Проект развитие эмоционально волевой сферы ребенка

Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Авторы:

Ковалёва А.И., Молева Л.В. воспитатели МБДОУ ЦРР дет. сад №8 пгт Лучегорск

1 Этап

Цель:

— изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей группы,

— корректировать эмоциональное поведение детей,

— развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.

— снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей

Задачи:

— изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника;

— выявить особенности эмоционально-волевого развития детей в группе;

— корректировать развитие эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников.

— познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;

— научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;

— развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.

 — снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;

 — формировать эмоциональное осознание своего поведения;

— обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции  действий, поступков, эмоциональных состояний;

— формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;

— развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

— развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

Участники проекта:

— Воспитатели

— дети

— родители

Специалист-психолог

Сроки реализации:

Сентябрь — февраль

2 этап

Разработка проекта:

1. Разработка тестов.

2. Подбор методической и художественной литературы.

3. Разработка конспектов коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей.

4. Подбор необходимой наглядности.

5. Знакомство с проектом психолога, составление единого плана работы.

6. Изготовление и использование детского теста тревожности «Выбери нужное лицо».

Формы и методы работы с родителями:

1. Беседы о важности данной темы.

2. Оформление информационного уголка «Советует психолог».

3. Анкета «Знаю ли я своего ребёнка».

4. Оформление фотоальбома «Наши эмоции».

5. «Анкета по выявлению тревожного ребенка» путем опроса родителей.

3 этап

Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

Игры: «Дорожный знак «Стоп», «Стаканчик для крика», «Кастрюлька со злостью», «Дарс», большой мешок набитый ватой «Пни меня», «Коврик гнева».

Познавательная деятельность

— Комплекс занятий направленных на знакомство детей с чувствами.

Темы: «Радость», «Грусть», «Страх», «Удивление», «Хвастовство», «Гнев», «Стыд», «Вина», «Закрепление знаний о чувствах».

Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические, психологические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, беседы, релаксацию.

детский тест тревожности«Выбери нужное лицо».

Изобразительная деятельность

Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой

Коммуникация

Беседы с детьми на тему «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Ознакомление с художественной литературой

Чтение произведений З. Осеевой «Добрая хозяюшка», Маяковского, К. Чуковского

Музыка

— релаксация.

Выстраивая коррекционную работу с детьми, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей. В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

— принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.

— ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

— принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия включают игры подвижные, дидактические, психологические; этюды на выражение эмоций, психогимнастику; тематическое рисование; беседы; релаксацию.

Методика «Выбери нужное лицо»

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р.Тэммл, М.Дорки и В.Амен.

Мышечное расслабление для взрослых и детей

«Спящий котёнок»

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

 «Улыбнись – рассердись»

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.     

«Пружинки»

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем полное расслабление.

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

«Холодный – теплый»

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (напряжение). Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер…

«Самолеты»

Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Полную версию работы можно скачать здесь.

Читайте также:  Развитие у ребенка голосовых связок

Источник

Проект «Эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста»

для детей старшего дошкольного возраста

Введение

Актуальность нашего инновационного проекта обусловлена существованием противоречий между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии личности ребенка и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на всех ступенях дошкольного обучения.

В отечественной психологии структурной основной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи – психологи (А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконин), установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди низ занимают перцептивные и мыслительные действия. В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Именно раннее и дошкольное детство считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (М. Монтессори, Ф. Фребель), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) считают сенсорное развитие одной из основных сторон дошкольного воспитания. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития ребенка.

Конечно, каждый ребенок в своей жизни, так или иначе, сталкивается с многообразием форм, красок, свойств предметов, знакомится с произведениями искусства и воспринимает все это даже без целенаправленного воздействия. Но если такое усвоение и познание происходит стихийно и спонтанно, то оно очень часто оказывается поверхностным и неполноценным без разумного педагогического руководства. Именно здесь и необходимо сенсорное воспитание – последовательное ознакомление с сенсорной культурой человека.

Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых; коррекцию психоэмоционального состояния.

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи. Начинать лучше всего с упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности, т.к. данный вид чувствительности, по мнению Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одним из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции, тренирующих дыхание).

