Процесс компенсации нарушений в развитии ребенка имеет
Процессы компенсации
у детей в отличие от взрослых глубоко
специфичны. У взрослых функции ЦНС уже
сложились, приняли характер стойкой
организации, что дает широкие возможности
взаимозаменяемости и переключения в
случае нарушения какой-либо из функций.
Аномальные же дети проходят особый путь
психического развития, где благодаря
условиям спецобучения и воспитания,
формируются новые функциональные
системы, развиваются способы действий
и усвоения соц опыта.
Детский организм
обладает пластичностью. При оценке
возможностей развития функций ребенка
следует учитывать не только уже
сформировавшееся функциональные
системы, но и находящиеся в стадии
созревания и становления – зону
ближайшего развития.
В детском возрасте
многие функции ЦНС находятся в состоянии
формирования, в результате на разных
стадиях развития ребенка сложившееся
механизмы компенсации изменяются и
развиваются, прежде всего, под влиянием
обучения.
При отклоняющемся
развитии сохраняется тот же принцип
протекания нервных процессов, что и в
норме. В процессе компенсации используются
сохранные анализаторы, корковые
замыкательные механизмы и эффекторные
органы. В результате неорганизации
функций образуются новые межфункциональные
связи и отношения.
Выготский формулирует
так называемый закон превращения минуса
дефекта в плюс компенсации: положительное
своеобразие ребенка с отклоняющемся
развитием создается в первую очередь
не тем, что у него выпадают те или иные
функции, а тем, что их выпадение вызывает
к жизни новые образования, представляющие
в своем единстве реакцию личности на
дефект. Достигая в своем развитии того
же, что и нормальный ребенок, глухой или
слепой ребенок достигает этого иным
способом, иными путями и средствами.
Составляющие процесса компенсации
Компенсация — это
замещение или перестройка нарушенных
или недоразвитых функций, сложный,
многообразный процесс приспособляемости
организма при врожденных или приобретенных
нарушениях развития или его отставания.
Психофизиологическая
составляющая. Запас
«прочности» на случай резких
неблагоприятных изменений во внешней
и внутренней среде обеспечивают организму
специфические
механизмы адаптации и компенсации. Адаптация
проявляется, когда
внешние изменения нарушают баланс между
индивидом и средой. Восстановление
этого баланса возможно, если
определенные изменения произойдут
в самом индивиде. Компенсаторные
процессы начинаются при
изменениях в самом индивиде. В этом
случае восстановление баланса
возможно при условии частичного или
полного возвращения индивида к исходному
состоянию.
В
онтогенезе адаптация и компенсация
развиваются не равномерно — вначале
адаптационные процессы обгоняют
компенсаторные, затем последние догоняют
адаптационные, уравниваются с ними;
по мере старения сначала ослабевают
адаптационные, а за ними и компенсаторные.
Чем
сложнее живая система, тем больше ее
эффективность, как и вероятность
внутренних «сбоев» в ее работе.
Сущность процессов компенсации — в
поддержании определенного уровня
надежности системы и ее компонентов.
Такие феномены, как наличие парных
органов, дублирующих друг друга при
поражении одного из них, и способность
к регенерации свидетельствуют о
филогенетической древности
компенсаторной приспособляемости
системы.
В результате
первичного нарушения в организме
возникают различного рода перестройки
и замещения функций на основе
мобилизации резервных возможностей
ЦНС. При этом компенсаторная перестройка
организма у человека, в отличие от
животных, носит качественно иной
характер.
Изучая
сущность процессов компенсации, Л.С.
Выготский пришел к выводу о двустороннем
характере последствий дефекта: с
одной стороны, происходит недоразвитие
функций, непосредственно связанных с
органическим дефектом, с другой —
возникают компенсаторные механизмы.
Исход компенсации зависит не только от
тяжести дефекта, но в значительной
степени от адекватности и действенности
применяемых методов формирования
компенсаторных процессов, а в зависимости
от успешности компенсации и коррекции
меняется структура дефекта.
