Проблемы развития ребенка в неблагополучной семье

В неблагополучных семьях существуют проблемы (а порой их собирается целый букет), которые негативно влияют на воспитание и развитие ребенка. Среди них следующие:
Материальные проблемы. Они могут быть связаны с безработицей одного или обоих родителей, с их низкой заработной платой, неумением планировать и расходовать семейный бюджет, с пьянством и др. Ребенок уже с дошкольного возраста замечает разницу в материальном достатке своей семьи и своих обеспеченных сверстников, которые имеют красивые игрушки, вкусные лакомства, компьютерные игры и т. д. У него зарождается зависть, желание быть богатым, все иметь. Отсюда — и детское воровство, и агрессия, и пр.
Недостаток времени, в том числе для совместных дел, общения с ребенком. Мать постоянно занята работой, домашними делами, собой; отец — зарабатыванием денег, своими проблемами. Времени для ребенка у таких родителей практически нет; он чувствует раздражение, усталость и замыкается, отдаляется. Особенно это ощутимо, если мать одна воспитывает сына. Это расстояние постоянно увеличивается, и когда ребенок подрастает, он старается избегать мать, компаний друзей, уходит из дома, грубит и пр.
Неполная семья. Это состояние очень неблагоприятно для ребенка: отсюда эгоизм из-за того, что мать и другие родственники, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя, балуют, заласкивают, потакают его прихотям.
Непослушание детей из-за непонимания родителями их причин. Многие родители решают эти проблемы с помощью жестоких наказаний, окриков, унижений, оскорблений детей.
Безотцовщина, бедность, агрессивность, которые, как правило, сочетаются. Все это очень уродует детские души. Став взрослыми, многие избиваемые дети сами становятся садистами — эстафета зла и жестокости становится бесконечной.
Вещизм. Если в доме постоянно ведется разговор о вещах, их приобретении, то и ребенок старается проникнуться интересами близких. Как уберечь детей от ненормальной привязанности к вещам? Ведь многие не жизнь любят, не деятельность, не творчество, а вещи. Они рабы вещей. Вещизм в семье — признак ее неблагополучия, он ведет к пресыщенности. А последствия этого могут быть самые разнообразные, вплоть до патологических. Есть одно средство от пресыщенности, от лени, от печали, раздражения. Это любой труд, труд на пользу людям.
«Измененная» семья (семья в повторном браке). Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Особенно ситуация осложняется, если родился общий ребенок. Какие чувства обуревают старшего ребенка? Ревность, злость, ненависть, чувство заброшенности, одиночества.
Бывают ситуации, когда создание новой семьи ставит женщину перед выбором: ребенок или муж. И, к сожалению, женщина иногда делает выбор не в пользу ребенка, тогда ребенок чаще всего живет с бабушкой и дедушкой.
Психика ребенка очень хрупка, различные стрессовые ситуации, которые ребенок пережил когда-то, влияют на его психическое развитие. Лишь мимолетно или навсегда.
Ребенок может столкнуться со следующими ситуациями, связанными со стрессовой обстановкой в семье, которая может повлиять на его психологическое благополучие:
- смертью матери, отца;
- смертью бабушки, дедушки;
- смертью других близких на глазах ребенка;
- тяжелой болезнью или травмой у матери, отца;
- частыми разлуками с родителями;
- разводом родителей (для ребенка это невыносимая трагедия);
- появлением в семье мачехи (отчима);
- постоянными ссорами между родителями;
- постоянными ссорами между родителями и ребенком;
- появлением в доме детей отчима или мачехи;
- рождением в семье совместного ребенка родного и неродного родителя;
- пьянством родителей, наркоманией;
- избиением матери отцом;
- наказанием ремнем.
Реакция детей на психическое и физическое неблагополучие в семье:
- замкнутость, уход в себя;
- агрессия, жестокость, озлобленность;
- непослушание, грубость;
- плаксивость, забитость;
- заикание;
- неврастенические реакции: страхи, тики;
- уход из дома;
- суицид.
Следует отметить следующее: чтобы ребёнок чувствовал себя благополучно, многие родители должны изменить себя. Педагоги могут помочь им:
- осознать, обозначить для себя проблемы, существующие в их семье;
- сделать практические шаги к устранению этих проблем;
- в случае необходимости обратиться за помощью к специалистам: социальному педагогу, воспитателю, психологу, психиатру и другим специалистам.
Фиксировать работу с неблагополучными семьями можно в виде картотеки, где отмечаются сведения о данной семье и ребенке или в «Карте неблагополучной семьи».
Работу с неблагополучной семьёй необходимо осуществлять на трёх уровнях: профилактическом, диагностическом и реабилитационном (коррекционном).
А. Гуз
Источник
Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»
Выступление на родительском собрании.
Тема:
«Неблагополучная семья — источник проблем ребенка».
Подготовила педагог-психолог
Князева Оксана Викторовна
Белев 2014
Цель:
- Формирование эффективных условий развития несовершеннолетних в семье, через профилактику деструктивных детско-родительских отношений.
Задачи:
- Показать значимость влияния семьи на психологическое развитие ребенка
- Формирование у родителей ответственного отношения к воспитанию.
На сегодняшний день такое явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи. В такой семье уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи — воспитательная. Дети смещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья
Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т.д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. На разных этапах жизни ребенка то одни, то другие факторы могут играть неблагоприятную роль, удельный вес их различен. Проблема качества и количества родительской любви, необходимой для гармоничного развития ребенка, выходит за пределы сугубо детского возраста, она имеет большое социальное значение. Крайности родительской любви могут иметь непредсказуемые отрицательные последствия для ребенка.
Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение. Порой родители совершенно не дают себе отчета в том, что их неумение разрешить собственные проблемы тяжким бременем ложится на детские плечи, приводя к появлению в его психике очагов патологических переживаний. Сила и глубина реакции зависят от возраста, опыта, полученного до этого в семье и в жизни, от характера, темперамента, воспитанности и чувствительности. Следует помнить, что неокрепшая психика малышей, подростков и даже юношей подвержена стрессам.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции — запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.
Изучая особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, выявлено, что у этих детей часто наблюдается чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно — психическому утомлению. Поэтому эти дети отличает заметной пассивностью, безразличием к окружающему. Часто протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в детском коллективе. Но из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки. Дети из таких семей, имеют не только постоянные трудности в учебе и поведении, но и еще зачастую пребывают в состоянии ужаса и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имеют заниженную самооценку, нарушения сна, ночные кошмары.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Очень важным компонентом самосознания является самоуважение, которое выражает установку одобрения или неодобрения своих способностей, поступков, учебной и другой деятельности. У детей из неблагополучных семей самоуважение, как правило, заниженное, что свидетельствует о отношении к самому себе, недооценке своих интеллектуальных и физических потенций, ведущих к дискомфорту и дисгармонии, к психологической закрытости и необщительности. Снижается авторитет взрослых, что влечёт за собой невозможность предъявлять к ребенку те или иные требования, что ведёт к возникновению взаимоотношений, делающих процесс воспитания неуправляемым. Следствием этого становятся частые нарушения со стороны ребенка моральных и правовых норм.
И если сравнивать физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, то они заметно отличается от развития сверстников, растущих в благоприятных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
В семьях где ребенок испытывает стрессовые ситуации, из которых ему трудно выпутаться негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами — утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Сила переживания ребенком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно). Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в антисанитарных условиях. Таким образам дети из неблагополучных семей вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. У детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности .
Рефлексия собрания.
Обмен мнением родителей об услышанном в ходе собрания.
Источник
Библиографическое описание:
Кулясова Ю. А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. 2014. №2. С. 804-806. URL https://moluch.ru/archive/61/9152/ (дата обращения: 23.03.2020).
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка — главная роль семьи. Важный момент в воспитании, когда ребенок растет и воспитывается в любви и заботе близких людей. Однако не все родители стремятся оказать должного воспитания своим детям.
Исследованием проблем неблагополучных семей занимались В. М. Целуйко, А. Я. Варга, М. И. Буянова, И. Ф. Дементьева и другие. Исследователи изучали взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных.
Основные подходы к классификации типов неблагополучных семей представлены в таб.1.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [3, с.91].
Неблагополучная семья — это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети [1,с.10].
Внутрисемейная напряженная обстановка чаще наблюдается в неблагополучных семьях. У супругов отсутствуют общие интересы, взаимопонимание, нарушается ценностная ориентация, которая отвечает общественным нормам и требованиям. Из-за неблагоприятных внутрисемейных межличностных отношений нарушается психика ребенка. В неблагополучных семьях негативные последствия проявляются быстрее и чаще. Это и психические дефекты, и девиантное поведение и трудный характер ребенка [5,с.21]. Такие проблемы чаще проявляются в подростковом возрасте, когда у ребенка формируется чувство взрослости, проявляется самосознание.
В неблагоприятной психической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. Большое число подростков из таких семей имеют отклонения в поведении от общепринятых норм. Каждый ребенок должен жить в уютном доме, полноценно питаться, получить достойное образование, не подвергаться насилию со стороны родителей. У детей существует необходимая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Если эти нормы выполнены, то развитие ребенка протекает успешно. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных вещей для нормального существования.
Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:
— На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.
— Внутрисемейные отношения являются причиной психолого-педагогического воспитания.
— На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.
На сегодняшний день семейное неблагополучие — явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей. Нарушение отношений в семье и отклонение от воспитания приводят к задержке психического развития. Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. К ним относятся [4,с.82]:
1. В 50 % неблагополучных семей отмечается нарушение поведения: агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения.
