Проблема движущих сил развития ребенка

Проблема движущих сил развития ребенка thumbnail

Условия психического развития
это внутренние и внешние постоянное
действующие факторы, которые влияют на
психическое развитие человека, формируя
его динамику и определяя конечные
результаты

Внутренние условия

(определяются
особенностями организма)

Внешние условия

(влияние
внешних факторов)

1.
неравномерностьразвития –
личности означает, что в зависимости
от психофизиологических особенностей
один человек может развиваться быстрее,
другой медленнее

1.
социальная природаличности –
определяется общественными отношениями,
в которых она формируется: отношениями,
складывающихся в процессе производства
и потребления материальных благ,
политическими отношениями, идеологическими
отношениями, отношениями людей в
социальной группе, в которую они входят

2.
интеграция– в развитии личности
означает, что все внутренние возможности
организма человека в окончательном
итоге мобилизуются на достижение его
качественного формирования

2.
целостность– зависит от всего
комплекса внешних влияний на нее. Если
присутствует доминирующее влияние
одних факторов и недостаток других.

3.
компенсацияв развитии личности
означает, что, несмотря на возможность
существования у того или иного человека
определенных генетических или
психофизиологических недостатков
или особенностей, в ходе его становления
и развития как личности он способен
достигать хоть и позднее, но полного
своего развития

3.
стадиальностьразвития личности
означает, что человек формируется как
личность в определенные периоды своего
возрастного и социального становления,
для которых могут быть характерны
свои особенности и на каждом из которых
действуют свои законы

Источником психического развития(по Л.С. Выготскому) является социальная
среда, культурный опыт человечества.

Предпосылкой психического развития(по Л.С. Выготскому) наследственность и
врожденность.

Врожденность– изменения,
сформировавшиеся во внутриутробном
развитии ребенка.

Движущие силы психического развития– это противоречия, возникающие в
развитии ребенка.

Противоречия возникают и разрешаются
только в деятельности и определяют
образование новых качеств познавательной
сферы или(и) личности человека.

К основным противоречиямпсихического
развития человекаотносятся:

1) противоречие между потребностями
человека и внешними обстоятельствами;

2) между целостным характером формирования
личности и степенью развития ее отдельных
качеств;

3) между притязаниями личности и ее
реальными возможностями;

4) между возросшими способностями и
старыми формами деятельности;

5) между новыми потребностями, порождаемыми
деятельностью, и возможностями их
удовлетворения;

6) между уровнем психического развития
и требованиями общества;

7) между потребностями личности и
достигнутым уровнем овладения средствами,
которые необходимы для их удовлетворения;

8) между уровнем психического развития
и образом жизни, занимаемым метом в
системе общественных отношений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

С точки зрения А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, основой психического развития является смена деятельности. Ведущая деятельность – это 1) деятельность, в которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре – воображение, в учении – логическое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность – это деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии ее развития.

В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит собственно тип ведущей деятельности. Соответственно в ней выделяются: 1) младенчество с непо- средственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью; 3) дошкольное детство с игрой; 4) школьный возраст с учением; 5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками; 6) юношеский возраст с учебно-профессиональной деятельностью.

Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь, каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Вотличие от развития вида – филогенеза – развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

45

Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление – социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно написать все, что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию.

Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р. Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально. Ребенок растет согласно естественным законам, реализуя то, что дано ему от природы; необходимо лишь довериться этому росту, не мешать ему.

Выход из сложившегося положения, казалось, был найден в двухфакторных теориях детерминации развития личности. Одна из этих теорий называется теорией конвергенции двух факторов и принадлежит В. Штерну. Он считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, но результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Штерн писал: «Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходит

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в период

46

ли оно извне или изнутри?»… так как и то, и другое принимает участие в его осуществлении».

Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием Х-элементов наследственности и Y- элементов среды. Это самая распространенная концепция современной, прежде всего западной, психологии. Так, например, английский психолог Г. Айзенк считает, что интеллект на 80 % определяется влиянием среды и лишь на 20 % — влиянием наследственности.

З. Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных, однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Благодаря воспитанию удается временно примирить те силы, которые сталкиваются из-за противоборства принципа реальности и принципа удовольствия. Таким образом, конфронтация двух факторов предстает как конфликт между обществом и влечениями личности, а во внутреннем плане выражается изначальным конфликтом между различными инстанциями самой личности — «Сверх-Я» и «Оно». «Сверх-Я» представляет собой усвоенные личностью социальные нормы, правила поведения, а «Оно» содержит глубинные влечения, отражающие природное начало в человеке.

Одна из главных идей Л.С. Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом, счетными системами и др. Усвоение культурноисторических достижений человечества ребенком происходит в процессе пе-

47

рехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, этот процесс называется «интериоризация».

3.7. Жизненный путь и стратегия жизни человека

Время жизни, или ее протяженность, пространство жизни (англ. life time, life span) обозначает временной интервал между рождением и смертью. Продолжительность времени жизни имеет важные социальные и психологические последствия: от нее во многом зависят, в частности, длительность сосуществования поколений и продолжительность первичной социализации детей. Тем не менее «время жизни» — понятие формальное, обозначающее лишь хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию.

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни подчинен известной закономерности, а его этапы («возрасты жизни», «времена жизни») представляют собой постоянный круговорот.

Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания индивидуального развития — «жизненный путь». Он характеризует процесс развития человека, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование личности. В последние годы системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли важное место в психологии развития. Особенное внимание современная наука уделяет проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.

Американские ученые Л.P. Шеррод и О.Г. Брим (младший) резюмируют современные представления о жизненном пути человека следующим образом.

1. Развитие является принципиально плюралистическим как в процессе, так и в результате: ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию.

48

2.Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни. Это значит, что развитие человека не ограничивается отдельным периодом его жизни и пережитое в одном периоде не обязательно важнее того, что будет испытано

вдругие периоды. Различные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и развитие в разных областях не обязательно имеет сходные траектории или даже сходные принципы.

3.Развитие разных людей протекает крайне неодинаково. Межиндивидуальные различия могут включать биосоциальные процессы дифференциации, зависящие от половой, социально-классовой и иной принадлежности. Это значит, что межиндивидуальная изменчивость (вариабельность) может отражать изменчивость процесса развития.

4.Развитие в разных областях жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые также могут быть взаимосвязаны: оно не сводится к одной-единственной системе влияний, например биологии (развитие не является простым процессом созревания, развертывания чего-то заранее данного) или среды (развитие не является простым процессом воспитания и научения).

Структурным воплощением жизненного процесса и жизненной перспективы является жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути: с помощью его планирования и сценарного воплощения.

49

Источник

Автор: Карабанова О.А., профессор психологии,
член-корреспондент отделения психологии ​​​​​​​и возрастной физиологии РАО
​​​​​​​Возрастная психология. Лекции

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

Можно выделить два основных критерия различения теоретических подходов к выделению закономерностей психического развития ребенка в онтогенезе. Первый критерий предполагает признание или отрицание специфики закономерностей развития человека в онтогенезе по сравнению с животными. Если специфика отрицается, то можно говорить о натурализме (биологизации) развития, т. е. признании универсальных законов развития, в равной степени справедливых и для человека, и для животных. В культурно-историческом подходе специфику психического развития человека связывают с усвоением социокультурного опыта, рассматривая его как особый вид родовой наследственности человека наряду с органической наследственностью.

Второй критерий предполагает признание активности развивающегося субъекта. Теории, игнорирующие или отрицающие значение активности человека в развитии, получили название факторного подхода. Развитие интерпретируется как результат влияния двух факторов — наследственности и среды. Альтернативой факторному подходу являются деятельностные подходы, когда активность рассматривается как основная причина развития. Это культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), а также конструктивистский подход (Ж. Пиаже).

Основа факторного подхода была заложена в известном противостоянии двух философских школ, представляющих в психологии позиции нативизма и эмпиризма (схема 2). Это дуализм Р. Декарта и эмпиризм Дж. Локка и Д. Гартли.

Читайте также:  Сензитивные периоды развития ребенка реферат

Факторный подход — это подход, согласно которому развитие определяется действием двух факторов: наследственности и среды. Согласно позиции нативизма, все развитие человека определяется его наследственностью. Философское обоснование этого подхода было дано Декартом, который предложил свою теорию врожденных идей. Нативизм в истории психологии представлен теориями преформизма, рекапитуляции и созревания.