Компенсация
может осуществляться во внутрисистемной
и межсистемной форме. При внутрисистемной
компенсации используются
сохранные нервные элементы пострадавшей
функции. Каждая система обладает такими
запасными механизмами, которые в норме
не всегда используются. При этом
значительную роль играет коррекция
первичного дефекта, например развитие
остаточного зрения, слуха.
Сложившиеся
функциональные системы — это своеобразный
«сплав» элементов, каждый из которых
выполняет определенную функцию в
тесном взаимодействии с другими. При
врожденных аномалиях какие-то из этих
элементов выпадают, и функциональная
система формируется за счет набора
взаимозаменяющих средств. Уже сложившиеся
функциональные системы характеризуются
устойчивостью и при выпадении
какого-то компонента вследствие
постнатального поражения не распадаются,
а перестраиваются. Так, оглохшие дети
не утрачивают словесной речи, если
они потеряли слух после того, как
сформировались и закрепились
речедвигательная и слуховая системы;
в этом случае фонематические элементы
не распадаются.
Межсистемная
компенсация заключается
в мобилизации резервных возможностей
и нервных элементов, в норме не включаемых
в функциональную систему. В этом случае
формируются новые межанализаторные
нервные связи, используются различные
обходные пути, включаются механизмы
адаптации и восстановления вторично
нарушенных функций. Здесь также в
какой-то мере используются остаточные
функции поврежденных анализаторов,
но широко привлекаются также ранее
сложившиеся и закрепившиеся в
онтогенезе функциональные системы
связей, являющиеся физиологической
базой сохранения, преобразования,
воспроизведения прежнего опыта. Так,
поздно оглохшие дети при развитии устной
речи опираются на сложившиеся слуховые
образы, которые вплетаются во вновь
формирующиеся динамические системы
связей. Постепенно значение сигнализации
от поврежденных функций снижается,
привлекаются другие способы, основанные
на взаимозамещении функций.
Важно
различать первичные и вторичные
нарушения. Л. Пожар предложил
различать в связи с этим первичную и
вторичную компенсацию. Первичная протекает
в виде деятельности по уменьшению меры
проявления основного дефекта. Это
могут быть коррекционные технические
средства, например очки, слуховые
аппараты и др.
Значительно
сложнее вторичная компенсация,
которая предполагает формирование
и развитие высших психических функций,
и, прежде всего, психической регуляции
поведения. Здесь нельзя говорить о
каком-то автоматическом механизме,
каждый раз начинающем действовать при
возникновении дефекта. (Так, если слепой
научился лучше использовать слух для
ориентировки в среде, это не означает,
что слух у него лучше, чем у зрячего, и
он может благодаря этому компенсировать
последствия слепоты)
Вторичная
компенсация возможна лишь в том случае,
когда организм и психика обладают
достаточным компенсаторным фондом,
а у индивида сформированы необходимые
предпосылки компенсации: воля, мотивация
для продолжительных упражнений и
тренировок.
Психологическая
компенсация
— это
процесс, направленный на достижение
или восстановление чувства внутренней
стабильности и самопринятия в связи с
переживанием несостоятельности в тех
или иных аспектах жизни. Она представляет
собой противопоставление неуспеху в
одной сфере, успехов в другой.
Гиперкомпенсация выглядит
как наращивание усилий в сфере
несостоятельности. Здесь компенсация
— поведение, направленное на достижение
цели: уравновешивание жизненных
амбиций и уровня притязаний со своими
способностями.
Психологический
уровень компенсации связан с работой
защитных механизмов и копинг-стратегий
поведения. Копинг — это преодоление
стресса, деятельность личности по
поддержанию или сохранению баланса
между требованиями среды и собственными
ресурсами. Копинг-стратегий — это
актуальные ответы личности на
воспринимаемую угрозу, способы
управления стрессом; психическая
деятельность, направленная на спонтанное
изживание последствий психической
травмы; адаптивные механизмы,
предохраняющие от болезненных чувств
и воспоминаний.
Анализируя
процессы психологической компенсации
у слабослышащих детей, Выготский выделял
несколько линий его компенсаторного
развития: реальную,
фиктивную (настороженность,
подозрительность, мнительность), бегство
в болезнь, когда
ребенок добивается выгод, но не
избавляется от трудностей. Иногда
ребенок компенсирует трудности ответными
агрессивными действиями по отношению
к социальной среде. Так, ребенок,
вследствие тугоухости занимающий в
играх последнее место, будет стараться
помыкать детьми младшего возраста.
Участие,
взаимопомощь, эмоциональная поддержка,
понимание, терпимость — мощные
психологические средства раскрытия
потенциальных возможностей человека,
укрепляющие его веру в свои силы,
восстанавливающие позитивное
отношение к себе, поддерживающие
социально-психологическое благополучие.
Соседние файлы в папке 5 семестр
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Компенсация
психических функции — возмещение
недоразвитых или нарушенных психических
функций путем использования сохранных
или перестройки частично нарушенных.
Сущность
процесса компенсации заключается в
возмещении в той или иной мере нарушенных
функций и состояний: в мозг поступают
сигналы с поврежденных участков, в ответ
на которые он мобилизует защитные
механизмы, «запасы надежности живого
организма» и противодействуют
патологическому процессу. Одновременно
с этим в высший отдел ЦНС непрерывно
идут «доклады» о достигнутых результатах
и на основе этого вносятся определенные
коррективы в процесс компенсации:
мобилизуются новые и демобилизуются
прежние, оказавшиеся малоэффективными
механизмы и приспособления. По достижении
оптимальных результатов мобилизация
защитных механизмов прекращается.
Состояние скомпенсированности функций
становится относительно устойчивым. В
организме возникает тенденция к
сохранению этой устойчивости.
Основные
принципы компенсации сформулированы,
обоснованы и клинически апробированы
П.К. Анохиным (1959).
1)
сигнализации дефекта –никакое нарушение
биологического равновесия организма
и окружающей среды не остается
«незамеченным» со стороны ЦНС;
2)
прогрессивной мобилизации –организм
имеет огромные потенциальные возможности,
превышающие отклоняющее воздействие
дефекта;
3)
непрерывной обратной афферентации
(связи)–компенсация есть процесс,
постоянно регулирующий ЦНС;
4)
санкционирующей афферентации –компенсация
есть процесс, имеющий конечный характер;
5)
относительной устойчивости –возможен
возврат прежних функциональных нарушений
в результате действия сильных и
сверхсильных раздражителей (декомпенсация).
Компенсация
бывает: органическая (внутрисистемная)
и функциональная (межсистемная).
Так,
внутрисистемная компенсациядостигается
при замещении поврежденных нервных
элементов активностью сохранных нейронов
в результате перестройки деятельности
нейронных структур в анализаторах под
влиянием адекватной стимуляции и
специального перцептивного (т.е. с
помощью восприятия) обучения. Примером
является коррекционная работа со
слабослышащими и слабовидящими по
развитию остаточной слуховой и зрительной
функций.
Межсистемная
компенсациясвязана с перестройкой
деятельности или формированием новых
функциональных систем, включающих
проекционные и ассоциативные области
коры головного мозга. При формировании
новых функциональных систем решающее
значение имеет психофизиологический
фактор активации обратных связей
анализатора, являющийся важным механизмом
обработки поступающей из внешнего мира
информации.
Таким
образом, компенсация выступает как
условие и как результат коррекции: чем
эффективнее коррекция, тем стабильнее
закрепляются новые условные связи в
ЦНС. Единство и взаимообусловленность
процессов коррекции (внешнего) и
компенсации (внутреннего)Л.С. Выготский
выразил в законе превращения минуса
дефекта в плюс компенсации, подчеркнув
необходимость создания и использования
обходных путей.
