Проблемы физического развития ребенка в доу
Развитие высоких технологий, научно-технический прогресс, стремление к максимальному комфорту, удобству, экономии времени и сил — способствует значительным изменениям в стиле жизни современного человека. Люди все больше времени проводят у мониторов телевизоров и компьютеров, за разговорами по телефону, даже для того что бы купить еду не обязательно идти в магазин — достаточно заказать доставку… В общем, образ жизни современного человека становится все менее подвижным, а повседневная потребность в физической активности снижается.
Современные дети — это продукт нашего современного мира, объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лучше, а просто другие. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе.
Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том, что они «пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее». Хочется в это искренне верить. В то же время быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, замедленным психическим развитием, с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного опыта и физического здоровья.
Физическое развитие — это одно из направлений, которое курирует наше государство. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2016 г. Стандартизация дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование системы дошкольного образования, где в основе лежат условия, направленные на развитие личностного потенциала ребенка
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживаетсядва направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств. Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребенка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Трудности физического развитиядетей объясняются тем, что все большее количество детей имеют неблагоприятную картину здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причины повышенной заболеваемости детей заключаются в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности («гиподинамия»). Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Это в свою очередь приводит к гиподинамии, вызывающей развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением (30–40 % детей имеют избыточный вес).
Естественно, для того, чтобы научить ребенка чему либо, нужен пример в первую очередь — родительский. Что бы у детей было хотя бы малейшее желание проводить время в физически активных играх и заниматься спортом необходимо, что бы они понимали сколько удовольствия и позитивных эмоций они от этого могут получить. Если родители с детьми играют в мяч, волейбол, футбол, баскетбол, бадминтон или просто догонялки, делают зарядку, посещают спортзал или спортивную площадку, ходят в бассейн — то хотя бы одно из этих занятий будет прекрасным примером для подрастающего поколения. Если мама и папа все выходные лежат на диване у телевизора — то и ребенку не будет никакого дела до спорта.
Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения — важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста — игровой, а двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
В сфере этого возрастает роль детских садов в физическом развитии ребенка. Дошкольное воспитание создает условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.
Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия- самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.
Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности путем поощрения двигательной активности ребенка и создания условий для ее развития через развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребенка в движении в течение дня.
Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.
Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека — в здоровом образе жизни. Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса к физической культуры.
Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования: детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями — видоизменять, придумывать, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Следует активно поддерживать в детях стремление к творчеству на физкультурных занятиях, утренних гимнастиках, прогулках и в самостоятельной деятельности детей.
Понимание педагогом специфики различных физических задач, умелый подбор двигательного материала и дифференцированная методика руководства, забота о том, чтобы ребенок не просто освоил движение, но выполнял его с удовольствием, — условие и средство развития детского двигательного творчества.
Ребенок будет экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации и конкретных педагогических задач, особенно, если весь педагогический процесс имеет творческую направленность. В любой организационной форме и, прежде всего, на каждом физкультурном занятии есть место и время для творческих заданий, для самовыражения, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.
Литература:
- Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38) /2013.
- Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: https://sibac.info/
- Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013. С.45.
- Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013.С 67.
- Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013. С. 21.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Ссылка: https://standart.edu.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, здоровый образ жизни, физическая культура, дошкольное образование, дошкольный возраст, занятие, развитие, движение, педагогический процесс, детский сад.
Источник
татьяна
Проблемы физического развития детей в дошкольном образовании
Т. Н. Ионова, воспитатель группы «Ботокан» мини-центра «Солнышко» при КГУ «Петровская сш»
Проблемы физического развития детей
в дошкольном образовании
в настоящее время развитие системы дошкольного воспитания и обучения является важным направлением государственной политики Республики Казахстан. Главой государства Казахстан поставлена задача к 2020 году обеспечить 100%-ый охват детей дошкольным организациями.
Теоретические проблемы обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях Казахстана получили освещение в работах В. Н. Андросовой, Б. Б. Баймуратовой, Л. А. Давиденко, Е. Б. Дайрабаевой, А. К. Менжановой, М. Т. Турсельдиной и др. С историко-педагогических позиций вопросы развития дошкольного воспитания в Казахстане освещены в работах Н. Б. абаевой, Б. Б. Баймуратовой, Р. М. Жумагожиной, К. Мендаяховой, О. А. Михальковой, Г. П. Охотской, Н. И. Храпченоковой и др. На сегодняшний день в РК разработаны и внедрены действующие программы: «балббек», «айнар», «арлыаш», «алашы адам» (от года до 3 лет, «зерек бала» (от 3 до 5 лет, «Біз мектепкебарамыз» (от 5 до 6 лет).
В республике апробированы и внедрены в практику работы дошкольных организаций учебно-методические комплексы для 5-6 летних детей на государственном и русском языках по всем разделам учебной программы предшкольной подготовки. В настоящие время дошкольные учреждения Казахстана работают в условиях свободного выбора образовательной программы, позволяющей педагогам проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям- получить комфортную среду обитания при уважении их интересов и признании самоценности дошкольного периода жизни. Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденци. Дети, посещающие детский сад лучше усваивают знания. Необходимость рассмотрения проблемы физического развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма и невысокой эффективностью организаций их физического воспитания. Накопленный опыт в рамках реализации данной проблемы высветил три вопроса, требующих их первоочерёдного решения. Это:
-изучение особенностей физического развития детей в дошкольный период их жизни;
-разработка средств, методов и способов организации воспитания для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях;
-обоснование путей решение проблем физической культуры детей дошкольного возраста.
Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижение уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.
В перечне причин, определяющих, по мнению многих учёных, сложившуюся ситуацию называют снижением общего уровня жизни и социальной защищённости населения, нарушения экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие. В то же время тезис приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях. Известно что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, в этой связи специалисты считают, что данная система функционирует недостаточно эффективно. Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в её совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанные негативные тенденции. В настоящее в исследовании большинства современных учёных утвердились представления о физическом воспитании как о процессе управлением индивидуальным развитием способностей и свойств человека, необходимые ему в сфере двигательной деятельности. В общей структуре физкультурного воспитания двигательный компонент играет главную роль в развитии физического потенциала человека, формирование его жизненно важных умений и навыков. Реалии актуального состояния здоровья, уровня физической и двигательной подготовленности детей значительно отличаются от планируемых результатов, которые декларируются в программах обучения и воспитания и многочисленных нормативных документах, регламентирующих деятельности коллективов детских дошкольных учреждений. В то же время материальное, научно-методическое, информационное обеспечение физического воспитания дошкольников находится на довольно высоком уровне.
Источник
МКДОУ «ЦРР-детский сад №5 «Дельфин»
Консультация
На тему:
«Проблемы физического развития современного дошкольника»
Подготовила:Москалева Ю.С.
Семилуки 2016 учебный год
Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. И это кладет отпечаток на их физическое развитие.
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.
По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия- пониженная двигательная активность.
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Основное средство изучения физической культуры — освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.
Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.При этом на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании.
Обобщённый анализ современной ситуации развития дошкольного образования, отрицательно сказывающейся на реализации мер по укреплению здоровья детей, авторы указывают на разрозненность усилий медицинского и педагогического персонала, психологической службы, семьи и социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребёнка; недостаточную компетентность участников образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения; ограничение двигательной активности ребёнка в дошкольном учреждении и семье; декларативность провозглашения принципа гуманизации, недостаточную обеспеченность психоэмоционального комфорта ребёнка.
Отсюда, следовательно вытекает следующая проблема в современных условияхв контексте ФГОС – это диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом необходима целенаправленная работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.
Основное средство изучения физической культуры — освоение базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого ребёнка уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребёнок заниматься в будущем.
Формы физического воспитания дошкольника.
Физкультурное занятие в ДОУ как образовательная область, мероприятия в режиме учебного дня в ДОУ (физкультпауза, физкультминутка и др.).
Внедошкольные формы физического воспитания, проводимые на базе ДОУ (это кружки) или в спортивных школах для детей дошкольного возраста.
Физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физкультминутки между занятием ребёнка и родителя, прогулки и игры на свежем воздухе, спортивные развлечения). И это ещё одна проблема.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка.
Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, дошкольник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. И это является основной задачей в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. Они звучат так:
— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Я ещё раз перечислю все актуальные проблемы физического развития дошкольников в свете современных требований:
Высокая заболеваемость детей, а главная проблема – это гипокинезия.
Диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.
И бездействие родителей, близких людей для наших детей.
Делая вывод , главной актуальной проблемой физического развития в свете современных требований — охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС. Это остается приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. За многие годы коллективом всех ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.
Источник