Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью схемы

Оксана Протасова
Технология целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности

Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ (2009 г.) итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребёнка 7 лет. Результатом готовности ребёнка к школе является развитие интегративных качеств дошкольника, таких как: любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ребёнок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она для него значима, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Но развивает не столько деятельность, сколько та позиция, которую ребенок занимает в ней.

Ребёнок может быть объектом деятельности, когда во взаимодействии с ним педагоги используют репродуктивные методы и приёмы. Как часто мы ещё слышим по отношению к воспитанникам: «Повтори за мной», «Посмотри», «Запомни», «Сделай как я!» вместо того, чтобы спросить: «Как сделать, чтобы?», «Как ты думаешь?», «Что будет, если?».

Как же организовать работу с детьми, чтобы ребёнок был не объектом деятельности педагога, а субъектом разнообразных видов детской деятельности?

Для этого в помощь педагогам разработана педагогическая технология целостного развития ребенка – дошкольника как субъекта специфически детских видов деятельности, автором которой является доктор педагогических наук, профессор — Мария Вадимовна Крулехт.

Данная технология является главной при реализации программы «Детство». В её основу заложена модель субъект – субъектного взаимодействия педагога с детьми, позволяющая воспитателю творчески использовать весь арсенал педагогических приёмов для постановки ребёнка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей и уровня развития.

Сущность данной технологии состоит из четырёх аспектов:

1. Конструирование в детском саду единого процесса социализации, при котором дети в игре или в других видах детской деятельности приобретают первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции (умение доводить работу до конца, умение сосредотачиваться на своей деятельности, умение слушать, вступать в обсуждение, задавать вопросы и т. д.).

2. Раскрытие индивидуальности каждого воспитанника (осознание ребёнком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений, позволяющей ребёнку осознать своё «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество.

3. Тесное сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.

4. Создание педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;

Основные составляющие технологии целостного развития ребёнка-дошкольника:

• Построение субъект- субъектного взаимодействия педагога с детьми.

• Включение в воспитательно-образовательный процесс наиболее близких и естественных (адекватных) для ребенка-дошкольника видов деятельности, они определены в ФГТ. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и развиваются новообразования, такие как, произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

С чего же необходимо начинать работу по данной технологии?

Сначала необходимо определить уровень владения ребёнком позицией субъекта в различных видах детской деятельности. Для этого авторы программы предлагают использовать специальные игровые и житейские проблемные ситуации, требующие практического применения умений в изобразительной, конструктивной или элементарной трудовой деятельности. Например, сделать поделку из бумаги, пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде или вымыть чашку. Проблемная ситуация организуется таким образом, чтобы ребёнок мог сам поставить цель деятельности и мотивировать её необходимость, выбрать предмет труда, оборудование, организовать рабочее место и самостоятельно выполнить трудовой процесс, получив результат.

Наблюдая за детьми во время выполнения ими какой-либо деятельности, воспитатель визуально определяет субъективный уровень каждого ребёнка. Результаты наблюдений являются основой для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям при организации педагогического процесса.

Осуществляя индивидуально — дифференцированный подход, педагог делит группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития. Цель данного подхода — помочь ребёнку максимально реализовать личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт. В старшем дошкольном возрасте конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от гендерной принадлежности и склонностей детей.

Реализация образовательного содержания программы «Детство» и М. В. Крулехт предлагают воспитателям использовать разнообразные образовательные ситуации, позволяющие воспитывать гуманное отношение к живому, знакомить детей с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой, развивать их любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, математические, творческие способности, приобщать к истокам мировой культуры. Основой общения педагога с детьми является интеграция познавательной деятельности и игры. Играя с детьми, воспитатель создаёт проблемную ситуацию, побуждающую ребёнка встать в позицию субъекта познания. Например: развивая сюжет ролевой игры, предлагается слепить пирожки для угощения кукол, вместо «теста» — сухие комочки глины. Пирожки не получаются, дети сами это осознают. Неудача направляет внимание на выявление свойств глины. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводят к осознанию свойств материала, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств глины, а также способом сделать глину пригодной для лепки. Дальнейшая организация педагогического процесса связана с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребёнка. При этом основная задача педагога состоит в том, чтобы наполнить жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в первый месяц жизни

Как это сделать? Технология предлагает эффективные приёмы развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта:

• Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу.

Задача детей: разъяснить, научить, убедить игрового персонажа. С помощью сюжетных и предметных картинок создаются проблемные игровые ситуации, требующие помощи в выборе материалов и инструментов. Например, «Гномику надо заготовить много дров на зиму. Какие инструменты ему выбрать и почему?

• Д/И, в которых решение дидактической задачи связано с поиском видовых и родовых

признаков сходства предметов, дифференциация родовых понятий: «Найди лишний предмет», «Переезжаем на новую квартиру», «Назови одним словом».

