Проект фольклор в музыкальном развитии ребенка
Валентина Сысуева
Проект на тему «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников»
Проект на тему: «Использование фольклора
в музыкальном воспитании дошкольников»
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания до-школьников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых об-рядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музы-кального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движе-ния, музицировали.
4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую дер-жаву.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приоб-щение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инс-ценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Тип проекта:
По продолжительности: средней продолжительности.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность
• Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
• Обобщение результатов работы;
• Анализ деятельности.
прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Материально- технические ресурсы:
• музыкальный зал для занятий с детьми;
• музыкальные инструменты: бубен, трещотка и. т. д. ;
• проектор
• экран
•технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоап-паратура,
• наборы СD — дисков, микрофоны и др. ;
• зал для проведения праздников;
• национальные костюмы.
3.Методическое обеспечение:
• дидактический и раздаточный материал;
• пособия по народному творчеству;
• комплект методической и теоретической литературы;
• Разработанные сценарии игр и праздников.
• Картотека игр
• Литература
• Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно
Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
План мероприятий
Этап Мероприятия Сроки Ответственные
Организационно
подготовительный
Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей
Мониторинг творческих способно-стей,
Наблюдения Сентябрь Музыкальный
Руководитель,
воспитатели
Основной
Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста Октябрь Музыкальный
руководитель
Конкурс знатоков народной музыки
Ноябрь Музыкальный
руководитель
Народная мозаика
Декабрь Музыкальный
руководитель
Семинар практикум с родителями
Январь Музыкальный
руководитель
воспитатели
Семинар- практикум для родителей
«Знакомство с детским фольклором. Февраль Музыкальный
руководитель
Круглый стол с участием родителей
«Роль народного фольклора в дет-ском саду Март Музыкальный
руководитель
воспитатели
«Мастер-класс» для родителей
«По изготовлению кукол оберегов» Апрель Музыкальный
руководитель
Анкетирование воспитателей анке-тирование родителей
Мониторинг творческих способно-стей,
Наблюдения Май Музыкальный
руководитель
воспитатель
Культурно- досуговое мероприятие
«Пасха» Май Музыкальный
руководитель
воспитатель
План мероприятий с детьми
Название
мероприятия Форма
проведения Предварительная
работа Материал Направление
«Зимние свят-ки» Развлечение
Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.
Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. Музыкальные инструменты
Социально-личностное развитие
«Рождество»Праздник 1 занятие:
Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках.
2 занятие:
Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.
Пение колядки
Проведение русских народных игр.
3 занятие
Рассказ о новогодних песнях
«Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. Иллюстрации с изображением ряженных Художественно-эстетическое развитие
«Пришла Ко-ляда-отворяй ворота!» Развлечение Беседа о празднике Масле-нице, о традициях, обрядах,
Обычаях.
Разучивание приговорок, прибауток,
Закличек, песен.
Разыгрывание сценок коля-дования.
Загадки.
Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка»
«Прялица»
Рассказ о святочных гаданиях Костюмы ря-женых
Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.
Масленица Русский праздник. Рассказ музыкального руководителя о Масленице.
Проведение русских народных игр.
«Горшки» и Гори, Гори ясно» Костюмы ря-женых
Шумовые и музыкальные инструменты. Физическое развитие.
Знакомство детей с масле-ничными пес-нями. «Посиделки» Знакомство с песнями которые пели в эти дни.
Проведение русской народной игры «Горелки» Костюмы ря-женых
Шумовые и музыкальные инструменты. Позновательно-речевое разви-тие.
«Алексей с гор потоки» Развлечение Рассказ о народном празд-нике.
Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Иллюстрации
Обручи.
Ленточки голубые Физическое развитие.
Вербное вос-кресенье. Развлечение Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.
Проведение русских народных игр:
Верба -вербочка,
«Заря –заряница»
Исполнение русских народных песен. Веточки вербы
Народные кос-тюмы. Художественно-эстетическое развитие
Пасха. Праздник.1 занятие:
Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,
Проведении русских народных игр:
«Верба-вербочка», «Сол-нышко-вёдрышко»
Знакомство с пасхальными песнями.
2 занятие:
Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.
3 занятие:
Разучивание пасхальных песен, приговорок,
Раскрашивание Пасхальных яиц.
Проведение русских народных игр с яйцами и ««Прялица» Костюмы
Музыкальные инструменты
Макет горки
Пасхальные яйца. Социально-личностное развитие
Троица. Летний праздник. Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки
«Кумления и «проводах русалок»
Проведение русских народных игр «Венок» и
«В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла»
Исполнение песен про берёзоньку. Демонстрацион
ный материал. Позновательно-речевое разви-тие.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс
• согласование проекта с администрацией детского сада;
• утверждение проекта с администрацией детского сада;
• утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
2. Материально- технический ресурс
• приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3.Информационный ресурс:
• подбор методической и познавательной литературы по теме;
Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберид-зе, О. В. Солнцевой.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д Маханёва.
Программа «Школа этнической социализации»(Л. В Суровяк, Новосибирск 2014.
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша традиция -Быть здоровыми!» (Жуковин И. Ю. Карепова Т. Г)
Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Материально-техническое;
Реализация проекта требует изготовления информационных материа-лов для родителей воспитанников.
Оформление мини музея,иллюстраций, картотек.
Кадровое обеспечение :
Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13
1. Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.
2. Старший воспитатель педагог
3. Воспитатели высшей категории
Список литературы
1. Бундарина Т. А Знакомство детей с русским народным творчеством С. Петербург,1998
2. Боронина,Е. Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музы-кального фольклора в детском саду. М.:, Владос,1999
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М. Просвещение,1988
4. Дзержинская,И. Л. ,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада (из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с. ,нот
5. Дошкольная педагогика,5 — издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
6. Закон РФ» Об образовании (в редакции 20.07.2004 года)
7. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. ,2006
8. Картушина. М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005
9. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С. -Петербург, 2002
10. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008
11 .Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
12. Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
13. Мельников М. Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
14. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
15. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
16. Старикова К. Л. Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.
Источник
Фольклорный праздник «Весёлая ярмарка»-подг.гр.
Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам, да радости желаем!
Давно мы вас ждём-поджидаем,
Ярмарку без вас не начинаем.
У нас для каждого найдутся
И местечко, и словечко.
Припасли мы для вас
Забавушек на всякий вкус:
Кому-сказку, кому- правду, кому-песенку.
Скоморох-взрослый: Мы всех на ярмарку зовём! Игры, песни, пляски заведём! Проходи, народ честной, Старый, средний, молодой!
Покупай и продавай! Денег нет, тогда меняй!
Исполняют песню «Веселая ярмарка»
под мелодию русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»
1. По дорожке, по тропиночке идем,
Разудалую мы песенку поем.
Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя, разудалую мы песенку поем!
2. Нынче ярмарка веселая у нас
Приглашаем всех на ярмарку сейчас!
Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя, приглашаем всех на ярмарку сейчас!
3. Просим в гости к нам на ярмарку друзей,
Приезжайте, приходите поскорей!
Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя, приезжайте, приходите поскорей!
Скоморохи-дети:1. Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево — лавки с товаром!
Гляньте направо — веселье даром!
2. Подходите, подходите!
И глаза свои протрите!
Мы — развесёлые потешники,
Коробейники и насмешники!
3. Тары-бары, растобары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.
Коробейники: 1. Вот какой у нас базар, бери глиняный товар,
Все горшочки хороши, выбирай-ка для души.
2. А вот вкусные петушки, у них красные гребешки,
Подходи, покупай, леденцы разбирай!
3. Как у нас ли, тары-бары, всяки- разны самовары!
Подходите, подходите! Посмотрите, посмотрите!
4. А ну, не дорого, купите творога,
И вот вам курица и сельдерей! Дешевле рублика,
Берите, милые, да поскорей!
5. Не держи язык за зубами, покупай пирог с грибами.
Уж потешь меня, дружок, скушай этот пирожок!
Сценка «Пирожок»
Покупатели: Мы с тобою шли?
-Шли!
-Пирожок нашли?
-Нашли!
-Я тебе его дал?
-Дал!
-Ты его взял?
— Взял.
-А где же он?
— Что?
— Пирожок.
— Какой?
— Ну мы же с тобою шли?.
Сценка «Дуняша»
Ведущая: Эй, ребятушки, хороши, пропустите вы Дуняшу!
На торгу, торгу кругом ходит Дуня с пирогом!
Дуняша: Эй, цена недорога! Вы купите пирога!
Все (радостно): Пирога, пирога! Кому надо пирога?
Мальчик: Целый месяц на пирог тесто квасила ты впрок!
Да валяла на полу, да под лавкою в углу!
Все (испуганно): Пирога, пирога! Нам не надо пирога!
Ведущая: На торгу, торгу кругом ходит Дуня с киселём.
Дуняша: Вы купите киселя! Кушать будете, хваля!
Все (радостно): Киселя, киселя! Кому надо киселя?
Мальчик: Ставить ты кисель пошла, из пруда воды взяла.
Пили мышки в том пруде, утопилися в воде!
Все (испуганно): Киселя, киселя?! Нам не надо киселя!
Дуняша: Не хотите киселёчек — подарю я вам платочек!
Собирайтесь детвора, коль играть пришла пора.
Игра «Заря» (выбирают по считалке)
Катилась торба с высокого горба,
В этой торбе — хлеб, водица,
Кому достанется — тому водить.
Все идут по кругу, поют закличку, Заря идет за кругом с лентой в противоположную сторону.
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи непростые, ленты голубые, кольца обвитые, за водой пошла!
Заря кладет незаметно одному ребенку на плечо ленту. После сигнала: «Раз, два — не воронь, а лети как огонь», Заря и тот, у кого теперь лента, бегут в противоположные стороны за кругом. Занимают место в кругу, тот, кто не успел — становится Зарей.
Коробейник: Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте, мы — ребята удалые, мы — ребята озорные,
Всех на ярмарку зовём и платочки продаём!
Девочка: Я платочки покупаю, приглашаю всех сплясать.
С ярмаркой всех поздравляю, где подружки? Не видать!
Подружки: Здесь мы, здесь, давно стоим!
На товары всё глядим.
Как платочки заберём,
Сразу танцевать начнём.
Танец с платками. («Маков цвет»)
Ведущий: Ой, ребята и девчата, хватит вам уже плясать,
Если ноги не устали, приглашаю поиграть.
Скоморох-взрослый: Ай, люли- люли-люли,
Карусель видна вдали, девочки и мальчики,
Куда же вы шагаете? Шли бы вы на карусель — место прозеваете!
Игра «Карусель»
Все: Еле-еле, еле-еле, Закружились карусели.
А потом, потом, потом. Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите!
Раз-два! Раз-два! Вот и кончилась игра.
Сценка «Петрушка и купец»
(Театр одного актёра – ребёнок)
Ведущий:А это кто к нам торопится, такой серьезный и важный!
(Входит купец.)
Купец: Я купец – в торговых делах удалец!
Петрушка: А зачем вы на ярмарку пришли?
Купец: Торговать!
Петрушка: Воровать?
Купец: Да не воровать, а торговать!
Петрушка: А, пировать! Ну, тогда я с вами пойду!
Купец: Ладно! Пировать, так пировать. А у тебя деньги есть?
Надо иметь 200 рублей.
Петрушка: Пять гвоздей? Сейчас принесу.
Купец: Да, не гвоздей, а рублей.
Петрушка: Да не понял я, голубей?
Купец: Петрушка, не смеши людей!
Петрушка: Просишь меня — побей! С удовольствием!
(Петрушка берет палку и бьет купца.)
Петрушка: Пей, купец, чай, головой качай
Над деньгами не трясись, а с Петрушкой поделись!
Коробейник: Подходи, приценяйся, покупай, не стесняйся!
Почтенная публика, кому дырку от бублика — от вкусного, хорошего, Отдаём дёшево!
Коробейник: Метёлки! Кому метёлки?
Метёлки везли из Рязани, Метёлки в Рязани вязали.
Ведущий: Нам пригодятся метёлки, да вот беда, денег нет.
Коробейник: А вы, спойте…
Исполняется хоровод «На горе-то калина»
Коробейник: Селёдка! Селёдка! Копчёная селёдка!
Давай, давай, любую выбирай!
Сам ловил, сам солил и сам продавать принёс.
Коробейник: Кому яблоки продать? Кому дёшево отдать?
Груши, ананас, купи, тётя, про запас!
Кому надо мармелад, кому надо шоколад!
Коробейник: Покупайте веники!
Вы не пожалеете!
Лет на двадцать сразу с ними
Вы помолодеете!
Бабка: Ну-ка, дай мне это чудо! Может, я красоткой буду!
Дед: А мне досталась старая корова. Я на ярмарке её купил.
Я и сам продал бы её снова, но корову эту – полюбил!
Ведущая: Подходи честной народ, Старик корову продаёт.
А корова хороша, даёт много молока.
Дети: Корова что необычная? Корова что заграничная?
Корова: (голос за кадром) МУ!!!! Нет, я — самая оптимистичная!
(Выходит Корова, танцует, оставляет угощение, уходит)
Скоморох:
Ой, вы, гости дорогие! Вот игрушки расписные,
Веселы и ярки, примите их в подарки!
(дети раздают расписные игрушки родителям)
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
Пришло время расставанья, скажем вместе…
ВСЕ: До свиданья!
Источник
Проект на тему: «Использование фольклора
в музыкальном воспитании дошкольников»
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование фольклора в музыкальном воспитании дошкольников».
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
Задачи проекта:
- Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
- Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
- Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Развивать воображение, творческие и актерские способности.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Тип проекта:
По продолжительности: средней продолжительности.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, преподаватель изобразительной деятельности, родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
- Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
- Совместная деятельность
- Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
- Обобщение результатов работы;
- Анализ деятельности.
прикладного искусства; создание календаря праздников, состоящего из детских работ.
Материально- технические ресурсы:
- музыкальный зал для занятий с детьми;
- музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;
- проектор
- экран
- технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,
- наборы СD — дисков, микрофоны и др.;
- зал для проведения праздников;
- национальные костюмы.
3. Методическое обеспечение:
- дидактический и раздаточный материал;
- пособия по народному творчеству;
- комплект методической и теоретической литературы;
- Разработанные сценарии игр и праздников.
- Картотека игр
- Литература
- Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
.Воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно
Игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
План мероприятий
Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационно подготовительный | Анкетирование воспитателей анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, Наблюдения | Сентябрь | Музыкальный Руководитель, воспитатели |
Основной | Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор в жизни детей дошкольного возраста | Октябрь | Музыкальный руководитель |
Конкурс знатоков народной музыки | Ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Народная мозаика | Декабрь | Музыкальный руководитель | |
Семинар практикум с родителями | Январь | Музыкальный руководитель воспитатели | |
Семинар- практикум для родителей «Знакомство с детским фольклором. | Февраль | Музыкальный руководитель | |
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в детском саду | Март | Музыкальный руководитель воспитатели | |
«Мастер-класс» для родителей «По изготовлению кукол оберегов» | Апрель | Музыкальный руководитель | |
Анкетирование воспитателей анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, Наблюдения | Май | Музыкальный руководитель воспитатель | |
Культурно- досуговое мероприятие «Пасха» | Май | Музыкальный руководитель воспитатель |
План мероприятий с детьми
Название мероприятия | Форма проведения | Предварительная работа | Материал | Направление |
«Зимние святки» | Развлечение | Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях. Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками. | Музыкальные инструменты | Социально-личностное развитие |
«Рождество» | Праздник | 1 занятие: Рассказ музыкального руководителя о рождественских песнях и колядках. 2 занятие: Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки Проведение русских народных игр. 3 занятие Рассказ о новогодних песнях «Овсенях» о гаданиях под новый год с пением. | Иллюстрации с изображением ряженных | Художественно-эстетическое развитие |
«Пришла Коляда-отворяй ворота!» | Развлечение | Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах, Обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, Закличек, песен. Разыгрывание сценок колядования. Загадки. Проведение русских народных игр» Бабка Ёжка» «Прялица» Рассказ о святочных гаданиях | Костюмы ряженых Шумовые и музыкальные инструменты. | Позновательно-речевое развитие. |
Масленица | Русский праздник. | Рассказ музыкального руководителя о Масленице. Проведение русских народных игр. «Горшки» и Гори, Гори ясно» | Костюмы ряженых Шумовые и музыкальные инструменты. | Физическое развитие. |
Знакомство детей с масленичными песнями. | «Посиделки» | Знакомство с песнями которые пели в эти дни. Проведение русской народной игры « Горелки» | Костюмы ряженых Шумовые и музыкальные инструменты. | Позновательно-речевое развитие. |
«Алексей с гор потоки» | Развлечение | Рассказ о народном празднике. Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» | Иллюстрации Обручи. Ленточки голубые | Физическое развитие. |
Вербное воскресенье. | Развлечение | Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах. Проведение русских народных игр: Верба -вербочка, «Заря –заряница» Исполнение русских народных песен. | Веточки вербы Народные костюмы. | Художественно-эстетическое развитие |
Пасха. | Праздник. | 1 занятие: Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи, Проведении русских народных игр: «Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко» Знакомство с пасхальными песнями. 2 занятие: Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки. 3 занятие: Разучивание пасхальных песен, приговорок, Раскрашивание Пасхальных яиц. Проведение русских народных игр с яйцами и « «Прялица» | Костюмы Музыкальные инструменты Макет горки Пасхальные яйца. | Социально-личностное развитие |
Троица. | Летний праздник. | Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах»Завивания» берёзки «Кумления и «проводах русалок» Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты» хоровода» Во поле берёзонька стояла» Исполнение песен про берёзоньку. | Демонстрацион ный материал. | Позновательно-речевое развитие. |
Ресурсное обеспечение проекта
1.Нормативно – правовой ресурс
- согласование проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта с администрацией детского сада;
- утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов
2. Материально- технический ресурс
- приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберид-зе, О.В.Солнцевой.
Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д Маханёва.
Программа « Школа этнической социализации»( Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша традиция -Быть здоровыми!» ( Жуковин И.Ю. Карепова Т.Г)
Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Материально-техническое;
Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Оформление мини музея ,иллюстраций, картотек .
Кадровое обеспечение :
Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники МАДОУ «Центр развития №13
1.Музыкальный руководитель Сысуева Валентина Фёдоровна.
2. Старший воспитатель педагог
3.Воспитатели высшей категории
Список литературы
1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998
2. Боронина,Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот
5.Дошкольная педагогика,5 — издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
6.Закон РФ» Об образовании( в редакции 20.07.2004 года)
7.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005
9.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
10.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008
11 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
12.Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
13.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
15. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
16.Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия,Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.