6 2003г., https://almanah.ikprao.ru/articles.

  7. Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка : диссертация, 1997.

Программы работы с детьми раннего возраста

  1. Браткова М.В., Закревская О.В.Коррекционная работа с детьми раннего возраста с умственной отсталостью.

  2. Закревская О.В. Развивайся, малыш: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М., 2008.

  3. Маленькие Ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

  4. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. – М., 2005.

  5. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. – СПб., 2005.

  6. Стребелева Е.А., Белякова Ю.Ю., Мишина Г.А. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Методическое пособие для педагогов. – М., 2004.

Программы работы с детьми раннего возраста с различными нарушениями

  1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. – М., 2004.

  2. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха. – СПб., 2005.

  3. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом: диссертация, 2009.

  4. Солнцева Л.И. , Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. – М., 2004.

  5. Таварткиладзе Г.А., Шматко Н.Д., Гвелесиани Т.Г. и др. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. – М., 2004.

  6. Фильчикова Л.И. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. – М., 2004.

Книги по содержанию коррекционно-развивающей работы

  1. Баенская Е.Р., Выродова И.А., Разенкова Ю.А. Научитесь общаться с младенцем. – М., 2008.

  2. Гришвина А.В., Пузыревская Е.Я., Сочеванова Е.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М., 1988.

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М., 2005.

  4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М., 2003.

  5. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М., 2009.

  6. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. – М., 2010.

  7. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. – М., 2006.

Читайте также:  Методики оценки развития ребенка раннего возраста

Источник

Безусловные рефлексы. Сосательный и глотательный рефлекс. Они относятся к основным физиологическим рефлексам новорожденных, которые обеспечивают физическое выживание ребенка в мире. Отсутствие сосательного рефлекса у новорожденного свидетельствует о поражении центральной нервной системы. Хватательный рефлекс. Во время прикосновения к ладони ребенка этот безусловный рефлекс проявляется у новорожденного сгибанием пальцев и захватыванием предмета в кулак. При нормальном развитии ребенка рефлекс ярко выражен с первых дней жизни. Если он отсутствует, у младенца могут быть проблемы с шейным отделом спинного мозга. Защитный рефлекс. Суть рефлекса состоит в том, что ребенок, уложенный на животик, приподнимает голову, чтобы не задохнуться. При этом он старается повернуть голову на бок. Отсутствие защитного рефлекса у новорожденного является следствием тяжелых патологий головного мозга или поражения верхнего шейного отдела спинного мозга. Рефлекс ползания. Данный вид рефлекса проявляется у новорожденных после третьего дня жизни и существует до четырех месяцев. Проявлением его служит отталкивание ног малыша от ладони, которая прикладывается к его ступням. Сам малыш должен лежать на животе. Проблемы с возникновением данного рефлекса могут наблюдаться у малышей, которые родились в асфиксии. Нарушения могут быть вызваны и внутричерепным кровоизлиянием, и неполадками в работе спинного мозга. Хоботковый рефлекс — выпячивание губ малыша в виде своеобразного «хоботка» в ответ на быстрое отрывистое прикосновение к ним пальцев взрослого. Рефлекс обусловлен автоматическим сокращением круговой мышцы рта ребенка — одного из важнейших «сосательных» мускулов. Обычно хоботковый рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни, затем угасает.  Рефлекс опоры. Данный рефлекс является одной из ярко выраженных безусловных реакций ребенка. Проявляется он в поджатии ног малышом в коленях и тазу, если его взять под мышки. При этом, поставив ребенка из этого положения на опору, можно заметить, что он сразу выпрямляет ноги и всей стопой упирается в поверхность. Если этого не происходит или малыш скрещивает ноги, становится на носочки, у него могут быть проблемы нервно-мышечной сферы. В норме данный рефлекс угасает к 4 неделям. Поисковый рефлекс Куссмауля — еще один оральный рефлекс, свойственный новорожденным. Осторожное, нежное поглаживание пальцем взрослого области угла рта малыша, последний начинает активно «искать» материнскую грудь. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Суть его заключается в следующем: умеренное надавливание на ладони малыша подушечками пальцев рук взрослого вызывает открывание рта ребенка и движение его головы вперед, по направлению к проверяющему. Все безусловные рефлексы новорожденных и грудных детей,  наблюдаемые значительно дольше положенного срока, свидетельствуют о нарушениях работы центральной нервной системы.

Условные рефлексы. По мере угасания безусловных рефлексов у новорожденных начинают формироваться условные рефлексы. Этот процесс длится всю оставшуюся жизнь. В первый месяц жизни у ребенка формируются условные рефлексы, связанные с питанием.

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни. Обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации (н-р, в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью).

Читайте также:  Как вирус эпштейн барра влияют на развитие ребенка

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика и некоторые другие. И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоциональных реакций.

В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М.Мастюкова). Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью. Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений. Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка.  Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время. Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжительность удерживания, характер манипуляций. Затем детям старше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.

Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам: — двигательная; — сенсорная; — эмоциональная; — голосовая активность; — практические действия; — способы взаимодействия со взрослыми.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста по годам

В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось.

Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста.

Для успешного решения диагностических задач исследования детей раннего возраста требуется определенная тактика проведения обследования. Необходимо установить доброжелательный контакт с ребенком, чтобы он был достаточно заинтересован в выполнении заданий. Тактика проведения обследования во многом определяется возрастом и состоянием ребенка, которое оказывает заметное влияние на его продуктивность при обследовании. Поэтому важно акцентировать внимание на общем фоне настроения ребенка и на создании отношений доверия между ним и исследователем.Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: — познавательные процессы; — эмоционально-волевую сферу; — предречевое и речевое развитие; — двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов слуха и зрения.

При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: — принятие задания; — способы выполнения задания; — обучаемость в процессе обследования; — отношение к результату своей деятельности.

Основными способами выполнения задания у детей раннего возраста являются: — самостоятельное выполнение; — при помощи взрослого; — самостоятельное выполнение после обучения. Важным диагностическим критерием оценки познавательной деятельности детей является их отношение к результатам своей деятельности. Для нормально развивающихся детей характерна заинтересованность своей деятельностью и ее конечным результатом. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату.

Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются: — Доска Сегенаサ (2 — 3 формы), — складывание пирамидки (из шариков, из колечек), — разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), — парные картинки (2 — 4), — разрезные картинки (из 2 — 3 частей).

Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели: — общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности; — контактность (желание сотрудничать со взрослым). — эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. — эмоциональное реагирование на замечания и требования. — реагирование на трудности и неуспех деятельности.

Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.

Психодиагностическое исследование психического развития ребенка данного возрастного периода завершается составлением заключения, в котором содержатся обобщенные данные, отражающие развитие его эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сфер, характеристики психологической структуры отдельных действий и систем действий по выполнению заданий, а также наблюдаемые характерологические особенности ребенка.

В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика его психической структуры и рекомендации по коррекции или компенсации с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.

Источник