• Моделирование: используются предметно-схематические модели для формирования у

детей понятий о потребностях растений и животных, обучения грамоте, формирования понятия о структуре трудового процесса и др.

«Занятия по интересам» (в старшем возрасте). Данные занятия строятся по законам

творческой деятельности, сотрудничества и сотворчества. Они не являются обязательными, фронтальными, а предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общими интересами, на основе свободного детского выбора. Проводятся 1-2 раза в неделю как дополнительные образовательные услуги – кружки по интересам.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому важным условием целостного развития ребёнка является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Во взаимодействии с семьёй выделяется три этапа:

• Создание общей установки на совместное решение задач воспитания;

• Разработка общей стратегии сотрудничества;

• Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской деятельности.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Реализация программы «Детство» требует своеобразной организации в ДОУ материальной развивающей среды.

Образовательная среда конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело. Для того, чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в группах создаются центры, т. е. организуется специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень её влияния на становление субъектной позиции ребёнка-дошкольника в деятельности можно измерить по следующим критериям:

• Включённость всех детей в активную самостоятельную деятельность;

• Низкий уровень шума в группе;

• Низкая конфликтность между детьми;

• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей;

• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность и открытость.

Таким образом, применение в образовательном процессе всех аспектов педагогической технологии целостного развития ребёнка, заключается в том, чтобы совместно с родителями активизировать инициативность ребёнка, помочь ему овладеть рациональными способами практического освоения простейших видов детской деятельности, предоставить право самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях повседневной жизни.

Источник

Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора user452818

Читайте также:  Что является одной из задач музыкального воспитания и развития ребенка второго года жизни

Кто поможет сделать ответы на вопросы по педагогике за 1 день, тема «проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций «

Раскройте проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.).
Критерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и понятность для восприятия другими субъектами; умение объяснить характер ассоциативных связей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.

ГОСы

Ответы на вопросы, Педагогика

Стоимость 300
руб.

педагогика

Ответы на вопросы, Педагогика

Стоимость 300
руб.

Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»

18 ноября 2014

Заказчик создал задание на выполнение
Ответов на вопросы по предмету
Педагогика

18 ноября 2014

15
исполнителей
откликнулись
и предложили выполнить работу по стоимости
от 690 до 690 руб

18 ноября 2014

Заказчик переписывался с автором
user452818

18 ноября 2014

Заказчик выбрал автора
user452818,

19 ноября 2014

Автор выполнил работу по теме
проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций
за
1
день
и уложился в заданный срок

19 ноября 2014

Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ

19 ноября 2014

Заказчик оставил положительный отзыв.

Закажи её у наших авторов!

Оформите заказ и авторы начнут
откликаться уже через 10 мин!

Коллектив: создание и развитие

Коллектив: создание и развитие

Диагностика результатов обучения

Диагностика обучения представляет собой процесс выявления, оценки и сопоставления на каком-либо этапе обучения деятельности и результатов учебного процесса в связи с установленными требованиями.

Педагогическая наука как система знаний

Педагогика, длительно развиваясь и накопив огромный массив информации, преобразовалась в разветвленную систему взаимосвязанных педагогических наук. Главной научной дисциплиной в данной системе является общая педагогика. Она занимается изучением общих закономерностей воспитания человека. Общая педагогика состоит из четырех больших разделов:
Философия воспитания представляет собой область знаний, исп…

Что означает в переводе с греческого педагогика?

Педагогическая мысль появилась достаточно давно. Своими корнями история педагогики уходит глубоко в древнегреческую, древневосточную, средневековую теологию и философию.
Педагогической деятельностью в Древней Элладе изначально занимались рабы, сопровождавшие в школу хозяйских детей. В Древней Греции мальчики из зажиточных семей до семи лет кроме игр, ничем не занимался. А в семь лет его передавали …

Педагогика

Ответы на вопросы

Like it

Работа была выполнена быстро, корректно. Автор адекватно реагирует на пожелания и замечания клиента.

Педагогика

Ответы на вопросы

Like it

Спасибо большое автору за качественную работу! Работа была готова в срок.Спасибо!!!

Педагогика

Ответы на вопросы

Like it

Без лишних слов, с ювелирной точностью, лаконично и в срок!!! Высший класс! Спасибо!

Источник

Концепция целостного развития ребенка-дошкольника

Вторая ключевая позиция педагогическая концепция целост­ного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятель­ности (). Данная концепция появилась в отечествен­ной дошкольной педагогике относительно недавно, что побуждает более подробно остановиться на раскрытии ее сущности.

Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что ребе­нок-дошкольник стремится к обретению целостности, однако само понятие целостности применительно к ребенку дошкольного возрас­та трактуется далеко не однозначно. В нашем понимании целостное развитие ребенка — это единство индивидных особенностей, личностных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах де­ятельности и индивидуальности (рис. 1).

Общеизвестно, что ребенок рождается как индивид. Важнейшими индивидными свойствами являются возраст и половая принадлеж­ность. Эти обстоятельства требуют при определении содержания образовательных программ и разработке педагогических технологий для детского сада исходить из физиологических, психологиче­ских, познавательных особенностей детей дошкольного возраста, ориентироваться на «зону ближайшего развития», естественное вы­зревание тех перспективных новообразований, которые составляют базу для начала систематического обучения в школе. В связи с этим содержание программы структурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3—4 года), средний (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—7 лет).

Читайте также:  Игрушки трехмесячного ребенка для развития

Говоря об индивидных особенностях дошкольников, следует под­черкнуть, что в дошкольном возрасте интенсивно протекает процесс поло-ролевой социализации. Исследования , В. С. Му­хиной, , проведенные в последние годы, весьма убедительно показывают, что ребенок рано начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает пред­ставление о ролевом поведении, соответствующем полу. К концу до­школьного детства существенна половая дифференциация интересов мальчиков и девочек, оформляются поло-ролевые предпочтения, цен­ностные ориентации, желания и мотивы, специфические для пола и связанные с развитием качеств мужественности и женственности. Дети разного пола отличаются особенностями восприятия, мышле­ния, проявления эмоций, поэтому воспитывать, обучать их надо по-разному. Педагогическая технология, используемая в работе с до­школьниками, не может быть «бесполой».

Исходя из вышесказанного, содержание образовательной программы «Детство» учитывает не только возраст, но и половую принадлежность ребенка. Содержание соответствующих разделов профаммы помогает детям приобрести умение понимать окружающих людей, ориентиру­ясь на возраст, половую и профессиональную принадлежность, а также помогает освоить модели типичного для пола, социально одобряемого поведения. В свою очередь, педагогическая технология, особенно в старшем дошкольном возрасте, предполагает конструиро­вание образовательного процесса на основе индивидуально-диффе­ренцированного подхода с учетом половой принадлежности ребенка.

Дошкольное детство время рождения личности. Осознавая свое «Я», обретая важнейшие компоненты «Я-концепции» (мой пол, возраст, мои интересы, способности и достижения, мои отношения со сверстниками и взрослыми, родственные связи, мои ценности и стремления), ребенок проявляет первые моменты самоутвержде­ния («Я сам!»), стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения «Я и другие». В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. К шести годам у детей проявляется способность к социальной мотивации поведения, попытки ориентировать­ся в поведении на оценку социального окружения.

Поэтому программа «Детство» и ее педагогическая технология по­могают дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать себя, свое «Я», научиться строить взаимоотно­шения со взрослыми и детьми в реальных, часто повторяющихся бы­товых ситуациях повседневного общения на гуманистической основе. Мы развиваем способность детей ставить себя на место другого че­ловека, литературного героя, игрового персонажа, видеть вещи с его позиции, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Все это весьма важно для воспитания доброты, отзывчивости, терпимости тех личностных качеств гуманистической направленности, без которых невозможен демократический путь развития современного общества. Формирование положительной «Я-концепции» дошкольника связывается в программе «Детство» с воспитанием самостоятельности как интегративного личностного качества, определяющего успешность взросления личности ребенка.

Ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единст­венный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разно­образнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его при­роде, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Однако не всякая деятельность развивает.

Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ре­бенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников свя­заны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации дея­тельности, нахождении путей и способов ее осуществления, само­контроле и самооценке, способности получить результат.

По нашим данным, именно освоение этой позиции обеспечивает оформление ценностности как психического новообразования и ус­пешность перехода к следующему возрастному этапу. В свою очередь ценностность определяет избирательность и самореализацию ребенка как субъекта в значимой для него детской деятельности.

Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной пе­дагогической технологии, суть которой в развертывании перед ре­бенком палитры разнообразной детской деятельности и переводе воспитанника на позицию субъекта детской деятельности в целях развития его индивидуальности, о чем и пойдет разговор на стра­ницах данной книги.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие человека, со­вокупность только ему присущих особенностей. Каждый ребенок уникален, поэтому сохранить эту уникальность, создать благопри­ятные условия для самовыражения, максимальной реализации потен­циальных возможностей — центральные задачи образовательной про­граммы «Детство» и ее педагогической технологии. Их решение связано, как будет детально показано, с созданием условий для творческой активности, стимулированием воображения, желания включаться в деятельность с творческой направленностью, где до­школьник способен занять позицию субъекта детской деятельности.

Как наглядно показывает модель целостного развития, все ее компоненты взаимосвязаны и только в своем единстве представ­ляют целостность.

Источник