Проблемы в развитии ребенка научная статья

Проблемы в развитии ребенка научная статья thumbnail



Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны усиленного раннего развития ребенка. Помимо этого, в статье рассмотрены методы и методики, применяемые и используемые в практике работы педагога-психолога с детьми данного возраста.

Ключевые слова: раннее развитие, обучение, методика, развитие мозговой деятельности.

Тема, выбранная нами в качестве предмета исследования посвящена вопросам рассмотрения раннего развития детей, выявления особенностей, которые возникают на данном этапе развития. С самого рождения начинается постоянное развитие ребенка. Сегодня, впрочем, как и всегда, вопрос о развитии детей очень актуален. Многие родители задумываются над тем, что нужно их ребенку? Усиленное занятие дома или специальные занятия в детских центрах. Знание в детском возрасте различных иностранных слов, цифр, цветов — что это обучение или развитие? Давайте для начала определимся, что обучение и развитие — это абсолютно различные понятия. Соответственно в возрасте до 5 лет для ребенка важно именно развитие, которое идет в ногу с возрастом ребенка (соответствие его интересов и потребностей). В младенческом возрасте ребенок эмоционально связан с матерью и самое важное, что может она дать ребенку — это любовь, внимание и забота. Именно эти чувства дают возможность младенцу познавать и узнавать окружающий его мир, воспринимать окружающую среду как безопасность. Все это вызывает чувство интереса и служит основой для дальнейшего познавания мира.

Следует отметить, что вопросами разработки раннего развития детей занимались многие ученые, такие, как: Масару Ибука [3], Б.Никитин [5, 6], Н.Зайцев [1].

Ранний возраст принято считать от 1,5 до 3 или 3,5 лет и основное развитие идет в определенных сферах, таких как: крупная моторика, развитие речи и предметная деятельность. «Это очень важный и наиболее сенситивный период для развития физического, психического и нравственного здоровья. Порой раннее развитие мы можем обозначить как «принуждение ребенка к приобретению знаний» [2, с. 293].

Итак, мы раскрыли и попытались понять, что подразумевается под понятием «развитие». Однако суть проблемы состоит в том, что амбициозные мамы и папы воспитывают и занимаются ни сколько развитием, а сколько обучением ребенка (счет, письмо, логика). Одним словом, азы тех предметов, которые будут изучаться в школе.

Дети от одного до 3 лет с большим интересом приобретают информацию. Это считается одним из самых интенсивных периодов в жизни ребенка. Они учатся сидеть, ходить, ползать, входить в диалог со взрослыми. Зачастую мы сталкиваемся с родителями, которые одержимы идеей развития своего ребенка. Здесь мы можем смело сказать, что это своего рода стремление испытать чувство гордости за свои родительские достижения и удачи. Но если ребенок встречает какие-либо неудачи на своем пути, это рассматривается как личное поражение взрослых. Будучи практикующим психологом могу отметить, что «проблема раннего развития» указывает на некие проблемные стороны самого родителя.

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что «раннее развитие» имеет как позитивные, так и негативные стороны.

Общеизвестно, что развитию умственных способностей способствует развитие когнитивных процессов (мышление, внимание, память, способность к языкам, логика и математика) и за все это отвечает высокое развитие коры головного мозга.

Начиная с младенческого возраста, развитие мозга идет очень интенсивно. Благодаря всем этим особенностям детей в возрасте 2,5–3 лет можно обучить большому объемному информации и знаний (письмо, счет, чтение). Мы можем задаться вопросом, для чего ребенку до 3 лет нужен такой большой поток информации — о социуме, об окружающем мире?

Человек на протяжении всей жизни социализируется, строит отношения с людьми, входит в контакт. Для всего этого соответственно необходим развитый мозг. Ребенку нужно владеть различными знаниями, принципами жизни и групповыми иерархиями. Также ребенку необходимо владеть знаниями об окружающем мире (флора и фауна, астрономия, история, география). Главный закон жизни, который действует на инстинктивном уровне — это умение выживать. Следовательно, возраст 3 года является наиболее сенситивным периодом для адаптации и социализации во внешнем мире.

