Прогноз дальнейшего психологического развития ребенка

Прогноз дальнейшего психологического развития ребенка thumbnail

Как
видно из общих положений и названия
раздела, в ка­честве итоговой части
заключения выступает четко сформу­лированный
психологический
диагноз,
соответствующий
ему вероятностный
прогноз
дальнейшего
развития ребенка и вытекающие
из него рекомендации
специалистам
по особен­ностям обучения, сопровождения,
в том числе необходимой специализированной
помощи ребенку во внеучебной деятель­ности,
в домашних условиях.

Совершенно
естественно, что результатом целостного
пред­ставления
о состоянии ребенка, причинах и
механизмах, при­ведших
к данному варианту развития должно
стать некое результирующее
определение, или психологический
диагноз, которое
даст возможность использовать в работе
с ребенком одну
из имеющихся развивающих или коррекционных
тех­нологий,
позволит соответствующим образом
изменить саму образовательную
технологию, приспособить ее к конкретно­му
ребенку, организовав тем самым
личностно-ориентирован-ное обучение.

Психологический
диагноз должен строиться на:

  • анализе
    результатов углубленной психологической
    диагности­ки,
    в том числе обучаемости ребенка;

  • анализе
    анамнестических данных;

  • анализе
    поведения ребенка и специфики внешних
    особеннос­тей
    (характерных признаков) в целом, а не
    только в процессе об­следования;

135


критичности,
адекватности (в том числе по отношению
к самой процедуре
обследования) как наиболее важных
неспецифичес­ких
диагностических критериев.

Следует
отметить, что в действительности два
последних пункта
должны быть проанализированы в рамках
оценки результатов
самого обследования.

Исходя
их соображений, приведенных в предыдущем
па­раграфе,
психологический диагноз есть отнесение
данного конкретного
варианта развития (состояния ребенка)
к одной из
типологических групп. При этом постановка
психологи­ческого
диагноза предполагает понимание
механизмов и ве­роятных
причин, приведших к данному варианту
развития. Так,
например, парциальная несформированность
регулятор-ного компонента деятельности
как психологический диагноз предполагает
не только специфичное поведение ребенка,
обус­ловленное
той или иной степенью незрелости или
несформи-рованностью
системы регуляции, но и в большинстве
случаев наличие
тех или иных признаков неврологического
неблаго­получия
(по крайней мере, в раннем возрасте),
которые и являются
одной из основных причин подобной
регуляторной незрелости.
То есть причины будут находиться «на
уровне» особенностей
неврологического статуса. В связи с
этим стано­вятся
понятными и механизмы возникновения
синдрома ре­гуляторной
незрелости.

Помимо
соотнесения состояния ребенка с тем
или иным типологическим
вариантом в психологическом диагнозе,
как показывает практика образования,
должны быть представле­ны
и такие важные показатели состояния и
особенностей раз­вития
ребенка, как:

  • уровень
    общего психического тонуса, психической
    активности,включая
    особенности работоспособности и
    темповых характе­ристик
    деятельности;

  • характер
    (профиль) латеральных предпочтений
    (как отражениеособенностей
    межфункциональных взаимодействий).

Зафиксировать
эти показатели нам представляется
чрезвы­чайно важным непосредственно
для организации самого про­цесса
обучения, тем более в системе специального
образования, так
как они оказываются необходимыми для
организации всей дополнительной
специализированной помощи ребенку.

136

Кроме

того,
в итоговой части заключения желательно
при-

естй

особенности
социальной ситуации развития (если это
‘и1’лено
в ходе обследования или стало известно
при беседе ВЬ1Ядйтелями,
педагогами и т.п.). Такое описание, не
будучи С
следственно самим психологическим
диагнозом, являет-116
необходимым как для определения
вероятностного про-С
за так и для оптимального выбора тех
или иных коррек-пяонных
мероприятий.

Психологический
диагноз и социальный фон, на котором
происходит
развитие ребенка, могут и должны быть
сформу­лированы
в достаточно краткой форме — в виде
одного-двух предложений.

