Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе

Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе thumbnail

Фрейд
никогда не занимался конкретно возрастной
психологией. У него двухфакторная
теория.

Человек
страдает не от актуального, а от
переживаний детства. Сексуальное
влечение характеризуется объектом и
секс. целями. Секс цели- области тела,
связ с удовольствием- эрогенные зоны.

Основные положения:

  • Психологическое
    развитие понимается, как мотивационно
    — личностное.

  • Развитие
    — это адаптация к среде, при этом среда
    всегда противостоит конкретному
    индивиду.

  • Движущие силы
    развития всегда врождённые и
    бессознательные.

  • Механизмы
    развития врождённые и основы личности
    закладываются в детстве, в дальнейшем
    структура личности изменяется.

  • Фрейд
    показал, что для развития человека
    главное значение имеет другой человек,
    а не предметы, которые его окружают.

Развитие личности
состоит в становлении ее структуры:

ИД
– Оно – природное начало, телесные
влечения (сексуальность по Фрейду- любая
телесная потребность) Главная функция
— побуждения.Два влечения: эрос (к жизни,
наделено энергией либидо) и танатос (к
смерти, проявл в агрессии и аутоагрессии)

ЭГО
– Я — прижизненное образование. Основная
функция — помирить ид и суперэго. Эго —
подчиняется принципу реальности. Слуга
трёх господ — суперэго, ид и реальность.

СУПЕРЭГО
— Сверх я — формируется при жизни под
влиянием общества. Социальная подструктура
— совесть, ценности, мораль, идеалы.
Первые образцы — родители. Основные
функции — контроль, наказание. Напралено
против телесных потребностей.

Согласно
Фрейду: Источник психического развития
— влечения и инстинкты. Ребёнок рождается
с определённым запасом энергии либидо.
Ребёнок удовлетворяет либидо —
прикосновениями. Детская инфантильная
сексуальность лежит в основе взрослой,
но не предопределяет её.

Развитие
— есть преобразование и перемещение
сексуальной энергии по разным эрогенным
зонам.

Эрогенные зоны —
области тела чувствительные к стимулу.

Психосексуальное
развитие — биологически детерминированная
последовательность, развёртывающаяся
в неизменном порядке и присущая всем
людям независимо от культурного уровня.

Развитие
биологически предопределено. Фрейд
считал, что влияние социума проявляется
в долговременном вкладе — приобретённые
установки, черты, ценности. Термин “
психосексуальное” подчёркивает, что
главный фактор развития — сексуальные
инстинкты.

Два фактора,
влияющие на развитие: фрустрация;
сверхзаботливость.

Фрустрация
— сексуальные потребности ребёнка
пресекаются родителями или воспитателями
возникает не получение удовлетворения,
на последующих стадиях может развиться
депрессия, могут развиться черты
характера, привычки.

Сверхзаботливость
— ребёнку не предоставляется возможность
самому управлять своими действиями,
впоследствии может развиться зависимость
и некомпетентность.

Остаточное
поведение — при фрустрации и сверхзаботливости
накапливается либидозная энергия,
которая может позже проявиться в
остаточных явлениях, чертах характерных
для той стадии, на которой они появились.

Регрессия
— возврат на более раннюю стадию
психосексуального развития. Например,
взрослый реагирует на стресс слезами;
сосёт палец; прибегает к алкоголю.

Фиксация — задержка
или остановка на определённой
психосексуальной стадии.

Классификация
периодов постороена по принципу ведущей
эрогенной зоны в каждом конкретном
возрасте:

  1. Оральная стадия
    (0 — 1,5 г.). От рождения — до прекращения
    кормления грудью.

Основной
источник удовольствия
— кормление. Губы, рот — главное
сосредоточение активности младенца
(эрогенные зоны). Глубокое нарциссическое
поведение. Формир эго.

Остаточное
поведение
— жевательная резинка, курение, переедание,
поцелуи, грызение ногтей. Главная
задача —
формирование зависимости и независимости
от других людей.

Оральная стадия
состоит из двух фаз:

  • ранняя (0 — 0,5 г.) —
    основное либидозное действие — сосание;

Сначала
ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет
собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает), затем находит
удовлетворение от другого чел-ка: мать.
Появляется любовь к ней, тк она удовл
его секс. потребности.

  • Поздняя- основное
    действие –укус, агрессивный характер.

Это
орально- садистическая фаза, тк запрещают
кусать грудь, возникает конфликт. У
новорождённого Ид — единственная
существующая субстанция. На второй
стадии (поздней) от Ид начинает отделяться
Эго. Первое познание мира происходит
через мать, разделение объекта и ощущения
начинается с наказания. Эго и Ид в
постоянном конфликте.

На
оральной стадии ребёнок живёт в состоянии
невинного нарциссизма. Сон — глобальное
нарциссалическое состояние.