Проблема движущих сил развития ребенка

​​​​​​​​​​​​​​
Эмпиризм представлен двумя научными школами — ассоцианизмом и бихевиоризмом.

Нативизм и эмпиризм однофакторные теории. Двухфакторные теории во внимание принимают оба фактора — и наследственность, и среду. К ним относятся теория конвергенции двух факторов (В. Штерн) и теории, представляющие отношение факторов как конфронтацию и антагонизм (3. Фрейд, теория Ж. Пиаже раннего периода). Конвергенция — схождение, предполагает взаимодействие и взаимное дополнение наследственности и среды. Конфронтация факторов интерпретируется как вытеснение (подавление) наследственности социальным фактором среды.

Факторный подход к проблеме движущих сил психического развития ребенка

Лекция 4. Проблема психического развития ребенка в факторном подходе

4.1. Общая характеристика

4.2. Теории нативизма

4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме

4.4. Теория конвергенции двух факторов

Вопрос. Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Статьи по теме:

Факторный подход. Теории нативизма

Факторный подход. Теории нативизма

Преформизм — концепция психического развития, согласно которой все свойства и характеристики индивид…

Факторный подход. Теории эмпиризма

Факторный подход. Теории эмпиризма

Теории развития как научения исходят из приоритета фактора среды: считается, что все дети рождаются…

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Факторный подход. Теория конвергенции двух факторов

Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — н…

Развитие человека

Развитие человека

Развитие человека — качественные изменения его физических, душевных и умственных характеристик. Чащ…

Филогенез

Филогенез

Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos —…

Онтогенез

Онтогенез

Онтогенез (от: ον — бытие и γέννηση — происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма о…

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития

Критический анализ факторного подхода в понимании движущих сил развития.

Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на…

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

Детская психология — отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и за…

Категории:

  • Психика
  • Развитие ребенка
  • Развитие человека
  • Психическое развитие
  • Все статьи
  • Факторный подход

Источник

Фрейд
никогда не занимался конкретно возрастной
психологией. У него двухфакторная
теория.

Человек
страдает не от актуального, а от
переживаний детства. Сексуальное
влечение характеризуется объектом и
секс. целями. Секс цели- области тела,
связ с удовольствием- эрогенные зоны.

Основные положения:

  • Психологическое
    развитие понимается, как мотивационно
    — личностное.

  • Развитие
    — это адаптация к среде, при этом среда
    всегда противостоит конкретному
    индивиду.

  • Движущие силы
    развития всегда врождённые и
    бессознательные.

  • Механизмы
    развития врождённые и основы личности
    закладываются в детстве, в дальнейшем
    структура личности изменяется.

  • Фрейд
    показал, что для развития человека
    главное значение имеет другой человек,
    а не предметы, которые его окружают.

Развитие личности
состоит в становлении ее структуры:

ИД
– Оно – природное начало, телесные
влечения (сексуальность по Фрейду- любая
телесная потребность) Главная функция
— побуждения.Два влечения: эрос (к жизни,
наделено энергией либидо) и танатос (к
смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)

ЭГО
– Я — прижизненное образование. Основная
функция — помирить ид и суперэго. Эго —
подчиняется принципу реальности. Слуга
трёх господ — суперэго, ид и реальность.

СУПЕРЭГО
— Сверх я — формируется при жизни под
влиянием общества. Социальная подструктура
— совесть, ценности, мораль, идеалы.
Первые образцы — родители. Основные
функции — контроль, наказание. Напралено
против телесных потребностей.

Согласно
Фрейду: Источник психического развития
— влечения и инстинкты. Ребёнок рождается
с определённым запасом энергии либидо.
Ребёнок удовлетворяет либидо —
прикосновениями. Детская инфантильная
сексуальность лежит в основе взрослой,
но не предопределяет её.

Развитие
— есть преобразование и перемещение
сексуальной энергии по разным эрогенным
зонам.

Эрогенные зоны —
области тела чувствительные к стимулу.