Например,
подобный диагноз может быть сформулирован
следующим
образом:

«…Таким
образом, в данном случае можно говорить
о парциаль­ной несформированности
регуляторного компонента деятельно­сти
у истощаемого ребенка с низким уровнем
психического тону­са
и психической активности, отягощенного
эмоциональной не­зрелостью
(вероятно, следствием незрелости
регуляторного плана
и невозможности регуляции собственных
эмоций) и нали­чием
большого количества левосторонних
латеральных предпоч­тений
на фоне неблагоприятной семейной
ситуации (неполная семья
— ребенка воспитывают две бабушки и
мать) и гиперопеки в
воспитании».

Вероятностный
прогноз развития
опирается
на пони­мание
места выявленного типа психического
дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося
развития. В данном случае мы подразумеваем
понимание не только места конкретного
вари­анта
развития, но и возможности и вероятности
девиации развития
в сторону той или иной группы отклоняющегося
развития
или девиации непосредственно внутри
самой груп­пы.
Безусловно, это представляет значительную
сложность без
знания и анализа социальных условий
жизни ребенка, понимаемых
в широком смысле этого слова: в семье,
в обра­зовательном
учреждении, в микросоциальной группе.
Веро­ятностный
прогноз следует привести независимо
от особенно­стей
социальных условий.

Ресурсные
компенсаторные возможности ребенка
всегда остаются
в большой степени не диагностируемыми.
На насто­ящий
момент практически нет таких методических
средств (в
том числе и аппаратурных), которые могли
бы в какой-

137

либо
определенной степени показать подобные
возможное? ребенка. Поэтому да*,е
в наиболее благоприятной ситуацц^ при
включении всех необходимых специалистов
и адекват’ ной
программе обучения, но при отсутствии
достаточного ре
сурса
динамика развития ребенка может
оказаться низкой, а
прогноз
— неблагоприятным. И, наоборот, в
неблагоприят­ной
обстановке, при отсутствии достаточной
помощи, но с
достаточными
ресурсными и компенсаторными
возможнос­тями
развитие ребенка вдруг пойдет более
динамично и не­благоприятный
прогноз не оправдается. Поэтому мы
можем говорить
только о вероятностном
прогнозе
развития в отли­чие
от условно-вариантного
прогноза,
как это предлагается Г.В.
Бурменской [19; 27].

Понятно,
что при прогнозировании дальнейшего
развития ребенка
очень много зависит от его возраста на
момент обсле­дования.
Чем меньше возраст, тем благоприятнее
при прочих равных
будет прогноз. Так, если ребенку из
предыдущего примера
уже десять лет, то вероятностный прогноз
дальней­шего
развития может выглядеть следующим
образом:

«…
В данной ситуации в дальнейшем можно
предположить девиацию развития
в сторону дисгармонического пути
развития по интропу-нитивному
типу, усугубление трудностей взаимодействия
со свер­стниками.
Возможны варианты развития психосоматических
(сома-топсихических) нарушений».

Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка инвалида

Если
же ребенку в н&шем примере около семи
лет, то про­гноз
будет более мягким и будет звучать как:

«…В
данной ситуации можно предполагать
возникновение сомати­ческих заболеваний
в ситуации ужесточения требований к
ребенку или
резкого изменения всей социальной
ситуации развития. В даль­нейшем при
отсутствии адекватного сопровождения
и подбора адек­ватных
коррекционно-развивающих мероприятий
возможна девиа­ция
развития в сторону дисгармонического».

