Проблемы развития двигательной сферы ребенка

                    Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,

                     которая появляется от удовлетворения естественной потребности

 ребенка в двигательной активности, от познания им

 окружающего  мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле.

Важным компонентом любого вида деятельности ребенка (игровой, изобразительной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.

Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Хорошее здоровье — один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Как при гиподинамии (низкой двигательной активности), так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд негативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка. В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и методики проведения занятий по физической культуре.

В основу разработки этих занятий М.А.Руновой положен ряд основных принципов. Перечислим их:

  1. естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;
  2. оздоровительный характер (подбор упражнений направлен на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);
  3. адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;
  4. индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здоровья и психофизического развития).

Среди вышеперечисленных принципов важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности. Любая двигательная деятельность только тогда обретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится «сознательной и произвольной», и параллельно с развитием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка особое внимание обращается на различные стороны развития личности (компетентность, эмоциональность, креативность, инициативность и самостоятельность). Формируя сознательное управление движениями, педагог помогает становлению личности ребенка-творца, а не исполнителя чьих-то замыслов. Одно из важнейших условий совершенствования режима двигательной активности детей на занятии по физической культуре — комплексное изучение ее возрастных, индивидуальных особенностей и осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В его основу легли концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии о формировании личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова).Важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Родители хотят видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, активным и физически крепким. Поэтому в дошкольном  учреждении крайне необходимо создать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторной сферы — движений, физических качеств, двигательных способностей, позаботиться об удовлетворении потребности ребенка в движении, которое  является  важным условием  формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания окружающего мира и ориентировки в нем, а также средством  его всестороннего развития. В санитарно–эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Наша модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких блоков.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия.

2. Учебные занятия.

3. Самостоятельные занятия.

4. Физкультурно-массовые занятия.

5. Дополнительные занятия.

6. Совместная физкультурно–оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Содержание и построение занятий ДОУ разное, каждое из них в той или иной мере имеет своё специфическое назначение.

Положения:

1. Условием превращения двигательной активности дошкольника в его двигательную деятельность является такое обучение двигательным навыкам, которое ориентировано на формирование у обучающихся способности быть субъектами выполняемых движений (двигательных действий).

  2. Теоретическая (психодидактическая) схема формирования у дошкольника  способности быть субъектом двигательной деятельности, в основе которой лежит  превращение движений-образцов, демонстрируемых педагогом, последовательно из объекта восприятия и образца для подражания в средство субъективного (произвольного)  контроля  за  правильностью выполнения движения у себя и других.

Читайте также:  Причины плохого развития речи у ребенка

3. Учитывая особенности развития детей среднего и старшего дошкольного возрастов, в качестве феноменологических и, соответственно, экспериментальных показателей развития субъектности в процессах двигательной активности могут быть использованы следующие характеристики психического развития дошкольника:

• способность и потребность в осуществлении контроля  за правильностью выполнения требуемого движения не только у себя (интериоризованная функция контроля), но и у других людей (экстериоризованная функция контроля),

• уровень умственного развития, уровень активности ребенка, уровень развития самооценки, уровень эмоционального развития, а также уровень развития творческого воображения,

• этапы становления субъектности при обучении двигательным навыкам.

4. Использование специальной программы обучения дошкольников двигательным навыкам, ориентированное на развитие их субъектности, показывает, что:

а) дети, обучавшиеся по данной программе, демонстрируют более высокие результаты в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики по сравнению с контрольной группой;