2. В 70 % неблагополучных семей встречается нарушение развития детей: низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм.
3. В 45 % неблагополучных семей наблюдаются нарушение общения: агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками [4,с.82].
Образовательные учреждения имеют огромный потенциал в профилактике семейного неблагополучия.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать педагогам рекомендации по работе с неблагополучными семьями.
Если педагог убедился, что ребенок проживает в тяжелых условиях, то необходимо:
1. Разъяснить родителям, что из-за конфликтной ситуации страдает ребенок, что он не должен играть роль разменной монеты во взрослой игре.
2. Если родители продолжают создавать своим детям неблагоприятную обстановку, травмирующую их психику, то детей необходимо изъять из семьи и поместить в социальные учреждения (реабилитационный центр, интернат).
3. Если на фоне семейных конфликтов у детей уже появились психические расстройства, то необходимо проконсультироваться у детского психиатра.
Семейное неблагополучие на данный момент является острой проблемой, которая отрицательно влияет на формирование личности ребенка, нарушая его права. Неблагополучные семьи, как правило, не решают самостоятельно свои проблемы по воспитанию детей. Им требуется квалифицированная помощь специалистов, таких как психолог, педагог, социальный педагог. Неблагополучные семьи нуждаются в поддержке разных специалистов, а для этого требуется разработка новых социальных программ, целью которых является предотвращение социального сиротства, бродяжничества, беспризорности.
Таблица 1
Классификации типов неблагополучных семей
Ф. И. О. автора | Типы неблагополучной семьи | Характеристика |
В. В. Зикратов | 1. С недостатком воспитательных ресурсов. 2. Конфликтные семьи. 3.Нравственно неблагополучные семьи. 4.Педагогически некомпетентные семьи. | Семьи с низким уровнем развития родителей, неполные семьи. Семьи с напряженной обстановкой между родителями. У членов таких семей наблюдаются различия в мировоззрении, в принципах организации семьи, в ущербном стремление достичь своих целей по отношению к другому. Семьи с устаревшим представлением о воспитании и развитии ребенка. |
Г. П. Бочкарева | 1.Семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой. 2.Семьи, где родители при внешнем неблагополучии безразличны к потребностям ребенка. 3.Семьи с нездоровой нравственной атмосферой. | Семьи, в которых родители грубо, неуважительно относятся к детям, подавляют их волю. Семьи, с отсутствием эмоциональных контактов между родителями и детьми. Ребенок вовлекается в аморальный образ жизни, усваивает социально нежелательные потребности. |
Л. С. Алексеева | 1.Конфликтные семьи. 2.Аморальные семьи. 3.Педагогически некомпетентные семьи. | Семьи с уровнем повышенной вербальной агрессии. В таких семьях ежедневно возникают семейные сцены, общаются на повышенных тонах. Поведение членов семьи противоречит приятным в обществе нормам. Семьи с невысокими психолого-педагогическими знаниями. |
М. А. Галагузова | Семьи с низким социальным статусом. | Семьи со сниженными способностями к существованию, не справляются с возложенными на нее обязанностями. Процесс воспитания в таких семьях протекает медленно трудно, мало результативно, медленно. |
В. М. Целуйко | 1.Семьи с явной формой неблагополучия. 2.Внешнереспектабельные семьи. | Это асоциальные проблемные семьи с аморально-криминальным поведением. Образ жизни таких семей не беспокоит общество. |
В. В. Юстицкис | 1.«Недоверчивая» семья. 2.«Легкомысленная» семья. 3.«Хитрая» семья. | Характерная черта в такой семье — повышенная недоверчивость к окружающим. Отличительная черта семьи — беззаботное отношение к будущему, стремление к сиюминутному удовольствию. В таких семьях ценят прежде всего удачное достижение цели, ловкость достигнутых результатов. Члены таких семей порой легко переступают дозволенные границы. |
Литература:
1. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой.— Москва: Владос, 2006.— 416 c.: ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр.: с. 411–416.— Библиогр. в конце разд. — ISBN 5–691–00372–0.
2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик.— 7-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c. — (Высшее профессиональное образование, Педагогические специальности).— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978–5-7695–5866–5.
3. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c.: табл.— (Коррекционная педагогика).— Библиогр.: с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.
4. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.: ил. — (Психология для всех).— Библиогр.: с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2.
5. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [пособие по курсу «Семьеведение»] / Т. И. Шульга.— Москва: Дрофа, 2005.— 254 c.: ил.,табл. — (Высшее образование).— Библиогр.: с. 239–251.— ISBN 5–7107–8539–3.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, семейное неблагополучие, родитель, развитие ребенка, неблагополучная семья, неблагополучие семьи, Классификация типов, девиантное поведение, воспитание детей.
Источник