Рекомендации
составляют,
пожалуй, наиболее важный раздел
заключения. Оци
представляют обоснованную
пос­ледовательность
включения в работу с ребенком тех или
иных специалистов,
определение ведущего направления и
после-138

ательность
собственно психологической коррекционной
‘°боты
(использование тех или иных развивающих
или екционных
ПрОГрамм)
с
учетом не только типа отклоня-тпегося
развития, но и специфики формирования
базо-ыХ
составляющих, а также хотя бы примерное
определе­ние
длительности и формы коррекционно-развивающей
ра­боты-

Педагогу
должны быть даны предложения по
организа­ции
наиболее продуктивной работы с ребенком
с учетом его темповых
характеристик, особенностей процесса
утомления и
истощения при деятельности в режиме
фронтального уро­ка,
возможный (или необходимый) уровень
индивидуали­зации процесса обучения
с учетом особенностей развития, в
том числе развития отдельных психических
функций, ре-гуляторной
и мотивационной зрелости ребенка.
Должны быть обоснованы,
если это необходимо, изменения режима,
типа или
формы обучения (окончательное решение
подобных воп­росов
должно приниматься школьным консилиумом
или ПМПК).

Далее
должны быть четко и ясно сформулированы
опти­мальные
для адекватного развития ребенка
изменения соци­альной
ситуации (в том числе желаемые,
психологически оп­равданные
и возможные изменения внутрисемейных
отноше­ний),
обоснованы требования к режиму, нагрузкам
во внеучебное
время.

В
тех случаях, когда ребенку не может
быть оказана необ­ходимая
психологическая помощь (как по содержанию,
так и
по объему), должны быть даны рекомендации
по обраще­нию
в соответствующее образовательное
учреждение (напри­мер,
в ППМС-центр, учреждение дополнительного
образова­ния),
где также может быть оказана необходимая
помощь в виде
соответствующей кружковой работы и
т.п.

Здесь
же приводится перечень специалистов,
которые, по мнению психолога, могут
участвовать в дополнительной по­мощи
ребенку, в том числе перечень рекомендуемых
консуль­таций,
определяются сроки повторного
(динамического) об­следования
психологом.

Родителям
(лицам, их заменяющим) даются рекомендации
в
устной форме в соответствии с уровнем
их социокультурно­го
развития и пониманием проблем ребенка.

Укажем
возможные рекомендации для вышеприведенного
случая.
Рекомендации будут значительно
различаться в за-

139

чтобы,
с одной стороны, представить информацию
Т
кев
адекватном виде, с другой — не ущемлять
прав

висимости
от возраста ребенка. Так, если ребенку
около лет,
они могут выглядеть следующим образом:

«…Рекомендованы
групповые занятия по формированию perv
ляторного
компонента деятельности (цикл,
ориентированный на 24-32
занятия, 2 раза в неделю), занятия по
психомоторной кор­рекции
(в рамках занятий физической культурой),
разумное дози

•;
рование учебных и внеучеэных нагрузок.
По возможности (с уче­том
дозирования нагрузок) групповая игровая
терапия с целью

•;
•: формирования адекватны* эмоциональных
реакций и коммуника-

-•■.«>
тивных навыков.

Рекомендована
консультация невролога для решения
вопроса о необходимости
медикаментозного лечения, консультация
(для ро­дителей)
психотерапевта по вопросам воспитания
и нормализации внутрисемейных
отношений».

Если
ребенок с тем же диагнозом уже достиг
десятилетне­го возраста, то собственно
коррекционные занятия по форми­рованию
регуляторного компонента деятельности
уже не бу­дут
адекватными возрасту ребенка и в
соответствии с этим в качестве
методов, способствующих формированию
регуляции, можно
рекомендовать занятия неконтактными
видами вос­точных
единоборств (внутренние стили ушу,
айкидо) для маль­чиков.
Для девочек этого возраста можно
рекомендовать за­нятия
ритмикой, танцами (несложными), простыми
видами аэробики.
В случаях грубой регуляторной незрелости
и для мальчиков,
и для девочек должны предшествовать
занятия лечебной
физкультурой и общей физической
подготовкой с теми
же целями.

Помимо
этого в данном возрасте чрезвычайно
полезными для
формирования эмоциональной сферы
окажутся уже раз­личного рода тренинги
(личностного роста, тренинг комму­никативных
навыков и т.п.). Но даже в этом возрасте
необхо­дима
консультация как невролога, так и
психотерапевта для помощи
ребенку и семье в целом.

