Проблема периодизации и значение кризисов в психическом развитии ребенка

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Кризисы в психическом развитии характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периодам, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. Актуальность обусловлена тем, что и педагоги и родители и сами дети в периоды острого протекания возрастных кризисов теряются и зачастую этот период затягивается, так как не могут решить проблему кризиса. Это приводит к повышению неврозов у детей, психосоматических заболеваний. Трудновоспитуемость в период острого протекания возрастных кризисов принимает уродливые формы. Именно поэтому проблема профилактики острого протекания возрастных кризисов очень актуальна.

Психологическими особенностями возрастных кризисов детства выступают: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде; изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением; резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизма, системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека. Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.[10, 37]

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.[12, 15].

Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал в отечественной психологии П. П. Блонский. Он же обращает внимание на особые переходные возрасты и подчеркивает, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении трудности. Нередко их называют также критическими возрастами. Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды.[10, 179]

Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.[3, 244]

В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с общими вопросами определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе вводит и теоретическое представление о двух типах возрастов — критическом и стабильном. Описывая критические периоды в развитии, Л.С.Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.[3, 245]

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.

Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:

  • наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

  • неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения; моментов его наступления и окончания;

  • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка; выпадение его из системы педагогического воздействия;

  • наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

1) кризис новорожденного– связан с недостаточностью эмоционального общения. Это переход от одной формы существования к другой. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.

2)кризис 1 года жизни – негативизм, упрямство, самоуправство. Желания не совпадают с возможностями, хочет, но не может или, например, ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые убирают острые вещи, закрывают электрические розетки, ставят повыше электроприборы, посуду и книги со словом «нельзя!». Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

3)кризис. 3хлет – потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок в это возрасте настаивает на своем мнении, Я сам!. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал «наоборот» известные строки Пушкина: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах». Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

Малыш пытается определить, при каких условиях вы выходите из себя, ведь конфликты с взрослыми помогают ему выстроить систему координат, определяющую, что делать можно, а что нельзя.

Агрессивность. Кризис третьего года жизни — самый кусачий и драчливый период. Такое поведение — прямое следствие упрямства: если ты не делаешь так, как я хочу, получи лопатой по спине!

Жадность. Еще один способ формирования образа своего «Я». Деление игрушек на «мои» и «чужие» помогает ребенку почувствовать собственные границы практически «на ощупь».

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Читайте также:  Нравственное развитие ребенка в психологии

4)кризис 7 лет – В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.[6,76]

Цепь неудач или успехов в учебе, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

5)кризис 13 лет – (подростковый возраст). Тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.

Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости. В этом возрасте появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными в правах со взрослыми.

6)кризис 17 лет – плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитии, общение со сверстниками и родственниками. Много планов, но не может их решить.

7)кризис 21-23 года – в психологии кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого специалиста. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе, трудность и проблема возникает когда у него некомпетентный первый шеф. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста, может быть перекрыта информация о работе молодого специалиста. Этот кризис совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом молодого специалиста. В этот период закладываются экономические, нравственные, психологические основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психологическая некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.), сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) некомпетентность. Большой стресс появление ребенка.

8)кризис 30 лет – кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.

9)кр. 40 лет – кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь.

10)кризис 50 летособый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.

11)кризис выхода на пенсию – кризис и стресс очень тяжелый. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии? Миф о старости: с возрастом умственные способности снижаются, миф о том, что старики это потребители, миф об одиночестве пожилых людей, страх перед смертью. Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий социальный план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д.

Изучив роль кризиса в развитии и исследовав структуру возрастных кризисов теоретически можно перейти к эмпирическому исследованию и выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).

Осуществив краткий обзор существующих теорий о природе возрастных кризисов, основных положений концепции возрастных кризисов в отечественной психологии и западных теориях развития. Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

На основе рассмотренного материала можно дать общее определение возрастного кризиса.

Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.

Трудновоспитуемость является одним из симптомов острого протекания возрастного кризиса.

Для выработки мер профилактики острого протекания возрастного кризиса мы рассмотрели структуру возрастного кризиса, причины возникновения фазы острого протекания возрастных кризисов. В качестве одной из основных причин острого протекания возрастного кризиса мы считаем, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций, отношений в семье, системы воспитания, эмоционального состояния ребенка. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Таким образом, мы можем предположить, что в качестве профилактики острого протекания возрастных кризисов (детства) является коррекция поведения взрослого и ребенка.

