Притчи сказки метафоры в развитии ребенка
- 2,428,552 книги
- без регистрации
- бесплатно
- Мобильная версия
- Книги
- Категории и жанры
- Лучшие книги
- Добавить книгу
- Библиотека
- Помощь
- Мобильная версия
- Плагин
- Контакты
- Как помочь?
- Спонсорам и инвесторам
- API
-
Booksee.org
Главная →
Савченко С.Ф. и др.
Скачать книгу бесплатно (PDF, 10.19 Mb)
Популярные книги за неделю:
#1
Руководство по подрывным работам
Категория: Пособия самодельщикам
5.39 Mb
#2
Большая Советская Энциклопедия, 30 томов
Категория: Энциклопедии, справочники, учебники
92.67 Mb
#3
Атлас анатомии человека Том 2
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.17 Mb
#4
Сексуальные позиции. Практическое руководство
Неонилла Самухина, Дмитрий Исаев
Категория: people, health, hobby, active
23.38 Mb
#5
Атлас анатомии человека Том 3
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.03 Mb
#6
Атлас анатомии человека
Фрэнк Неттер
Категория: info, encyc, science, human, people, health
373.85 Mb
#7
История России
А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина
Категория: Исторические
25.47 Mb
#8
Атлас анатомии человека КОСТИ, МЫШЦЫ
Синельников
Категория: 1956283-АРХИВ КНИГ АНАТОМИЯ, Синельников Атлас анатомии человека
72.72 Mb
#9
Самоучитель игры на фортепиано
Категория: КУЛЬТУРА и ИСКУССТВО
2.71 Mb
#10
Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.
А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков
Категория: ЗДОРОВЬЕ
27.88 Mb
Только что пользователи скачали эти книги:
#1
Александр Васильевич Суворов. Его жизнь и военная деятельность
Песковский Матвей Леонтьевич
Категория: Биографии и Мемуары
589 Kb
#2
Похороны великого мифа
Льюис Клайв Стейплз
Категория: Религиозная литература
29 Kb
#3
Автобиография
Суворов Александр Васильевич
Категория: История
60 Kb
#4
Англо-русский словарь по химии и переработке нефти
Кедринский В.В.
Категория: society, society, lang
17.87 Mb
#5
Простые числа
Шнирельман Л.Г.
Категория: Mathematics, Number theory
2.24 Mb
#6
Моделирование времени
Усманов З.Д.
1.05 Mb
#7
Вышивка лентами от А до Я
Категория: hobby, hobby, fancy
11.62 Mb
#8
Атлас анатомии человека Том 2
Синельников Р. Д.
Категория: people, people, health
5.17 Mb
#9
Кнут,_Искусство_программирования,1.pdf
25.70 Mb
#10
Новые транспортные системы в городском общественном транспорте
Габарда, Душан;Космин, В.В.;пер
Категория: Городской транспорт
30.06 Mb
Источник
.
СКАЗКАКАКСРЕДСТВОСОЦИАЛИЗАЦИИ ИРАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ
Однажды мартышки, что живут в зоопарке, решили отправиться в путешествие, чтобы пополнить свое образование. Шли они, шли, а потом остановились, и одна из них спросила:
—Итак, что же мы видим?
—Клетку льва, бассейн с моржами и дом жирафа, — ответила другая.
—Как велик мир! И как полезно путешествовать! — решили мар
тышки.
Они двинулись дальше и присели передохнуть только в полдень.
—Что же мы видим теперь?
—Дом жирафа, бассейн с моржами и клетку льва!
— Как странен этот мир! Впрочем, путешествовать, конечно, полезно.
Они снова тронулись в путь и завершили путешествие только на за
ходе солнца.
—Ну а теперь что мы видим?
—Клетку льва, бассейн с моржами и дом жирафа!
—Как скучен этот мир! Все время одно и то же. Хоть бы какое-нибудь разнообразие! Нет никакого смысла странствовать по свету!
Еще бы! Путешествовать-то они путешествовали, да только не выходя из клетки, — вот и кружились на одном месте, словно лошадка на карусели.
Джанни Родари
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития личности. Любая ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и т. д. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости.
Мифы и сказки в психологическом, глубинном аспекте исследовали К.-Г. Юнг, М.-Л. Фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Мене-гетти, М. Осорина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки (Лебедев Ю. А., научн. рук., 2001, с. 5-9).
Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, в пространстве, профессионально, событийно, половой принадлежностью и т. д. Но, слушая или читая сказки, он накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». Сказки, отражая различные конфликтные ситуации и предлагая возможные способы их решения, указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, что позволяет взрослому и тем более ребенку или подростку впоследствии при возникновении проблемных ситуаций использовать их в качестве модели и находить нужное решение.
Сказочный сюжет помогает переключить недовольство человека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не принимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в сказке проблемы, представить себя ее активным участником, способствуя осознанию человеком необходимости принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими на себя.
На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем. Спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития.
Иначе говоря, сказка приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональном и этническом мире сказок.
Вместе с тем вариативная природа сказки побуждает человека к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки. Согласно Н. Пезешкян (1992), содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» помогают человеку преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить дремлющие в нем творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т. д.) способности.
Внутренний строй сказки позволяет человеку представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном (прошлое, настоящее, будущее) измерениях. Эти аспекты пространственно-временного содержания сказок как бы образуют его гологра-фический континуум (универсальность, целокупность, многомерную объемность), что особенно созвучно психике ребенка. Вот почему дети так чувствительны к универсальности сказки: в ней они находят созвучие своему такому же универсальному внутреннему миру. Универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности.
Сюжет сказки, начиная развиваться от конфликта, как правило, завершается полным его разрешением. Сказки не знают непоправимых несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляя слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто, а злодей наказан. Это придает сказочному конфликту «замкнутый» характер, позволяет абстрагировать содержание в пространстве и во времени. Сказочное пространство — это «некоторое царство», куда переносятся слушатели. Сказочное время, по наблюдениям Д. С. Лихачева, также «…не выходит за пределы сказки. Оно целиком замкнуто в сюжете. Его как бы нет до начала сказки и нет по ее окончании. Оно не определено в общем потоке исторического времени» (Лихачев Д. С, 1979, с. 226). Вследствие этого, с одной стороны, сказочное повествование заключает в себе характер ирреальности, в результате чего сохраняется эстетическая основа жанра — категория чудесного, а с другой — сюжет приобретает метафоричность по отношению к существующей действительности.
Подобно свадебному обряду, сказка хранит в своей глубине плодотворную идею. Как магическое заклинание плодородия, она отождествляет человека, растительный и животный мир, соединяет все живое по признаку жизни. В сказке весь чудесный мир, животные, растения, богатыри-великаны, волшебники и искусники, чудесные предметы объединены желанием помочь герою на его пути к самосовершенствованию. Да и сам герой заслуживает счастья. Он — терпеливый, настойчивый, добрый.
Сказка способна в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете воссоздавать макропроблемы. Иначе говоря, сказка как небольшое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами отображает глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства добра и зла, света и тьмы, силы и слабости.
Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад народа, его язык, особенности менталитета, традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Сказка — это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с ее положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т. д.
Содержание сказок вызывает интерес как у детей, так и у взрослых: в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным и стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости, правдивости и лукавстве. Почти все основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев, — о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность заключена почти в каждой сказке: нужно прислушиваться к старшим, обращаться к ним с почтением, помогать друг другу, не помнить зла и т. п. Но поучение облечено в тонкую и совершенную форму. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятна и ребенку, и подростку, и взрослому и осваивается ими на эмоциональном уровне.
Чрезвычайное значение имеют сказки о животных, несмотря на то, что в них речь идет о зверях, однако воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми.
М. В. Ломоносов писал, что благодаря фантастическому вымыслу «обыкновенная и натуральная идея», то есть жизненная правда, выражается «сильнее», чем если бы повествование велось без вымысла (Аникин В. П., сост., 1985, с. 4).
Сказка помогает взрослому и ребенку как субъектам образовательного процесса понять друг друга. Это «метаязыковая игра», «язык в квадрате» (Эко У., 2002), знакомый с детства, но в каждом возрастном периоде понимаемый по-разному.
Сказка учит ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него возникают не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним, ибо «…без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 25, с. 112).
Источник
В книге обоснована необходимость и возможность использования метафорических историй (сказок, притч, пословиц и т.д.) в учебно-воспитательном процессе. Описаны развивающие программы для детей и подростков, цель которых активизация внутренних ресурсов ребенка, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Книга предназначена для педагогов, психологов, логопедов, социальных работников и студентов педагогических вузов.
Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. Ценностное самоопределение участников образовательного процесса 4
1. Ценности как основа социализации и воспитания 4
2. Ценностные приоритеты образовательного процесса 16
3. Педагогический разговор учителя и учащегося в пространстве анекдота 32
Глава 2. Метафора как универсальный способ миропонимания и мироощущения 47
1. Назначение метафорических повествований 47
2. Методология использования метафорических повествований в образовательном процессе 60
3. Сказка как средство социализации и развития личности 70
4. Сказка как социально-педагогическое средство развития и воспитания личности 74
5. Возможности сказки в обучении и воспитании младших школьников 82
Глава 3. Использование метафорических повествований в образовательном процессе 91
1. Программа для младших школьников «Человек» 91
Занятие 1 95
Занятие 2 98
Занятие 3 102
Занятие 4 104
Занятие 5 108
Занятие 6 111
Занятие 7 115
Заключительное занятие 117
2. Программа для подростков 10-14 лет «На стороне подростка» 125
Занятие 1 130
Занятие 2 132
Занятие 3 136
Занятие 4 139
Занятие 5 142
Занятие 6 146
Занятие 7 149
Занятие 8 152
Занятие 9 155
Занятие 10 158
Занятие 11 161
Занятие 12 163
Занятие 13 165
Занятие 14 169
Заключительное занятие 172
3. Тренинг личностного роста для старших подростков «Человек и Мир» 175
Игры для разминки 182
Игры для завершения 186
Занятие 1 187
Занятие 2 190
Занятие 3 196
Занятие 4 200
Занятие 5 206
Занятие 6 211
Занятие 7 215
Занятие 8 217
Занятие 9 221
Занятие 10 224
Занятие 11 229
Занятие 12 231
Занятие 13 234
Занятие 14 241
Занятие 15 242
4. Сказка как средство диагностики и психотерапии в краткосрочном консультировании 243
Структура сказкодиагностической процедуры 248
Содержание сказкодиагностической процедуры 248
Структура сказкотерапевтического занятия 251
Содержание сказкотерапевтического занятия 251
Советы родителям 263
5. Морфологическая программа для младших школьников «Трудные победы» 264
Часть первая 265
Дифференциация «Т — Д»: «Торопись делом» 265
Часть вторая 269
Дифференциация «П — Б»: «Доброе дело крепко» 269
Часть третья 272
Дифференциация «Б — Д»: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» 272
Часть четвертая 274
Дифференциация «П — Т»: «Труд человека кормит, а лень портит» 274
Заключение 276
Литература 278
Приложение 1 284
Приложение 2 292
Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.
Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу https://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.
Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.
Источник
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
Куценко Елена
Обозрение педагогической печати
Притчи, сказки, метафоры
в развитии ребенка
СПб.: Речь, 2007
Если вы и так всегда считали, что сказки, притчи, легенды и прочие байки естественным образом пронизывают все наше общение с ребенком с первой колыбельной, то смело можете начинать читать со второй главы. Ибо в первой собран серьезный теоретический материал относительно тенденций и аспектов развития общества и личности. В этих рамках рассматривается роль метафоры.
Вторая же глава больше ориентирована на педагогическую практику. Статьи, собранные здесь, повествуют о том, как целенаправленно использовать метафорические повествования в образовании. И большая часть книги содержит описание программ работы с детьми разных возрастов с использованием разных притч и сказок.
Так, для малышей придумано многое множество игр, загадок, заданий по народным сказкам и пословицам. Подростковая программа предполагает актуальные для этого возраста темы: самоуважение, принятие решений, технология отказа, самоуважение… Обо всех этих важных вещах взрослому лучше говорить не в форме прямолинейного наставления, а на примере притч, используя игровые задания и приемы арт-терапии. Занятия по личностному росту старших школьников звучат уже совсем серьезно: стиль отношения к жизни, проблемы зависимости, мои предпочтения и склонности, преодоление конфликтов. Тем не менее и эти практически взрослые проблемы можно обсуждать на материале авторских сказок.
На последних страницах авторы сборника излагают основные особенности сказкотерапии, которая становится все более популярной.
О.В.Хухлаева
Школьная психологическая служба
М.: Генезис, 2008
Предваряя содержание книги, автор остроумно и справедливо замечает, что учителя относятся к школьным психологам примерно как деревенские жители к дачникам. Им, «выполняющим строго очерченные обязанности, трудно понять психологов, которые не всегда могут в цифрах описать эффективность своей работы». Для того чтобы наладить доброжелательные и рабочие отношения, школьная психологическая служба может включить в число своих задач работу по сохранению психологического здоровья педагогов. Подобная программа действует в Ломоносовской школе Москвы, о ней и рассказывается в книжке.
Автор последовательно перечисляет характеристики психологического здоровья и дает пояснения по каждой: как психолог может способствовать улучшению того или иного параметра. Например, смягчить чувство незащищенности или удовлетворить потребность в самоуважении. Все это – с учетом типичных школьных реалий.
Автор рассматривает и приводит примеры конкретных и узнаваемых ситуаций, в которых психолог может оказать действенную помощь учителю. Это и учебные, и коммуникативные, и воспитательные трудности. Кроме того, учителю требуется профессиональная поддержка для предотвращения эмоционального выгорания. Автор описывает признаки и предлагает стратегии по его преодолению.
Много практических сведений содержится в главе «Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся на уроке». Здесь читатель найдет информацию о том, как учитель с помощью психолога может определить особенности учеников – преобладающий канал восприятия, тип нервной системы, уровень мотивации, тревожности, – чтобы максимально эффективно планировать стратегии обучения. Отдельно перечислены варианты нарушения психологического здоровья учеников, разные формы страхов и агрессивности. И рекомендации относительно работы с такими детьми.
В приложениях собраны практические материалы, которые сможет использовать психолог при работе с педагогами.
Учителя же, прочитавшие эту книжку, наконец-то составят себе отчетливое представление о том, в каких ситуациях и с какими проблемами можно обращаться к школьному психологу.
Источник