Рекомендации
родителям приводятся, как правило, в
рамках
консультации в развернутой устной
форме. В слу­чае несогласия родителей
с предлагаемыми мероприятия­ми
отказ родителей должен быть зафиксирован.
При необ­ходимости
(по желанию родителей) дубликат заключения
может
быть выдан им в письменном виде. В этом
случае оно
должно быть переструктурировано и
написано таким

140

ебенка.

оРе

Р1

Соседние файлы в папке Архив WinRAR

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Как видно из общих положений и названия раздела, в качестве итоговой части заключения выступает четко сформулированный психологический диагноз, соответствующий ему условно вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка и вытекающие из него рекомендации родителям и специалистам по особенностям обучения, сопровождения, в том числе необходимой специализированной помощи ребенку во внеучебной деятельности, в домашних условиях.

Совершенно естественно, что результатом целостного представления о состоянии ребенка, причинах и механизмах, приведших к данному варианту развития, должно стать некое «результирующее» определение — психологический диагноз, — которое даст возможность применить к данному конкретному ребенку одну из имеющихся развивающих или коррекционных технологий, позволит соответствующим образом изменить саму образовательную программу, «приспособить» ее к конкретному ребенку.

Психологический диагноз должен «вытекать» из:

— анализа поведения ребенка и специфики внешних особенностей (характерных признаков) в целом, а не только в процессе обследования;

Читайте также:  Методики на изучение познавательной сферы развития ребенка

— анализа анамнестических данных;

— анализа результатов углубленной психологической диагностики, в том числе обучаемости ребенка;

— оценки таких важных неспецифических диагностических критериев, как критичность, адекватность (в том числе отношение к самой процедуре обследования).

Психологический диагноз есть отнесение данного конкретного варианта развития (состояния ребенка) к одной из типологических групп. При этом сама постановка психологического диагноза предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития. Так, например, формулировка психологического диагноза: «парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности» — предполагает не только специфичное поведение ребенка, обусловленное той или иной степенью незрелости или несформированностью системы регуляции. В этом случае вероятнее всего будет присутствовать наличие тех или иных признаков неврологического неблагополучия (по крайней мере, в раннем возрасте), которые и приводят (в качестве одной из основных причин) к подобной регуляторной незрелости. То есть причины будут находиться «на уровне» особенностей неврологического статуса. Отсюда становятся понятными и механизмы возникновения синдрома «регуляторной незрелости».

Помимо «отнесения» состояния ребенка к тому или иному типологическому варианту в психологический диагноз входит и краткое описание таких важных составляющих, как:

— уровень общего психического тонуса, собственно психической активности и работоспособности. В некоторых случаях здесь же необходимо отметить и особенности темповых характеристик деятельности;

— характер (профиль) латеральных предпочтений (как отражение особенностей пространственно-функциональной организации мозговых систем).

В целом, типологический вариант развития (основной психологический синдром), уровень психического тонуса и работоспособность, а также профиль латеральных предпочтений могут рассматриваться как многоосевой психологический диагноз, аналогичный международной классификации десятого пересмотра (МКБ-10), и иметь аналогичную кодировку. В то же время необходимо помнить, что подобная кодировка, какие-либо другие краткие «определители» развития ребенка имеют право на существование только в целях статистической обработки и анализа объема деятельности специалиста. Во всех иных случаях необходимо развернутое описание состояния ребенка.

Дополнительно к непосредственно психологическому диагнозу в итоговой части могут быть приведены рекомендации психолога об адекватной возможностям ребенка социально-психологической адаптации в образовательном пространстве. В этом случае должна быть «прописана» структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид, форма и режим обучения; специфика организации сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Здесь же также желательно привести особенности социальной ситуации развития (если это выявлено в ходе обследования или стало известно при беседе с родителями, педагогами и т. п.). Такое описание социальной ситуации развития, не будучи непосредственно самим психологическим диагнозом, является необходимым как для определения вероятностного прогноза, так и для дополнительной аргументации при выборе тех или иных коррекционных мероприятий.