Биологическая
связь с матерью создаёт потребность
быть любимым, это на всю жизнь. Если
ребёнок не получает удовлетворение
потребностей этого периода — может
возникнуть задержка или остановка, он
будет возвращаться к этой стадии уже
во взрослости.

В
первой половине младенчества (на ранней
оральной стадии) недостаток удовлетворения
либидо может привести к возникновению
орально — пассивного типа личности.
Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий
материнского отношения от других,
одобрения любой ценой. Доверчивость,
пассивность, незрелость.

На поздней стадии
(орально — садистической) — любовь к
спорам, пессимизм, цинизм, сарказм,
стремление доминировать над людьми,
склонность к эксплуатации.

  1. Анальная стадия
    (1,5 — 3 г.).

Эрогенная
зона в области ануса.
Дети получают удовольствие от задержки
и выталкивания фекалий. Приучение к
горшку. Удовольствие от напряжения и
релаксации. Встречается с запретами —
внешний мир барьер, который должен
преодолеть ребёнок. Если бы их не было,
личность бы не развивалась, ограничение
приводит к ососзнанию самого себя.

На
этой стадии полностью
образована инстанция Эго.
Эго уже контролирует Ид.

За неопрятность
ребёнок боится потерять любовь родителей.
Появляются зачатки Суперэго.

Происходит
тестирование реальности: изучение
возможностей получения удовольствия
в условиях социальных норм и запретов.

2 фазы:

  • Анально-
    садистическая 1-1.5 года противостояние
    ребенка и взрослого. Удовольствие от
    напряжения и боли =>
    садо- мазо наклонности.

  • Анально-
    ретентивная (удержание) 1.5-3 года
    Удержание- отпускание, ребенок начинает
    контролировать свои функции. Впервые
    соотносит два принципа: удовольствия
    и реальности. Нельзя шлепать ребенка,
    тк это станет удовольствием.

В
случает фиксации два типа характера:
анально- удерживающий (упрямство,
упорство, бережливость, склонность к
накопительству, экономность,
коллекционирование) и анально-
выталкивающий (тенденция к противостоянию,
упорство, негативизм)

  1. Фаллическая стадия
    (3 — 5, 6 лет).

Читайте также:  Как проявляется влияние внешней среды на развитие организма ребенка

Пик
детской сексуальности. Эрогенная зона
— гениталии. Рассматривание органов,
манипулирование, заинтересованность
к вопросам пола, половых отношений,
фантазии, чаще всего представления не
верные. Дети этого возраста воспринимают
половой акт, как агрессивные действия
отца в отношении к матери. Если до этой
стадии сексуальность — аутоэротичность,
эротичность, теперь предметна. Первый
выбор сексуального объекта. С матерью
связано удовольствие => и мальчик и
девочка выбирают мать. Свои привязанности
к взрослым людям, к родителям. Привязанность
мальчика к матери — Эдипов комплекс.
Девочки к отцу — комплекс Электры.

Каждый
ребенок неосознанно желает смерти
родителя своего пола и обладание
родителем противоположного пола.
Амбивалентное отношение к отцу, т.к.
ревнует к матери, но при этом сильный
конкурент => хочет отождествлять себя
с ним. В норме Эдипов комплекс разрежается
освобождением под страхом кастрации.
Страх кастрации — боязнь воображаемого
возмездия со стороны отца. Завершается
идентификацией с отцом.

Фрейд одним из
первых описал процесс идентификации с
агрессором.

Функции:

модель мужского
поведения;

идентифицируя
себя с отцом, удерживает мать, как объект
любви (он, как отец);

подготовка почвы
к развитию Суперэго.

Суперэго — результат
разрушения Эдипова комплекса.

К
концу фаллической стадии: Ид, Эго,
Суперэго. Главную роль играет Эго. Самые
важные периоды в жизни ребёнка завершаются
к пяти годам. На фаллической стадии
закладываются: самонаблюдение,
благоразумие, рациональное мышление.

Возможные фиксации:

Фаллический
характер — по — разному, у мужчин и женщин.

У мужчин — стремление
всегда к успеху, доказывание мужественности,
безжалостное завоевание женщин (Дон
Жуан), дерзки, хвастливы и опрометчивы.

У женщин — либо
склонность к обольщению, либо борьба
за главенство перед мужчинами.

Не
разрушение одного из комплексов может
стать одной из причин гомосексуальности
(негативный Эдипов комплекс, ненависть
к матери, любовь к отцу).

  1. Латентный период
    (6 — 12 лет, пубертат).

Не
является стадией передышки либидо.
Активность направлена на усвоение
человеческого опыта, налаживание
отношений со сверстниками. Подготовка
к взрослости. У Фрейда латентный период
описан очень скупо. Амнезия, вытеснение
из памяти перыичных сексуальных
переживаний.

