Проблема развития ребенка с дцп

Проблема развития ребенка с дцп thumbnail

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

Итак, ДЦП —

это детский церебральный особенности развития детей с дцппаралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современномособенности развития детей с дцп мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы

У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность.  У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.

Примечательно,особенности развития детей с дцп что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

  • дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
  • они проявляют повышенную эгоцентричность;
  • не умеют работать в команде;
  • неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
  • ведут себя «по-детски».

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши особенности развития детей с дцпмогут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной особенности развития детей с дцпдвигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Читайте также:  Родительское собрание во 2 классе роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое особенности развития детей с дцпне кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Физическое развитие детей с ДЦП

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,особенности развития детей с дцп ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика.  В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Речевое развитие малыша

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе особенности развития детей с дцппозволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

Особенности развития моторики у детей с ДЦП

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится особенности развития детей с дцпнеустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.особенности развития детей с дцп

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Лечение и реабилитация

Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года лет умственное

Кроме того, особенности развития детей с дцпдля решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Источник

Структура первичной детской инвалидности представлена патологией нервной системы, аномалиями развития органов и тканей, психические расстройства. Из заболеваний центральной нервной системы можно выделить  детский церебральный паралич, или ДЦП. Встречаемость данной патологии это 2 случая на 1000 детей.

Перинатальная патология присутствует у 24%  всего детского населения нашей страны.

Причины

В основном патология беременности и проблемные роды приводит к развитию неврологической патологии. В трети всех случаев происходит полное выздоровление, в другой трети – пожизненная инвалидность, в оставшихся 40% возникают состояния, которые могут привести к инвалидизации при отсутствии их своевременного лечения и реабилитационных мероприятий.

В раннем детском возрасте возможны чудеса. Дети могут поправиться, однако для этого необходимо приложить максимум усилий со стороны врачей и, конечно же, родителей.

Классификация ДЦП

ДЦП включает в себя непрогрессирующие заболевания  позы тела и конечностей, возникшие вследствие повреждения центральной нервной системы. Эти повреждения чаще возникают в антенатальном, интранатальном и неонатальном периодах. Кроме двигательных нарушений часты поражения интеллектуальной сферы.

Существует несколько классификаций. Первая разделяет заболевание на атетоидный, спастический, смешанный и атактический типы. Другая классификация  определяет всего три типа:

  • Спастический — преобладает тонус мышц и повышены сухожильные рефлексы (тетрапарез, гемиплегия);
  • Дискинетический – нарушена содружественность движений и нет нормальной регуляции тонуса мышц (гиперкинетическая форма, атетоидная форма);
  • Атактический – нарушена координация движений (атонически-статическая форма или смешанная).

В половине всех случаев ДЦП  дети родились с различными степенями недоношенности. Чем ниже гестационный возраст и вес плода, тем выше развитие ДЦП.
Развитие ДЦП у недоношенных детей возможно из-за того что:

  1. Много осложнений при недоношенности;
  2. Преждевременные роды просто так не наступают. Высока вероятность патологии беременности.

ДЦП за последние 20 лет набирает обороты и увеличивает своё число. Медицина современного мира и её достижения влияют на ДЦП  по-разному. Отлично поддаются лечению  и контролю  факторы способствующие развитию резус-конфликта матери и ребёнка, который приводит к билирубиновой интоксикации, а та в свою очередь воздействует на структуры головного мозга токсическим образом. Эти мероприятия снизили появление гиперкинезов в рамках. С    другой стороны  появилось много невынашиваний и преждевременных родов, что приводит к формированию всё той же формы ДЦП.

Теории патогенеза

Раньше считали, что ДЦП  возникает вследствие родовой травмы, которая приводила к недостаточному поступлению кислорода в организм новорожденного. Исследования же доказали, что теория механического повреждения актуальна только в 5-10% случаев. Помимо данной теории существуют теории о нарушении самой закладки головного мозга в процессе эмбриогенеза, агрессивные пренатальные факторы, стрессовые факторы, воздействующие на головной мозг новорожденного в первую неделю жизни.

На отечественном медицинском пространстве бытует версия о перинатальном повреждении головного мозга. В западных же медицинских кругах затрагиваются теории ишемически-травматического повреждения в течение первых трёх лет жизни.

Заболевание подразделяется на две большие группы: негенетическая и генетическая. Именно потому лучше использовать классификацию, которая включает в себя время  воздействия патогена на организм плода  или ребёнка:

  • Пренатальные факторы. Когда формируется ЦНС, возможно повреждение её структур, так как она очень уязвима в это время. При сбое программы возникают различные аномалии развития, приводящие к формированию заболевания. Если мать болеет инфекционным заболеванием, риск повреждения головного мозга плода увеличивается в несколько раз. При несостоятельности системы защиты плода происходит повреждение. Так, например, вирус краснухи, цитомегаловирус, вирус герпеса обладают тератогенным действием и могут вызывать развитие энцефалита. У плода может развиться  острое нарушение мозгового кровообращение, что затрагивает структуры мозга и необратимо изменяет их. Помимо вышеописанных патологических состояний нередко встречаются коагулопатии, то есть нарушения в работе свёртывающей системы крови.  Недостаток питательных веществ и кислорода также влияет на развитие организма плода. Патология плаценты матери приводит к неправильному развитию детского организма. У женщин с агрессивным аллергическим фоном, у женщин с наличием аутоиммунных процессов появляются дети больные ДЦП намного чаще.  Могут происходить травмы матери и плода;
  • Интранатальные факторы. Родовая асфиксия приводит к тяжёлым последствиям неврологического характера. Причины асфиксии могут быть абсолютно разными: от  механических (обвитие пуповины вокруг шеи плода) до проблем с плацентарным кровообращением. Важное место в формировании ДЦП  играют инфекционные факторы. Инфицирование ребёнка может проходить и  не плацентарным путём. Ребёнок легко инфицируется и в родах, проходя через родовые пути матери.  ;
  • Постнатальные факторы. После рождения на ребёнка воздействует огромное количество самых различных агрессивных факторов. В 15% случаев они  играют роль  в формировании обсуждаемой патологии. Опять же резус-конфликт, инфекции могут стать причинами развития ДЦП. Судороги в неонатальный период  повышают риск  появления ДЦП. Патология может развиться и после травм, утопления, удушья.
Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие чему учить

Симптомы ДЦП

Подразделяются клинические признаки на две группы :

  1. Основные – поражение головного мозга, которое приводит к нарушению двигательной активности, координационной деятельности и интеллекта. Степень проявлений с течением времени меняется, хоть и незначительно. При возникновении спастики происходит формирование контрактур мышц, анкилоза суставов. Поэтому таким пациентам в большинстве случаев показана хирургическая коррекция.
  2. Сопутствующие – нарушения интеллекта, эпилепсия, нарушения речи и зрения. Данная симптоматика приводит к ухудшению качества жизни пациентов. У трети больных присутствуют средние и тяжёлые нарушения интеллекта.

Диагностика заболевания

Универсального метода постановки диагноза не существует. Заболевание определяется по совокупности признаков. Диагноз практически невозможно поставить на первом году жизни, поэтому  окончательная диагностика проводится в 12-18 месяцев, когда и подтверждается наличие заболевания.

В диагностике используются магнитно-резонансная томография, ультразвуковое исследование, нейровизуализация, проводятся нейрофизиологические тесты, а также лабораторная диагностика.

Лечебно-восстановительные мероприятия

Вылечить ДЦП  нет возможности. Именно поэтому говорить о лечении как таковом не приходится. Речь пойдёт об абилитационных мероприятиях направленных на поддержание достойного существования пациента и предотвращение прогрессирования болезни.

Сама восстановительная программа будет зависеть от многих факторов, определяющих индивидуальность заболевания. Препятствием для абилитации становятся интеллектуальные нарушения, при которых снижено внимание, познавательские способности, мотивация и т.д.

На сегодняшний день разработано большое количество программ, в том числе и для пациентов, страдающих серьёзными эпилептическими припадками. Задачей абилитации ставится адаптация пациента в социальной жизни, активность и осознание себя полноценным человеком.

Трудотерапия и лечебная физкультура. Работа над речевой функцией

Подвижность пациента во многом зависит от степени спастичности мышечного каркаса. Лечебная физкультура помогает расслабить мышцы и улучшить двигательные способности. Массаж при ДЦП помогает улучшить кровообращение и предотвратить атрофию мышц.

Современные технические приборы могут облегчить формирование речи и в короткие сроки предоставить возможность больному ребёнку общаться со сверстниками.

Лечение медикаментами и хирургия

Из лекарственных препаратов можно выделить антиспастические препараты, ноотропы, противосудорожные средства.

Хирургическое лечение применяется при развитии контрактур. Производится в основном тенотомия (подрезание сухожилий), дабы обеспечить нормальное движение в конечностях.

Прогноз

Продолжительность жизни пациентов с ДЦП в 90% случаев аналогична с продолжительностью жизни в общей популяции.

Профилактические мероприятия

Обследование матерей на ранних этапах беременности. Своевременное лечение заболеваний способных вызвать формирование ДЦП у плода и новорожденного. Во время беременности женщина должна вести здоровый образ жизни, сбалансированно питаться.

Источник