При
рассмотрении теории компенсации
психических функций Л.С. Выготский
выделил несколько положений:
·
включение аномального ребенка в
разнообразную социально значимую
деятельность и создание активных и
действенных форм детского опыта;
·
применение медицинского воздействия
для преодоления первичных дефектов
и корригирующего психолого-педагогического
воздействия в борьбе с вторичными
отклонениями;
·
специальное воспитание по собственным
методикам обучения на основе выработки
у ребенка интереса и потребностей в
такой деятельности;
·
включение людей с различными нарушениями
в активную трудовую деятельность,
которая обеспечивает условия для
полноценной интеграции в общество;
·
уровень компенсации определяется, с
одной стороны, характером и степенью
дефекта, резервными силами организма,
с другой – внешними социальными
условиями.
К
числу благоприятных условий формирования
компенсации относятся:
·
ранняя диагностика и начало коррекционных
воздействий;
·
правильно организованная система
обучения и воспитания; построение
учебного процесса на основе применения
специальных приемов и методов
коррекционно-воспитательной работы;
·
использование принципа соединения
обучения с трудом;
·
хорошая психологическая атмосфера в
детском коллективе, взаимопонимание
педагогов и учащихся;
·
правильная организация режима учебной
работы и отдыха детей, исключающая
перегрузки;
·
чередование методов обучения учащихся;
·
использование технических средств,
специального оборудования и учебных
пособий.
Сложившиеся
компенсаторные процессы не носят
абсолютного (устойчивого) характера,
поэтому при неблагоприятных условиях
(чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни,
сезонные ухудшения состояния
организма, резкое прекращение
учебно-тренировочных занятий и др.) они
могут распадаться. В таких случаях
наблюдается декомпенсация, т. е. рецидив
функциональных нарушений. При явлениях
декомпенсации отмечаются серьезные
нарушения умственной работоспособности,
снижение темпа развития, изменение
отношений к деятельности, людям.
Соседние файлы в предмете Психология
- #
- #
- #
Источник
Логопедическая реабилитация
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА С. А. Игнатьева Ю.А. Блинков Логопедическая реабилитация ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной
Подробнее
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОП.11
Министерство образования и науки Республики Хакасия Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский политехнический техникум» (ГАПОУ РХ СПТ) ПРОГРАММА
Подробнее
1. Пояснительная записка.
1. Пояснительная записка. Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха в освоении основной образовательной программы начального общего образования
Подробнее
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет»
Подробнее
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт специальной педагогики и психологии» Кафедра общей и специальной педагогики «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая кафедрой
Подробнее
опорно-двигательного аппарата
Особенности работы педагога с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Чугунова Екатерина Эдуардовна МАДОУ 1 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Подробнее
Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа дисциплины «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки
Подробнее
Практическое занятие 1 (4 часа)
Модуль 2. Клинико — психологическая характеристика отдельных форм отклонений в развитии в детском возрасте. 1. Формируемые компетенции: а) общепрофессиональные (ОПК): ОПК 2 Готовность к коммуникации в
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования определяет организацию образовательного процесса на уровне среднего общего образования, направлена на
Подробнее
Аннотация к рабочим программам педагогов
Аннотация к рабочим программам педагогов Рабочие программы нормативно управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы
Подробнее
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Педагогический институт Кафедра дефектологии ПРОГРАММА
Подробнее
Пояснительная записка к учебному плану
ПРИНЯТ на Педагогическом совете ГКОУ «Тверская школаинтернат 1» Протокол _1_ от «_29_»_августа 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната 1 _Н.В.Мякинникова «_29_»_августа_2017_г. приказ 60 от 29.08.2017
Подробнее
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» БОРИСОГЛЕБСКИЙ ФИЛИАЛ (БФ ФГБОУ ВО «ВГУ») ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ
Подробнее
Источник