Учитывая новый ритм современной жизни, маленькому ребенку приходится ежедневно получать огромный объем информации. Однако не стоит забывать, что для использования различных методологий нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Также стоит учесть один момент. Недоразвитие мозга ребенка, может способствовать превращению его в состояние трудного ребенка. Можно считать ошибочным мнение о том, что развитие познавательных процессов главным образом состоит из обучения письму, счету. Достаточно провести познавательную беседу о природе, мире, то есть правильно построить познавательный диалог со своим малышом. Именно такое повседневное общение есть залог хорошего развития познавательных процессов.

Как было упомянуто выше раннее обучение имеет и отрицательные стороны. Первые 3 года жизни ребенка — это самый удачный и позитивный период для развития эмоциональной и сенсомоторной сферы ребенка. В этот период не стоит нагружать познавательные процессы (чтения, письма и счета). Таким образом, отбирается потенциальная энергия ребенка, которая рассчитана на проявление его эмоций и чувств. В этот момент спокойно могут произойти психосоматические дисфункции, которые могут привести к психосоматическим заболеваниям. Существует целый список болезней, которые мы можем внести в эти ряды. Таким образом, к 6–7 летнему возрасту можно наблюдать появление энуреза, агрессии, гиперактивности и тревожности. Основная сфера деятельности ребенка в этот период – это игровая деятельность. Малыши познают мир в результате игры (ролевой, имитации и т. д). Зачастую родители так охвачены идеей раннего развития ребенка, что загружают его ежедневное расписание походами в кружки, детские центры и т.д. Следовательно, у ребенка не остается ни одной свободной минуты для общения со сверстниками. Соответственно мы наблюдаем следующую картину, что дети не способны войти в контакт с другими детьми (нарушена коммуникативная сфера) либо элементарно поиграть в песочнице. Психологи ввели свой термин для подобного рода детей понятие — тепличный эффект. Да, такие дети эрудированы, но на любой вопрос, выходящий за рамки их знаний, или какое-либо общение со сверстниками выводит их из колеи.

Особенность детского восприятия состоит в том, что они хорошо запоминают то, что видят и слышат. Как отметили Никитин Б. П., Никитина Л. А в своей книге «значительно позже мы поняли, какие большие возможности для развития получат дети при самостоятельном исследовании окружающего мира» [5, с.29]. Помимо этого, важную роль в развитие ребенка играют их беседы со взрослыми. Дети очень хорошо воспринимают информацию, переданную при не опосредованном общении. Они применяют имитацию, учатся эмоциям и чувствам.

В науке существует много разнообразных методик, разработанных российскими авторами: система Монтессори [4], «складывая кубики» И. Зайцева [1], система «НУВЭРС» Никитиных [5,6,7]. Все эти методики, в основном построены по тому принципу, что мозг ребенка активно развивается до 5 лет. Конечно же, легче воспринимать информацию в детском возрасте, нежели будучи взрослым. Если методика правильно подобрана, то она будет мотивировать и формировать интерес к знаниям. Но необходимо знать, что даже самая эффективная и востребованная методика не всегда учитывает индивидуальные особенности и развитие вашего ребенка. Если родители будут обучать ребенка через «не хочу», то в дальнейшем это может вызвать ненависть к школьным предметам и обучению.

Из всего этого можно сделать вывод, что конкретного решения проблемы, связанного с использованием определенных методов и методик раннего развития детей понятие относительное. Именно учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход к нему способствует оптимизации процесса воспитания ребенка данной возрастной категории. Любая из методик будет подходить вашему ребенку, свидетельствовать исключительно о развития его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, его мотивации, ну и конечно же многое будет зависеть от родителей, которые должны быть готовы предоставить эту возможность.

Литература:

  1. Зайцев Н. А. Письмо. Чтение. Счет. — СПб.: Лань, 1997. — 224 с.
  2. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  3. Масару Ибукаю. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — 224 с.
  4. Монтессори М. Мой метод. М.: АСТ.2006, 352 с.
  5. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. в 2 томах. — М: Самокат, 2015. Т.1. — 224 с.
  6. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. — М, изд. 6-е испр. доп. с новым вступлением. — Обнинск: Световид, 2009. — 216 с.
  7. Никитины Л. А. и Б. П. Мы и наши дети. — М.: Ростов-на-Дону, 1991.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок, младенческий возраст, жизнь ребенка, детский возраст, сенситивный период.