б) развитие субъектности дошкольников происходит в соответствии с теоретически выделенными этапами ее становления: субъект восприятия движения, субъект подражания, субъект воспроизведения движения при внешнем контроле, субъект произвольного выполонения движения при внутреннем контроле (интериоризованная функция контроля), субъект контроля  за правильным выполнением движения другими (экстериоризованная функция контроля, роль учителя).Теоретическая значимость и новизна исследования: Проведено теоретическое обоснование такого понимания субъекта двигательной активности и субъекта двигательного действия (деятельности), в рамках которого деятельность выступает высшей формой развития активности. Соответственно, на высшем уровне своего развития субъект двигательной активности превращается в  субъекта двигательного действия, т.е. становится способным не только произвольно и правильно выполнять требуемое движение (интериоризованная функция контроля), но и осуществлять контроль за правильностью выполнения этого движения другим ребенком (экстериоризованная функция контроля).Расширено понятие субъектности дошкольника как возможности самоуправления двигательной деятельностью и как интегрального критерия общего психического развития по ряду таких показателей, как: произвольность (контроль) выполнения требуемого движения, уровень активности, уровень развития самооценки, уровень умственного развития и уровень развития творческого воображения, уровень эмоционального развития.Впервые теоретически и экспериментально показано, что двигательная активность детей дошкольного возраста становится условием и фактором их психического развития, если ее развитие ориентировано на развитие дошкольника как субъекта двигательных действий (деятельности). Теоретически разработана, апробирована и эмпирически уточнена психодидактическая схема развития субъектности детей дошкольного возраста в двигательной деятельности посредством специально организованного обучения. Экспериментально показано, что обучение детей дошкольного возраста двигательным навыкам, которое ориентировано на развитие их субъектности, приводит к более высоким результатам их общего психического развития по перечисленным выше показателям. В связи с этим встает необходимость произвести уточнение понятий двигательной активности, двигательной деятельности и их субъектов. В теоретическом плане, вслед за В.Д. Небылицыным, мы придерживаемся понятия «активность» как общего свойства психики, которое, как подчеркивает В.П. Зинченко (2005), шире понятия «деятельность», и которое реализуется:

• на разных уровнях  исследования  психики: физиологическом (например, сила нервной  системы, темперамент), на  психологическом (например  двигательная активность, познавательная активность и др.), на  социальном (личностная активность);

• в разных сферах психики: двигательная (телесная, моторная), познавательная, эмоциональная, личностная;

• . с разной степенью произвольности, осознанности и целенаправленности: от спонтанности движений, вызываемых физиологической потребностью в движениях («не сидится на месте»), до движений, которые представляют собой самостоятельные двигательные акты (действия) или же обеспечивают   операциональную  сторону тех или иных видов детской деятельности: изобразительной, игровой, трудовой, учебной. Движения в любой форме выступают как оздоровительный фактор. Игровые физкультурные путешествия, развлекательные досуги и праздники вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу. Посредством движений, поз, дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия, изображённые на картинке, «оживляют» их. Всё это положительно сказывается в плане подготовки детей к жизни и к дальнейшей учёбе в школе.

Литература

  1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. М., 2000.
  6. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в детском саду, М., 1984.
  7. Шишкина В.А. Движение+движение. М., 1992.

Источник

Ольга Прокулатова
Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

«Развитие двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности

в аспекте интеграции специалистов

дошкольного учреждения»

Слайд 1.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей.

Нарушение речевой функции — это одно из нарушений, существенно сказы-вающихся на всех сторонах жизни и деятельности человека. Все психические процессы развиваются с прямым участием речи, поэтому поражение речевой функции часто сопряжено с отклонениями в психическом развитии. При этом в трудах Павлова И. П., Эльконина Б. Д. отмечается, что у ребенка, в силу пластичности мозга, полученный органический дефект может быть скомпенсирован при благоприятных условиях среды.

Читайте также:  Периоды резких изменений в развитии и поведении ребенка называются

Исследованиями таких ученых как:Выготский Л. С., Дворкин П. С., Карпова Н. В. показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка.

В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Поскольку развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве, то под влиянием коррекционной работы, моторика и речь могут изменяться почти параллельно друг другу, исходя из анатомических и функциональных связей речи с двигательной функциональной системой.

Слайд 2.

Актуальной проблемой в настоящее время является тенденция к увеличению количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии.

Слайд 3.

Успешное преодоление этих нарушений у детейвозможно только при ком-плексном подходе всех специалистов учреждения: интеграции деятельности инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей, старшей медсестры, врача-педиатра.

Важным является и тот факт, что средства и методы обучения физическим упражнениям, используемые в детских садах общеразвивающего вида, не могут быть в полной мере перенесены в систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, коррекция недостатков двигательной сферы может быть эффективной при условии мобилизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушением речевой функции и интеграции деятельности всех специалистов.

