Проект речевое развитие ребенка в дошкольном учреждении

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №249 «Теремок»
общеразвивающего вида
(МБДОУ «Д/с №249»)
Групповой проект:
«Путешествие в страну
красивой и грамотной речи»
(старшая группа)
Подготовили:
воспитатели гр №2
Кезина Е.А.
Кузнецова А.Н.
2018 г.
Название проекта: «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
Вид проекта: Групповой, краткосрочный, игровой, информационный проект
Сроки реализации: с 12.03.18 по 29.03.18 (3 недели)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Проблема:
Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.
Актуальность проекта:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи мы решили использовать дидактические игры. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. . Мониторинг речи детей старшего дошкольного возраста показывает пробелы в развитии речи детей.
Речь — это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта:
Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения. Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.
Задачи проекта:
Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет;
Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
Воспитывать бережное отношение к книгам;
Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
Способствовать у детей развитию объема памяти;
подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;
Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты , точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;
Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений.;
Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.
Объект проекта– старшие дошкольники
Предмет проекта –связная речь и речевая активность старших дошкольников
Ожидаемые результаты:
Позитивное взаимодействие детей в коллективе;Развитие коммуникативной функции речи; Успешное овладение грамотной и связной речью; Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;умение договариваться и работать слажено; умение обратиться к взрослому с вопросом; умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением; умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;Совершенствование звуковой стороны речи; правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
Методы и приемы:практические; игры; наглядные; словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы;сюрпризный момент; Консультации родителям ; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный
Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
Содержание:
—Определение темы проекта, постановка цели и задач;
-Создать мотивацию для работы по проекту;
-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;
-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.
— Изучение причин речевых нарушений.
-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
-оценить уровень словесно-логического мышления;исследовать связную речь детей
-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.
-НОД Задачи: Расширять знания детей о весне, учить детей составлять описательные рассказы о весне, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; развивать память, внимание, словесно- логическое мышление. Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь детей по теме. Учить составлять сказку на предложенную тему, используя пиктограммы. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Закреплять уже известные способы словообразования;
— дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,
«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».
— Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок
-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
2 этап – основной
Цель:закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Содержание:
— Загадывание загадок, заучивание стихотворений;
-составление предложений
-Составление описательного рассказа
-Рассказывание по сюжетным картинкам.
-Пересказ рассказа
-Заучивание стихотворения «Весна – красна».
— Обсуждение с детьми «Что за прелесть эти сказки»
— Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить «Много крику, мало толку»,
— Объяснение, «Будем талантливыми собеседниками», обыгрывание монолог, диалог.
— Составление сказки по серии сюжетных картин, составление рассказов, пересказывание сказки.
-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;
-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;
— Оформление наглядной информации в родительском уголке.
— Повышение компетентности родителей, консультирование .
Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя» , «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».
-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)
3 этап — заключительный
Цель:обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.
Содержание:
— Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Мой любимый герой из сказки», «Эту книгу я люблю и ею очень дорожу», с опорой на соответствующие иллюстрации;
-Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи»
-Показ непосредственно образовательной деятельности
— оформление картотеки «Словесные игры по развитию связной речи»
— оформление консультации для родителей « Особеннности речевого развития детей 5-6 лет»
— Участие в фестивале д/с «Конкурс чтецов»
— Оформление альбома стихов о весне.
— Обработка и оформление материалов проекта.
— Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта
Достигнутые результаты:
Дети успешно овладели грамотной и связной речью.Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории.Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.Родители вовлечены в единое пространство «семья — детский сад».Повысился культурный уровень дошкольников.Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.
Источник
Щепцова Евгения
Проект по развитию речи «Учимся играя»
Введение
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития речи. Игра развивает речь, а речь организует игру. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает речь, учиться общаться. Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.
Актуальность
От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.
Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Задачи:
— создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
— подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников;
— обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей в процессе игровой деятельности.
— привлечь родителей воспитанников к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Сроки реализации проекта: 2 месяца: октябрь, ноябрь 2019
Участники проекта: дети средней группы «Умняшки» (4 -5 лет).
Тип проекта: познавательный, речевой, игровой, творческий.
Вид проекта: групповой, долгосрочный.
Предметно — развивающая среда: дидактические игры, настольный театр, сюжетные картинки для составление рассказов, подборка НОД по речевому развитию.
Формы и методы: в проекте представлены такие виды игровой деятельности как: дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Также в ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы и методы: НОД, наблюдения, игры, беседы, рассказывание, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: загадки, пословицы, поговорки, стихи, речевые пятиминутки. оформление выставки, консультации для родителей.
Ожидаемый результат: при систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Продукт проекта: комплекс методических рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативной компетенции у детей среднего дошкольного возраста. План мероприятий, способствующих развитию речи
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Подведение итогов.
Подготовительный этап.
Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.
Задачи:
составление плана работы, подбор методик;
формирование целей, задач;
создание необходимых условий для реализации проекта;
разработка проекта; подбор и изучение необходимой литературы.
Используемые методики:
Разработка плана педагогом. Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями:
Подбор художественной литературы.
Подбор пособий для работы с детьми.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Показатели результативности:
Основной этап
Цель: выполнить задачи проекта.
Задачи: замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
Используемые методики:
Подготовка необходимого оборудования.
Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, чистоговорок.
Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Глупый мышонок».
Формы работы:
Работа с родителями:
Консультация «Сказка в жизни ребенка. «
Консультация «Книга для ребенка».
Формы работы с детьми:
Дидактические игры:
«Подбери пару», «Подскажи словечко», » Кто летает», » Дай действия словам», «Из чего сделано?», «Наоборот», » Четвертый лишний», » Разговор по телефону». «Назови и отгадай», «Где, что лежит», «Назови одним словом», «Скажи наоборот», «Горячо – холодно», «Раздели на группы», «Один — много», » Хорошо — плохо», «Далеко — близко», «Обобщающие понятия», «Назови ласково», «Назови полное имя»
Рассказывание русской народной сказки «Теремок».
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя».
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок».
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь».
Подвижные игры со словами:
«У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Мы — веселые ребята», «Воробушки и кот», «Птички в гнёздышках», «Листопад», «День – ночь», «Гуси — лебеди», «Кошка и мыши», «Гори — гори ясно «, «Мышеловка», «Пастух и стадо», «Повар и котята».
Театрализованные игры:
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?»;
Игра-пантомима «Был у зайца огород»;
Игра на мышечное напряжение и расслабление «Деревянные и тряпичные куклы»;
Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)
Сюжетно-ролевые игры:
«Парикмахерская», «Магазин», «Кафе», «Строители», «Больница», «Семья», «Айболит».
Заключительный этап
Цель: определение результатов проекта. Подведение итогов.
Задачи: составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. Составить отчет о проделанной работе.
Используемые методики:
Выставка творческих работ для родителей
Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали»
Формы работы:
Инсценированное детьми сказок: «Теремок на новый лад», «Как звери весну искали».
Вывод
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной игровой методики и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Игра и сказка развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е. А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4 – 7 лет. М. 2011
2. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2011.
4. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
5. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
6. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. — М. : Просвещение, 2005.
7. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа «От рождения до школы» М. -МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
8. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О. С. -М: ТЦ Сфера, 2011.
9. Сидорчук, Т. А., Хоменко, Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2012.
10. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. — М: ТЦ Сфера, 2012.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой М. 2000
Источник