Коммуникативная деятельность и личностное развитие ребенка

Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников

Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.

Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.

Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;

— интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;

— перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.

Функции общения:

1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;

2) формирование и развитие межличностных отношений;

3) познание людьми друг друга.

Способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

— умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

— знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)предполагает:

— осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;

— обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;

— побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;

— передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.

Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Коммуникативнаядеятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!

Основными задачами психолого –педагогической работы являются:

развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;

— практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.

Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.

Задачи педагога:

1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.

2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.

Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.

— разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;

— беседы о прочитанной книжке;

— беседы пи рассматривании иллюстрации;

— обыгрывание игрушки;

— общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.

Читайте также:  Карта обследования психомоторного развития ребенка 5 мес 1 год 10 мес

Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.

Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.

Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:

— трудовая; — конструктивная; — изобразительная,

которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.

Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.

Принципы развития коммуникативных способностей:

— принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

— разнообразие тематики и методов работы.

— максимальная активность детей.

— сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

— компетентность педагога.

— принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

— принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в игре:

— социальный — создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.

— содержательный — формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.

— прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –

под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Источник

Инна Бедина
Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Коммуникативная деятельность детей младшего дошкольного возраста

Социализация личности неотделима от способности ее к коммуникативной деятельности.

Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению.

В детской психологии выделяют четыре основные формы общения:

1. ситуативно-личностное общение (0-6 мес. ,

2. ситуативно-деловая форма общения (6 мес. -2 года,

3. внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет,

4. внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет).

В младшем дошкольном возрасте ведущими становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными. Основными средствами общения являются предмет и действия с ним.

Важнейшим приобретением детей данного возраста является понимание речи окружающих и овладение активной речью. Овладение речью позволяет детям перейти к сотрудничеству со взрослыми. Таким образом, рамки общения становятся тесными, а дети переходят к коммуникативной деятельности.

Мотив общения со сверстниками у ребенка формируется на основе потребности в новых впечатлениях, чуть позднее – в активности самого себя. Специфика взаимодействия связана, с тем, что между детьми разворачивается эмоционально окрашенная игра, которую нельзя наблюдать ни у ребенка наедине, ни в обществе взрослого. Роль сверстника в том, что он выражает поддержку и готовность к участию в игре с партнером, это приводит детей в радостное возбуждение, и приносит им огромное удовольствие от самого процесса игры.

В совместных играх дети сравнивают свои качества и умения с качествами и умениями сверстника. Мы можем наблюдать подражание действиям детей друг друга, совместное выполнение действий. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей радость и стремление пережить состояние общности с другим ребенком.

Читайте также:  Авторитарное семейное воспитание и его влияние на развитие личности ребенка

Потребность детей в общении друг с другом складывается постепенно на протяжении всего младшего дошкольного возраста. Первоначально нельзя рассматривать интересы и эмоциональное отношение детей друг к другу как общение, это лишь взаимодействие детей. Лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех форм общения может служить основанием для утверждения о сформированности общения.

Вместе с тем даже самые маленькие дети адресуют сверстнику действия, которые сложились у них в практике их общения со взрослыми. На первоначальном этапе становления общения среди детей младшего дошкольного возраста сверстник – это объект. Инициативность и чувствительность у ребенка по отношению к ровеснику возникают последними в коммуникативной потребности и становятся основными в общении сверстников.

Во взаимодействии с ровесником ребенок открывает в нем новые для себя качества, что является для него привлекательным и значимым, побуждающим его к контактам с ним.

Сотрудничество детей младшего дошкольного возраста друг с другом, несмотря на свою внешнюю простоту не укладывается в привычную схему общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Оно представляет собой действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве. Но эти действия лишены деловой цели, как это имеет место в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым.Это ярко эмоционально окрашенное общение: дети взаимодействуют друг с другом, но больше всего заняты тем, чтобы проявить себя.

В содержании совместной деятельности детей этого возраста отражается переживание ими своего сходства со сверстником, близость эмоциональных состояний. Узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярко высвечивается, прежде всего, его собственная индивидуальность.

Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий рядом, друг с другом; постепенно оно перерастает в совместную деятельность. Это и служит хорошей почвой для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Источник

Ирина Субботина
Особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Характеризуя современного ребенка, Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как объеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. [4,с. 46]

Отметим, что согласно введенному стандарту дошкольного образования, предполагается выделение коммуникативно-личностной образовательной области. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. [1]

Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.

Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М. И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. [2, с. 85]

Читайте также:  Народная игра и ее роль в развитии личности ребенка

Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. ,коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

С точки зрения М. И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности.Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М. И. Лисиной, в несколько этапов. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации «знаемого» в «реально действующее».

Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению. [2, с. 102]

Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса. Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания. [3]

Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Библиографический список

1. Дошколятам вернут детство//Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtmlДата обращения:12.11.2013

2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. — Питер; СПб. ; 2009.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Интернет-ресурс: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdfДата обращения:12.11.2013

4. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54

Источник