Игра ведущая деятельность в развитии личности ребенка
Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
Архипова Виктория Викторовна. МБДОУ №156, воспитатель. г. Ростов-на-Дону.
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В процессе игры ребенок познает мир и учится общаться с окружающими его людьми, поэтому игры детей актуальны во все времена. Принцип игр может меняться с течением времени, но направленность остается та же — познакомить детей с окружающим миром
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла, мишка — только игрушка, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать свои действия и действия и поступки своих товарищей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем отправиться в полет, необходимо построить самолет, для магазина подобрать подходящие товары, а если их не хватает – изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Известный педагог – психолог Д. Б. Эльконин говорил: «Дошкольный период занимает важное место в психологическом развитии ребенка. Именно в этот период начинается формирование личности. Усваиваются этические нормы отношений. Одновременно, на протяжении дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления, восприятия и памяти ребенка в играх. Не случайно детей этого возраста называют «почемучками». Их интересует все: от вопросов происхождения планет до устройства механических игрушек. Если мы понаблюдаем за трехлетним ребенком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук… Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Через игру он становится сознательным и строит свою личность. На протяжении дошкольного периода ребенка происходят многие изменения, которые теснейшим образом связаны с возникновением и интенсивным развитием новых видов деятельности ребенка. К таким видам относятся, во-первых, различные виды продуктивной деятельности ребенка – рисование, лепка, конструирование связаны с реализацией представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Во – вторых, в дошкольном возрасте возникают элементарные формы трудовой деятельности. Важно то, что дети здесь вступают в деловые практические отношения как с взрослыми, так и со сверстниками.
В – третьих, у детей в этом возрасте возникают зачатки учебной деятельности. Приобретаемые знания на занятиях имеют большое значение для систематического обучения в школе. В каждом из видов имеют место определенные отношения между взрослыми и детьми: в одних взрослый выступает как сообщающий новые интересные сведения (читает сказки, рассказывает о животных и растениях и т.д.); в других воспитатель выступает как носитель образца действий и контроль правильности их исполнения; в третьих — почти как учитель, олицетворяющий в своем поведении будущую деятельность ученика – школьника.
Наконец, в этот период возникает и достигает высшего уровня развития ролевая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и воспроизводят деятельность взрослых людей. Игра – это особая форма познания. Здесь на первый план выступает чисто эмоциональное переживание. Ребенок в игре устремлен в будущее и эмоционально живет в нем, предвосхищает свое положение в обществе.
Именно поэтому видный советский психолог Л.С. Выготский называл игру «арифметикой социальных отношений» и справедливо считал, что именно в игре «становится человеком».
Во всякой роли, которую берет на себя ребенок, имеются правила, которым он должен подчинить свое поведение. Это подчинение довольно жесткое. Именно с ним связана радость, получаемая ребенком в игре. «Ребенок в игре плачет как пациент и радуется как играющий», — писал Л.С. Выготский. Этот парадокс игры приводит к тому, что в игре формируется механизм произвольного поведения. При этом правила, которым подчиняется ребенок в игре, являются не внешними, навязанными ребенку, а добровольно взятыми на себя.
Игра является деятельностью, в которой преодолеваются непосредственные аффекты и желания ребенка, и он учится действовать не под влиянием минутных желаний, а в ситуации будущей деятельности. Поэтому игра – школа новых потребностей. Тем самым игра готовит ребенка к школьному обучению.
Существует несколько видов игры:
а) режиссерская (с игрушками);
б) драматизация (театральные представления);
в) с правилами (дидактические и подвижные);
г) сюжетно-ролевая (дается сюжет и распределяются роли).
Важным компонентом в сюжетно – ролевой игре являются конфликты и их разрешение. Значение всех видов игр в том, что развивается воображение, речь, строится общение, ребенок учится управлять собой и регулирует свое поведение.
Представляя собой систему, все виды деятельности находятся в сложных отношениях, соприкасаясь или пересекаясь и дополняя друг друга. В центре этой системы находится ролевая игра.
Почему же именно ролевая игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста? Ролевая игра — есть своеобразная форма совместной жизни детей с взрослыми. Эти формы как бы проигрываются (уборка урожая, строится дом, перевозят пассажиров и т.д.). Анализ положения детей в обществе показывает, что оно не остается постоянным, а исторически изменяется. Игра социальна по своему происхождению.
Форма игры не возникает сама собой. Этой форме взрослые очень рано начинают учить ребенка. Наблюдения показывают, что взрослые уже на втором году жизни ребенка начинают формировать у него особые изобразительные движения. Так, при обучении самостоятельной еде ребенку дают ложку и предлагают кормить сидящую рядом куклу. Затем ребенок начинает кормить не только из ложки, но и при помощи других предметов и кормит он уже не только куклу, но и лошадку, собачку, а иногда даже кубик. Ролевая игра возникает между ранним и дошкольным возрастом из следующих предпосылок: из выделения взрослого в качестве образца действий для ребенка и тенденции жить с взрослыми общей жизнью; из возможности отождествлять себя с взрослыми, производя условно те же действия, какие производит взрослый, и из переноса значения одного предмета на другой. Но в игре действия с предметом сведены до минимума и только изображаются.
