Признаки благополучного развития речи у ребенка

Признаки благополучного развития речи у ребенка thumbnail

 КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО И НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» — детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна

ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА

— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

— У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

— Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

— Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам. 

ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА  

— Ребенок развивается с задержкой.

— Ребенок перенес тяжелые заболевания.

— У ребенка есть неврологические заболевания.

— Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

— Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

— Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.

— Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.

— Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!

Хотелось бы сказать несколько слов о том, когда нужно начинать беспокоиться.

Для становления нормальной речи ребенку необходимо:

-достижение нужной степени зрелости разных структур головного мозга;

-правильная работа дыхательных систем;

-хорошо развитые слух и зрение;

-формирование необходимости в общении.

РЕЧЬ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ДЕЛИТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТАПЫ:  

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ

 Необходимо уже с первых дней рождения ребенка постоянно говорить с ним, интонацией и ритмом высказывать свое отношение, сопровождать речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь понятнее для ребенка, способствует его полноценному развитию.

Ребенок как бы заражается речевой активностью взрослого, стремится подражать ему. Нехватка эмоциональных контактов может привести к задержке в развитии и изменениям личности.

Поводы для беспокойства: малыш не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего; у него наблюдается недостаточная интонационная выразительность, нет подготовительного кряхтенья перед криком, монотонное гуление, нет смеха.

7-10 МЕСЯЦЕВ

Ребенок вступает в контакт со взрослым и начинает изучать различные предметы, в том числе собственные конечности. Формируется имитационное подражание услышанной речи: тон, ритм, темп, интонация. В это время ребенок понимает многие слова, узнает названия части предметов, которые ему демонстрируют. Развивается отраженный лепет — подражание взрослым и самолепет — собственная речь.

10-12 МЕСЯЦЕВ

Причины для беспокойства родителей — ребенок не реагирует на собственное  имя; нет  лепетных слов (би-би, ав-ав, и др).

1-3 ГОДА

После года развитие речи идет очень быстро. Растет потребность малыша в речевом общении. У ребенка появляется желание не просто узнать, что это за предмет, но и что с предметом можно делать, для чего он необходим. Если родители не поддерживают обращений ребенка, то гасится потребность в общении, идет задержка развития активной речи.

Причины беспокоится: при появлении речевого подражания ребенок, произносит лишь часть вместо целого слова или искажает его. К примеру, дека — девочка, пику – купи  и т.д. Малыш не строит из слов предложений. Не использует  глаголы.

В возрасте 3 лет ребенок не пользуется местоимением «Я». Звуки произносятся с «хлюпаньем», есть носовой оттенок.

4-5 ЛЕТ

Основания для тревоги: у ребенка маленький бытовой словарь; с трудом заменяет слово синонимом и антонимом, он неактивен в общении. Ребенок не может связно поведать  о происходящих событиях, неверно произносит звуки.

5-6 ЛЕТ

К старшему дошкольному периоду у ребенка уже должна быть поставлена не только разговорная устная речь, но и желание к овладению письменной речи — чтению и письму.

Обращаюсь к Вам, уважаемые родители!

  Для каждого из Вас — свой  ребенок самый лучший, самый любимый!!!

  Уверена — Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить!!! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, кем станет ваш малыш, правильная речь пригодится ему в любой профессии.

Источник

• Физическое развитие ребенка
соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических
заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми
и родными и стесняется разговаривать
с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все,
что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы
с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и
старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития
речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические
заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами
слова и предложения, которые он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу «Повтори»
или «Скажи это еще раз», он молчит,
стиснув зубы, или уходит, как-будто вас
не слышал.

Он предпочитает решать все свои проблемы
самостоятельно, не обращаясь к вам за
помощью.

Ребенок одинаково активно общается со
взрослыми и незнакомыми ему людьми.

Ребенку безразлично, понимает ли его
кто-то. Он говорит на одному ему понятном
языке. На замечания «Скажи еще раз лучше»
не реагирует.

Речь ребенка значительно отстает от
уровня развития речи его сверстников.

4. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста.

Нарушения речи и оценка коммуникативного
поведения.