Иными словами, родителям надо научиться видеть в требованиях ребенка более широкий пласт содержаний его запросов, их неоднозначность, многоплановость.

Ребенок на каждом возрастном переходе пытается действовать иначе, чем принято, чем раньше. Его действия пронизаны идеей свободы от внешнего управления. Но подлинное свободное (произвольное) действие всегда совершается относительно многих контекстов, смыслов, значений.

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания.

Течение критического периода может быть успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т.е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.

Сказанное означает, что возрастное развитие ребенка провоцирует развитие родительской (воспитательной) позиции взрослых. Если взрослый «отказывается» от возможности развития, намеренно или по неведению старается сохранить старые формы взаимодействия с ребенком, это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком, к собственным эмоциональным проблемам, блокирует развитие ребенка.

Таким образом, действия взрослого так же, как и действия ребенка, меняются в критический период. Именно коррекция поведения взрослого является, как правило, условием, обеспечивающим нормальное течение возрастного кризиса у ребенка.

Читайте также:  Роль деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

ЛИТЕРАТУРА:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.

4. Выготский Л.С. статья «Проблемы возрастной периодизации детского развития».

5. Государев Н.А. Специальная психология. Москва, 2008

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья «Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет».

7. Ермолаева М. В. Психология развития. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.

8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /Е.Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9. Крайг. Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004

10. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2000

11. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

13. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест, 2003г.

14. Поливанова К.Н. Аннотация «Возрастные кризисы глазами психолога и педагога». Статья, эссе, 2003.

15. Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.//Вопросы психологии. 2004-2 (март-апрель).

Источник

Кризис психического развития определяется как относительно короткий период личностного развития человека, характеризующий собою переход (как правило, «скачкообразный») с (от) одного периода (эпохи) индивидуального психического развития к другой. Кризисы психического развития, несмотря на дифференцированность их форм выражения, имеют общую для всех людей психофилогенетическую и социально-культурную природу. Кризисы психического развития имеют также весьма четкие для подавляющего большинства людей сроки протекания в психоонтогенезе. По мнению Л.С. Выготского, кризис это всегда обострение субъективных внутренних противоречий между уже сформированным опытом и психическими функциями и вновь возникающими качествами мотивации, способностей, самосознания.

Кризис новорожденности. Данный кризис обусловлен переходом организма человека из внутренней среды организма матери, из среды околоплодных вод организма матери в предметную гетерогенную среду внешнего мира. Происходит осуществление физического отрыва от матери, производится первая психическая травма — частичное разрушение психологического симбиоза с матерью. Этот кризис характеризуется тем, что осуществляется резкий переход организма ребенка в новое качество — в качество отдельного, во многом автономного физического, телесного, и психического, индивидуально-психологического существования. Кризис новорожденности может осложнятся трудностями родового процесса и увеличением времени родовой асфиксии (время до первого крика новорожденного).

Кризис одного года (1года-полутора лет). Данный кризис выражается в противоречии между сформированным комплексом физических и психических свойств, определяющих индивидуальную возможность независимого от матери существования и взаимодействия с предметным миром с одной стороны и сохраняющейся потребностной мотивацией к интимному (эмоционально-телесному) общению с матерью с другой стороны. На позитивное разрешение этого кризиса влияет опыт общения и совместной деятельности с ближайшими (со значимыми) взрослыми, — отцом, бабушкой, дедушкой и т.д. Также, на положительное разрешение кризиса одного года, существенно воздействует эмоционально-чувственная и мотивационно-деятельностная позиция матери по отношению к ребенку. Разрешается этот кризис, обычно, в как таковом поведенческом и деятельностном психическом развитии ребенка, осуществляющемся в виде элементарного смыслового понимания и эмоционального переживания (потребностное реагирование) своих собственных предметных действий. Данный опыт ребенок получает эмпирическим путем (частично под руководством взрослых) в ходе взаимодействия с внешней предметной средой обитания.