Центральным моментом игры являются роли, которые берут на себя дети в игре. Приняв роль взрослого, ребенок в игре условно осуществляет его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых. Например: через некоторое время после инсценировки сказки «Красная шапочка», Леночка надела юбку, на голову — платок, на плечи накинула пелерину, надела очки и радостно сообщила, что она — бабушка Красной шапочки. К ней подошла Аня, тоже в накидке, и предложила: «А я буду бабушкина подружка».
Ни в какой другой деятельности, существующей в дошкольном возрасте, ребенок не может вступить в активное взаимодействие с миром отношений взрослых. Именно в силу этого — игра — ведущий тип деятельности ребенка.
Ролевая игра в большинстве случаев есть игра коллективная. В ней участвуют несколько человек, и каждый из участников выполняет свою роль. Гамма отношений в игре чрезвычайно широка. Это и отношение сотрудничества, и отношения подчинения, и отношения помощи. Чем шире представлена гамма отношений, реализуемых детьми в игре, тем шире ее воспитательный эффект. От того как, и какую роль выполняет каждый из детей, зависит общий успех игры. Это способствует развитию коллективных взаимоотношений.
К сожалению, приходится констатировать, что организации игр и руководству ее уделяется еще не достаточно внимания. Этим, несомненно наносится определенный ущерб развитию личности ребенка.
Е. Смирнова – доктор психологических наук на-поминает, что Д. Б. Эльконин проводил исследования в 60-70 годы ХХ века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что, разумеется, не могло не отразиться на игре.
Наиболее явное изменение: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно – ролевые игры (и по количеству и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые — недостаток времени; большая часть времени отводится различным занятиям.
Интересны результаты социологического исследования, проводимого в 1997 году в Москве Центром социологии и образования. Они показали, что наиболее популярны игры с правилами – это традиционно подвижные игры. Ролевые игры, весьма однообразны и ограничены в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на профессиональные сюжеты, весьма популярные 10-20 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых — играя роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом.
Дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», но зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да, содержание игр отражает деятельность людей. Однако сюжеты оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.
Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей — от старших к младшему. В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство.
Этот факт негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. Но наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст — оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Архипова Виктория Викторовна. МБДОУ №156, воспитатель
Источник
Анна Горшкова
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Классификация игр
Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированной психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. ИГРА динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. Иначе обучение игре становится механическим. Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и поэтому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.Условно все игры можно разделить на: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические,настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта.
СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА
Сюжетно-ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий: это ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его действия с предметом –игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их существенных свойствах. Появление в игре обобщённых действий, использование предметов-заместителей, объединение действий в единый сюжет, называние ребёнком себя именем героя – всё это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре. В этих играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения, социальные контакты. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Развитие игрового творчества связано с постепенным обогащением содержания игры. Здесь важна роль самодеятельной игры детей, так как в ней происходит творческая переработка, преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА
Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых,их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую,трудовую, историческую тематику).Такие игры являются переходными,в них присутствуют элементы драматизации,но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная) развивается параллельно. Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой игры и театрализованной на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации,воображаемого действия, сюжета,роли,содержания). Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра «и «игра -драматизация. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей,на любых НОД. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений. Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания. Они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила. Содержание дидактических игр и порядок постановки дидактических задач определяются программой. Такие игры могут содержать сразу несколько обучающих задач. Игровые правила заставляют детей хорошо запомнить их и задуматься над их выполнением. Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильность дидактической задачи. Дидактическая играрассматривается в научно- методической литературе с разных сторон: она используется как средство (нравственного, эстетического воспитания);как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий);как метод и приём руководства детской игрой (метод введения новых знаний);как вид деятельности (словесная, настольно-печатная, предметная).Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В процессе специально организованной деятельности ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Основной формой обучения являются занятия, на которых применяются дидактические игры. Большую роль также играют самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Такие игры могут возникать как по инициативе воспитателя, так и по желанию детей. Тогда воспитателю здесь принадлежит роль наблюдателя и советчика, а также участника игры.
Выделяют следующие виды дидактических игр: игры-поручения, игры с прятаньем, игры с загадыванием и отгадыванием, сюжетно — ролевые дидактические игры, игры – соревнования, игры в фанты.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры зародились в далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости широко распространены среди детей и подростков. Такие игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.
Выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружаю- щей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников.
Подвижные игры разнообразны. Это, прежде всего, собственно подвижные игры и спортивные игры. Среди первых, или, как их ещё называют, игр с правилами, выделяют сюжетные и бессюжетные, игры – забавы и аттракционы.
Содержание и характер действий детей в сюжетных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни – о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных. Особенность таких игр — возможность воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, а также через правила. Действия всех играющих тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. («Гуси – лебеди», «У медведя во бору»)
В БЕССЮЖЕТНЫХ ИГРАХ действия детей не связаны с разыгрыванием сюжета, допускающего различные сочетания и чередования движений. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия, которых определены правилами.
БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ делятся на несколько видов: типа «Ловишек» — они близки к сюжетным, отсутствуют лишь образы для подражания, с элементами соревнования — индивидуального или группового(«Перенеси предмет», «Чьё звено скорее соберётся»); эстафеты, а также игры с разно- образными предметами – «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс».
Двигательные задания в играх – забавах и аттракционах выполняются зачастую в условиях соревнования. Они содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам и зрителям.
Самостоятельную группу составляют спортивные игры: городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей и т. д. В таких играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Освоение правил – длительный процесс, происходящий под руководством педагога, требующего обязательного их выполнения. Осознание правил ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.
Источник