Проект речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении

Проект речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №249 «Теремок»

общеразвивающего вида

(МБДОУ «Д/с №249»)

Групповой проект:

«Путешествие в страну

красивой и грамотной речи»

(старшая группа)

hello_html_2ebdf01e.jpg

Подготовили:

воспитатели гр №2

Кезина Е.А.

Кузнецова А.Н.

2018 г.

Название проекта: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Вид проекта:  Групповой, краткосрочный, игровой, информационный проект

Сроки реализации:  с 12.03.18 по 29.03.18 (3 недели)

Участники проекта:  воспитатели, дети старшей группы, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Актуальность проекта:

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры   развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. . Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.

Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Задачи проекта:

  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;

  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;

  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;

  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;

  • Воспитывать бережное отношение к книгам;

  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;

  • Способствовать у детей развитию объема памяти;

  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты , точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений.;

  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.

  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;

  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;

  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Читайте также:  Ребенок в 3 оценка психического развития

Объект проекта– старшие дошкольники

Предмет проектасвязная речь и речевая активность старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

Позитивное взаимодействие детей в коллективе;Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Методы и приемы:практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы;сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

Содержание:

Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

— Изучение причин речевых нарушений.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления;исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

-НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости,  непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно-           логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме.  Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.  Закреплять уже известные способы словообразования;

— дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

— Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2 этап – основной

Цель:закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

— Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-составление предложений

-Составление описательного рассказа

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

-Пересказ рассказа

-Заучивание стихотворения «Весна – красна».

— Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»

— Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,

— Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.

— Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.

-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

— Оформление наглядной информации в родительском уголке.

— Повышение компетентности родителей, консультирование .

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет»,  «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя» , «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка  «Как учить стихи с детьми».

-Чтение художественной литературы (ведь это  источник обогащения словаря детей)

3 этап — заключительный

Цель:обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

Содержание:

— Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации;

-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»

-Показ непосредственно образовательной деятельности

— оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»

— оформление консультации для родителей « Особеннности речевого развития детей 5-6 лет»

— Участие в фестивале д/с «Конкурс чтецов»

— Оформление альбома стихов о весне.

— Обработка и оформление материалов проекта.

— Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Читайте также:  Основные условия психологического и личностного развития ребенка

Достигнутые результаты:

Дети успешно овладели грамотной и связной речью.Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории.Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.Родители вовлечены в единое пространство «семья — детский сад».Повысился культурный уровень дошкольников.Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.

hello_html_m646cfbba.jpg

hello_html_m3e43076b.jpg

hello_html_m1b4c9ef4.jpg

hello_html_m7eebd338.jpg

hello_html_m1e394a1f.jpg

hello_html_6df5c609.jpg

Источник

Щепцова Евгения
Проект по развитию речи «Учимся играя»

Введение

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития речи. Игра развивает речь, а речь организует игру. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает речь, учиться общаться. Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.

Актуальность

От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Задачи:

— создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

— подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;

— обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности.

— привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Сроки реализации проекта: 2 месяца: октябрь, ноябрь 2019

Участники проекта: дети средней группы «Умняшки» (4 -5 лет).

Тип проекта: познавательный, речевой, игровой, творческий.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Предметно — развивающая среда: дидактические игры, настольный театр, сюжетные картинки для составление рассказов, подборка НОД по речевому развитию.

Формы и методы: в проекте представлены такие виды игровой деятельности как: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.

Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Также в ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы и методы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, речевые пятиминутки. оформление выставки, консультации для родителей.

Ожидаемый результат: при систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Продукт проекта: комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста. План мероприятий, способствующих развитию речи

Читайте также:  Ребенок девять месяцев развитие питание

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Подведение итогов.

Подготовительный этап.

Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Задачи:

составление плана работы, подбор методик;

формирование целей, задач;

создание необходимых условий для реализации проекта;

разработка проекта; подбор и изучение необходимой литературы.

Используемые методики:

Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями:

Подбор художественной литературы.

Подбор пособий для работы с детьми.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Показатели результативности:

Основной этап

Цель: выполнить задачи проекта.

Задачи: замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.

Используемые методики:

Подготовка необходимого оборудования.

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.

Составление консультаций, памяток, рекомендаций.

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Глупый мышонок».

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультация «Сказка в жизни ребенка. «

Консультация «Книга для ребенка».

Формы работы с детьми:

Дидактические игры:

«Подбери пару», «Подскажи словечко», » Кто летает», » Дай действия словам», «Из чего сделано?», «Наоборот», » Четвертый лишний», » Разговор по телефону». «Назови и отгадай», «Где, что лежит», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Горячо – холодно», «Раздели на группы», «Один — много», » Хорошо — плохо», «Далеко — близко», «Обобщающие понятия», «Назови ласково», «Назови полное имя»

Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя».

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок».

Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Подвижные игры со словами:

«У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Мы — веселые ребята», «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Листопад», «День – ночь», «Гуси — лебеди», «Кошка и мыши», «Гори — гори ясно «, «Мышеловка», «Пастух и стадо», «Повар и котята».

Театрализованные игры:

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»;

Игра-пантомима «Был у зайца огород»;

Игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»;

Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)

Сюжетно-ролевые игры:

«Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Строители», «Больница», «Семья», «Айболит».

Заключительный этап

Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов.

Задачи: составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

Выставка творческих работ для родителей

Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали»

Формы работы:

Инсценированное детьми сказок: «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали».

Вывод

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной игровой методики и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Игра и сказка развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

Список использованной литературы

1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011

2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.

4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.

5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

6. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. — М. : Просвещение, 2005.

7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М. -МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010

8. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2011.

9. Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2012.

10. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. — М: ТЦ Сфера, 2012.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой М. 2000

Источник