Проблемы познавательного развития ребенка в отечественной психологии

Проблемы познавательного развития ребенка в отечественной психологии thumbnail

Елена Чупина
Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе

Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке нет однозначной трактовки данного понятия.

В философии под познанием понимается процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии [14].

В психологии под познанием (когнитивностью) понимается способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к психическим состояниям (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием (Л. С. Выготский). Процесс познания обеспечивают познавательные (когнитивные) процессы личности: восприятие, память, внимание, мышление, воображение.

В педагогике познание рассматривается как одно из направлений развития детей в процессе обучения и воспитания. Познавательное развитие выступает как одно из направлений образовательного процесса, направленного на сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [28].

Проблемой познавательного развития детейинтересовались многие зарубежные и отечественные ученые: Ж. Пиаже, Д. Брунер, А. В., Л. И. Божович, Л. А. Венгер, А. С. Микерина и другие.

Согласно Л. А. Венгер, дошкольный возраст – это возраст развития тех, психологических качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст – это период интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также любознательности, активной ориентировки в окружающем пространстве и познавательной направленности.

А. С. Микерина отмечает, что познавательное развитие – это процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой [13]. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

К первой стадии относится любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности [5].

В основе любопытства лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка.

Вторая стадия познавательного развития детей дошкольного возраста – любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок. Как отмечает Г. И. Щукина, «любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске» [19].

Читайте также:  Отзывы центр развития талантов ребенка

А. И. Сорокина определяет любознательность как общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений.

Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера,например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?», «Почему родятся дети?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.

Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира [13].

К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета; постоянное притяжение к этому объекту [29].

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения А. С. Микериной, которая под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимает процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим, как раскрывается содержание работы ДОУ по познавательному развитию детей дошкольного возраста в различных программах.

Наиболее полно и достаточно подробно задачи познавательного и интеллектуального развития ребёнка представлены в программе под редакцией М. А. Васильевой в разделе «Умственное воспитание». Программа построена на принципах системности и деятельностного подхода.В программе представлены самостоятельные разделы: «Сенсорное воспитание», «Конструирование», «ФЭМП». В каждом из них подробно прописано содержание деятельности по формированию знаний, умений и навыков детей, даны общие показатели развития по итогам года. Большое значение имеет тот факт, что программа обеспечена методическими и дидактическими материалами.

Программа «Детство» включает задачи развития познавательного интереса и интеллектуального развития детей в разделы: «Предметный мир», «Первые шаги в математику», «Ребёнок открывает мир природы». Каждый раздел обеспечен подробной характеристикой представлений и умений детей. В программе познавательныеумения интегрированы с речевыми: действия познавательного характера необходимо сопровождать объяснениями и комментариями. Программа также имеет методическое и дидактическое сопровождение, представленное комплексом творческих и дидактических игр, экспериментированием с разными материалами.

В программе «Радуга»поставлена общая задача: «способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей»,в рамках решения которой предлагается: способствовать познавательному развитию детей; формировать ЭМП; способствовать своевременному интеллектуальному развитию ребёнка. По материалам программы сложно выделить конкретное содержание образовательной деятельности по познавательному развитию детей, отсутствует детализация образовательных задач. Реализация сложного математического содержания, заимствованного из школьной программы при методической и технологической неразработанности, как показывает практика, вызывает трудности у педагогов ДОУ, т. к. не соответствует их профессиональным возможностям. Отсутствуют показатели и критерии познавательного развития ребёнка.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 167 тюмень

Таким образом, под познавательным развитием детей дошкольного возраста понимается процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Источник

Посмотреть оригинал

Детская психология изучает возрастную динамику развития личности ребенка, психические процессы, их особенности на протяжении первых семи лет жизни. Предметом исследования являются изменения динамики, закономерности и свойства личности человека на этом этапе возрастного развития.

Развитие отечественной возрастной психологии связывают с исследованием И. А. Сикорского умственного утомления учащихся. Это первое экспериментальное исследование в возрастной психологии. В начале XX в. научные разработки возрастной психологии осуществлялись:

  • 1) П.П. Блонским, Е. Аркиным и другими с позиции биогенетического подхода;
  • 2) А. Залкиндом, А. Залужным и другими с позиции социогенети- ческого подхода;
  • 3) М. Басовым и др. с позиции теории двух факторов (наследственности и среды);
  • 4) Н.Н. Корниловым и П.П. Блонским, выдвинувшими задачи поиска новых подходов к разработке психологии развития.

Большой научный вклад внесли многие выдающиеся ученые (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Научные разработки в области возрастной психологии

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Сеченов

Иван

Михайлович

(1829-1905)

Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос развития самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей

«Рефлексы головного мозга»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Выготский

Лев Семенович (1896-1934)

Разработал вопросы: периодизации и динамики развития психики ребенка; соотношения обучения и развития; развития житейских и научных понятий; развитие речи и мышления и др.

В основе взглядов концепция культурно-исторического развития. Особенностью развития психики он считает создание особых средств-знаков. Такими знаками как своеобразными психическими орудиями является язык

«Проблемы психического развития ребенка», «История развития ВПФ»,

«Мышление и речь»,

«Этюды но истории поведения»,

Собрание сочинений в 6 т.

Блонский

Павел

Петрович

(1884-1941)

Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал большое значение умственной активности и творческим силам детей. Он анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения

«Педология», «Очерки детской способности», «Память и мышление», «Развитие и мышление школьников»

Рубинштейн

Сергей

Леонидович

(1889-1960)

Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: психика человека формируется и проявляется изначально в практической деятельности и потому должна изучаться в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т.д.). Деятельность определяется своим объектом не прямо, а лишь опосредованно через внутренние специфические закономерности (цели, мотивы и т.д.). При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т.д.)

«Основы общей психологии», «Бытие и сознание»

Лурия

Александр

Романович

(1902-1977)

Вместе с Выготским и Леонтьевым разрабатывал культурно — историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные

«Этюды по истории поведения», «Об историческом развитии познавательных процессов», «Основы нейропсихологии»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

теоретические и экспериментальные исследования посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций

Леонтьев

Алексей

Николаевич

(1903-1979)

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающих механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность — действие — психофизиологическая функция) соотнес со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе возрастной

«Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность»

Гальперин

Петр

Яковлевич

(1902-1988)

Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта. Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка

«Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий», «Введение в психологию»

Запорожец

Александр

Владимирович

(1905-1981)

Разрабатывал общеисихологи вескую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий

«Развитие произвольных движений»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности

Щелованов

Николай

Матвеевич

(1892-1964)

Изучал основные проблемы первенства развития слуха и зрения ребенка; развития ребенка до 3 лет; возникновения госиитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми

«Воспитание ребенка раннего возраста», «Физиология высшей нервной деятельности»

Божович

Лидия

Ильинична

(1908-1981)

Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровень притязаний и идеалов в мотивационно-иотребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Вслед за Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года,

3 лет, 7 лет и подросткового возраста

«Личность и ее формирование в детском возрасте»

Менчинская

Нина

Александровна

(1905-1984)

Изучала закономерности усвоения знаний учащимися. Обосновала эффективные приемы работы над учебным материалом. Разрабатывала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе

«Очерки психологии обучения арифметике»

Эльконин

Даниил

Борисович

(1904-1984)

Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии ведущей деятельности. Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов.

С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы

«Детская психология», «Психология игры». «Психология обучения младшего школьника»

Продолжение

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Давыдов

Василий

Васильевич

(1931-1994)

Изучал возрастную периодизацию, психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Соотношение обучения и развития. Исследовал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельностью. Совместно с Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности

«Детская психология», «Виды обобщений в обучении», «Теория развивающего обучения», «Психическое развитие в детских возрастах»

Петровский

Артур

Владимирович

(1924-2006)

Рассматривал личность через группу, через социум. Считал потребности в персонификации отправным пунктом анализа развития. Выделил 3 основных процесса, определяющих ход развития: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию.

В периодизации возрастного развития выделял эпохи детства, отрочества и юности

«Психология развивающейся личности», «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива»

Фельдштейн

Давид

Иосифович

(1929-2015)

Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно-полезную деятельность подростков, закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества

«Трудный подросток», «Проблемы возрастной и педагогической психологии», «Психология становления личности»

Лисина

Майя

Ивановна

(1929-1983)

На основе общепсихологической теории деятельности рассматривала общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении считала самостоятельной и отличной от всех других видов потребностей. Мотивом деятельности общения считала партнера по общению.

В периодизации развития общения выделяла следующие формы:

  • ? ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0—6 мес.);
  • ? ситуативно-деловое общение (6 мес,— 1 год);
  • ? внеситуативно-познавательное общение (3—5 лет);
  • ? внеситуативно-личностное общение (6—7 лет)

«Проблемы онтогенеза общения»

Окончание

Ученый

Разрабатываемые вопросы

Основные публикации

Мухина

Валерия Сергеевна (р. 1935)

Разрабатывает концепцию становления самосознания личности на разных этапах онтогенеза, а также исследует проблему психологической коррекции развития личности в детстве

«Близнецы», «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», «Возрастная психология»

Большой вклад в научную разработку вопросов возрастной психологии вносят такие ученые, как Б.Д. Эльконин, В.Г. Степанов, Н.С. Лей- тес, В.И. Слободчиков и другие.

Читайте также:  Азбука общения развитие личности ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками

 

Посмотреть оригинал

Источник