В нашем учреждении функционирует две группы старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.

Слайд 4.

Проблемы

1. Тенденция к увеличению количества детей со сложными комбинирован-ными диагнозами.

2. Необходимость совершенствования работы по интеграции специалистов в коррекционной работе для детей с ОВЗ.

Слайд 5.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования А. А. Леонтьева, А. Р.Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детейс речевыми недостатками отмечается:

– нарушение общей и мелкой моторики;

– заторможенность;

– повышенная утомляемость;

– нарушение координации;

– отставание в возрастныхпоказаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Анализ результатов диагностики двигательной сферы детейс ограни-ченными возможностями здоровья показывает:

— нарушение произвольной регуляции;

— недостаточная координированность и четкость произвольных движений;

— нарушение моторной сферы;

— слабые силовые качества.

Слайд 6.

Учитывая актуальность вопроса развития и коррекции двигательной сферы старших дошкольников,мы определили цель предстоящей работы:

Развитие психомоторных систем ребенка средствами выразительного движения, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Слайд 7.

Для достижения данной цели нами были определены следующие задачи:

1. Разработать технологию коррекции двигательной сферы у детей 5-7 лет с ОВЗ в аспекте интеграции деятельности специалистов нашего детского сада.

2. Обобщить систему интегрированных занятий, направленных на коррекцию двигательной сферы детей в группах компенсирующей направленности.

3. Формирование оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных, речевых, психических способностей воспитанников.

Для реализации технологии коррекции детей определили основные направления работы:

1. Комплексная диагностика

2. Коррекционно-развивающая работа всех специалистов детского сада

3. Консультирование специалистов, родителей

4. Определение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Слайд 8.

Основные этапы реализации работы

1 этап Диагностический

Диагностический этап включает:

1. Первичная диагностика (сентябрь, старшая группа)

— Особенности двигательной сферы детей

— Особенности развития речи

Комплексная оценка психофизического развития детей всеми специалистами

— Обогащение специалистов знаниями из образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

— Разработка всеми специалистами индивидуального коррекционного маршрута сопровождения ребенка

2. Промежуточная комплексная диагностика (май, старшая группа)

— Углубленная диагностика речевой и двигательной сферы проблемных детей

— Объективная оценка продвижения детей

— Коррекция индивидуальных маршрутов

— Разработка рекомендация для педагогов и родителей по обеспечению интегративного подхода в коррекции двигательной сферы детей

3. Итоговая диагностика через интегрированные занятия (май, подготови-тельная группа)

— Оценка эффективности технологии коррекции двигательной сферы через интеграцию деятельности всех специалистов

— Систематизация базы данных структурных отклонений психофизического развития детей и индивидуальных маршрутов сопровождения детей всеми специалистами

— Понимание роли каждого специалиста в минимизировании проблем развития детей

На диагностическом этапе работы использую диагностические методики программы «Детство», которые нацелены на исследование отдельных компонентов движения.Среди них: статическая и динамическая координация; скорость (быстрота движений); ритмичность движений; мелкая моторика. Для более расширенной диагностики двигательной сферы детей мы используем диагностические задания на определение уровня развития общей моторики и ориентировки в пространстве.

Слайд 9.

Читайте также:  Развитие сердечнососудистой системы у ребенка

2 этап Коррекционно-развивающий

Системообразующей единицей работы по коррекции двигательной сферы детей мы определили комплексно-тематическое планирование интегрированных занятий, ведущим принципом которого является интеграция познавательно-речевой и физической деятельности детей.

Данные занятия проводятся 1 раз в месяц и являются итогом всей коррекционно-педагогической работы с детьми за этот период времени. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их планированием и разработкой работают все специалисты детского сада.

Слайд 10.

Структура интегрированного занятия включает 7 частей:

1) вводная беседа и разминка.

2) артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие фонематического восприятия;

3) упражнения на развитие координации речи с движением;

4) лексико-грамматические игры;

5) упражнения на развитие двигательных умений и навыков;

6) подвижные и малоподвижные игры;

7) релаксация.