Кризис трех лет (2,5-3 лет лет, или, даже, 2-3 лет). Данный кризис еще называется кризисом «Я сам». В ходе него происходит резкое индивидуально-психическое, но подчиненное общим законам психоонтогенетического развития, обострение разнообразных личностно-средовых противоречий. Обостряются противоречия между слабо сформированными способностями самостоятельного предметного действия и сформировавшимся мыслительно-языковым и поведенчески-деятельностным осознанием отдельности своего Я от родителей (семьи). Причем психологическая автономия производится ребенком не только от родителей (по отношению к ним), но и от окружающих (по отношению к) взрослых и, даже, от других детей. По определению Д.Б. Эльконина, кризис трех лет это первый кризис социальных отношений, направленный большей частью на личностное обособление от микросоциума. Этот кризис происходит в связи с активным формированием внутреннего Я (эго) ребенка, но отличается тем, что имеется непонимание ребенком смыслового подтекста социальных (ролевых) отношений в семье и микросоциуме. Ребенок также еще далеко не полностью осознает целостную (логическую, причинно следственную) структуру сложных предметных действий, что также является причиной данного кризиса. Кризис трех лет, как правило, разрешается в ролевой игре, в освоении ребенком различных социально-деятельностных ролей, в умозрительном понимании им смысла разнообразного ролевого поведения (в том числе и относительно его «основной роли»).

Кризис шести-семи лет (5-6 или, даже, 5-7 лет). Данный кризис знаменует собою глобальное противоречие между желанием (пробудившейся социальной потребностью) быть учеником, побуждением вступить в систему «настоящих» (общественных) отношений, и личностной неуверенностью (общей тревожностью), вызванной наличием опыта управления собственным поведением и деятельностью, в основном, только в пространстве игровой (как домашней, так и уличной) деятельности. Этот кризис, обычно, разрешается в процессах организации социального взаимодействия, в формировании осознания личностных самооценок во взаимоотношениях с учителями, родителями и сверстниками в разных ситуациях общественного общения, социального научения, обучения в школе. Кризис шести-семи лет считается началом социального становления человека и первой вехой успешности и эффективности процесса его личностной социализации.

Кризис полового созревания (подросткового, отроческого возраста) от 11-12 до 14-15 лет. Границы данного кризиса наиболее размыты, он может быть как раньше, так и позже, и протекать как быстрее, так и медленнее. Эти характеристики зависят, прежде всего, от уровня психофизической сформированности конкретного подростка (отрока). Данный кризис обусловлен, прежде всего, невозможностью доминантно овладеть своей эмоционально-чувственной (аффективной) и волевой сферой в условиях значительной перестройки телесной организации (эндокринной системы) и в условиях изменившихся (ужесточившихся) требований общества к культурно-социальному статусу индивидуальности. «Гормональный взрыв» сочетается в этом возрастном кризисе с усложнившейся для личности системой социальных отношений и с активизацией самосознания и рефлексии. Кризис полового (что касается и формирования «психологического пола» — гендера) созревания, как правило, разрешается в социально-деятельностных процессах общественной организации удовлетворения и предметного разнообразия реализации «проснувшихся» социальных потребностей подростков. Этот кризис также, обычно, разрешается в общественных процессах социальной (разнообразные социальные институты) организации разнообразия объектной актуализации способностей, поведения и личностного развития подростков в разных видах предметной, творческой деятельности, — в прикладных видах художественного творчества, в искусстве, в спорте, и т.п. На позитивное разрешение кризиса подросткового возраста существенное положительное влияние оказывает коллективная организация деятельности подростков, а осложнен данный возрастной кризис может быть неправильно организованной системой социальной педагогики (в широком, общественном, институциональном понимании этого термина).

Кризис ранней юности (15/16 — 17/18 лет). Данный возрастной кризис, по мнению Э. Эриксона, психически и культурологически обусловлен наличием у субъекта амбивалентных социально «заземленных» переживаний интимности-изоляции. Этот кризис характеризуется переходом из «мира детства» и подростковой субкультуры в общественный мир социальных (культурных, политических, экономических и т.п.) отношений. Личностью производится нахождение своего места в мире, происходит формирование и развитие социальной зрелости, становление профессиональной направленности, — все это создает сложную социально-психологическую ситуацию для человека. При положительном, позитивном разрешении данного возрастного личностного кризиса субъектом осуществляется интеграция в социальные институты, стратификация (вхождение в социально-профессиональные группы), происходит осознанно-личностное осмысление общественных норм культуры, морали, нравственности и поведения. При негативном, отрицательном разрешении этого кризиса, человек на данном этапе своего личностного развития не вырабатывает личностных приоритетов собственного развития, не осуществляет социально-профессионального самоопределения, а общество, в свою очередь, не предоставляет ему возможностей для получения образования, политических знаний, профессиональных умений и навыков, не обеспечивает резко возросшие познавательные и эстетические потребности субъекта. Психологической характеристикой возраста ранней юности, по мнению И.С. Кона, является кризис социального и личностного самоопределения, детерминированный, обусловленный существенной недостаточностью общественного опыта взрослой жизни, что и проявляется в общении, поведении и деятельности лиц раннего юношеского возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка по отпечаткам пальцев

Кризис межличностных отношений (около 20-23 лет). Этот кризис, как правило, связан с началом семейной жизни и критическим периодом ее становления.

