Проблема развития эмоциональной сферы ребенка

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Дарья Гавриленкова
Проблема эмоционального развития ребёнка

Проблема эмоционального развития ребёнка принадлежит к числу важнейших и актуальных проблем в современном дошкольном воспитании. Процесс глобализации, экономические, политические, социальные преобразования оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают его серьезным эмоциональным испытаниям, что с одной стороны тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, с другой стороны искажает этот процесс. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, способный переживать, сопереживать, проявлять заботу и участие к людям, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования — одной из образовательных областей обозначено социально-коммуникативное развитие детей, в характеристике которого указывается: «развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» (п. 2.6.).

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система создания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители.

Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Теряются нравственные ориентиры. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Страшный дефицит нашего времени — дефицит доброты! Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребёнок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у взрослых остается на общение с детьми, а ребёнок остается не защищенным от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. С каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Общеизвестным является тот факт, что, когда близкие взрослые любят ребёнка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребёнок.

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребёнка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, наша задача развить эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональная отзывчивость — одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому и всему живому, что нас окружает.

Развитие эмоциональной отзывчивости актуально и представлено в примерных программах дошкольного образования, в таких как «Детство», «Дружные ребята», «От рождения до школы» и других.

В научном плане проблема формирования эмоциональной отзывчивости детей рассматривается с различных позиций. В психолого-педагогической литературе отсутствует определение эмоциональной отзывчивости, которое можно было бы считать общепринятым. В различных контекстах она понимается как: эмоциональная реакция ребёнка на состояние другого человека (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович); как главная эмоциональная единица, проявляющаяся в общении и отношениях между людьми (М. И. Лисина, А. Е. Ольшанникова); как компонент эмпатии (Т. П. Гаврилова); как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений (В. В. Абраменкова); как один из компонентов эмоционально-нравственного развития личности (Н. А. Корниенко); как одно из качеств в системе средств понимания людьми друг друга (А. Д. Кошелева).

Теоретический аспект проблемы формирования эмоциональной отзывчивости указывает на достаточную разработанность научных подходов к пониманию и определению данного эмоционального проявления, а в практическом плане наблюдается острая нехватка педагогических разработок по организации работы, направленной на формирование отзывчивого отношения детей дошкольного возраста к окружающим людям, особенно к сверстникам. Указанное противоречие определило выбор темы данного исследования и разработку научного аппарата работы.

Читайте также:  Развития ребенка таблица роста веса

Источник

Библиографическое описание:

Кузнецова Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 77-80. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/626/ (дата обращения: 02.03.2020).

Не секрет:
ячейка общества – семья – претерпевает коренные
изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные
изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся
традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария –
основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется,
факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей,
зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

В отличие от
интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не
всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе
эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо
формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками,
а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно
общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно
было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы
услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое
количество не полных семей, да и простая не грамотность в
педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы
видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему,
воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что
современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют
общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и
зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее
активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от
2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного
образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и
консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы,
ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Начнем с первых дней
ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все
более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют
навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное
поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально
положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо
интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт
со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет.
Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе
препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду –
важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения
причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в
котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность
ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок,
условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся
общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота
походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха,
развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать
вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем
совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и
индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало –
нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное
состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя
сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное
состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают
регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям
постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности
вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания
о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще
понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и
организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители
становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что
в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни
семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно
влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее
психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию.
Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и
тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях
между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям –
чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или,
напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Читайте также:  Лада центр развития ребенка ставрополь официальный

Необходим поиск причин,
объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции
эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило,
уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой
«Расскажи историю»- проективного исследования личности
ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли
исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой
о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна,
Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о
динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто
встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ,
ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

— ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ
СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

— НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С
РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ :
ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ
СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ
РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

— СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ;

— НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ
СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с
теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались:
подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном
«изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот
может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и
взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле
методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс –
Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной
сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

— ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

— ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ
ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ
РОДИТЕЛЕЙ?

— ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС
ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ
СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

— НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО
ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

— ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК)
РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

— ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К
ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ
ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО
ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ
ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении
достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти
истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим
чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам
полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной,
архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять
просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие
эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех
мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность
родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях:
чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в
присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе
завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная
атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных
требований.

Мы можем сделать вывод,
что активное участие воспитателя и не менее активная
заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы
детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе,
успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная сфера, ребенок, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, индивидуальный подход, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера детей, взрослый, СЕМЬя.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния

Читайте также:  Окружение ребенка и развитие речи

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Основные направления работы по психомоторному развитию…

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…

Источник

Наталия Рыбакова
Доклад «Эмоциональная сфера дошкольников»

Доклад Эмоциональная сфера дошкольников

Тема: Развитие эмоциональной сферы детей

Эмоциональная сфера это переживания ребенком, его отношения к предметам, к людям, явлениям, событиям.

В конце раннего возраста ребенок впервые выходит за рамки своего микромира и пытается устанавливать отношения с окружающей действительностью.

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при взаимодействии, понимании, взаимооценивании друг друга. У детей не достаточно сформированы умения распознавать свои эмоции, а тем более описывать их. Дети, зачастую не владеют умением выражать свои эмоции социально- приемлемым способом, отсюда возникновение конфликтных ситуаций неизбежно. Возникают конфликты внутри социальной группы, появляются внутриличностные проблемы, которые проявляются в виде тревожности, замкнутости, застенчивасти, гиперактивности, агрессии, появляются страхи. Нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Проблема развития эмоциональной сферы детей была и остается актуальной.

Задачи педагогов это формирование осознанного отношения ребенка к своим эмоциональным проявлениям и взаимодействию с другими людьми гармонизируя развития личности в целом.

Любая деятельность, а первую очередь игровая, помогает детям освоить приобрести определенный опыт взаимодействий с окружающими. Ребенок осваивает пространство, в котором происходят встречи, настраивается на дальнейшую совместную работу в группу, делает шаги к познанию собственных ощущений получаемых с помощью органов чувств.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.

Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

Игра

Игра является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Игра для ребенка такая форма деятельности, в которой,создавая специальную ситуацию, замещая одни предметы другими, воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности. Через игру ребенок, усваивает определенные формы отношений, которые в последствии реализует.

Смоделировать формы отношений и действовать внутри этой модели помогает сюжетно- ролевая игра. Кроме того, через ролевую игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся для него образцом [5].

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь.

Воспитатель помогает ребенку и направляет его к установлению тесных эмоциональных контактов с другими детьми.

Семья это возможность испытывать целую гамму переживаний, и здесь очень важны доброжелательные взаимоотношения. Сложное, неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности (матери, отцу или другим членам семьи).

При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Список литературы

1. А. В. Можейко Развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников изд. Творческий центр М. 2010.

2.https://festival.1september.ru/articles/606560/

3. festival.1september.ru/articles/501221/

Источник