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок.

В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Читайте также:  Ребенок 5 месяцев развитие питание вес

Краткий анализ теоретических источников по проблематике реализуемого мною проекта подтверждает и расширяет наши представления о важности сенсорного развития ребенка. Например, Ильина М.В. в своем пособии «Чувствуем, познаем, размышляем» ведет речь о развитии сенсорных систем, о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета и других свойств предмета. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

Янчук М.В. в пособии «Игротренинги с использованием сенсорных модулей» представляет конспекты тренингов эмоционального развития с использованием сенсорных модулей, которые позволяют педагогам комплексно воздействовать на органы чувств и вестибулярные рецепторы различными методическими приемами.

Хухлаева О.В. и Хухлаев О.Е. привлекают внимание к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению. С этой позиции в книге «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников» рассмотрены содержание психологического здоровья, представлена организованная структура психологической поддержки дошкольников и описаны групповые развивающие занятия для различных возрастных групп.

А представленные в сборнике «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» программы Крюковой С.В. помогают решить задачи по развитию эмоциональной сферы детей, умению понимать и распознавать эмоциональное состояние, созданию положительного эмоционального фона, развитию коммуникативных навыков.

На основе проанализированного мною теоретического материала и некоторых собственных наработок я решила составить новую программу на тему: «Психологическое сопровождение эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством игровых тренингов в сенсорной комнате», так как поставленные мною задачи не могли быть решены путем использования уже имеющейся подходящей программы развития и коррекции. Анализ таких предшествующих программ дал возможность создать новую рабочую программу на основе комбинирования и включения авторских занятий. Все компоненты в новой программе методологически и методически совместимы и дополняют друг друга, что дает отличную возможность качественно проработать цели и задачи реализуемой мною программы.

Учитывая то, что в нашем детском саду, благодаря выигранному гранту, было приобретено необходимое оборудование для создания сенсорной комнаты, разработанная программа предоставляет уникальную возможность для организации эффективной деятельности в данном направлении

Программа Проекта «Эмоционально-волевое развитие дошкольников» содержит занятия, направленные на расширение познавательной сферы и на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Основные цели и задачи Проекта:

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • саморегуляция и самоконтроль;
  • умение управлять своим телом, дыханием;
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
  • уверенность в себе.

2. Развитие коммуникативной сферы детей:

  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

3. Развитие психических процессов и моторики детей:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;
  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Основные принципы

  • опора на различные анализаторы функциональных систем;
  • комплексное воздействие;
  • личностная активность;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • учет зоны ближайшего развития.

Психологические средства, используемые в работе с детьми.

  • Наблюдение
  • Тест тревожности «Выбери нужное лицо»
  • «Тест руки»
  • Тест «Несуществующее животное»
  • Методика «Эталоны»

Коррекционно-развивающие:

  • Игровая терапия
  • Импровизация
  • Сказкотерапия
  • Релаксация
  • Ароматерапия
  • Музыкотерапия
  • Цветовое восприятие
  • Тактильное восприятие

Реализация программы Проекта осуществляется в период с 02 сентября 2012 года по 30 мая 2013 года. Комплектование группы сенсорного развития осуществлялось на основе наблюдения и методов индивидуальной диагностики. При этом состав группы не определялся наличием какого-то одного признака отклонения в поведении. Напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе. Серия коррекционно-развивающих занятий разработана для детей 5-6 лет и включает в себя три этапа: диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный. Программа сенсорного развития состоит из 36 занятий, проводимых один раз в неделю. Длительность занятий 25-30 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников занятий и целей упражнений).

Настоящая программа состоит как из релаксационных, так и из коррекционно-развивающих занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате. На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.

Диагностический блок (описание промежуточных результатов).

Читайте также:  Реализация образовательных программ доо в развитии ребенка

Исходя из полученных данных исследования, мы выяснили, что 7% (3 ребенка) испытуемых из 46 детей старших групп имеют низкие показатели по развитию сенсорных эталонов и представлений о форме, цвете и свойстве предметов, 9% (4 ребенка) имеют высокий показатель агрессивной направленности личности и 5% (2 ребенка) имеют несколько завышенный показатель тревожности и нервного напряжения. В связи с этим, мы решили организовать коррекционно-развивающую группу с составом из 9 детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

После цикла развивающих занятий дети научатся понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации, использовать навыки саморегуляции и релаксации, для управления своим эмоциональным состоянием, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, для восстановления душевного равновесия. Также игровые тренинги будут способствовать появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, научат работать в группе, помогут предупредить и скорректировать нежелательные личностные особенности.

Практическая значимость реализации Проекта.

Все занятия программы, представленные в проекта в виде готовых конспектов, являются комплексом различных развивающих методик и могут проводиться в рамках дополнительного развивающего курса в детском саду, так и включаться в основную программу детского сада. Разработки по проекту могут служить и основой для создания собственных программ с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Несомненной ценностью программы проекта является четкая логика построения, психологическая обоснованная последовательность проведения игровых тренингов, занятий и упражнений. Представленный материал по проекту можно использовать не только в детских садах, но и в процессе домашнего воспитания, а также в работе различных центров дошкольного развития.

Риски Проекта и меры по их устранению.

В ходе работы над Проектом я могу столкнуться с рядом трудностей: во-первых, составленная мною программа коррекции и развития эмоциональной сферы не была ранее апробирована и используется впервые в практической деятельности, поэтому в ходе реализации возможны изменения плана занятий или их корректировка, во-вторых, сенсорное восприятие у детей старшего дошкольного возраста возможно развито поверхностно и неполноценно, что требует дополнительных мероприятий по развитию сенсорной культуры детей. 

Календарно-тематический план по Проекту

Месяц

Вид деятельности

Тема

1

Сентябрь

1. Психодиагностическое обследование

Тест тревожности «Выбери нужное лицо»

«Тест руки»

Тест «Несуществующее животное»

Методика «Эталоны»

2. Игровые сеансы

«Знакомство с волшебной комнатой»

«Страна Фантазия»

«Цветное настроение»

Сказкотерапия

2

Октябрь

1. Семинар-практикум с педагогами

«Использование сенсорных модулей для комплексного воздействия на органы чувств детей дошкольного возраста»

2. Игровые сеансы

«Большое Путешествие»

Музыкальная мозаика

«Необитаемый остров»

«Пуговичное озеро»

3

Ноябрь

1. Игровые сеансы

«Дружба начинается с улыбки»

«Помощь друзей»

«С кем я хочу дружить»

Сказкотерапия

4

Декабрь

1. Консультация с элементами тренинга для родителей

«Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми»»

2. Игровые сеансы

«Наши ощущения»

«В мире запахов»

«Будьте внимательны»

«Прогулка по волшебному лесу»

5

Январь

1. Игровые сеансы

«Давайте представим»

«Я – хозяин своих чувств»

«Маленькие привидения»

«У страха глаза велики»

6

Февраль

1. Открытое занятие в детском саду

«Мастерица Искорка»

2. Игровые сеансы

«Каменный город»

«Каменный город» (продолжение)

«Волшебный лес»

«Волшебный лес» (продолжение)

7

Март

1. Игровые сеансы

«Путешествие на голубую звезду»

«Путешествие в страну «Что Я могу»

«Морское путешествие»

«Путешествие на необитаемый остров»

8

Апрель

1. Открытое занятие в детском саду

«Сквер Анютиных глазок»

2. Игровые сеансы

«Город Цветов»

«Улица Васильков»

«Парк Хризантем»

«Аллея Незабудок»

9

Май

1. Игровые сеансы

«Енот»

«Насекомые»

«Полет птиц»

«Котята»

2. Итоговая психодиагностика

Тест тревожности «Выбери нужное лицо»

«Тест руки»

Тест «Несуществующее животное»

Список литературы:

1. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г.Колос. – М.: АРКТИ, 2006 .

2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. – СПб.: Генезис, 2005.

3. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.

5. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. — М.: Генезис, 2003.

6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005.

7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.

8. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительные группы / авт.-сост. М. В. Янчук. – Волгоград: Учитель, 2012.

9. Ильина М.В. чувствуем – познаём – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоциональной сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

Источник