Психосексуальное
развитие — биологически детерминированная
последовательность, развёртывающаяся
в неизменном порядке и присущая всем
людям независимо от культурного уровня.

Развитие
биологически предопределено. Фрейд
считал, что влияние социума проявляется
в долговременном вкладе — приобретённые
установки, черты, ценности. Термин “
психосексуальное” подчёркивает, что
главный фактор развития — сексуальные
инстинкты.

Два фактора,
влияющие на развитие: фрустрация;
сверхзаботливость.

Фрустрация
— сексуальные потребности ребёнка
пресекаются родителями или воспитателями
возникает не получение удовлетворения,
на последующих стадиях может развиться
депрессия, могут развиться черты
характера, привычки.

Сверхзаботливость
— ребёнку не предоставляется возможность
самому управлять своими действиями,
впоследствии может развиться зависимость
и некомпетентность.

Остаточное
поведение — при фрустрации и сверхзаботливости
накапливается либидозная энергия,
которая может позже проявиться в
остаточных явлениях, чертах характерных
для той стадии, на которой они появились.

Регрессия
— возврат на более раннюю стадию
психосексуального развития. Например,
взрослый реагирует на стресс слезами;
сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка
или остановка на определённой
психосексуальной стадии.

Классификация
периодов постороена по принципу ведущей
эрогенной зоны в каждом конкретном
возрасте:

  1. Оральная стадия
    (0 — 1,5 г.). От рождения — до прекращения
    кормления грудью.

Основной
источник удовольствия
— кормление. Губы, рот — главное
сосредоточение активности младенца
(эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое
поведение. Формир эго.

Остаточное
поведение
— жевательная резинка, курение, переедание,
поцелуи, грызение ногтей. Главная
задача —
формирование зависимости и независимости
от других людей.

Оральная стадия
состоит из двух фаз:

  • ранняя (0 — 0,5 г.) —
    основное либидозное действие — сосание;

Читайте также:  Системные нарушения в развитии ребенка

Сначала
ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет
собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает), затем находит
удовлетворение от другого чел-ка: мать.
Появляется любовь к ней, тк она удовл
его секс. потребности.

  • Поздняя- основное
    действие –укус, агрессивный характер.

Это
орально- садистическая фаза, тк запрещают
кусать грудь, возникает конфликт. У
новорождённого Ид — единственная
существующая субстанция. На второй
стадии (поздней) от Ид начинает отделяться
Эго. Первое познание мира происходит
через мать, разделение объекта и ощущения
начинается с наказания. Эго и Ид в
постоянном конфликте.

На
оральной стадии ребёнок живёт в состоянии
невинного нарциссизма. Сон — глобальное
нарциссалическое состояние.

Биологическая
связь с матерью создаёт потребность
быть любимым, это на всю жизнь. Если
ребёнок не получает удовлетворение
потребностей этого периода — может
возникнуть задержка или остановка, он
будет возвращаться к этой стадии уже
во взрослости.

В
первой половине младенчества (на ранней
оральной стадии) недостаток удовлетворения
либидо может привести к возникновению
орально — пассивного типа личности.
Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий
материнского отношения от других,
одобрения любой ценой. Доверчивость,
пассивность, незрелость.

На поздней стадии
(орально — садистической) — любовь к
спорам, пессимизм, цинизм, сарказм,
стремление доминировать над людьми,
склонность к эксплуатации.

  1. Анальная стадия
    (1,5 — 3 г.).

Эрогенная
зона в области ануса.
Дети получают удовольствие от задержки
и выталкивания фекалий. Приучение к
горшку. Удовольствие от напряжения и
релаксации. Встречается с запретами —
внешний мир барьер, который должен
преодолеть ребёнок. Если бы их не было,
личность бы не развивалась, ограничение
приводит к ососзнанию самого себя.

На
этой стадии полностью
образована инстанция Эго.
Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность
ребёнок боится потерять любовь родителей.
Появляются зачатки Суперэго.

Происходит
тестирование реальности: изучение
возможностей получения удовольствия
в условиях социальных норм и запретов.

2 фазы:

  • Анально-
    садистическая 1-1.5 года противостояние
    ребенка и взрослого. Удовольствие от
    напряжения и боли =>
    садо- мазо наклонности.