Итак, подобный психологический диагноз, а также характер адаптации ребенка в образовательной среде и общий социальный фон, на котором развертывается развитие ребенка, должны быть сформулированы в краткой форме.

Например, психологический диагноз может быть оформлен следующим образом:

«…Таким образом, в данном случае можно говорить о парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности у истощаемого ребенка с низким уровнем психического тонуса и психической активности, отягощенного эмоциональной незрелостью (вероятно, как следствие незрелости регуляторного плана и невозможности регуляции собственных эмоций), и наличием большого количества левосторонних латеральных предпочтений на фоне неблагоприятной семейной ситуации (неполная семья —ребенка воспитывают две бабушки и мать) и гиперопеки в воспитании».

В свою очередь, вероятностный прогноз развитияопирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося развития. В данном случае мы подразумеваем не только определение места конкретного варианта развития, но и возможность девиации развития в сторону той или иной группы отклоняющегося развития или девиации непосредственно внутри самой группы. Безусловно, без знания и анализа социальных условий жизни ребенка, понимаемых в широком смысле этого слова — в семье, в образовательном учреждении, в микросоциальной группе и т. п. — эта задача представляет значительную сложность. Социальные условия следует рассматривать как благоприятные или, напротив, неблагоприятные для адекватной состоянию ребенка ситуации развития. Поэтому вероятностный прогноз должен строиться исходя из обоих возможных вариантов.

В то же время «ресурсные», компенсаторные возможности ребенка всегда остаются в большой степени недиагностируемыми. На настоящий момент практически нет таких методических средств (в том числе и аппаратурных), которые могли бы в какой-либо определенной степени показать подобные возможности ребенка. Поэтому даже в наиболее благоприятной ситуации, с включением всех необходимых специалистов и адекватной программой обучения, но при отсутствии достаточного ресурса ребенок может показать низкую динамику развития и «пойти» по неблагоприятному «сценарию», реализуя соответствующий неблагоприятный прогноз. И, наоборот, в неблагоприятной обстановке, не имея достаточной помощи, но обладая широкими ресурсными и компенсаторными возможностями, развитие ребенка «вдруг» пойдет более динамично и, тем самым, не оправдается неблагоприятный прогноз развития. Поэтому мы можем говорить пока только об условно вероятностном прогнозе развития в отличие от условно вариантного прогноза.

Понятно, что при прогнозировании дальнейшего развития ребенка очень много зависит от возраста ребенка на момент обследования. Чем младше ребенок, тем благоприятнее при прочих равных будет прогноз его развития. Так, если нашему «условному» ребенку (из уже приведенного примера) уже 10 лет, то вероятностный прогноз дальнейшего развития может выглядеть примерно следующим образом:

«…В данной ситуации в дальнейшем можно предполагать девиацию развития в сторону дисгармонического варианта по интропунитивному типу, усугубление трудностей взаимодействия со сверстниками. Возможно возникновение различного рода психосоматических (соматопсихических) нарушений».

Читайте также:  Витамины для развития памяти и мышления для ребенка

Если же ребенку в нашем примере около 7 лет, то прогноз более «мягкий» и может звучать следующим образом:

«…В данной ситуации можно предполагать возникновение соматических заболеваний в случае ужесточения требований к ребенку или резкого изменения всей социальной ситуации развития. В дальнейшем при отсутствии сопровождения специалистами и подбора адекватных коррекционно-развивающих мероприятий возможна девиация развития в сторону дисгармонического варианта».

Рекомендациисоставляют, пожалуй, наиболее важный раздел заключения. Они содержат обоснованную последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов, определение ведущего направления, характер и этапы собственно психологической работы (использование тех или иных программ: хотя бы примерное определение длительности и формы развивающей или коррекционной работы) с учетом не только типа отклоняющегося развития, но и специфики сформированности базовых составляющих.

