Проблема психического развития нормального ребенка

Проблема психического развития нормального ребенка thumbnail

Общее понятие о психическом развитии

Проблема психического развития ребенка является центральной в возрастной и педагогической психологии, неоднозначно решалась в течение всего периода становления этих отраслей психологии и оказывает решающее влияние на стратегию построения учебно-виховногоо процесса.

Прежде всего, следует уточнить, в чем заключается принципиальное отличие понятия «развитие» от других изменений объектов и содержание и специфику психического развития ребенка.

Объекты могут меняться, но не развиваться. Количественные изменения объекта определяются параметрами «больше-меньше», протекают во времени и измеряются его координатами. Примерами количественных изменений являются: в физическом плане — увеличение органов, веса тела, скорости движений; в психическом — увеличение количества навыков, знаний, словарного запаса, расширение объема внимания, восприятия, памяти и т.д.

Но за этими процессами количественного накопления могут происходить и другие явления и существенные изменения в структуре процессов, которые называются развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Развитие — это сложный инволюционно-эволюционный поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке. (Л. С. Выготский, Ананьев).

Выделяют следующие типы развития (по Л.С.Выготским):

1. преформированная. 2. Непреформований.

Преформированная тип развития — это такой тип, когда четко определены, закреплены и зафиксированы стадии и конечный результат развития. Примером такого типа является эмбриональное развитие.

Непреформований тип развития не предопределен. На нашей планете он более распространен: это и развитие Галактики, Земли, биологическая эволюция, развитие общества, а также процесс психического развития ребенка.

Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С момента рождения ребенка не определены четко ни те стадии, через которые она должна пройти, ни конечный результат, которого она должна достичь.

Вместе с тем, психическое развитие — это совершенно особый, отличный от других процесс, детерминируется не снизу, а сверху, то есть обусловлена теми формами практической и теоретической деятельности, которые существуют на данном уровне развития общества.

Особенностью психического развития является то, что его конечные формы не определены, а только заданные теми образцами, которые существуют в обществе. Психические функции ребенка развиваются в процессе овладения им общественно-историческим опытом. Психическая деятельность человека носит опосредованный характер, то есть опыт передается не напрямую, а с помощью знаков и речи. Возникновение и развитие знаков и речь — это процесс исторического развития психики. Овладение знаками и речью — это процесс индивидуального развития (онтогенез).

Таким образом, процесс онтогенетического развития — это совершенно своеобразный процесс, который происходит в форме усвоения.

Онтогенез — это индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения до конца индивидуальной жизни. Развитие не останавливается до конца самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития (по J1.I. Анциферов) являются: необратимость, прогресс / регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменение и сохранение.

Онтогенез психики человека начинается с подсознательных форм, а уже позже проявляются элементы сознания, также проходит в своем развитии ряд этапов. Одновременно сознательные акты деятельности, повторяясь, становятся привычными, неосознаваемыми компонентами более сложных видов деятельности. И хотя все индивиды в нашем обществе проходят одни и те же этапы психического развития, в этом процессе есть типологические и индивидуальные различия. Они проявляются в особенностях Нервной системы, умственных, эмоциональных, волевых качествах, интересах, способностях и т.д. В результате образуется неповторимая индивидуальное своеобразие личности.

В психике человека различают как природные функции (скорость образования условных рефлексов), так и те, что образуются при жизни, — социальные (например, мышления, речи).

Читайте также:  4 й коридор развития ребенка

Онтогенез организма определяется наследственностью: слияние двух клеток и развитие по определенной программе, заданной генотипом.

Генотипом определяются анатомо-физиологическая структура организма, строение нервной системы, пол, группа крови, особенности обмена веществ, анатомические и физиологические аномалии, некоторые безусловно рефлекторные связи для удовлетворения первичных потребностей и т.п. Одновременно у человека есть огромные потенциальные возможности образования новых форм поведения, потребностей, развития себя как личности, самоактуализации.

Этот природный потенциал человека проявляется, прежде всего, в форме задатков. Задатки не является готовыми психическими свойствами, а лишь природными возможностями их возникновения и развития. Они реализуются только в условиях человеческого существования и деятельности с помощью средств, созданных человечеством. Опыт человечества усваивается в процессе общения, обучения, воспитания, деятельности.

В психическом развитии индивида под влиянием различных факторов (загрязнение среды, радиация, алкоголь, наркотики и др.) Могут возникать отклонения от нормы, которые не являются наследственными, а только врожденными, а поэтому их можно предупредить.

Развитие психических функций осуществляется неравномерно (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).

Развитие человека — это очень сложный процесс, в котором изменяются одновременно, системно и неравномерно разные сферы человеческого бытия: чувства, интеллект, поведение, сознание. В поисках движущих сил, условий, специфики, особенностей течения психического развития ребенка ученые-психологи разных времен и стран обращались к изучению тех или иных проявлений человеческой психики, в результате чего и оформились основные направления и концепции. Так, психоанализ обращается преимущественно к изучению чувственной сферы человека, бихевиоризм — его поведения, когнитивная психология — до мыслительной деятельности, гуманистическая психология — к личностному росту. Но их объединяет идея о том, что развитие присущий всем человеческой жизни, что, кроме врожденного биологического паттерна роста и развития, каждый индивид масс тенденцию к психическому развитию, и это развитие может включать в себя процессы, которые начинаются не с момента рождения , а в более поздние периоды жизни.

Остановимся кратко на рассмотрении основных теорий психического развития ребенка.

Источник

Проблема психического развития детей, становления челове­ческой личности является одной из самых сложных проблем психологии. Ее разреше­ние приобретает особое значение в период развернутого строи­тельства коммунистического общества, когда вопросы воспита­ния нового человека, моральная чистота и физическое совершенство, выд­вигаются на первый план. В какой мере процесс становления человеческой личности поддается целенаправленному воздействию со стороны взрос­лых? Каковы возможности управления этим процессом?

Для ответа на данный вопрос важно выявить, с чем рожда­ется человек и что он приобретает в процессе жизни и дея­тельности, в ходе обучения и воспитания. [3, с.118].

Итак, человек — существо биосоциальное. Поэтому влиянии на его психичес­кое развитие выделяются два основных фактора: биологичес­кий, природный, и социальный — условия жизни, организован­ное обществом обучение и воспитание.

Рассмотрим более детально основные факторы психического развития.

К биологическому фактору относят наследственность и врожденность, т. е. то, с чем появляется младенец на свет. Что наследует ребенок? Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздей­ствия на окружающий мир.

Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа высшей нервной деятельности. Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе кото­рых формируются, развиваются человеческие свойства и спо­собности, в том числе интеллектуальные.

О значении наследственных задатков свидетельствуют мно­гочисленные факты раннего проявления у детей специальных способностей, например к изобразительному искусству, к му­зыке.

Читайте также:  Ребенок группа развития 2 года

Носителями наследственной информации являются гены, которых в зародыше человека содержится от 40 до 80 тысяч. По современным представлениям, гены — устойчивые, но не не­изменные структуры. Они способны претерпевать мутации, из­менения под влиянием внутренних причин и внешних воздей­ствий. Мутациями, происхо­дящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в раз­витии организма человека: многопалость, короткопалость, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположе­ние к некоторым заболеваниям, телесные различия людей.

Наряду с наследственностью к биологическому фактору от­носится врожденность. Не все, с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности его, отдельные признаки объясняются условиями внутриут­робной жизни младенца (здоровьем матери, влиянием ле­карственных средств, алкоголя, курения и др.).

Итак, биологический фактор имеет большое значение, он оп­ределяет рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения и деятельности различных органов и систем, возможность его стать личностью. Хотя при рождении люди имеют биологически обусловленные различия, однако каждый нормальный ребенок может обучиться всему, во что вовлекает его социальная программа. Природные особенности человека предопределяют сами по себе развитие психики ребенка. Биологические особенности составляют природную основу человека. Сущностью же его являются социально значи­мые качества.

Человек как личность формируется под определяющим воз­действием социальной среды. Среда как фактор психи­ческого развития — понятие сложное, многогранное, включаю­щее и природные, и социальные влияния на психическое раз­витие. [6, с.408].

Определенное влияние на развитие психики ребенка оказы­вает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, земное притяжение, электромагнитное поле, особенности кли­мата, растительности. Природная среда важна, но она не оп­ределяет развитие, ее влияние косвенное, опосредст­вованное (через среду социальную, через трудовую дея­тельность взрослых людей).

Основной толчок психическому развитию ребенка дает его жизнь в обществе людей. Если нет общения с другими людьми значит, нет развития психики ребенка. Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт чело­веческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью; старшие поколения передают млад­шим накопленные веками богатства, воплощенные в произве­дениях науки, литературы и искусства, закрепленные в нрав­ственных нормах и правилах поведения людей, в орудиях тру­да и знаковых системах.

Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфических человеческих способностей и функций.

Развитие ребенка осуществляется как под влиянием непо­средственного окружения (семья, сверстники, родственники, соседи), так и, главным образом, под влиянием социальной среды в широком смысле, под воздействием различных средств массовой информации, окружающих ребенка обстоятельств жизни.

