Проблемы в психическом развитии ребенка 5 лет
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л. Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило, такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной. С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
На чтение 8 мин.
К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.
Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития
Развитие познавательных процессов в 5-6 лет
Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.
Психическое развитие детей – закономерности
Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.
Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.
Познавательная активность в этом возрасте очень высокая
Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.
В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.
Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.
В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.
Не оставляйте вопросы детей без внмиания
Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.
Общение в старшем дошкольном возрасте
По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:
- Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
- Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
В 5-6 лет появляются постоянные друзья
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).
В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.
На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.
Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.
Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет
Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.
Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.
Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет
Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.
Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план
Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.
Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.
Специфика игры – перечень характеристик
Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:
- Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
- Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
- Развивается творческое начало в ребенке.
- Усиливается знаковая функция речи.
Другие виды деятельности в дошкольном периоде
В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:
- Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
- Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.
Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка
Основные задачи воспитания
Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи
Воспитание самостоятельности
Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.
Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания
Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.
А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Работа с самооценкой
После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.
Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей
И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.
Кризис дошкольного детства
Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:
- Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
- Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
- Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
- Стремление к автономности и независимости.
Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым
В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.
Вот лишь несколько советов молодым родителям
- Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
- Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
- Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.
Видео. Психологические особенности детей
Источник
Консультация для родителей
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
5-6 ЛЕТ
Всё больший интерес ребёнка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
К этому периоду жизни у ребёнка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребёнка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребёнка-дошкольника.
Развитие волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребёнок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к математике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребёнок может решать простые геометрические задачи.
Ребёнок может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникации, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребёнку заранее организовать своё внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человечески эмоций, у него появляются чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:
— Интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление);
— Эстетические (чувство прекрасного, чувство героического);
— Моральные (чувство гордости, стыда, дружбы).
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребёнка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребёнок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребёнка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап в его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место с детьми шестого года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения ребёнком в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).
Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается сегодня в первую очередь как психологическая: приоритет отдаётся уровню развития мотивационно – потребностной сферы, произвольности психических процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления), операциональных навыков, ориентировки на способ действия, развитию тонкой моторики руки.
Одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность. Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, часто плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка.
К сожалению, у взрослых существует убеждение, что достижение ребёнком определённого возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению указанных выше качеств. Обнаруживая у ребёнка их отсутствие, мешающее ему хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста и отсутствие их у шестилетнего ребёнка свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.
Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают такого уровня психологической зрелости, который поможет им в дальнейшем быть успешными школьниками. Можно выделить ряд показателей незрелости ребёнка, поступающего в школу:
слабое речевое развитие детей, неразвитость тонкой моторики, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствие у детей ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными навыками, слабое развитие произвольного внимания, памяти, низкий уровень развития самоконтроля.
Слабое речевое развитие детей
Здесь особенно следует отметить формальное, неосознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий.
Ребёнок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто даёт приблизительный или неправильный ответ. Особенно часто такое использование лексики наблюдается при заучивании стихотворений, пересказе текстов.
Неразвитость тонкой моторики
В определённой мере эта неразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания.
Неправильное формирование способов учебной работы
Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило на практике, дети с трудом запоминают его словесную формулировку.
Отсутствие у детей ориентировки на способ действия
Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задачи, когда необходимо показать ход решения в развёрнутом виде, по действиям.
Слабое развитие произвольного внимания, памяти
Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.
Низкий уровень развития самоконтроля
Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый требует от них сравнить то, как они выполнили задание с тем, что от них требовалось, найти собственные ошибки. То есть умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребёнок ещё не может.
Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста и являются следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребёнка в период дошкольного детства.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Мышление – наглядно-образное, формирование образно- схематического
Речь – формирование планирующей функции речи
Произвольность познавательных процессов – развитие целенаправленного запоминания
Физиологическая чувствительность – уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания – предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы
Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование
Условия успешности – собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь
Форма общения – внеситуативно-деловое и ситуативно-личностное
Отношения со сверстниками – углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтения в общении
Отношения со взрослыми – источник информации, собеседник
Наличие конфликтов — отсутствуют
Эмоции – преобладание ровного оптимистичного настроения
Игровая деятельность – усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения
Источник