Необходимо выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий:

-четкость, компактность, сжатость учебного материала;

-продуманность и логическая взаимосвязь закрепляемого материала разделов программы на каждом занятии;

-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

-большая информативная ёмкость материала, используемого на занятии;

-систематичность и доступность материала;

-необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Одной из форм проведения таких занятий являются КВЕСТ-ИГРЫ. Квест- это игры, в которых дети ищут различные предметы, разговаривают с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал и в другие помещения детского сада, так и на улице. Это позволяет развивать ориентировку в пространстве. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания.

Слайд 11.

3 этап. Заключительный (результативный)

На заключительном этапе осуществляется итоговая диагностика, которая позволяет выявить уровень сформированности двигательных навыков, и разработать рекомендации.

Слайд 12,13,14,15.

Вся коррекционно-развивающая работа содержит 3 блока

1 блок. Работас детьми

Коррекция двигательной сферы детей осуществляется во всех формах организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

1.Занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные

2. Утренняя оздоровительная гимнастика

3. Подвижные игры и упражнения

4. Спортивные игры и упражнения

5. Игры-эстафеты и игры с элементами соревнования

6. Организованная и самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и в группе

7. Физкультминутки на занятиях

8. Корригирующая гимнастика после дневного сна

9. Музыкально-ритмические движения

10. Логоритмическая гимнастика

11. Физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья

12. Интегрированные занятия

13. Дополнительные образовательные услуги

14. Речедвигательная ритмика.

Слайд 16,17.

2 блок. Работа со специалистами

Задача: координация работы всех специалистов детского сада, направленная на коррекцию двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направлениереализуется в следующих формах деятельности:

1. Малые педсоветы.

2. Психолого-медико-педагогические консилиумы.

3. Консультации.

Слайд 18,19,20.

3 блок. Работа с родителями

Задачи: улучшение понимания родителями особенностей состояния двигательной сферы своего ребенка; развитие умения оказывать физическую помощь своему ребенку в целях осуществления коррекции двигательной сферы ребенка в семье.

Данное направлениереализуется в следующих формах организации:

1. Консультации –практикумы;

2. Привлечение к участию в совместных с детьми мероприятиях;

3. Тренинги, мастер-классы.

Слайд 21.

Результаты

Проведенная нами работа по развитию двигательной сферы детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленностипозволяет отметить следующую динамику:

1. Объективное продвижение детей, динамику развития двигательной сферы.

2. Повышение показателей физической работоспособности, выносли-вости, ловкости и психомоторного развития у большинства детей.

3. Активизация речевого развития и речемыслительной деятельности детей с ОВЗ.

4. Улучшение общего состоянияздоровья детей.

5. Повышение педагогической компетенции родителей по созданию условий для коррекции речевой и двигательной сферы детей в се-мье.

Слайд 22.

Выводы

1. Данные сравнительной диагностики показывают эффективность использования разработанной и используемой педколлективом технологии коррекции двигательной сферы детей в аспекте взаимодействия всех специалистов.

2. Достижение положительных результатов в данной работе стало возможным за счет взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

3. Наиболее успешно осуществляется коррекция двигательной сферы на интегрированных занятиях малыми подгруппами детей в зависимости от уровня их психомоторного развития.

4. Внедрение нашей работы в аспекте интеграции деятельности всех специа-листов учреждения помогает в реализации ФГОС в коррекционно-образовательном процессе.

Слайд 23.

Перспективы работы

В дальнейшей своей работе считаем важным, продолжать изучать имеющийся опыт работы по коррекции двигательной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Повышать профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам интеграции образовательных областей.

2. Продолжать работу с родителями с целью повышения их осознанного заинтересованного включения в коррекционно-развивающий процесс.

Слайд 24. Спасибо за внимание.

Мастер –класс:

Речедвигательные упражнения с использованием степ платформ. –Это упражнение с проговариванием стихотворных строчек на степах.

Игра «Сороконожка»— игра на ритм, темп, внимания.

А сейчас мы вам покажем практическое интегрированное занятие в форме квест-игры с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности.

Источник