При нормальном развитии становление
речи и формирование коммуникативного
поведения тесно взаимосвязаны. Так, уже
у здорового ребенка в конце первого
года жизни имеет место избирательное
отношение к окружающим, общение со
взрослым при помощи звукосочетаний и
отдельных лепетных слов, подчинение
некоторым словесным инструкциям,
обращение внимания на лицо говорящего,
радость при общении со знакомыми и
близкими для него людьми.

Коммуникативное поведение с самого
начала своего формирования является
интегративным процессом. Поэтому у
детей с самыми различными отклонениями
в развитии этот процесс может нарушаться.
Мы уже отмечали роль эмоционально-положительного
общения мать — ребенок для становления
психики и, прежде всего, для формирования
коммуникативного поведения.

Ребенок с нарушениями зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата, речевыми
расстройствами с первых лет жизни
нуждается в специальной коррекционной
работе по стимуляции развития
коммуникативного поведения.

Оценка коммуникативного поведения у
детей с различными отклонениями в
развитии имеет важное диагностическое
значение. Известна специфика нарушений
коммуникативного поведения при раннем
детском аутизме.

Ребенок с аутизмом, имея нормальный
слух, не реагирует на речевые инструкции
взрослого или проявляет к ним активный
негативизм, и, чем больше взрослый
пытается привлечь его к общению,
наклоняясь к нему, заглядывая ему в
глаза, поглаживая по голове, тем больший
негативизм проявляет ребенок.

Совершенно иные особенности коммуникативного
поведения проявляет ребенок с нарушениями
слуха: не выполняя речевые инструкции,
он внимательно смотрит в лицо говорящего,
включается в задание вместе со взрослым,
выполняет простые инструкции, если они
сопровождаются выразительными жестами,
мимикой. Вместе с тем, такой ребенок
играет молча, не сопровождая свои
действия лепетными звукосочетаниями
или словами.

Умственно отсталые дети раннего возраста
очень по-разному реагируют на общение
со взрослым. Одни из них легко вступают
в общение, не учитывают ситуацию, охотно
залезают к врачу или педагогу на колени,
прижимаются к нему; другие, напротив,
проявляют упрямство, негативизм. Однако
во всех случаях поведенческие реакции
этих детей стереотипы, однообразны и
часто не адекватны. Обращает на себя
внимание значительное отставание в
понимании обращенной речи, слабый
познавательный интерес.

Известно, что основной предпосылкой
становления речи в первые 2—3 года жизни
является высокий уровень мотивации
речевого общения. Развитие речи — это,
no-существу, овладение
разными способами общения на основе
усвоения грамматических закономерностей
родного языка. Таким образом, развитие
речи и формирование коммуникативного
поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь
эта очень сложная и взаимо неоднозначная.
Ребенок с тяжелыми нарушениями речи
может иметь достаточно сохранный уровень
коммуникативного поведения и, наоборот,
ребенок с нарушениями звукопроизношения,
заиканием может практически не общаться
с окружающими. Все это определяет
необходимость специальной оценки
коммуникативного поведения у различных
категорий детей с отклонениями в развитии
и, прежде всего, у детей с нарушениями
речи, слуха и ранним детским аутизмом.

Эффективность логопедической работы
во многом зависит от того, насколько
грамотно и правильно была проведена
диагностика доречевого развития. Поэтому
в последнее время появилось достаточно
литературы по обследованию детей раннего
возраста.

Обследование рациональнее начинать со
знакомства с медицинской документацией..
По ходу изучения медицинской документации
логопед составляет представление о
возможной этиологии речевой патологии
и ее патогенезе. В процессе знакомства
с медицинской документацией вопросы,

До 6 мес.

Появляются: – устойчивый интерес к
человеческому лицу

– попытки повторить артикуляцию мамы

– попытки повторить мимику мамы, когда
она с ним разговаривает.

Узнает маму, ее голос. Внимание младенца
и мамы в основном направлено друг на
друга, а не на посторонний предмет

Младенец оживляется, когда к нему
обращаются:

– реагирует движениями рук, ног

– мимикой

– голосовыми и иными реакциями на голос

– громко смеется и плачет

Игра младенца манипулятивная, младенец
начинает хватать игрушки:

– тянет их в рот

– стучит и роняет

6—12 мес.