Источник

Проблемы в развитии ребенка научная статья

Библиографическое описание:


Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30. — URL https://moluch.ru/archive/117/32377/ (дата обращения: 05.03.2020).



Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы. Обратим внимание на общение ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Следующая тема — семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость.

Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей.

Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства.

Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом — взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Такие отрицательные эффекты — потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Вторая — образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение — это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Литература:

  1. Мынто Т. В.Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/29/aktualnye-problemy-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovaniya.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, современное образование, воспитатель, родитель, развивающее образование, проблема, личностно-ориентированный подход, дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Похожие статьи

Личностноориентированный подход в воспитании

Концепция личностноориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное…

Сюжетноролевая игра как средство социально-личностного

Сюжетноролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа. Похожие статьи. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим…

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Конспект педагогического совета «Сюжетноролевая игра…»

сюжетноролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Сюжетноролевая игра как средство социального развития

старший дошкольный возраст, ребенок, социальное развитие ребенка, сюжетноролевая игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, игра, социальное развитие детей, ценность.

Условия развития положительных взаимоотношений…

Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетноролевой игре.

Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его…

Создание условий для развития нравственных качеств…

развитие умения детей работать в группе сверстников; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень

Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном

Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают

Личностноориентированный подход в воспитании

Концепция личностноориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное…

Сюжетноролевая игра как средство социально-личностного

Сюжетноролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа. Похожие статьи. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим…

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Конспект педагогического совета «Сюжетноролевая игра…»

сюжетноролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Сюжетноролевая игра как средство социального развития

старший дошкольный возраст, ребенок, социальное развитие ребенка, сюжетноролевая игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, игра, социальное развитие детей, ценность.

Условия развития положительных взаимоотношений…

Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетноролевой игре.

Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его…

Создание условий для развития нравственных качеств…

развитие умения детей работать в группе сверстников; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень

Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном

Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают

Похожие статьи

Личностноориентированный подход в воспитании

Концепция личностноориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное…

Сюжетноролевая игра как средство социально-личностного

Сюжетноролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа. Похожие статьи. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим…

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Конспект педагогического совета «Сюжетноролевая игра…»

сюжетноролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Сюжетноролевая игра как средство социального развития

старший дошкольный возраст, ребенок, социальное развитие ребенка, сюжетноролевая игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, игра, социальное развитие детей, ценность.

Условия развития положительных взаимоотношений…

Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетноролевой игре.

Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его…

Создание условий для развития нравственных качеств…

развитие умения детей работать в группе сверстников; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень

Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном

Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают

Личностноориентированный подход в воспитании

Концепция личностноориентированного образования в дошкольном возрасте предполагает становление личности творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное…

Сюжетноролевая игра как средство социально-личностного

Сюжетноролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности в системе общественных отношений.

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного

детский сад, ребенок, День, родитель, дошкольный возраст, Программа развития, педагог, окружающий мир, игра, группа. Похожие статьи. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим…

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

игра, ребенок, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, сюжет, игровая деятельность, мотивационная сфера, личностное развитие, дошкольное образование, дошкольное детство.

Конспект педагогического совета «Сюжетноролевая игра…»

сюжетноролевая игра, ребенок, возраст детей, игрушка, режиссерская игра, Педагогический совет, обсуждение выполнения задания, Этап развития, младшая группа, детский сад.

Сюжетноролевая игра как средство социального развития

старший дошкольный возраст, ребенок, социальное развитие ребенка, сюжетноролевая игра, дошкольное образование, дошкольный возраст, игра, социальное развитие детей, ценность.

Условия развития положительных взаимоотношений…

Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетноролевой игре.

Современные требования общества к воспитанию детей поднимают социальную значимость дошкольного воспитания, обязывают изыскивать возможности повышения его…

Создание условий для развития нравственных качеств…

развитие умения детей работать в группе сверстников; Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень

Учимся дружить: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов и школ раннего развития / Е. В. Баринова.

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном

Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников.

Основными методами социально-личностного развития детей дошкольного возраста выступают

Источник