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком, сформулированные на основе знаний о его темповых характеристиках, особенностях процесса утомления и истощения при деятельности в режиме фронтального урока, а также возможный (или обязательный) уровень индивидуализации процесса обучения с учетом особенностей развития как различных психических функций, так и регуляторной и мотивационной зрелости ребенка. Должны быть обоснованы, если это необходимо, изменения режима или формы обучения (окончательное решение подобных вопросов должно приниматься школьным консилиумом).

Если, по мнению психолога, ребенку необходимо кардинальное изменение вида или даже типа образовательного учреждения (например, с точки зрения психолога, возможности ребенка не позволяют ему обучаться по общеобразовательной программе или нагрузки в гимназическом классе настолько несовместимы с возможностями ребенка, что необходимо «облегчить» образование и т. п.), то в рекомендациях необходимо отразить, что должны предпринять администрация учреждения или родители для улучшения условий образования ребенка. Имеется в виду, что психолог должен либо аргументировать необходимость изменения вида общеобразовательного учреждения, либо рекомендовать родителям (лицам, их заменяющим) обратиться на ПМПК с целью определения типа образовательного учреждения, к условиям которого ребенок будет максимально адаптирован.

Далее должны быть четко и ясно сформулированы оптимальные для адекватного развития ребенка изменения внеучебной ситуации (в том числе желаемые психологически оправданные и возможные изменения внутрисемейных отношений), обоснованы требования к режиму, нагрузкам во внеучебное время.

В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая психологическая помощь (как по содержанию, так и по объему), должны быть даны рекомендации по обращению в соответствующее образовательное учреждение (например, в ППМС-центр, учреждение дополнительного образования), где также может быть оказана необходимая помощь, в том числе и в виде соответствующей кружковой работы и т. п.

Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, могут участвовать в дополнительной помощи ребенку, с уточнением сфер их деятельности. Также определяются сроки повторного (динамического) обследования психологом.

Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и понимания проблем ребенка.

Приведем возможные рекомендации для вышеприведенного случая. Точно так же рекомендации будут в значительной степени разниться в зависимости от возраста ребенка. Так, если ребенку около 7 лет, они могут выглядеть следующим образом:

«…Рекомендованы групповые занятия по формированию регуляторного компонента деятельности (цикл, ориентированный на 24—32 занятия, два раза в неделю), занятия по психомоторной коррекции (в рамках занятий физической культурой), разумное дозирование учебных и внеучебных нагрузок. По возможности, (с учетом дозирования нагрузок) групповая игровая терапия с целью формирования адекватных эмоциональных реакций и коммуникативных навыков.

Рекомендована консультация невролога для решения вопроса о необходимости медикаментозного лечения, консультация психотерапевта (родителей) по вопросам воспитания и нормализации внутрисемейных отношений.

Если ребенок с тем же диагнозом уже достиг 10-летнего возраста, то собственно коррекционные занятия по формированию регуляторного компонента деятельности уже не будут адекватными возрасту ребенка и в соответствии с этим в качестве методов, способствующих формированию регуляции, можно рекомендовать занятия неконтактными видами восточных единоборств (внутренние стили Ушу, Айкидо) для мальчиков. Для девочек этого возраста можно рекомендовать занятия ритмикой, танцами (несложными), простыми видами аэробики. В случаях грубой регуляторной незрелости и для мальчиков и для девочек желательными становятся занятия лечебной физкультурой и общей физической подготовкой с теми же целями.

Помимо этого, в 10 лет чрезвычайно полезными для формирования эмоциональной сферы окажутся уже различного рода тренинги (личностного роста, тренинг коммуникативных навыков и т. п.). Но даже в этом возрасте необходима консультация как невролога, так и психотерапевта для помощи ребенку и семье в целом.

Примечание.Консультация и рекомендации родителям проводятся, как правило, в развернутой устной форме. В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями отказ родителей должен быть зафиксирован. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменной форме. В этом случае оно должно быть переструктурировано и написано таким образом, чтобы, с одной стороны, представить достоверную информацию о ребенке в виде, понятном родителям, с другой — не ущемлять прав ребенка на развитие и обучение, адекватные его возможностям.

Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 4115 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.003 с)…Наверх

Источник