Ребенок понимает простые просьбы: «Дай
ручку», «Иди ко мне», «Нельзя»

Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока»

Различает близких и незнакомых людей
– не идет на руки к незнакомым людям

Расширяются коммуникативные возможности
ребенка. Ребенок и мама начинают
координировать внимание на других
предметах – вместе играть с игрушкой

У ребенка появляется указательный жест

12—24 мес.

Ребенок может использовать разнообразные
средства общения, но индивидуальные
различия в этом возрасте очень велики:

– мимика

– жесты

–слова

– короткие фразы.

Ребенок может общаться не только с
мамой, но и с другими взрослыми, с детьми

Предметом беседы могут быть не только
непосредственно наблюдаемые игрушки
и вещи, но и отсутствующие.

Ребенок понимает:

– названия знакомых предметов и игрушек

– несложные грамматические конструкции

– некоторые слова, означающие качества,
на правления и т.д.

Уровень игры повышается — начинает
формироваться игра «понарошку»:

– кормит и укладывает спать куклу

– сажает в машину зверей и кубики

Подражает действиям взрослых — «читает»
книги

В игре и коммуникации устанавливается
очередность

Примечание. Понимание речи в раннем
возрасте является более важным показателем
уровня коммуникативного развития, чем
экспрессивная речь.

Особенности орально-моторного развития

Орально-моторные модели в раннем возрасте
— движения губ, языка, щек, нижней челюсти
— приспособлены для сосания.
Орально-моторное функционирование
зависит от того, на каком вскармливании
находится ребенок.

Вид вскармливания: – естественное

– смешанное

– искусственное

До 4 мес.

Большого разнообразия движений языка
и челюсти нет. Нижняя челюсть опускается
и поднимается — рот открывается и
закрывается

Язык в форме чашечки что обеспечивает
сосание

К 6 мес. Появляются, но не в полном
объеме, движения языка: – вверх-вниз

– из стороны в сторону

С изменением характера пищи (твердая
пища) изменяется (увеличивается)
чувствительность десен, появляется
новое движение нижней челюсти по
горизонтали — из стороны в сторону.

Как ребенок жует твердую пищу: – охотно

– капризничает

– выталкивает изо рта

Какую пищу предпочитает ребенок: –
протертую

– рубленую

– молотую

К 12 мес.Ребенок уже может:

– пить жидкость из чашки, которую держит
взрослый

– брать пишу с ложки

– держать в руке и сосать сухарик,
печенье

– сдавливать и прокусывать твердую
пищу

С 12 мес–15 мес.Ребенок активно
использует щеки, губы, язык для удержания
и контроля пищи во рту. У ребенка активно
развивается жевание.

От 15 до 24 мес.

Идет совершенствование орально-моторных
движений щек, губ, языка, нижней челюсти.
движения становятся более координированными.
Увеличиваются объем и сила движений.

Периферический артикуляционный аппарат
уже больше приспособлен к артикуляции.

Вывод. Если у ребенка и мамы есть проблемы,
то их следует направить к специалистам
для проведения полного обследования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ü Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

ü У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

ü Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

ü Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

ü Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

ü Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи ребенка

ü Ребенок развивается с задержкой.

ü Ребенок перенес тяжелые заболевания.

ü У ребенка есть неврологические заболевания.

ü Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

ü Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

ü Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).

ü Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

ü Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке.

ü На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

ü Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь! Итак, что делать, чтобы ребенок заговорил. Эти несложные советы помогут Вашему ребенку заговорить.

III ЛОГОПЕД РОДИТЕЛЯМ

Советы логопеда

Совет 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. В норме у детей к году формируется некоторый словарный запас и начинается процесс воспроизведения слов. Дети, которые сосут соску, говорить начинают значительно позже. Пустышка замыкает внимание ребенка на самом себе, тем самым отвлекая от окружающего мира. Ребенок, занятый сосанием, теряет интерес к происходящему вокруг него и пропускает важные и интересные моменты жизни. Это приводит не только к задержке развития речи, но и к задержке развития интеллекта. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус.