У ребенка в определенных социальных условиях жизни возможно развитие специфически человеческих свойств психики: произвольной памяти, логического мышления, речи. Особую роль в процессе становления высших психических функций человека играет развитие речи. Особенность психики человека состоит в том, что челове­ческая психика определяется культурными, социальными зна­ками, самым существенным среди которых является язык. [6, с.413].

Развитие человеческих свойств в индивидуальном становле­нии личности осуществляется на основе социальной программы и под ее контролем. В ходе этого развития преобразуется, оче­ловечивается и биологическая основа этих свойств.

Советские психологи, признавая значение наследственности и утверждая определяющую роль социальной среды в психи­ческом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни на­следственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности. Лишь при реализации своей актив­ности ребенок будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом условии проявятся особенности его наслед­ственности. По существу, в активности ребенка обнаруживает­ся и биологическое и социальное в их единстве. Формы проявления активности детей отличаются большим многообра­зием: от примитивных подражательных действий с предмета­ми до активности инициативной, творческой, созидательной. Но в какой бы форме ни проявлялась активность ребенка, она не­обходима для познания окружающего мира, важна для его развития. В активности ребенок и проявляет себя, и развива­ется. Эффект развития будет зависеть от управления ак­тивностью со стороны взрослых. Руководить активностью де­тей важно на всех этапах их психического развития. Цели, за­дачи и возможности развития детей должны быть осознаны и приняты воспитателем, учителем.

Читайте также:  Ребенок с задержкой психического развития презентация

Основными формами организации активности детей явля­ются обучение и воспитание. Общественное обучение и воспи­тание определяют психическое развитие ребенка, его познава­тельные способности, знания, способы «добывания» этих зна­ний, характер отношений к миру, людям, самому себе.

Движущие силы психического развития ребенка. Сущест­вуют две диаметрально противоположные концепции разви­тия: диалектико-материалистическая и метафизическая.

Диалектико-материалистическая наука под развитием по­нимает не только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств. [14, с.205].

Сущность развития психики ребенка она видит в постепен­ных количественных накоплениях, которые путем скачка при­водят к качественным изменениям. Например, овладев отдель­ными звуками, ребенок в определенный момент начинает про­износить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество — способность связывать слова в предложение.

Аналогичный процесс количественно-качественных измене­нии можно наблюдать в различных областях формирующейся психики детей: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях, в поступках, в сознании в целом.

Следует отметить, что качественные изменения в результа­те постепенных количественных накоплений не всегда высту­пают в явном виде. Скачок как качественное изменение, может быть, растянут во времени. Для глубокого познания закономер­ностей психического развития, для практики управления про­цессом формирования личности важно выявить его источники, движущие силы, от которых зависит развитие ребенка. Метафизическая концепция развития не выявляет его источников, считает развитие самопроизвольным, спонтанным про­цессом, причины которого непознаваемы, а потому автомати­чески снимается вопрос о возможностях, управления этим про­цессом. По этой концепции ребенок — это маленький взрослый человек. Психическое развитие — лишь развертывание данных изначально особенностей. Диалектико-материалистическая тео­рия рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающими­ся, прогрессивными. Эта теория видит источник развития в са­мом жизненном процессе. В этом процессе возникают проти­воречия, в нем же они преодолеваются, снимаются. [7, с.19].

Противоречия между старым и новым в психике ребенка проявляются и преодолеваются в ходе воспитания и обучения. Таковы, например, противоречия между новыми потребностя­ми, возникающими в деятельности, в процессе общения с окружающими людьми, и возможностями их удовлетворения ра­нее сложившимися формами и способами поведения, противо­речия между реализуемыми возможностями и потенциальными возможностями ребенка и др.

На каждом возрастном этапе развития детей имеют место своеобразные формы проявления противоречий. Рассмотрим это положение на примере проявления и развития потребности в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдель­ных слов, значение которых не всегда ему понятно, но интона­ционные оттенки, которых он воспринимает очень тонко. С воз­растом, к концу младенческого периода, средства эмоциональ­ного общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более ши­рокому и глубокому общению с людьми и познанию окружаю­щего внешнего мира. Потенциальные возможности ребенка ( н. р. : уста­новка на обязательное выполнение требований учителя, цен­ность внутренней позиции школьника) выступают как движущие силы его психического развития. Управление процессом психического развития ребенка в организованном обу­чении и воспитании предполагает знание и учет основных противоречий каждого возрастного периода.

Источник