  • Анально-
    ретентивная (удержание) 1.5-3 года
    Удержание- отпускание, ребенок начинает
    контролировать свои функции. Впервые
    соотносит два принципа: удовольствия
    и реальности. Нельзя шлепать ребенка,
    тк это станет удовольствием.

В
случает фиксации два типа характера:
анально- удерживающий (упрямство,
упорство, бережливость, склонность к
накопительству, экономность,
коллекционирование) и анально-
выталкивающий (тенденция к противостоянию,
упорство, негативизм)

  1. Фаллическая стадия
    (3 — 5, 6 лет).

Пик
детской сексуальности. Эрогенная зона
— гениталии. Рассматривание органов,
манипулирование, заинтересованность
к вопросам пола, половых отношений,
фантазии, чаще всего представления не
верные. Дети этого возраста воспринимают
половой акт, как агрессивные действия
отца в отношении к матери. Если до этой
стадии сексуальность — аутоэротичность,
эротичность, теперь предметна. Первый
выбор сексуального объекта. С матерью
связано удовольствие => и мальчик и
девочка выбирают мать. Свои привязанности
к взрослым людям, к родителям. Привязанность
мальчика к матери — Эдипов комплекс.
Девочки к отцу — комплекс Электры.

Каждый
ребенок неосознанно желает смерти
родителя своего пола и обладание
родителем противоположного пола.
Амбивалентное отношение к отцу, т.к.
ревнует к матери, но при этом сильный
конкурент => хочет отождествлять себя
с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается
освобождением под страхом кастрации.
Страх кастрации — боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца. Завершается
идентификацией с отцом.

Фрейд одним из
первых описал процесс идентификации с
агрессором.

Функции:

модель мужского
поведения;

идентифицируя
себя с отцом, удерживает мать, как объект
любви (он, как отец);

подготовка почвы
к развитию Суперэго.

Суперэго — результат
разрушения Эдипова комплекса.

К
концу фаллической стадии: Ид, Эго,
Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые
важные периоды в жизни ребёнка завершаются
к пяти годам. На фаллической стадии
закладываются: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический
характер — по — разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление
всегда к успеху, доказывание мужественности,
безжалостное завоевание женщин (Дон
Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо
склонность к обольщению, либо борьба
за главенство перед мужчинами.

Не
разрушение одного из комплексов может
стать одной из причин гомосексуальности
(негативный Эдипов комплекс, ненависть
к матери, любовь к отцу).

  1. Латентный период
    (6 — 12 лет, пубертат).

Не
является стадией передышки либидо.
Активность направлена на усвоение
человеческого опыта, налаживание
отношений со сверстниками. Подготовка
к взрослости. У Фрейда латентный период
описан очень скупо. Амнезия, вытеснение
из памяти перыичных сексуальных
переживаний.

  1. Генитальная стадия
    (пубертат). 12-18 лет

С
половой зрелостью возрождается
сексуальная энергия и появляется интерес
к противоположному полу. Бурное половое
созревание, второй выбор секс. объекта.
Бурный рост энергии либидо. Снова
всплывает Эдипов комплекс, но он
преодолевается, переход на сверстников,
отказ от родителей.

З.
Фрейд утверждал, что подростковый
возраст проходит через гомосексуальный
опыт (психологический опыт проявления
интереса и дружбы к тому же полу). Затем
наступает период выбора брачного
партнёра. В это время формируется
генитальный характер — идеальный тип
личности. Зрелый, ответственный человек,
который вносит вклад в общество. Человек
должен быть активным, заботливым о
других.

Для каждого периода
возможна фиксация:

гомосексуальность
(люди в значительной мере общаются с
людьми того же пола);

нарциссизм — либидо
направлено к себе (я — объект сексуальных
удовольствий).

На развитие личности
влияют детские годы. Могут либо
затормозить, либо развить её.

Включаются защитные
мех-мы:

  • Регрессия: на
    оральнуюанальную стадию.Беспорядок,
    обжорство, коллекционирование..

  • Аскетизм: отказ
    от всего, что доставл удовольствие.
    Неэффект защита => переход в полн
    противоположное

  • Интеллектуализация:
    сиденье над учебниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник