Проблема психического развития ребенка в психоанализе курсовая работа
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Онтогенез психического развития ребенка…………………………………….5
1.2 Психоанализ……………………………………………………………………………….7
1.3 Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд…….9
1.4 Оценка психоанализа Выготским Л.С…………………………………………14
2. Принципы исследования психического развития…………………………..15
2.1 Развитие психологического процесса как постепенного биологического созревания…………………………………………………………………………………………….15
2.2 Теория трех ступеней детского развития…………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………………………19
Введение
Уже давно пришло то время, когда считали, что между психическими процессами ребенка и психическими процессами взрослого имеется только качественное развитие, что ребенок — это маленький взрослый, который обладает теми же пропорциями тела и теми же психическими особенностями, какими обладает взрослый, но проявляются эти пропорции лишь в уменьшенном, миниатюрном виде. Если в анатомических представлениях такая идея о ребенке, как о взрослом, была преодолена еще много столетий тому назад, то в психологии преодолении идеи о том, что развитие есть только количественное увеличения психологического опыта, присущего ребенку уже с самых ранних лет жизни, встречала значительные трудности и прошло не без большой борьбы. Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутреннее движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной значимости, в своем психическом развитии, в формировании себя как личности. Онтогенез человеческой психики носит постепенный, периодический характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем что психологическое развитие ребенка связано с его качественной трансформацией функциональных систем, это не вызывает теперь сомнений. Как объяснение основных движущих сил психологического развития, так и описание его основных этапов у разных авторов освещается не одинаково; и основные концепции психологического развития, широко распространенные в зарубежной науке, заслуживают особого внимания и интересны для изучения.
Глава 1. Онтогенез психического развития ребенка
1.1 Введение
Первым с полным основанием может быть призван эмбриональный этап развития, или этап внутриутробного детства. Характерным для этого этапа является тот факт, что эмбрион развивается в условиях однородной неизменной среды, и вся жизнедеятельность эмбриона, по сути дела, сводится к процессу роста или созревания. Ведущей силой в этом созревании является реализация наследственно заложенных программ. Концепция, придающее основное ведущее значение созреванию, вполне пригодна именно и только для этого эмбрионального этапа развития. От эмбрионального этапа развития отличается все дальнейшее прижизненное развитие, которое проделывает ребенок после рождения на свет. Основное новое, что характеризует дальнейшие этапы прижизненного развития ребенка после рождения, заключается в том, что ребенок после рождения вступает в активные взаимоотношения с окружающей средой, и эти отношения со средой меняются на последовательных этапах развития, и с изменением форм жизнедеятельности изменяются и психические процессы ребенка. Первым этапом прижизненного развития является период младенчества. Этот этап отличается тем, что ребенок, отделившийся от матери, еще полностью остается зависимым от нее физиологически. Мать кормит ребенка, и если бы она не кормила ребенка, он погиб бы. По сути говоря, единицей существования является здесь не ребенок, а ребенок при матери, ребенок связанный с матерью, а основной формой жизнедеятельности — отношение ребенка к кормящей матери. Характерной чертой для этой ведущей формы жизнедеятельности ребенка является сосание или питание, которое впервые при переходе к условиям самостоятельного существования становится активным процессом. Ребенок начинает ощущать голод и просит еды, проявляя потребность в пище общим беспокойством. Такой активной потребности во внутриутробном развитии не было потому, что ребенок питался автоматически. Здесь он начинает требовать пищу, искать ее. И в этом инстинкте питания возникает первая ориентировочная деятельность ребенка. К концу первого года ребенок начинает ползать, а к середине второго года ходить. Мир ребенка расширяется, и его жизнедеятельности возникают новые формы.
Вместе с тем, важнейшим фактом, формируемым во второй, преддошкольный период является и овладение языком и развитие речи. Ребенок, который сначала только слушал речь взрослого и понимал язык взрослого задолго до того, как начал говорить, постепенно переходит от этапа пассивной стадии языка (иногда он понимает слова, но не говорит сам) к активной фазе развития языка, когда он начинает не только понимать обращенную к нему речь, но и активно называть предметы, затем активно обозначать действия и значительно позже начинает активно называть качества и отношения. В языке ребенка сначала появляется диффузное обозначение предметов, еще не отделенное от обозначения действий: слово «тпру» в этом возрасте может обозначать и «лошадка», и «поедем», и «остановись» и так далее. Постепенно в этой фразе аморфные слова начинают заменяться морфологически дифференцированными словами: вместо обозначения лошадки комплексом звуков «тпру», ребенок говорит «тпрунька», а это уже обозначает лошадку, но никак не обозначает действие. Возникают глаголы — «пойдем, «идем», «едем», возникают прилагательные, а затем целые фразы. Ребенок начинает отражать не только предметы, но и сложные их связи и отношения. Формируются сложные формы отражения действительности в языке, на которых мы останавливались в прошлых лекциях. Возникновение предметной деятельности и речи есть важнейшее новообразование этой стадии психического развития ребенка. Жизнедеятельность ребенка принимает здесь новые социально складывающиеся формы, а вместе с тем начинают проявляться существенные изменения в строении психических процессов ребенка.
Ребенок дошкольного возраста переходит к сюжетным играм. В этом возрасте ребенок может подойти к ковру и начать «собирать цветочки» на этом ковре так, как он собирал цветочки в……..
Список использованной литературы
1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.
3. Киршева Н.В. Проблемы детского развития и психотерапевтические приемы коррекции ребенка // Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. — М., 1999.
4. Л.Ф. Обухова. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ. М., Тривола, 1995
5. Рубинштейн С. Д. Основы обшей психологии. (Биогенетическая проблема) М.. 1986
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб, 1997.
7. Фрейд А. Невротические защиты. М., 1990.
8. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.
Источник
Бессознательное, его специфическая динамика — краеугольный камень психоаналитической теории. Особенности фрейдовской концепции раннего детского развития. Роль эдипова комплекса в структурировании личности и организации сексуальных желаний у человека.
Подобные документы
Исследование теории развития психики ребенка, в основе которой лежит сексуальность. Анализ оральной стадии, когда малыш познает окружающий мир с помощью рта. Описания Эдипова комплекса, бессознательного влечения ребенка к родителю противоположного пола.
реферат, добавлен 21.02.2011
Анализ основных положений одного из наиболее влиятельных направлений в психоанализе – фрейдизма. Рассмотрение структурной модели психики, классификации Фрейдом психосексуальных фаз развития. Описание метода свободных ассоциаций и сути Эдипова комплекса.
реферат, добавлен 29.04.2014
Изучение периодизации и закономерностей психического развития ребенка. Возрастные кризисы: сущность, структура и содержание. Отличия критических периодов развития от стабильных. Стадии жизненного пути человека. Динамика возрастных изменений личности.
курсовая работа, добавлен 19.11.2014
Изучение психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона. Особенности классического психоанализа в работах Анны Фрейд. Отличительные черты детской психологии, исторические этапы ее формирования.
курсовая работа, добавлен 16.02.2011
Схемы развития ребенка с целью его оптимального и гармоничного развития как человека. Антропологический смысл кризисов личности и психология развивающегося человека. Возрастная периодизация развития и проблемы достижения целостности личности ребенка.
реферат, добавлен 22.04.2011
Специфика психического развития ребенка. Концепции конвергенции двух факторов детского развития. Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения. Роль подражания в формировании нового поведения. Открытие эгоцентризма детского мышления.
учебное пособие, добавлен 09.02.2011
Понятие и типы возраста человека. Биологический возраст, его признаки и оценка, взаимосвязь с социальной средой развития. Проблема возрастной периодизации детского развития, теории детского развития. Проблемы периодизации развития взрослого человека.
реферат, добавлен 10.10.2012
Общая характеристика, особенности психического и физического развития младенцев от 0 до 2-х лет. Раннее детство ребенка 2-4 года и присущие ему черты. Эмоциональная связь ребенка 5-7 лет со взрослыми людьми. Формирование личности младшего школьника.
реферат, добавлен 29.11.2012
Возникновение и становление психоаналитической теории. Структура личности в концепции З. Фрейда. Краткая характеристика механизмов психологической защиты. Особенности развития личности в теории Фрейда. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна.
курсовая работа, добавлен 18.10.2010
Выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека. Динамика развития отдельных психических процессов и свойств формирования личности.
реферат, добавлен 09.08.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Бессознательное, его специфическая динамика — краеугольный камень психоаналитической теории. Особенности фрейдовской концепции раннего детского развития. Роль эдипова комплекса в структурировании личности и организации сексуальных желаний у человека.
Подобные документы
Понятие психического развития индивидуума. Рассмотрение ребенка как личности, активно познающей окружающий мир. Изучение теории психического развития З. Фрейда. Анализ свободных ассоциаций пациентов. Основные положения концепции развития Д.Б. Эльконина.
реферат, добавлен 19.02.2015
Вклад Фрейда в развитие психотерапевтической науки. Изучение методов, используемых в психоанализе, суть и правила проведения психоаналитической терапии. Деление психики человека на сознательное и бессознательное. Недостатки психоаналитической терапии.
реферат, добавлен 17.05.2016
Стадиальность процессов психического развития. Основные подходы к его периодизации. Этапы психического развития в свете психоаналитической теории З. Фрейда. Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.
презентация, добавлен 26.01.2016
Социальная ситуация развития и предметная деятельность ребенка в раннем детстве. Особенности развития психических функций в раннем детстве. Особенности психического развития, умственного развития, воображения, общения, памяти у детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 06.11.2016
Характеристика теорий детского развития: психоаналитической, когнитивной, поведения, биологической, гуманистической и культурно-исторической. Основы периодизации и закономерности психического развития ребенка. Формирование и развитие детского мышления.
контрольная работа, добавлен 28.01.2013
Основные положения психоаналитического учения о развитии личности по З. Фрейду. Описание проблемы психологии развития ребенка в психоанализе в исследованиях П. Куттера, Р. Шпица. Фазы развития агрессивности и процесса социализации по мнению Анны Фрейд.
реферат, добавлен 20.11.2011
Изучение психоаналитической теории Фрейда. Суть эпигенетического принципа Э. Эриксона. Характеристика этапов развития психики. Концепция формирования интеллекта Пиаже. Анализ законов психического развития ребенка. Возрастные периоды особой сензитивности.
реферат, добавлен 22.11.2017
Формирование личности с точки зрения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Теория либидо, стадии развития личности и влияние сексуальных инстинктов. Возрастные периоды становления и динамики сексуальности. Девиации психосексуального развития.
реферат, добавлен 10.11.2010
Синдром раннего детского аутизма и причины его развития. Особенности психического развития аутического ребенка. Различия аутических детей по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития. Пути реабилитации аутического ребенка.
реферат, добавлен 21.01.2015
Теория Зигмунда Фрейда: содержание, направления применения, принципы и назначение. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона.
курсовая работа, добавлен 17.02.2012
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Теория Зигмунда Фрейда: содержание, направления применения, принципы и назначение. Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе. Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд. Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона.
Подобные документы
Исследование психосексуальных стадий развития личности: оральная, анальная, фаллическая стадии, латентный подход и генитальное развитие. Описание характера личности как следствия фиксации на определенном этапе психосексуального развития по З. Фрейду.
курсовая работа, добавлен 26.02.2013
Ознакомление с основами классического психоанализа З. Фрейда. Изучение структуры личности, связи структурной модели с уровнями сознания. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Гештальт-подход Ф. Перлза. Образование школ внутри современного психоанализа.
учебное пособие, добавлен 17.08.2015
Стадиальность процессов психического развития. Основные подходы к его периодизации. Этапы психического развития в свете психоаналитической теории З. Фрейда. Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.
презентация, добавлен 26.01.2016
Вклад Зигмунда Фрейда в науку о природе человека. Открытие жизненно важного принципа психоанализа как действенного метода исследования. Объяснение человеческого поведения в психологических понятиях и категориях. Всеобъемлющая теория личности человека.
статья, добавлен 29.12.2009
Анализ проблемы бессознательного в работах Зигмунда Фрейда. Характеристика цепочки: инстинкт – эмоции – ощущения – желания. Использование бессознательной структуры личности в психоанализе. Проблема бессознательного в современных исследованиях психологов.
контрольная работа, добавлен 29.03.2014
Основная характеристика классического психоанализа Зигмунда Фрейда. Особенность формирования аналитической теории личности. Главный анализ гуманистической психологии развития особы. Сущность когнитивной, и поведенческой и диспозициональной концепций.
контрольная работа, добавлен 28.06.2015
Предпосылки психоанализа и психоаналитическая теория личности по Фрейду. Структура психики в зеркале психоанализа. Значение индивидуально-личностных переживаний и общие закономерности развития природы и общества. Критическая направленность мышления.
реферат, добавлен 28.09.2012
Психодинамическая теория личности Фрейда. Аналитическая теория личности Юнга. Гуманистическая теория личности Маслоу и Роджерса. Когнитивная теория личности Келли. Особенности поведенческой теории личности. Деятельностная теория личности Рубинштейна.
реферат, добавлен 16.11.2010
Врожденные инстинкты как основной движущий фактор развития личности в «классическом психоанализе» Зигмунда Фрейда. Понимание поведения человека в терминах его субъективного восприятия и познания действительности в феноменологической теории личности.
реферат, добавлен 06.05.2014
Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности. Структура личности в зеркале психоанализа Фрейда. Защитные механизмы поведения и психосексуальное развитие индивида.
реферат, добавлен 16.09.2013
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
ГлавнаяГуманитарныеПсихологияПроблема психического развития ребёнка в психоанализе З. Фрейда
Заполнить заявку сейчас
ВВЕДЕНИЕ В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа – это тугой узел, который невозможно развязать, и 3. Фрейд – первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2 1. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2005.– 125с. Добавить заказТип работы * Предмет * Название * Дата сдачи * Количество листов * уточните задание Ваши пожелания Загрузить файлы загрузить еще одно дополнение Страна Город Ваше имя * Эл. почта * Телефон * Похожие работы:
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Рефераты от А до Я
|
Источник