Проблемы воспитания ребенка с особенностями развития
Библиографическое описание:
Тасбаева, Г. М. Воспитание детей с особенностями психического развития / Г. М. Тасбаева, М. К. Ержанова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56014/ (дата обращения: 07.04.2020).
В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушения психофизического развития.
Ключевые слова: воспитатель, социально-педагогическая работа, ребенок с особенностями психофизического развития.
Введение. На сегодня в мире наблюдается четкая динамика роста количества детей с особенностями психофизического развития. Для успешного вхождения таких детей в систему современных общественных отношений осуществляется организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития стали полноценными участниками социальной жизни.
Основными задачами интеграции в дошкольном учреждении является воспитание ребенка с особенностями психофизического развития как самодостаточной личности, обеспечения ее прав на получение в образования в условиях дошкольного учреждения с комплексным сочетанием коррекционно-реабилитационных мероприятий, всестороннее развитие индивидуальности ребенка путем активизации его личностных ресурсов и имеющегося адаптационного потенциала, формирования ценностных интересов и потребностей, развитие и формирование необходимых трудовых навыков.
Учитывая это, воспитатель дошкольного учреждения должен способствовать социокультурному развитию ребенка с особенностями психофизического развития, оказывать помощь в адаптации к образовательной среде, налаживать дружеские взаимоотношения между детьми в группе.
Воспитание в обычных дошкольных учреждениях детей с особенностями психофизического развития, с одной стороны, помогает им адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, интегрироваться в общий социум, избавиться от чувства изолированности, отчуждения, способствует исчезновению социальных барьеров и сегрегации, с другой стороны — это учит других детей общаться и работать вместе, формирует у них чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются в помощи, эмпатии и сочувствии.
Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном учреждении, необходимо обеспечить оптимальные условия для развития путем учета «качества жизни», учитывая следующие основные аспекты их жизнедеятельности: физический (уровень физической активности ребенка, подвижность), психологический (эмоциональное состояние, психологические проблемы), социальный (общение, взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, социальный статус).
Воспитателю в интегрированном дошкольном учреждении необходимо осуществлять профессиональную деятельность дифференцированно с учетом психофизического состояния, индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями. Именно поэтому более подробно рассмотрим характеристику индивидуальных особенностей различных групп детей, имеющих нарушения психофизического развития.
У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная ограниченность в произвольных движениях, возникать несостоятельность в полном контроле координации движений и мышечной силы, могут появляться мышечные напряжения (спазмы), иногда такому ребенку присуща застенчивость и ранимость. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может иметь некоторые трудности в восприятии формы, в соотношении в пространстве объемных и плоских величин, в усвоении письма, чтения, счета; такой ребенок не сразу идет на контакт с незнакомыми людьми, адаптируется к новым условиям постепенно, а также может потребовать использования различных вспомогательных средств: инвалидных колясок, костылей, тростей или ходунков.
Ребенку с эмоционально-волевыми нарушениями свойственно наличие некоторых трудностей абстрактного мышления, незначительные нарушения внимания и памяти, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, нестандартная реакция на сенсорную информацию, например: громкий шум, свет, определенные продукты, ткани, вещи. У такого ребенка может отмечаться эмоциональная инфантильность, однообразие игры, выраженная отстраненность от внешнего мира, погружения в мир внутренних болезненных переживаний и фантазий, страх всего нового.
Также у ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями может наблюдаться слабость контактов с окружающими, дефицит потребности в общении.
У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания, фонематического слуха, некоторые трудности при овладении грамотой, нарушение чтения, не совсем правильное понимание обращенной речи, недоразвитие связной речи, нарушение согласования слов в предложении, запоздалое появление фразовой речи, искажение произношения отдельных или нескольких звуков, наличие небольшого количества искаженных слов, неправильность в употреблении предлогов, наличие некоторых специфических ошибок при письме. Иногда такому ребенку присуща утомляемость, но наблюдается стремление к усвоению программного материала.
Вывод. Вполне закономерно, что воспитанию толерантного отношения к людям с нарушениями развития уделяется больше времени в работе воспитателя с детьми с типичным развитием, ведь в процессе такой работы обычные сверстники учатся ценить достоинство, понимать проблемы и возможности, милосердно, гуманно относиться к особенностям ребенка, имеющего нарушения в развитии.
Кроме семьи, ближайшим микросоциальным окружением ребенка, важную роль в формировании его мировоззрения играет также коллектив сверстников. В интегрированной среде дошкольного учреждения дети с особенностями психофизического развития учатся взаимодействовать со здоровыми сверстниками, познают сложности социальных отношений, приобретают социальный опыт и тому подобное.
Воспитатель должен помогать детям с особенностями психофизического развития осознать свою индивидуальность и особенность, раскрыть внутренний потенциал, а в группе обеспечить доброжелательное отношение, взаимотерпимость, взаимопонимание для того, чтобы толерантность стала нормой поведения и взаимоуважения среди детей.
Литература:
- Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии / 2-е изд., испр. и доп. — М.: 1973.
- Соколова Н. Д., Калинникова Л. В., Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / М.: 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): психофизическое развитие, ребенок, дошкольное учреждение, особенность, нарушение, воспитатель, различная группа детей, опорно-двигательный аппарат.
Источник
Появление в семье ребенка с нарушениями развития всегда ведет к созданию особенного психологического климата, который влияет на жизнь всех членов семьи. Основной задачей родителей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей, так как без этого невозможно решать проблемы воспитания ребенка с нарушениями развития. Семья выполняет главную роль в воспитании детей с нарушениями слуха, речи, зрения и другими дефектами, поэтому родителям важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с нарушениями развития и активно применять их в повседневной жизни.
Родительская позиция по отношению к ребенку
Очень большое значение в воспитании детей с различными нарушениями развития играет отношение родителей к ребенку. Правильным отношением является восприятие ребенка как здорового, но имеющего ряд особенностей, которые родители учитывают в процессе воспитания. Однако в большинстве семей формируются неадекватные позиции по отношению к ребенку:
- Гиперопека – в этой ситуации члены семьи относятся к ребенку как к беспомощному существу, которое нуждается в постоянной защите и контроле, ему не прививают навыков самостоятельности.
- Эмоциональное неприятие ребенка – родители смиряются с особенностями ребенка, но не принимают его самого, что ведет к недостатку или полному отсутствию необходимой педагогической и коррекционной работы.
- Неприятие дефекта ребенка – родители принимают ребенка, но не способны смириться с его дефектом, поэтому прилагают множество усилий, чтобы его исправить, растят ребенка в условиях «культа болезни», что негативно сказывается на его психическом развитии.
- Неприятие ребенка и его особенностей – родители не могут принять ни ребенка, ни его дефект, не видят будущего в его воспитании, поэтому либо совсем отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи.
Все перечисленные типы неадекватного отношения представляют собой защитную реакцию родителей на травмирующую ситуацию и особенно остро влияют на процесс воспитания детей с нарушениями интеллекта и дефектами речи. Эффективно решить эту проблему в большинстве случаев можно только с помощью семейной психотерапии, так как немногие родители способны самостоятельно прийти к осознанию, каким должно быть правильное восприятие ребенка с проблемами развития. Адекватное отношение к ребенку основывается на полном и безоценочном принятии. Родители не должны сравнивать его с другими, нормально развивающимися детьми.
Основные принципы семейного воспитания детей с нарушениями развития
Всем родителям, которые успешно справились с психологическим стрессом, сформировали у себя адекватное отношение к ребенку и желают активно заниматься его воспитанием, рекомендуется соблюдать следующие важные принципы:
- В процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами развития должны принимать участие все члены семьи.
- Всем членам семьи необходимо иметь представление о природе нарушений развития, имеющихся у ребенка, правильной линии поведения с ним и способах коррекции дефектов.
- Помимо семейного воспитания, ребенку необходима профессиональная помощь специалистов, при этом степень их участия в процессе воспитания определяется в зависимости от тяжести дефектов развития ребенка.
Наиболее важным условием для эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, слуха, речи и другими дефектами является гармоничная психологическая обстановка в семье. Все дети остро переживают дефицит любви и ласки, а дети с отклонениями в развитии отличаются особенной чуткостью. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят и ценят, и тогда он будет развиваться активнее, а необходимые знания и навыки будут формироваться у него более успешно. Также очень важно, чтобы оба родителя умели легко и бесконфликтно договориться о любых вопросах, связанных с воспитанием ребенка. Только такие условия гарантируют, что он будет расти и развиваться в условиях душевного комфорта и иметь чувство защищенности.
При воспитании детей с нарушениями слуха, зрения и речи родителям следует соблюдать принцип внимательного наблюдения за ребенком и оценки его состояния. Так, при воспитании детей с нарушениями речи обязательно нужно учитывать, что ребенок не всегда способен выразить свои потребности с помощью слов, поэтому родителям нужно учиться распознавать их по его выражению лица, жестам, интонациям голоса или позе.
Также необходимо соблюдать принцип формирования у ребенка навыков нормативного поведения, которое обеспечивает его нормальную социальную адаптацию. Особенно этот принцип важен при воспитании детей с нарушениями интеллекта. Родителям важно служить для ребенка эталоном правильного поведения в социуме, понимая, что их собственное неадекватное поведение обязательно будет иметь негативное влияние на психику ребенка и сформирует у него неверные установки.
Еще одним важнейшим принципом эффективного воспитания детей с нарушениями зрения, речи, слуха и другими проблемами развития является формирование у ребенка навыков самообслуживания. Ребенка с отклонениями в развитии необходимо приучать к опрятности и аккуратности. Важно, чтобы он умел следить за своим внешним видом, а также принимал посильное участие в выполнении домашней работы. Только так можно обеспечить гармоничное развитие ребенка, при котором он сможет чувствовать себя самодостаточной личностью, и не будет ощущать дискомфорта из-за своих физических недостатков.
Кроме того, необходимо обеспечить ребенку условия для развития его природных способностей. При воспитании детей с нарушениями речи можно делать упор на развитие способностей к танцам и творческой деятельности, при которой речевые дефекты не будут оказывать влияния на успешность занятий, а ребенку с двигательными патологиями нужно обеспечить условия для занятий такими видами искусства, которые не требуют передвижения.
Источник
В 1946 году в Великобритании было запущено длительное исследование, в рамках которого ученые отслеживали жизнь всех детей, рожденных в одну неделю. В исследовании принимали участие и матери: по их мнению, быть хорошим родителем несложно: достаточно проявлять эмоциональное тепло, говорить с ребенком, слушать его и выполнять еще несколько простых правил. Мамы и папы в XXI веке подходят к воспитанию более основательно, причем нередко себе же в ущерб.
AdMe.ru проанализировал, к каким ошибкам ведет такой подход, и выяснил, почему иногда к родительству стоит относиться проще.
1. Раннее использование косметики
Кто из девочек не красился тайком маминой помадой в далеком детстве? Сегодняшние маленькие леди шагнули дальше и вовсю наводят марафет перед школой или прогулкой с подружками. По данным маркетингового исследования, в США более половины детей в возрасте от 12 до 14 лет пользуются декоративной косметикой, в частности карандашами для глаз и бровей, тенями и тушью. 45 % из них наносят тональный крем или консилер, 33 % — румяна и бронзер, 10 % окрашивают волосы.
И если найти косметику, которая не содержит вредных компонентов, можно, то с психологическими последствиями не все так просто. В самом запущенном случае девочка получит так называемый синдром принцессы: эгоцентризм, склонность к театральному поведению, убежденность в собственной исключительности и, как следствие, потребительское отношение к жизни. Вспомните свое детство: в 14 лет за косметику и высокие каблуки завуч могла сделать выговор.
2. Потакание каждому капризу
Новая игрушка прямо сейчас, а не ко дню рождения или на Новый год? Фотосессия каждый месяц? В школу — только в костюме от Tommy Hilfiger и с модной стрижкой? «Главное — быть не хуже других и подарить счастливое детство» — так рассуждают родители, которые тратят на ребенка слишком много денег.
Желание соответствовать мнимой норме вырастит человека, который не умеет распоряжаться финансами. Он будет концентрироваться исключительно на материальном аспекте жизни, а такие вещи, как эмпатия и сострадание, такому ребенку (а позже и взрослому) будут чужды.
3. Отдых за границей до 3 лет
Если вы регулярно отправляетесь в путешествия, то наверняка замечали на курортах и в любимых туристами городах семьи с грудными детьми. Поездки могут вызывать стресс, особенно на этапе подготовки. Отпуск с маленькими детьми подразумевает более детальное планирование.
Добавьте сюда акклиматизацию, перелеты или долгое путешествие на поезде — такой отдых станет испытанием и для родителя, и для ребенка. Кроме того, мы сохраняем воспоминания лишь с определенного возраста, а именно с 3,5 лет: дети помладше просто не запомнят тех красот, что вы хотели бы им показать. Поэтому брать с собой ребенка младше этого возраста нецелесообразно.
4. Отсутствие домашних обязанностей
82 % нынешних взрослых признались, что в детстве у них были обязанности по дому: уборка, мытье посуды, забота о питомце и так далее. В то же время всего 28 % людей регулярно поручают подобную работу собственным детям. Это можно объяснить: у наших бабушек не было посудомоечных машин, роботов-пылесосов и другой техники, которая сильно упрощает уход за домом. Но зато в случае отключения электроэнергии мы не попадали в безвыходное положение.
Поэтому выполнение домашних дел необходимо ребенку: оно формирует более самостоятельную личность, прокачивает навыки коммуникации с друзьями и родными, а также воспитывает чуткость, умение заботиться о ближнем. Чтобы выработать у ребенка позитивное отношение к работе, благодарите его: это повысит его самооценку и вовлеченность в дело, в отличие от денежной стимуляции.
