Проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте

Проблемы детей дошкольного возраста — частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме.
В данной статье пойдет речь о задачах, с которыми сталкиваются родители в процессе взращивания маленького человека, и вариантах решения.
Основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте
Советский психолог Леонид Венгер классифицировал основные проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте, используя следующие критерии:
- Интеллектуальные особенности: нарушение внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
- Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
- Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
- Взаимодействие с окружающими: обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе.
- Неврология: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость.
Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность.
С какими состояниями родители и психологи работают чаще:
- Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
- Депрессия. Это трудно диагностируемая проблема развития детей дошкольного возраста. Основными симптомами являются пассивность, постоянная тоскливость, расстройство моторики, тревожность, страх, беспричинный плач.
- Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
- Неадекватная самооценка. Приучая ребенка добиваться цели, подстраиваясь под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние —самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях.
Проблема общения детей дошкольного возраста
Общение — потребность каждого нормального человека. Это необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование. Но существует ряд факторов, под воздействием которых ребенок выпадает из жизни социальной группы, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.
Проблема общения детей дошкольного возраста развивается под воздействием следующих причин:
- Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат — проявление равнодушия к нему.
- Обидчивость проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам и они игнорируют виновника «торжества справедливости».
- Пассивность проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
- Сильная застенчивость — еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.
Путь решения — диагностика и коррекция детского поведения. В силу того, что родители не проходили обучение на тему «Детская психология» отсутствия соответствующего образования, практического опыта и навыков, родителям тяжело справиться с задачей самостоятельно. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью.
Коллектив французского психолого-педагогического центра «СОКРАТ» состоит из специалистов международного класса. Кроме фундаментальных знаний специалисты владеют современными методиками работы с детьми от 3 до 12 лет.
Актуальность проблем, возникающих при воспитании детей дошкольного возраста подтверждается практикой психолого-педагогического центра «СОКРАТ». Бездействие — причина возникновения ряда других психологических расстройств в старшем возрасте.
Не теряйте драгоценное время, помогите своему малышу, заказав консультацию, уже сегодня!
Источник
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Гаяне Саргсян
Консультация «Проблема развития современного дошкольника»
Современный мир постоянно меняется, и скорость, с которой происходят изменения, намного больше, чем было 20 или 30 лет назад. Еще в XX веке ребенок развивался в малом социуме с четкой привязкой к конкретному взрослому, но современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации.Вышесказанным и обусловлен выбор темы эссе: «Проблема развития современного дошкольника»
Дети современного общества растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современные дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, обсуждают их. Зачастую они делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, и взрослые начинают думать о преждевременном взрослении современных детей, но скорее всего, это просто «наслушанность» без какого-либо предшествующего опыта.
У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Наоборот, многие дети имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В школе, самые низкие показатели относятся к разделу «Развитие речи». Большую часть времени дети проводят за просмотром телевизионных передач или за компьютером. Тем самым, они не развивают свою речь. Как результат, увеличивается количество детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.
Также одной из важнейших проблем является участие родителей в развитии ребенка. Современные родители вечно заняты, озабочены зарабатыванием денег и у них не остается времени на взаимодействие со своим ребенком. Но игрушки не могут заменить родителей. Известно, что игрушка привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Если этого не происходит, то у ребенка не формируется устойчивое внимание.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни детей, с помощью которой у детей должна формироваться школьная мотивация, обобщение, умение планировать. Строить взаимоотношения со сверстниками.
Также стоит обратить внимание на современную молодежь. Настало время, когда молодые люди выбирают высшее образование только ради диплома, материального благополучия.
В современном мире стало модно быть бизнесменом, экономистом, юристом, а такие профессии как учитель, ученый, фермер никого не интересуют. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях, и, следовательно, повышается уровень безработицы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь,растет уровень терпимости к возможному нарушению закона: брак по расчету, проезд без билета, взятки, уклонение от уплаты налогов. Налицо искажение ценностей.
Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Выявление особенностей современных детей и переосмысление организации учебно-воспитательного процесса поможет сформировать личность Человека будущего.
Источник
Как найти золотую середину в воспитании ребенка?
Проблема развития детей дошкольного возраста.
В моей практической деятельности остро встает проблема гармоничного развития ребенка, часты случаи невротизации, агрессивного поведения, гиперактивности и др. В связи с этим я поставила себе следующие задачи:
Просвещение родителей о возрастных закономерностях развития ребенка;
Просвещение родителей о природе эмоций ребенка.
Зная эти особенности, родители и педагоги смогут сами разрешить сложные ситуации поведения ребенка.
Уже никому не надо доказывать, что ребенок не является чистым листом, в нем уже есть его темперамент – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д., а так же индивидуальные физические особенности.
По — этому представим ребенка ростком. В нем уже генетически заложено, будет он дубом или ромашкой, тогда нам достается роль тех, кто будет этот росток взращивать, понимая все особенности ухода за данным конкретным организмом.
В развитии ребенка есть свои возрастные закономерности, но есть и индивидуальные особенности каждого ребенка отдельно. Рассмотрим их.
И так важно вспомнить в какой деятельности ребенок развивается?
От 0-1 младенчество –эмоциональное общение со взрослым. Здесь очень важно поведение мамы с малышом. К примеру, ребенок кричит в кроватке. Три варианта маминого реагирования на крик ребенка: Сразу побежала успокаивать, и тогда ребенок учится нетерпению, это уже закладывает в нем определенную реакцию на трудности, с которыми он дальше встретится в жизни. Ребенок приучается быть нетерпимым к миру вокруг, позиция дайте все и сразу.
Другой вариант, мама долго не подходит к ребенку, так долго, что он сам успокаивается. Здесь закладывается другая болезненная модель реагирования на стрессовую ситуацию — в этом мире я могу положиться только на себя, мир не безопасен. Часто в таких условиях оказываются дети в детских домах.
И третий вид реагирования, мама дала ребенку немного побыть в дискомфорте, возможно подбадривая его словами, и затем подошла успокоить его. Тогда ребенок приучается к тому, что он может быть в стрессе, но миру можно доверять он поможет.
Не нужно думать, что ничего с этим нельзя поделать, все ошибки воспитания, можно исправить, если родитель готов поменяться.
В этот период развития взрослый транслирует ребенку о том, что мир безопасен, из-за этого очень важно мамино принятие ребенка, формируется базовое доверие к миру.
От 1-3 лет период раннего возраста. Ведущий вид деятельности — предметная игра. Ребенок развивается во взаимодействии со средой. Ему пока не интересен сверстник, есть значимый взрослый.
Часто вижу, как родители , в этом возрастном периоде, стараются прыгнуть выше головы, изучая с ребенком буквы и цифры. Но всегда возникает вопрос — для чего? Признаться честно, я тоже это делала. Но сейчас вижу, что гораздо полезнее катать машинки по полу, качаться на качелях и играть в снежки или топать по лужам. Именно это счастливое проживание детства, дает толчок дальнейшему развитию ребенка.
Этой же стратегии поведения стоит придерживаться при развитии ребенка 3-5 лет, больший акцент уделяя развитию сенсорных анализаторов. Дело в том , что именно в этом возрастном периоде активно формируется отдел головного мозга , отвечающий за развитие сенсорных анализаторов (вкуса, запаха, слуха, тактильных ощущений, зрения)Это сенситивный период, больше в таком качестве, как это может быть в этом возрасте, эти процессы не разовьются. По — этому нюхаем цветочки, мамину кофточку, зимний воздух, да что угодно! Кушаем и обсуждаем вкус еды. Слушаем песенки, исследуем, что как звучит в квартире и на улице, если по ним постучать палкой? Трогаем разные поверхности и говорим, какие они на ощупь? Эти упражнения развивают и детей и родителей, помогают быть здесь и сейчас.
В возрасте от 3 до 7 лет уже стоит вводить игры с правилами, они помогают ребенку осознать, что правила необходимо соблюдать, переносим это в его реальную жизнь. Обсуждайте с ребенком необходимость действовать, соблюдая правила. Важно играть с ребенком в ролевые игры, в них дошкольник как бы проигрывает жизнь взрослых, осваивает основные профессии, семейные роли.
Все возрастные периоды увенчивают кризисы развития. И здесь важно понимать, для чего нужен кризис?
Кризис необходим для роста личности, для самосознания. И в эти периоды очень важно, чтобы значимый взрослый знал, что происходит с ребенком. Важно помнить, что ребенку самому тяжело в этот момент. Мой сын, проживая кризис 7 лет, говорит мне, что он в 6 лет уже сам может решать, когда ему можно идти гулять.
Мы должны взаимодействовать с ребенком, зная эти особенности но, не уходя в другую распространенную сейчас крайность – вседозволенности. А занимая скорее позицию понимающего тренера. Который в каких-то ситуациях готов договориться, а где – то будет так и не иначе. Ребенку важны границы дозволенного, без них возникает тревога.
Еще одна значимая сторона – эмоции. Очень часто ко мне на консультацию приходят родители с вопросами, как вести себя, когда истерика, когда толкает и кусает, когда есть страхи. Всякий раз индивидуально, но в целом стратегия такая – принять эмоцию, проговорив ее ребенку, а затем обсудить, как можно поступить дальше. Здесь часто помогает сказка-терапия, а арт-терапия.
С эмоцией мы не можем бороться, их нужно отпускать, дети мудрее нас в этом плане. Если им обидно или грустно они пустятся в плачь, если разозлились, отлупят обидчика, если боятся, прибегут к маме. Но часто родители не принимают эмоцию, тем самым не давая ее выразить. Но не выраженная эмоция перерастает в психосоматику. Это похоже на закрытую кастрюлю с водой, стоящую на огне, если не открыть крышку, вода польется через край. По этому важно принять эмоцию свою и ребенка, а затем , как понимающему тренеру, рассказать, а лучше показать способ действия с ней. Когда злишься — бьем подушку, топаем ногами, рвем бумагу. Боится – рисуем защиту, прогоняем страх. Обидно – проговариваем почему, дальше решаем, что с этим делать, обиду тоже можно нарисовать и выбросить, или поиграть в игру, ну и что, а зато. Это мы сейчас и сделаем. Вы говорите о своей проблеме, а ваш сосед отвечает вам используя фразу «Ну и что, а зато..»
А я предлагаю сейчас, на основе полученной информации, вывести свою формулу роста и развития вашего ребенка. На чистом листе нарисуйте росток, и подпишите что необходимо для его успешного роста .
Источник