Совет 2 – Развитие речи ускорит переход к твердой пище. Очень часто плохо говорящие дети еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, и как следствие отсутствие жевательных навыков. Долгое бутылочное питание и постоянное кормление малыша протертой пищей негативно влияет на становление его речи. Ведь еда является не только пищей для организма, она еще способствует развитию артикуляционного аппарата, благодаря которому кроха правильно выговаривает звуки и слова. Если в рацион ребенка не вводить продукты твердой консистенции, то у него, привыкшего исключительно к жидкой и протертой пище, не будут развиваться жевательные навыки, вследствие чего не будет стимулироваться мышечный тонус языка, нарушится вкусовое восприятие. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, фрукты и хлеб с корочками, кусковое мясо. Введением твердой пищи в рацион вы избежите ряда проблем и поможете ребенку в освоении речи.

Совет 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами. Помните о том, что, слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире. Поэтому стилем вашего общения с ребенком должно стать не просто обозначение какого-то явления или предмета, а детальное его описание. Например, ребенку недостаточно просто сказать: «Вон летит ворона». Ему нужны «комментарии» к этой вороне. Примерно вот так: «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать». Проговаривайте вслух все, что Вы делаете! «Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдем гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всем, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов. Не говорите и слишком мало! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймете, когда надо говорить, а когда надо слушать. Правильный баланс в этом очень важен!

Совет 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Встречается крайность, гиперопека малыша со стороны взрослых. Слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Это может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают его без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Не предупреждайте желаний ребенка! Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. В основе речи лежит стремление к общению. Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет 5 – Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите! Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше все понять и быстрее заговорить.

Совет 6 – Не сюсюкайте! Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно. Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЕшенький», то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

Совет 7 – Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Говорите размеренно, четко, просто, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно. Не говорите слишком быстро! Как ребенок может начать говорить, если он слышит от Вас речь, из которой невозможно выделить что-то конкретное? Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

Совет 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то жеслово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах. Расширяйте словарь. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет 9 – Способствует развитию речи чтение и эмоциональное пересказывание сказок и других произведений, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадется, как ежик пыхтит и т. п.). Читайте ребенку книги с рождения. Главное, чтобы подобранная литература подходила ребенку по возрасту. Книги обязательно должны быть с яркими рисунками. Читайте короткие рассказы, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали. Читайте ребенку книги! Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если ребенок приносит Вам книжку, и старайтесь сразу почитать ему пару страниц, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребенок просит читать ему одно и то же. Правило повторения – главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

Совет 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой (тонкой) моторики. Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу. Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти. Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику. Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застегивать и расстегивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются – использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, контурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики – трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребенка к обучению грамоте, в частности, письму. Подробнее о развитии мелкой моторики мы поговорим в следующем разделе.

Совет 11 – Ограничивайте просмотр телевизора! Если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых – все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружится, что за короткое время ребенок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

Совет 12 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет 13 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр. Будьте терпеливы, снисходительны и осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет 15 – Только вы! Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

E aEzEBqc0FklovlE+z+pTnC7fzdv9fb+lCETYzH/sW/cXQsO/N4kVtvSOSH5uz3EIU0LaKbDYqsLt iy2hfYfa+RwD7Ny/N6vU5mgcRMVUeFc1Ap842I7fy7B/sQhYOd/U63wrzKPZ8CQ2hC829RZf9Rp4 EIU0H3+sEdaEIPicbQhAw9+c0qOXb2vfnQhWQqt1rgb2XYq7e3t/T2Mr0OhC7XG8Hm+Z/cFMZ7e1 CFqc05ml/ahCFaP/2VBLAQItABQABgAIAAAAIQCKFT+YDAEAABUCAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA AABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAA AAAAAAAAPQEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKnCuwzpAgAAlQUAAA4AAAAAAAAA AAAAAAAAPAIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFhgsxu6AAAAIgEAABkAAAAA AAAAAAAAAAAAUQUAAGRycy9fcmVscy9lMm9Eb2MueG1sLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAvbzn HN4AAAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABCBgAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsBAi0ACgAAAAAAAAAh AG6bhAsjswAAI7MAABUAAAAAAAAAAAAAAAAATQcAAGRycy9tZWRpYS9pbWFnZTEuanBlZ1BLBQYA AAAABgAGAH0BAACjugAAAAA= «>

Источник