Кризис 30-35 лет — переход к «официальной», социальной зрелости, оценка собственных жизненных ролей: профессиональных, семейных, общественных, личных.

В 36-40 лет — переоценка жизненных ценностей (принципов, установок) и обязательств (изменение «хочу» и «могу»).

Кризис среднего возраста (40-42 года). Главным свойством возрастного периода взрослой жизни является осознание своего акме. Акме (греч.) — высшая точка развития чего-либо, например личности человека, — отсюда понятие, термин и научная дисциплина — акмеология вершины собственных достижений. Данный период может характеризоваться (и, как правило, характеризуется) так называемым кризисом среднего (взрослого) возраста. Кризис среднего (у некоторых индивидуумов, большей частью, зрелого) возраста — это противоречие между уже реализованным личностным потенциалом и дихотомичным переживанием неудовлетворенности сформированных и осуществленных в юности, молодости и в начале периода взрослости ценностных установок. Это кризис переоценки ценностей. Он (в положительном варианте) разрешается в позитивном смысле (в реализованных целях) подтверждением принятого и реализованного жизненного пути. В отрицательном значении этот кризис переживается как личная драма и разрешается в существенной смене ценностей, в поведенчески — деятельностном изменении взглядов на жизнь, что выражается в смене профессии, в разводах, в новых браках, в кризисе вероисповедания.

Все периоды взрослости характеризуются переходом к организации самоконтроля, переходом к организации самообразования (в самом широком смысле слова) и процессом увеличения его доли в личностных тенденциях, в социально-психологических закономерностях организованного (прежде всего самим субъектом, но, отчасти, и обществом) обеспечения развития человека.

В возрасте 51-60 лет — осознание концепции жизни и концепции смерти. Готовность делиться опытом.

Старше 65 — кризис старости. Главным в этом кризисе, по мнению Э. Эриксона, является оценка собственной жизни. Обретение мудрости и подведение итогов. И каждый следующий этап наступает после того, как решены задачи предыдущего, нерешенные же задачи ведут к остановке развития. Как считает Ш. Бюлер, стимулятором невротического состояния в этом возрасте выступает сам факт старения, который становится психологическим кризисом. В этот период, многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение или разочарование. Невротическая личность обычно испытывает разочарование, потому, что невротик вообще не умеет радоваться успехам; он никогда не был доволен своими достижениями: ему всегда казалось, что он что-то не дополучил, что ему недодали. К старости эти сомнения усиливаются. Кризис старости знаменуют собой завершение предшествующего жизненного пути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит жизненные итоги, и если воспринимает ее как целостность, где ни убавить, ни прибавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее. Он понимает, что смерть — естественный конец жизни.

Феномен смерти.

Страх смерти. Если человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками, (теперь уже непоправимыми), то его настигает чувство бессилия что-либо исправить. Приходит страх смерти. Человек живет, до тех пор, пока он боится смерти и борется за жизнь. Только душевно больные люди не боятся смерти, а в состоянии деменции стремятся к ней. Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охватывающий больного при вопросе: «Почему именно я?» — изливается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства вовне. Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным верующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений медицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад. После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть предстоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе — наступает состояние «социальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалился, как бы умер в социальном смысле). Пятая стадия — это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и смиренно ждет своего конца — это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Клиническая смерть наступает с момента прекращения работы сердца и дыхания, но в течении 10—20 минут медицинскими усилиями еще возможно вернуть человека к жизни. Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма. Некоторые ученые утверждают, что с гибелью тела не происходит полная гибель души, психики человека, существует гипотеза, что душа человека в виде информационного сгустка после смерти человека продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материалистическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследования физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

Практические и семинарские занятия 2 часа. Типы (сочетание): кейс-метод, групповое решение творческих задач (метод дневников, метод развивающейся кооперации), проектирование.

Источник