  1. Генитальная стадия
    (пубертат). 12-18 лет

С
половой зрелостью возрождается
сексуальная энергия и появляется интерес
к противоположному полу. Бурное половое
созревание, второй выбор секс. объекта.
Бурный рост энергии либидо. Снова
всплывает Эдипов комплекс, но он
преодолевается, переход на сверстников,
отказ от родителей.

З.
Фрейд утверждал, что подростковый
возраст проходит через гомосексуальный
опыт (психологический опыт проявления
интереса и дружбы к тому же полу). Затем
наступает период выбора брачного
партнёра. В это время формируется
генитальный характер — идеальный тип
личности. Зрелый, ответственный человек,
который вносит вклад в общество. Человек
должен быть активным, заботливым о
других.

Для каждого периода
возможна фиксация:

гомосексуальность
(люди в значительной мере общаются с
людьми того же пола);

нарциссизм — либидо
направлено к себе (я — объект сексуальных
удовольствий).

На развитие личности
влияют детские годы. Могут либо
затормозить, либо развить её.

Включаются защитные
мех-мы:

  • Регрессия: на
    оральнуюанальную стадию.Беспорядок,
    обжорство, коллекционирование..

  • Аскетизм: отказ
    от всего, что доставл удовольствие.
    Неэффект защита => переход в полн
    противоположное

  • Интеллектуализация:
    сиденье над учебниками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Цель: формировать представления об основных идеях и понятиях психоанализа в понимании процесса и движущих сил психического развития

Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд)

Впервые показал, что развитие ребёнка определяется противоречием между врождёнными потребностями и ограничениями, которые общество накладывает через взрослых, _ З. Фрейд. Теория З. Фрейда занимает центральное положение в схеме взаимосвязи «ребёнок-общество». Она определяет направление основных теорий и концепций (зарубежных). в области психологии развития.

А. Шопенгауэр писал «человеческая душа _ это тугой узел, который невозможно развязать. З. Фрейд _ первый учёный, сделавший попытку «распутать этот узел». Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой психологической системы [15].

Анализ свободных ассоциаций пациентов привёл З. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Неудовлетворённость желаний ведёт к фиксации влечения, что создаёт напряжение, вызывая либо неврозы, либо регресс. Чрезмерное удовлетворение _ тоже полохо. Если удовлетворение запрещено в области сознания _ происходит переход в бессознательное и оказывает влияние на личность (выбор професси, творочестве и т.д.). В основе _ конфликт между структурами «Оно», «Я» и «Сверх-Я» .

По 3. Фрейду, человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они обнаруживают себя с первого дня жизни. Это «Оно» существует на начальной стадии развития. «Оно» — наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов. Будучи иррациональным и бессознательным, подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» служит носителем моральных норм. Если «Я» совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то оно испытает чувство вины. В жизни способы удовлетворения влечений наталкиваются на запреты. Затем запреты родителей становятся еще больше, и «Я» дифференцируется. Наступает период, когда удовлетворение сексуальных потребностей начинает связываться со взрослым человеком. Возникает Эдипов комплекс. Появляются запреты моральные. Ребенок вынужден ограничивать свои влечения новой инстанцией _ «Сверх-Я».

По 3. Фрейду, общество _ источник травм (рождения, отнятия от груди и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По 3. Фрейду, отношения «ребенок _ взрослый», «ребенок _ общество» с самого начала антагонистические.

Открытия 3. Фрейда _ открытие бессознательного и открытие сексуального начала. Источником заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 3. Фрейд обозначил ее термином «либидо». Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка костюковичи

От напряжения личность спасается с помощью «защитных механизмов» — вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Проекция _ это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация _ один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. 3. Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка _ это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, от освобождения кишечника, от теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. Сексуальные влечения по 3. Фрейду носят амбивалентный характер, следовательно, личности свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики З. Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной иди сексуальной энергии. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития. Таким образом, психоаналитические стадии _ это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражено развитие «Оно», «Я», «Сверх-Я» и взаимовлияние между ними [15].

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ

В. Штерн попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных — наследственности и внешних условий среды.

Метафора:

Зерно, брошенное в почву, прорастает. Что это будет: пшеница, рожь, гречиха, другое растение — предопределено наследственностью. Но если это зерно попадет в неблагоприятные условия — засуху, заморозки, — оно не реализует свой потенциал и не прорастет. Наследственность определяет, что произрастет, в соответствии с планом развития, а среда создает условия для реализации этого плана.

Таким образом, можно сделать вывод, что все попытки свести закономерности развития к взаимодействию среды и наследственности потерпели фиаско. Возникла проблема определения значения активности и общения ребенка со взрослым. Решение этой проблемы было дано в рамках культурно-исторического подхода, развиваемого в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина, А. В. Запорожца.

Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требования общества.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты.

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

У З. Фрейда можно выделить две концепции: двухфакторная теория и стадии психосексуального развития.