5. Отсутствие навыка письма
Потребность писать что-либо от руки, кажется, уходит в прошлое: у всех есть смартфоны, планшеты, ноутбуки и так далее. Навыкам письма в школах уделяется все меньше внимания, и очень зря. Они взаимосвязаны с мелкой моторикой, сказываются на уровне грамотности, усвоении иностранных языков.
Когда мы пишем что-то на бумаге, мозг получает обратную связь, формируется координация зрения и движения, чего не происходит при наборе текста на клавиатуре. Один из опросов показал, что сегодняшние старшеклассники все чаще используют неформальные речевые обороты в официальном общении. Все это оказывает влияние на общую успеваемость ученика.
6. Боязнь разговоров на серьезные темы
Переезд в другой город или страну, развод, смерть — далеко не каждый современный родитель решится обсудить эти темы с ребенком, боясь нанести ему психологическую травму. Но дети начинают осознавать необратимость смерти примерно с 4 лет. Замалчивание нанесет более серьезный урон психике: рано или поздно дитя столкнется с неприятным явлением и не будет знать, как правильно его пережить.
Не стоит делать из ребенка тепличное растение: здоровая личность должна уметь испытывать не только положительные эмоции, но и негативные. Лучшее, что могут сделать мать и отец, — провести разговор максимально спокойно и мягко.
7. Гиперопека
Качество жизни во всем мире по сравнению с предыдущими поколениями постоянно улучшается, а технологии позволяют автоматизировать многие процессы в доме. У людей появляется больше свободного времени, которое молодые и не очень мамы тратят, в том числе, на чрезмерную заботу о ребенке.
В результате он вырастает беспомощным, неспособным самостоятельно решать проблемы и глубоко несчастным. Из-за попытки родителей реализоваться в детях последние с малых лет живут с постоянным чувством тревоги. Авторитарный стиль воспитания (гиперопека — одна из его разновидностей) в худшем случае может привести к попыткам суицида во взрослом возрасте.
8. Представление о ребенке как об идеальном существе
До такой степени, что любой негативный (хотя и справедливый) отзыв вызывает стремление доказать обратное и даже агрессию. Вместо этого попробуйте корректно рассказать ребенку о своих ожиданиях от него и поясните, зачем ему самому это нужно. В ходе эксперимента выяснилось, что «эффект Пигмалиона» работает: ожидания родителей влияют на успеваемость детей.
Кроме того, важно понимать разницу между обоснованной и необоснованной критикой и научить этому ребенка. Другое ценное качество — способность не обращать внимание на мнение незначимых людей.
9. Покупка игрушек и сладостей, чтобы ребенок отстал
Супермаркет, перегруженная тележка с продуктами и ребенком, бесконечные просьбы купить шоколадку или киндер-сюрприз и, наконец, сдавшаяся без боя мать. Знакомая ситуация? Если она повторяется из раза в раз, вы легко вырастите манипулятора.
Чтобы не потакать капризам ребенка и не вызывать бурю негодования у других людей в очереди, следуйте простым правилам: по возможности не берите ребенка в супермаркет или воспользуйтесь доставкой продуктов. Не получилось — плотно накормите его перед тем, как пойти в магазин, чтобы желание что-нибудь съесть возникло с минимальной вероятностью.
10. Позиция слабого лидерства
Родители не всегда могут установить личные границы, позволяя детям садиться себе на шею в прямом и переносном смысле. Они боятся проявить твердость, оправдываясь фразами вроде «Ну он же ребенок». Например, вас не радуют еженедельные траты вашего чада в кафе: вы ворчите, но продолжаете выдавать нужные суммы, отказывая себе в том, что действительно необходимо.
Неспособность взрослых сказать «нет» приведет к тому, что они будут восприниматься слабыми, а отпрыск не научится уважению. Умение очертить границы и установить дисциплину (в разумных пределах) даст понимание, до какой степени можно вторгаться в жизнь другого человека, и создаст здоровый микроклимат в семье.
11. Исключение фактора риска как такового
Мы проводили все детство на улице, возвращаясь домой затемно. Мама и бабушка были спокойны: достаточно было выглянуть в окно, чтобы понять, что с нами все в порядке. В современных реалиях родители иной раз опасаются разрешать сыну или дочке возвращаться после уроков в одиночку. В этом есть смысл, но не стоит доводить ситуацию до абсурда. Недавно психологи выяснили: если ребенок не сталкивался с малейшими и естественными неприятностями, у него формируются страхи и комплексы.
Например, малышу запрещалось кататься на велосипеде, чтобы избежать падений. Подростка ограничивали в отношениях с противоположным полом, чтобы он не грустил после расставания. Для достижения эмоциональной зрелости приходится испытывать и негативный опыт. Берегите своих детей, но знайте меру.
А какие правила воспитания детей вы бы позаимствовали у ваших мам, пап, бабушек и дедушек?
Источник