Признаки что ребенок отстает в развитии

Признаки что ребенок отстает в развитии thumbnail

Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

Типы задержки развития

Мальчик на радостях обнимает другого. Перед ними простая детская игра на собирание предметов одинакового цвета

Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

  1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
  2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
  3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
  4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

Причины

Грустный малыш стоит внутри кроватки возле перил

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

  1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
  2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
  3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Как определить отставание

Грудничок внимательно смотрит на игрушку, которую держит в руке

В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии

Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

  1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
  2. Отсутствует реакция на звуки.
  3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
  4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
  5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается.
  6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
  7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
  8. У карапуза не получается учить буквы, читать.
  9. У дошкольника фиксируется дисграфия, дискалькулия.

Лечение

Ребеночка кормят с ложечки

Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • правильный режим дня;
  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Девочка разговаривает с приветливым доктором

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Читайте также:  Маловесный ребенок развитие по месяцам

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

Источник

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Признаки отставания в развитии ребенка

Почему ребенок отстает в развитии?

Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

  • Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
  • Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
  • Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
  • Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

Типы задержки психического развития у детей

В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

  • Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
  • Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
  • Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
  • Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.
Читайте также:  Принципы влияющие на развитие ребенка

Признаки отставания в развитии ребенка

Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

  • В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
  • Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
  • Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
  • В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
  • В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» — признак нарушений речи.
  • Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
  • У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение речи в дошкольном возрасте.

Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

Источник

 Переживаете, что с ребенком что-то не так?
Соседский малыш уже болтает, а ваш молчит?
С тревогой наблюдаете за сыном или дочерью?

Опыт многих российских мам показывает: иногда во время стандартного осмотра педиатр может пропустить что-то важное. В условиях существующей нормы «три минуты на пациента», к сожалению, это не редкость. Заметить, что малыш в развитии чем-то отличается от своих сверстников, может только внимательный глаз родителей, ведь они проводят с ребенком больше времени, чем кто-либо.

Чем раньше вы забьете тревогу и обратитесь за помощью к специалисту, пройдете обследование, тем больше шансов найти нарушение и скорректировать его с наименьшими негативными последствиями. Даже если в итоге вы услышите неутешительный диагноз, вам будет легче справиться с особенностями малыша и подготовить его к самостоятельной жизни, потому что вы будете знать, почему это происходит и как действовать.

Почему происходит задержка в развитии?

По мнению детских психиатров и неврологов, для развития ребенка важно, в какой атмосфере он живет с рождения. Как ведут себя взрослые в семье, дома, на улице, такую норму усваивает и ребенок. Если дома угнетающая нервная обстановка, постоянные ссоры между родителями, то риск отставания в развитии значительно повышается. Сильно вредит и гиперопека.

Другая причина – органические нарушения. Это может быть повышенное внутричерепное давление, гипоксия головного мозга, незрелость структур ЦНС, последствия тяжелых инфекций или родовых травм.

При своевременной постановке диагноза, грамотной терапии и создании доброжелательной атмосферы в семье, многие дети «выстреливают» и догоняют сверстников. Например, в последнее время, по данным ЮНИСЕФ, участились случаи псевдоаутизма, когда у ребенка наблюдаются признаки аутизма, но в дальнейшем этот диагноз не подтверждается.

Читайте также:  Возрастная периодизация и сенситивный периоды развития ребенка

Другой пример: при раннем выявлении кислородного голодания головного мозга удается избежать тяжелых нарушений психического и речевого развития. Поэтому, дорогие родители, будьте крайне внимательны к своему ребенку и не стесняйтесь прийти к врачу, если хоть что-то в его поведении вас насторожило.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребенок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

О том, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?

Что делать, если ребенок в 2 года отстает в развитии?

В первую очередь, конечно, обратиться к врачу. Он проведет обследование, поставит диагноз и подберет терапию. Но многое вы можете сделать и самостоятельно в домашних условиях. Например,

  1. Создайте систему четких правил поведения. В этом пространстве будет легче и вам, и ребенку.
  2. Дайте малышу проявить самостоятельность и обязательно радуйтесь его успехам.
  3. Обсуждайте вместе его чувства и причины поведения, если он нахулиганил.
  4. Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на общение, интересуйтесь его мнением.

    Читайте также: Ребенок глотает окончания слов: почему и как исправить?

  5. Работайте над пополнением словаря. Позаботьтесь о том, чтобы малыш хорошо различал предмет или действие, о котором идет речь.
  6. Обратите внимание на свою дикцию, выговаривайте слова четко и правильно. Старайтесь почаще читать вслух стихи, сказки и другие произведения по возрасту.
  7. Поощряйте игры с мелкими предметами, песком, пуговицами, водой, занятия рисованием, лепкой. Это разовьет мелкую моторику.
  8. Включите в досуг ребенка подвижные игры, игры на узнавание и подражание. При возможности установите в квартире детский спортивный уголок. Чаще бывайте на улице.

Самостоятельные занятия дома должны быть регулярными и проходить в спокойной обстановке. Лучше заниматься хотя бы по 15 минут, но каждый день, чем не заниматься вообще.

Что делать, если ребенку поставили тяжелый диагноз?

Ни в коем случае не срывайтесь на малыше или на близких людях, в сложившейся ситуации никто не виноват. Наберетесь терпения и начинайте действовать. Ваша задача сейчас, помимо лечения, научить ребенка элементарным вещам, чтобы он не был обузой для окружающих. Приучите его к чистоте: мыть ручки, умываться, проситься в туалет, убирать за собой, самостоятельно есть и прочее.

Эти практические умения и навыки для него намного важнее, чем умение отличать, например, геометрические формы. Чистенький и опрятный малыш всегда воспринимается окружающими доброжелательно, и процесс социальной адаптации пойдет легче.

Источник