Структурная теория личности (двухфакторная) – конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требования общества.

В модели личности три компонента: «Оно»; «Я»; «Сверх-Я».

· Оно – носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений», иррациональный и бессознательный, подчиняется принципу удовольствия.

· Я – следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения.

· Сверх-Я – это критик, цензор и носитель моральных норм.

Требования к «Я» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовместимы, в результате возникает внутренний конфликт, который решается с помощью защитных механизмов: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

З.Фрейд – все стадии психического развития человека связаны с сексуальным развитием.

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года) – основной источник удовольствия связан с кормлением. Две фазы: 1) сосание (ранняя); 2) кусание (поздняя). Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка.

2. Анальная стадия(от 1 до 3 лет). Две фазы: либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставлют ребенка мысленно представлять себе зжапреты. Начниает формироваться «Сверх-Я».

3. Фаллическая стадия (3-5 лет).Главаня эрогенная зона – гениталии. Родители противоположного пола первые, кто привлекает внимание ребенка в качестве объектов любви. Полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я»

4. Латентная стадия (5-12 лет). Снижение полового интереса. «Я» контролирует «Оно». Энергия либидо переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми.

5. Генитальная стадия (12-18 лет). Все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. Здесь «Я» борется против агрессивных импульсов «Оно».

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации. Другие механизмы порождают патологические характеры.

Главное достоинство концепции – главную роль в развитии человека играют не предметы, а другой человек.

Возникновению теории личности американского психоаналитика Э. Эриксона (1904–1994) способствовали труды по психоанализу. Эриксон принял структуру личности 3. Фрейдаи создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Особое внимание он обратил на роль «Я» в развитии личности, считая, что основы человеческого «Я» кроются в социальной организации общества. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Эриксону, зависит и от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Читайте также:  Музыка и всестороннее развитие ребенка

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития.

1. Младенчество (орально – сенсорная): базальное доверие / базальное недоверие. Кризис первого года связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2. Раннее детство (мышечно-анальная): автономия / стыд и сомнение. Охватывает второй и третий год жизни и совпадает с анальной стадией Фрейда. В этот период у ребенка развивается чувство автономности на основе овладения моторными навыками, психическими способностями, навыками чистоплотности. Если родители оказывают поддержку ребенку, не торопят его, не ругают за просчеты, то кризис протекает с положительным итогом своей самостоятельности.

3. Возраст игры (локомоторно-генитальная): инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки (езда на велосипеде, лыжах, коньках), он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощником. Социальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом.

4. Школьный возраст (латентная): трудолюбие / неполноценность. Это период обучения в школе, когда у ребенка особенно актуализированы познавательные способности, и он осваивает знания и навыки данного социума. Взрослые, поощряя тягу ребенка к освоению нового, к достижению результатов поддерживают в нем чувство трудолюбия.

5. Юность (кризис подросткового возраста): эго-идентичность / ролевое смешение. Идентификация Я означает обретение подростком своей индивидуальной тождественности. Подросток приобретает представления о себе в связи со своим прошлым, настоящим и будущем. Я – как индивидуальность. На этой стадии родители играют только косвенную роль. Кризис подросткового возраста есть результат всех предыдущих.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Проходят молодые люди 20-25 лет. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Относится к возрасту 26 — 64 года. Основная проблема этой стадии — это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность связана с заботой о будущем поколении, о понимании общечеловеческого контекста не только собственной жизни, но и жизни своих детей. Так, на этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Относится к возрасту от 65 лет до смерти человека. Эриксон считал, что для этой стадии характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Чувство интеграции Я проистекает из способности человека получить удовлетворение от прожитого, принятия себя со всеми удачами и промахами в прошлом как единого проявления своей личности. Подобная интеграция рождает мудрость, которая видит свое продолжение в детях или своем творчестве и не страшится смерти.

Отличия теории Э. Эриксона от теории З. Фрейда:

1. Восемь стадий Э. Эриксона не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения до глубокой старости;

2. В отличие от пансексуальной теории З. Фрейда развитие человека по Э. Эриксону складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития социального «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками;

Карен Хорни вошла в историю как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социокультурные факторы, определяющие развтия ребенка.

Основные положения:

1. Отвергла идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психоогического развития является зависть к пенису.

2. Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Поддерживала идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживания для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

4. Главные потребности – безопасности и удовлетворённость. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды. Безопасность – стремление быть любимым, желанным и защищенным.

Юнг – развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель – достижение высшей точки самости, целостности и полного единства всех психических структур.

Адлер – человеку от рождения присуще чувство общности, которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций.

Хорни – основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, коренной тревоги и порождаемое им стремление к безопасности.

А. Фрейд – придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2022; Нарушение авторских прав?; Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник