Проблемы диагностики психологического развития ребенка

Проблемы диагностики психологического развития ребенка thumbnail

Выявление
и диагностика детей со сложными и
множественными нарушениями развития —
это новая и серьезная проблема.
Специалистам, призванным ее решать,
нужны широкие знания в разных областях
медицины, коррекционной педагогики,
специальной и клинической психологии. Единая
комплексная программа обследования
детей с выраженным нарушением в
психическом развитии должна включать:

  • обязательное
    медицинское, нейрофизиологическое и
    психолого-педагогическое комплексное
    обследование каждого ребенка при первом
    обращении; регулярные повторные
    обследования состояния зрения и слуха
    у детей со всеми видами аномалий
    развития;

  • регулярные
    повторные психолого-педагогические
    обследования всех детей с нарушениями
    развития;

  • направление
    всех семей на генетическое обследование.

Медицинское,
или клиническое, обследование должно
включать участие врачей разных
специальностей (педиатра, невролога,
психиатра, офтальмолога, отоларинголога
и генетика), при этом нужно учитывать
данные лабораторных, рентгенологических
и других специальных обследований; в
последние годы это, например, томография
мозга и магнитно-резонансная томография
(МРТ).

Нейрофизиологическое
обследование может состоять из
электроэнцефалографии (ЭЭГ) и объективного
обследования зрения и слуха ребенка
методом вызванных потенциалов. Данные
нейрофизиологического изучения ребенка
могут существенно повлиять на заключение
о наличии и выраженности сенсорных
нарушений, о глубине и распространенности
поражения ЦНС, о зрелости мозговых
процессов.
Психолог
вместе с врачом суммирует полученные
данные и дополняет ими историю развития
ребенка, полученную из беседы с членами
его семьи, уделяя особое внимание
описанию состояния ребенка ко времени
заболевания, приведшего к сложному
нарушению психического развития. Для
этого очень важно самым тщательным
образом собирать все имеющиеся сведения
об особенностях его психического
развития до заболевания и своевременно
начать восстанавливать утраченные
связи, используя сохранные органы
чувств.

  Психолого-педагогическое
обследование
 как
при первичном приеме, так и при
продолжительном наблюдении (наблюдении
в динамике) должно включать исследование
особенностей двигательной, сенсорной,
познавательной и личностной сфер
ребенка, возможностей общения и уровня
владения навыками самообслуживания.
В большинстве случаев в психологической
диагностике детей с врожденными
множественными нарушениями нельзя
применить традиционные диагностические
методики и тесты. В этих случаях огромное
значение имеют наблюдения за особенностями
поведения и общения ребенка с окружающими
(в том числе в привычной для ребенка
домашней обстановке) и анализ
видеоматериалов об этом. При обследовании
в диагностическом центре принято
внимательно следить за особенностями
реакции ребенка на новое помещение,
наблюдать характер контактов ребенка
с близкими взрослыми и с незнакомыми
людьми. Особенно важно определить
степень его активности и заинтересованности
в общении, выявить индивидуальные пути
и средства общения, его чувствительность
к воздействиям партнера и способность
отвечать на них тем или иным
образом.
      Требуется
тщательно описывать двигательные
особенности ребенка, его способы
передвижения в пространстве, привычные
позы и действия, те движения (в том числе
предлагаемые взрослым), которые доставляют
ему наибольшую радость.
      При
обследовании сенсорной сферы необходимо
отметить степень и особенности
использования ребенком зрения, слуха,
осязания, обоняния при знакомстве с
новыми предметами и ориентировке в
пространстве. Необходимо иметь в виду,
что ребенок со сложными сенсорными
нарушениями для знакомства с окружающим
миром может использовать не только и
не столько руки, сколько другие части
тела, например подошвы ног, спину, разные
части лица, язык.
      При
определении уровня развития предметной
деятельности следует внимательно
наблюдать и описывать различные виды
действий с предметами. Более высокими
по уровню считаются действия с предметами,
учитывающими их общепринятое культурное
значение. В действиях ребенка с
предметами и игрушками нужно отмечать
его интерес, настойчивость, эмоциональную
вовлеченность в деятельность, степень
принятия помощи и поддержки взрослого,
способность к подражанию.
      Психолог
вместе с врачом, нейрофизиологом и
педагогом суммирует данные и дополняет
ими историю развития ребенка, полученную
из медицинских документов, беседы с
членами его семьи. В случае приобретенных
сенсорных и других нарушений при сборе
анамнеза уделяют особое внимание
описанию состояния ребенка до заболевания,
приведшего к сложному нарушению
психического развития. По характеру и
скорости восстановления через сохранные
органы чувств нарушенных контактов со
средой у ребенка с приобретенной потерей
зрения и слуха можно судить о перспективах
его развития.

Основной
задачей дифференциальной диагностики
в специальной психологии является
квалификация нарушения в развитии с
отнесением данного конкретного случая
к определенному варианту дизонтогенеза
и педагогической группе. Вместе с тем
дифференциальная диагностика решает
следующие важные задачи:

·        
отграничение друг от друга сходных
картин аномального развития различного
генеза;

·        
выявление первичности или вторичности
конкретного дефекта;

·        
изучение атипичного протекания
дизонтогенеза;

·        
определение роли различных дефектов
при сложных, комплексных отклонениях;

·        
выявление связи между дизонтогенетическими
(признаками нарушенного развития) и
энцефалопатическими (повреждение
мозговых структур) расстройствами.

Необходимость
и важность отграничения сходных состояний
диктуются несколькими обстоятельствами.

Во-первых,
это трудность диагностики самого
дизонтогенеза и симптомов недоразвития
внутри него.

Во-вторых,
многие синдромы психического недоразвития
очень сходны с целым рядом состояний,
в основе которых — не умственная
отсталость, а речевые расстройства,
моторные нарушения, отклонения поведения
и т.д. В детском возрасте симптомы
нарушения не выражены, симптомокомплексы
атипичны, и это иногда делает сложным
даже отграничение дефицитарной
симптоматики (выпадение функции или ее
незрелость) от продуктивной (патологические
новообразования).

В-третьих,
получение объективных данных о различных
сторонах нарушенного развития требует
всестороннего сравнительного исследования
и анализа.

Рассмотрим
основные особенности клинического
подхода к дифференциальной диагностике
развития ребенка.

1.     
Акцент при обследовании делается на
качественном анализе способов выполнения
испытуемым заданий, учете характера и
причин его ошибок, определении возможностей
их устранения в результате оказания
помощи.

2.     
Исследуется обучаемость испытуемого
как способность к переносу вновь
усвоенного элемента на решение следующего
задания и как способность к самостоятельному
применению того, что было усвоено с
помощью экспериментатора.

3.     
В клиническом варианте можно эффективно
использовать различные задания, в том
числе из известных тестов. Количественные
нормы при этом не применяются, но психолог
может гибко варьировать ранжированные
по сложности задания.

4.     
При клиническом подходе к обследованию
выявляются многообразные качественные
особенности психической деятельности
испытуемого (особенности внимания,
организованность деятельности,
работоспособность и многое другое). Это
преимущество может реализоваться только
при условии значительного опыта
экспериментатора, позволяющего ему
одновременно видеть и фиксировать
разные качества деятельности испытуемого.

      Задачей
комплексного диагностического
обследования ребенка с множественными
нарушениями является подробное описание
его физического, соматического и
психического состояния на момент
обследования и разработка
психолого-педагогических рекомендаций
по обучению и воспитанию. Решить же
вопрос о потенциальных возможностях
развития ребенка с множественными
поражениями и сложными нарушениями
можно только в процессе его воспитания
и обучения в течение достаточно
длительного времени, примерно в течение
года.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Проблемародители ведут себя неграмотно в использовании методик, т.к. не знают, на что именно они направлены, несоответствие возрасту.

Диагностика психического развития (от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической нормы и т. д. Существенное значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез).

Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.

Задержки развития отдельных функциональных систем. Сюда, прежде всего, надо отнести алалию, т. е. врожденную за­держку развития речи. Конечно, нарушение столь важной си­стемы, как речь, не может не отражаться в той или иной мере и на общем развитии психики. Можно указать и на алексию, которая в некоторых случаях имеет и наследственные источ­ники.

Нужно учесть, что местный очаг поражения может задержи­вать общее развитие также в силу его влияния на общую моз­говую динамику, так же и вследствие образования неблагоприят­ных условий отражения действительности, характера общения с внешним миром, отношения больного к дефекту.

При всех обстоятельствах врач, психолог и педагог должны, во-первых, отличать болезненно обусловленное общее недораз­витие психики от недоразвития той или иной из ее отдельных систем или от временной задержки развития; во-вторых, необхо­димо как можно раньше начинать и как можно систематичнее и настойчивее проводить обучение, какова бы ни была степень выраженности нарушения.

Следует упомянуть о нарушении развития по типу невроти­ческого развития в связи с состояниями так называемой депривации, которые привлекают в настоящее время внимание многих психологов и врачей. Авторы монографий, посвященных этим вопросам, определяют депривацию как состояние, при котором взрослый или ребенок лишен возможно­сти удовлетворения жизненно важных психических потребно­стей.

Надо, наконец, заметить, что неправильное воспитание мо­жет, не вызывая болезни, сформировать подобные черты ха­рактера (воспитание подавляющее или изнеживающее). Однако о патологии характера можно говорить не только по степени выраженности указанных свойств личности, но и по степени неподатливости убеждению, перевоспитанию или корригирую­щему воздействию.

Обе указанные основные формы патологического психиче­ского развития, психопатическое и невротическое, являются непосредственным результатом патологического изменения дина­мики мозговых процессов.

Госпитализм —совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.

Депривация— психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Задержка психического развития — парциально недоразвитие, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
1. Дефекты конституционального развития ребенка, из–за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников („гapмонический инфантилизм“);
2. Различные соматические заболевания („физически ослабленные дети“);
3. Органические поражения центральной нервной системы („дети с минимальной мозговой дисфункцией.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой- воспитательное окружение сдерживает его

В качестве критериев для оценки социально-педагогической си-туации развития ребенка она приняла следующие параметры: а) ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее; в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее; г) враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка;

Методы диагностики. Конечно, само психическое развитие представляется многосторонним, так как развиваются все сто­роны психики и в каждой из них могут быть обнаружены нарушения. Здесь, однако, условно разделяют две главные группы свойств: свойства интеллекта и одаренности и свойства характера и моральный облик личности. В большей степени разрабатывались до сих пор методы диагностики нарушений интеллекта.

Наиболее широкое применение получила система тестов

Binet – Simon, исходящая из положения, что в процессе нор­мального развития человек становится способным разрешать все более сложные и многообразные задачи. Поэтому решение задач, по сложности соответствующих тому или иному паспорт­ному возрасту, опережение или отставание от паспортного воз­раста является для Binet показателем нормального умственного развития, ускоренного развития или патологической задержки развития. Так как предложенные Binet тесты соответствуют, как он полагал, годам по возрасту, уровень психического развития определяется по тестам того возраста, решение которых до­ступно для испытуемого. В системе Binet – Simon умственное развитие или умственный возраст (IQ) определяется по числу решенных задач, в процентах к паспортному возрасту.

После некоторого увлечения тестами Binet психологи стали ясно понимать, что если условия жизни, воспитания, обучения детей благоприятны, то умственное развитие протекает быстрее, что темп развития не равнозначен одаренности, что он у разных лиц, в разных возрастах, в разных условиях протекает различно, что существуют разные структуры или типы умственного раз­вития, что, наконец, одаренность, развитие и успешность – по­нятия не совпадающие.

Широкое распространение также приобрела за рубежом си­стема тестов Wechsler (1937) с вариантами для взрослых и де­тей. Система Wechsler, по его словам, является испытанием не интеллекта, а личности в целом. Задачи большей частью заимст­вованы Wechsler из других систем тестовВ результате тестирования составляется график, подобный пред­ложенному в свое время у нас психологическому профилю Г. И. Россолимо. В методике Wechsler сделана также попытка показать особенности профиля личности в связи с особенностями психического заболевания.

Если тесты Wechsler представляют, по его утверждению, испытания умственного развития и испытания особенностей лич­ности, то это лишь отчасти верно, поскольку личность прояв­ляется при всяких испытаниях. Однако эти тесты характеризуют личность лишь с ее интеллектуальной стороны. Попытка охарак­теризовать личность дана и в тестах Rorschach, и в проективных тестах. Хотя тесты Rorschach – нахождение смысла в черниль­ных цветных или черных пятнах – получили за рубежом ши­рокое распространение и основаны на связи наших вос­приятий с нашими интересами и переживаниями, однако мето­дическая сторона их недостаточно разработана. Теоретически они опираются по большей части на концепцию психоана­лиза, практическая значимость их справедливо подвергается сомнениям.

Программы –

Зпр – У. В. Ульенкова.

Методики:

-формиров мыслит дея-ти детей с зпр 6 лет;

— формир-е саморегуляции детей с зпр 6ти лет;

— формир-е общей способности к учению детей с зпр 6ти лет.

Эти методики и диагност и коррекц. Носят дифференц.характер-различают норму, задержку и патологию. Методики критериально ориентированы.

Книга «Дети с ЗПР»

Пед.запущ. –Овчарова Р. В.

Госпитализм – Э. Пиклер, М. И. Лисина

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Как
уже указывалось, психодиагностика
нарушенного развития должна осуществляться
в три этапа:

  • 1)
    скрининг-диагностика;

  • 2)
    дифференциальная диагностика;

  • 3)
    углубленное психолого-педагогическое
    изучение ребенка с целью разработки
    индивидуально-коррекционной программы.

На
каждом этапе имеются свои специфические
задачи и с каждым этапом связан круг
проблем, характеризующих состояние
современной психодиагностики.

30

Основными
задачами скрининг-диагностики
являются своевременное выявление детей
с различными отклонениями и нарушениями
психического развития в популяции, в
том числе и в условиях массовых
образовательных учреждений, примерное
определение спектра психолого-педагогических
проблем развития ребенка.

Кроме
того, скрининг-диагностика позволяет
решать задачи, связанные с оценкой
качества обучения и воспитания детей
в образовательном учреждении: выявлять
недостатки воспитательно-образовательного
процесса в конкретном образовательном
учреждении, а также недостатки той или
иной программы обучения и воспитания
детей.

Проблема
организации и проведения скрининг-диагностики
в настоящее время решается по-разному.
На практике встречается несколько
вариантов. Например, педагоги, столкнувшись
в своей работе с трудностями в обучении
и воспитании ребенка, которые вызваны
какими-то его особенностями, обращаются
с запросом к психологу образовательного
учреждения дать оценку этим особенностям
и разработать соответствующие рекомендации
к работе с таким ребенком.

В
другом случае родители обращаются с
запросом к психологу: дать оценку
особенностей поведения или трудностей
в воспитании ребенка и рекомендации по
проведению воспитательно-образовательных
мероприятий. Следует подчеркнуть, что
таких обращений значительно больше в
отношении детей старшего дошкольного
возраста, так как именно этот возраст
рассматривается как «подготовительный»
к школе, и родители начинают замечать,
что у ребенка имеются те или иные проблемы
психологического плана.

И,
наконец, выявление детей с проблемами
в развитии может осуществляться по
результатам специально организованного
скрининг-обследования. По форме проведения
скрининг-обследование может быть
индивидуальным или групповым. Этот
подход наиболее соответствует современным
требованиям к выявлению детей с
нарушениями развития, но, к сожалению,
используется нечасто.

Используемый
при скрининге набор методик не всегда
отвечает задачам скринингового
исследования, профессиональная подготовка
педагогов-психологов обычно бывает
недостаточной для квалификации нарушения
развития. Ведущей сегодня остается
скрининговая диагностика «по
обращению», которая не дает возможности
обеспечить всестороннее изучение
особенностей каждого ребенка и оказать
психологическую и педагогическую помощь
тем детям, которые в ней нуждаются. Таким
образом, существует ряд проблем,
характеризующих современное состояние
скрининг-диагностики.

  1. Несмотря
    на большое количество различных методик,
    применяемых при обследовании детей,
    существует явная недостаточность
    научно обоснованного и апробированного
    диагностического инструментария для
    применения в скрининг-обследованиях.
    Особенно это касается скрининговых
    обследований детей первых 3 лет жизни.

  2. При
    разработке скрининг-диагностики очень
    сложной является разработка системы
    критериев, по которым возможно
    разграничение детей раннего и дошкольного
    возраста с нормальным темпом психического
    развития и нуждающихся в
    психолого-педагогической и медико-социальной
    помощи.

  3. Важной
    проблемой при проведении скрининг-обследования
    являются эмоциональное состояние и
    личностные особенности испытуемых.
    Мотивация сотрудничества, реакции на
    успех и неудачу, самочувствие, негативный
    прошлый опыт и т.д. существенно влияют
    на качество выполнения заданий. Это
    создает существенные трудности,
    поскольку ограниченность во времени
    при скрининг-исследовании может не
    дать возможности получить необходимую
    информацию.

Дифференциальная
диагностика

направлена на определение типа нарушенного
развития, именно по ее результатам
определяется направление обучения
ребенка и его организационные формы.
Задачи дифференциальной диагностики
следующие:


  • разграничение степени и характера
    нарушений умственного, речевого и
    эмоционального развития ребенка;


  • выявление первичного и вторичного
    нарушений и системный анализ структуры
    нарушения;


  • оценка особенностей нарушений
    психического развития при недостатках
    зрения, слуха, опорно-двигательного
    аппарата;


  • определение и обоснование педагогического
    прогноза.

На
основании этих данных определяются тип
образовательного учреждения, программа
обучения, организация коррекцинно-педагогического
процесса. Дифференциальная диагностика
осуществляется психолого-медико-педагогической
комиссией. Группа специалистов, проводящих
диагностику, реализует комплексный
подход к изучению ребенка с проблемами
в развитии. Решение по итогам диагностики
принимается коллегиально. Работа
строится по определенной системе с
учетом индивидуальных особенностей
ребенка (организация и содержание
деятельности ПМПК подробно представлены
в главе 8).

В
настоящее время существует круг проблем,
связанных с дифференциальной диагностикой
нарушенного развития.

Известно,
что сходные психологические особенности
наблюдаются у детей с разными типами
(категориями) нарушенного развития.
Например, недостатки речевого развития
или пониженная обучаемость характеризуют
практически всех детей с нарушениями
развития. Специфических особенностей,
определяющих каждый тип нарушенного
развития, которые и могут служить
критериями дифференциальной диагностики,
известно значительно меньше (В.И.
Лубовский). Это связано и с закономерностями
аномального развития, и с тем, что в
специальной психологии на сегодняшний
день недостаточно научных исследований
сравнительного характера. Осуществление
таких научных разработок позволило бы
существенно расширить возможности
дифференциальной диагностики.

Другая
проблема связана с практической
деятельностью ПМПК. Сегодня не решены
многие вопросы организационного
характера, в частности создание сети
постоянно действующих диагностических
учреждений, вопросы кадрового обеспечения,
ряд методологических и терминологических
проблем.

Из
числа методологических проблем следует
особо выделить проблему разработки
эффективных и надежных методик,
позволяющих выполнять качественно-количественный
анализ результатов психодиагностического
изучения ребенка в целях дифференциальной
диагностики.

Из
терминологических проблем важнейшей
является проблема четкого разграничения
психолого-педагогической и медицинской
терминологии, определение места
медицинского и психолого-педагогического
диагноза в деятельности ПМПК.

Углубленное
психолого-педагогическое изучение

детей с нарушением развития ставит
своей целью разработку программ коррекции
на основании результатов диагностики.
Такое изучение требует времени и
проводится в основном в образовательном,
а иногда в консультативном учреждении.
Конкретные задачи такого изучения, как
правило, многообразны и специфичны для
разных возрастных этапов. Среди них
можно выделить такие, как:


  • выявление индивидуальных
    психолого-педагогических особенностей
    ребенка;


  • разработка индивидуальных коррекционных
    программ развития и обучения;


  • определение условий воспитания ребенка,
    специфика внутрисемейных отношений;


  • помощь в ситуациях с затруднениями в
    учебе;


  • профессиональное консультирование и
    профессиональная ориентация подростков;


  • решение проблем социально-эмоционального
    плана.

При
решении этих задач существенную роль
играет сочетание методов психологической
диагностики (эксперимент, тесты,
проективные методики) со специально
организованным наблюдением и анализом
продуктов учебной деятельности и
творчества детей и подростков. Следует
подчеркнуть, что до настоящего времени
большинство специалистов в области
психодиагностики ориентированы

в
основном на оценку уровня интеллектуального
и речевого развития ребенка, на
дифференциацию нарушений. Специалисты
успешно констатируют недоразвитие или
отсутствие той или иной функции, но
недостаточно ориентированы на выявление
позитивного потенциала, особенно
позитивных личностных особенностей,
на основе которых возможно решение
познавательных, речевых, социально-личностных
проблем ребенка. Но эффективность
коррекционно-педагогического процесса
определяется не только констатацией
негативных факторов, но в первую очередь
выявлением интеллектуального и
личностного потенциала, на основе
которого возможно построение системы
индивидуального психолого-педагогического
сопровождения ребенка. Надо отметить,
что некоторые из поставленных проблем
только начали изучаться, например,
вопросы профессиональной диагностики
и профессионального консультирования
подростков с нарушениями развития.

Итак,
важнейшими задачами психолого-педагогической
диагностики нарушенного развития
являются:


  • раннее выявление нарушений развития
    у детей;


  • определение причин и характера нарушений;


  • определение оптимального педагогического
    маршрута ребенка;


  • выявление индивидуальных психологических
    особенностей ребенка с нарушениями
    развития;


  • разработка индивидуальных программ
    развития и обучения.

Контрольные
вопросы и задания

  1. Каковы
    задачи психолого-педагогической
    диагностики на разных возрастных
    этапах?

  2. Какими
    методологическими принципами необходимо
    руководствоваться при организации и
    проведении психолого-педагогической
    диагностики?

  3. Какие
    современные представления о нарушениях
    развития у детей служат
    теоретике-методологической основой в
    психолого-педагогической диагностике?

  4. Охарактеризуйте
    основные этапы психолого-педагогической
    диагностики.

Литература

Основная

  • Выготский
    Л.С.

    Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

  • Лубовский
    В.И.

    Общие и специфические закономерности
    развития психики аномальных детей //
    Дефектология. — 1971. — № 6.

  • Лубовский
    В.И.

    Психологические проблемы диагностики
    аномального развития детей. — М., 1989.

  • Психолого-педагогическая
    диагностика развития детей дошкольного
    возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. —
    М., 1998.

Дополнительная

  • Бурменская
    Г.В., Карабанова O.A., Лидере А.Г. и др.

    Возрастно-психологический подход в
    консультировании детей и подростков.
    — М., 2002.

  • Проблемы
    специальной психологии и психодиагностики
    отклоняющегося развития // Материалы
    Всероссийской научно-практической
    конференции и семинаров: Современная
    психологическая диагностика отклоняющегося
    развития: Методы и средства: Проблемы
    специальной психологии в образовании.
    — М., 1998.

  • Улъенкова
    У.В., Лебедева О.С.

    Л.С. Выготский и современная служба
    практической психологии. — Нижний
    Новгород, 2000.

  • Ульенкава
    У.В., Лебедева О.С.

    Ораганизация и содержание специальной
    психологической помощи детям с проблемами
    в развитии. — М., 2002.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник