Проектирование индивидуального маршрута развития ребенка

Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.

Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь компенсации трудностей в обучении,а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:

• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);

• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;

• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;

• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.

Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.

При разработке индивидуального маршрута дошкольника,следует соблюдать следующие принципы:

• Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа — это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы — это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).

Читайте также:  Особенности развития бытовой деятельности ребенка

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Структура индивидуального образовательного маршрутадолжна включать следующие компоненты:

• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?

• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?

• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ?

• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?

• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?

Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:

Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат

Индивидуальный образовательный маршрутдолжен включать основные направления:

• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);

• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);

• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);

• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• познавательное развитие (развитие академических навыков).

В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).Основные направления работы ПМПК следующие:

• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);

• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;

• гигиеническое нормирование нагрузок;

• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.

На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ.При этом необходимо учитывать следующее:

индивидуальный режим посещения ДОУ;

• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;

• нарушение коммуникативных навыков;

•особенности моторного развития:

1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);

3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).

Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка –заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Приложение 1.

Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*

с ОВЗ и нежелательным поведением

(на месяц, полугодие, учебный год):

Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание

Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.

Снижение уровня психо -эмоционального напряжения. 1 раз в неделю

1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.

2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»

2. Проектирование проблемных ситуаций.

3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме

Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.

Коррекция нежелательного поведения

Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме

Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Коррекция нежелательного поведения.

Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».

2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».

3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.

. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.

2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.

3. Консультирование родителей

Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.

Читайте также:  Значение игры в познавательном развитие ребенка

2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.

Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.

Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.

Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.

2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.

Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. 1.Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.

2.Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.

3.Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.

2. Контроль на занятиях физкультурой.

3. Контроль уровня учебной нагрузки.

4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.

Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.

2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.

Источник

мария афонина
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

На сегодняшний день российское образование может опираться на принцип индивидуализации.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый из воспитанников может в полной мере реализовать свои возможности. Это ставит перед педа-гогами задачу по созданию оптимальных условий для реализации возмож-ностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации являет-ся составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

Цель образовательного маршрута — создание условий, которые предполага-ют позитивную социализацию дошкольников, их социально-личностное развитие.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

— создать благоприятную атмосферу для социального развития ребенка;

— организовать единую систему работы администрации, педагогических со-трудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

— налаживать позитивное и доверительное общение между педагогом и ре-бенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, доби-ваться уважения и доверия воспитанника;

— создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

— формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению ис-пользовать личное время).

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

— государственным заказом;

— потребностями и запросами родителей;

индивидуальными возможностями и уровнем развития воспитанников;

— средствами и возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

— не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

— для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Построение индивидуального образовательного маршрутаобусловлено следующими факторами:

— выросло количество дошкольников, которые в связи с отклонениями в раз-витии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;

— часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья или по иным причинам;

— появление педагогических систем, которые рассматрива-ют индивидуализацию обучения как основной педагогический инстру-мент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и другие;

— растут материальные и технические возможности обеспечения индивиду-ального образования.

Выделяются следующие принципы, при построении индивидуального обра-зовательного маршрута:

— принцип опоры на обучаемость ребенка;

— принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

— принцип соблюдения интересов ребенка;

— принцип близкого взаимодействия и согласованности работы «команды» педагогов, в ходе изучения уровня развития воспитанника;

— принцип непрерывности;

— принцип отказа от усредненного нормирования;

— принцип опоры на детскую субкультуру.

По мимо принципов, образовательный маршрутвключает в себя следующие направления:

— развитие у детей общей и мелкой моторики;

— развитие коммуникативно-социальных навыков;

— развитие духовно-нравственных ценностей;

— формирование деятельности воспитанника (манипуляторной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой) к которой относятся — лепка, аппликации, разные техники рисования, дидактические игры);

— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

— формирование представлений об окружающем мире;

— формирование пространственных представлений.

Также в работе используются методы обучения:

Беседы, игры, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер; игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); приемы арт — терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); релаксационные психогимнастические упражне-ния (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног).

Читайте также:  Развитие индивидуальности ребенка через игру

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута:

1 этап. Наблюдение и диагностики.

Цель — выявление дошкольников, испытывающих трудности в каких-либо видах деятельности.

Определение причин трудностей у ребенка.

2 этап. Конструирование образовательного маршрута.

Цель — построение индивидуальных образовательных маршрутов для до-школьников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

3 этап. Реализация.

Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками. Создание условий для индивидуальной и самостоятельной деятельности ребенка.

4 этап. Итоговая диагностика.

Проводится завершающая диагностика.

Цель — выявить результаты действия образовательного маршрута.

Все этапы педагогического обследования отражаются в индивидуальной карте развития.

Считаю важным, что данный раздел должен быть отражен в программе, для того чтобы педагог мог вести наблюдение за деятельностью детей в процессе освоения программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям воспитанников и своевременно вносить изменение в содержа-ние программы, для того чтобы обучение подходило детям. Результаты наблюдения за детьми представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Деятельность детей

ФИО Группа Деятельность детей

Игровая Коммуни-кативная Познава-тельная Тру-довая Изоб-рази-тельная

Иванов И. И. Старшая группа ++ + + + ++

Петров П. П. Подгото-витель-ная группа + + +

Заполнение таблицы позволит педагогу получать информацию о том, какие виды деятельности и центры активности наиболее привлекательны для детей. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогиче-ских действий. Например, продуктивную деятельность детей можно напол-нить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать раз-витие детей в других направлениях,например:

— знакомство с окружающим миром (подбор иллюстраций, копирование картинок);

— развитие речи (использование картинок для развития речи);

— развитие игровых умений.

Из результатов индивидуальной карты развития педагоги могут выделить как наиболее сильные стороны ребенка, так и проблемные стороны. На осно-ве выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулиру-ют индивидуальные цели.

Карта развития позволяет педагогу вовремя фиксировать результат наблю-дений за детьми в процессе образовательной деятельности. Также педагог интерпретирует данные и использует эти результаты в дальнейшем при про-ектировании образовательного процесса. Использование индивидуальных карт развития позволяет отмечать динамику в развитии и сопоставлять ре-зультаты каждого ребенка с группой.

Работа по индивидуальному маршруту представлена в таблице №2.

Таблица №2.

ФИО, группа Первичная диагности-ка Содержа-ние Использу-емые тех-ники, ме-тодики Ожидае-мые ре-зультаты Приме-чания

Петров Иван, слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве). Необходимо развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; упражняться в ходьбе по ограни-ченной поверхности; игры с мячом технологии Л. Д. Глазыриной; выполнять упражнение на равновесие; рекомендации инструктора; наблюдение за ре-бенком во время двигательной образовательной деятельности.

Выводы.

Рекомендации.

Диагностика индивидуальных особенностей детей.

1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

2.Диагностика развития ребенка:

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область.

3.Наблюдение за поведением в группе:

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуаци-ях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, осо-бенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов.

Методы и технологии, используемые в соответствии с трудностями и воз-растными особенностями.

— беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы;

— приемы арт – терапии;

— игры, упражнения и тренинги;

— релаксационные психогимнастические упражнения;

— занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.

Контрольная часть.

Проводится завершающая диагностика.

Цель — выявить результаты действия маршрута.

Отчетность по истечении срока планирования индивидуальной работы. Вы-воды и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

Источник