Природа ребенка и его развитие по сократу

Природа ребенка и его развитие по сократу thumbnail

Философ

Произведения,
в которых излагаются пед. идеи

Основные
пед. мысли о воспитании

«+»
и «-» в воззрениях философов

Конфуций

551
до н.э.-479

Древний
Китай.

Трактат
«Беседы и суждения».

Цель
воспитания по Конфуцию- укрепление
нравственности и преодоление жизненных
трудностей через гуманизм и гармонизацию
отношений.

Методика
преподавания строилось на диалогах
учителя с учениками.

Индивидуальный
подход.

Преимущество
отдано нравственному началу.

Демокрит.

«Фрагменты
о воспитании».

Он
считал, что становление личности
человека зависит от его природы и
воспитания.

Демокрит
первый,кто поднял вопрос умственного
воспитания детей.

Демокрит
считал,что воспитание надо начинать
с малых лет и т.п.

Квинтилиан.

«О
воспитании оратора».

В
обучении по Квинталиану следует
придерживаться 3-х ступеней: подражание,
наставление,

упражнение.

Он
высказал социально-педадогические
идеи о дидактике и методике
обучения,воспитание

ребенка
в коллективе.

Аристотель.

«Логика»,
«Политика» и др.

Обосновал
необходимость разностороннего
воспитания: физического, умственного,
нравственного.

Создал
возрастную периодизацию, придавал
значение гос. воспитанию.

Платон.

«Протагор»

«Государство»

«Законы».

Выдвинул
и обосновал идею соотношения государство
и воспитания.

Платон
оценивал как важнейший фундамент всей
жизни человека. Провозгласил принцип
всеобщего обязательного образования.

Сократ.

Он
не оставил после себя трактатов и
книг.

Метод
Сократа ироническая- помощь учителя
ученику в рождении истины.

С
именем Сократа связано становление
развивающего, гуманистического подхода
в образовании.

Цицерон.

«Об
ораторе».

Идеал
воспитания- совершенный оратор,
художник слова, общественный деятель.

Чтобы
стать совершенным человеком, необходимо
непрерывное образование и самообразование.

Сенека.

«Письма
на моральные темы».

Провозгласил
главной задачей воспитание моральное
совершенствования человека.

Нормы-
основные понятия.

Плутарх.

«О
воспитании».

Выдвигал
идею всестороннего обучения человека
в духе требований образованного
римского общества.

Предполагал
дать «беглое» знание тогдашних наук.

Демокрит

Сократ

Платон

Аристотель

О
природе ребенка

Огромное
значение Демокрит придавал среде,
примеру взрослых, словесному воздействию,
воспитанию «убеждением и «доводами»,
приучению к труду. В дошедших до нас
фрагментах трудов Демокрита отражено
требование начинать воспитание детей
с малых лет. 

Сократ
— один из основоположников учения о
доброй природе человека. Придавая
особое значение природной
предрасположенности, Сократ видел
наиболее верный путь проявления
способностей человека в самопознании:
«Кто знает себя, тот знает, что для
него полезно, и ясно понимает, что он
может и чего он не может».

Педагогические
суждения Платона выросли из его
философского видения человека и мира.
По Платону, земная жизнь – преходящий
этап движения человека к «истинному
бытию – неким умопостигаемым и
бестелесным идеям». Земная жизнь
должна готовить человека к слиянию
человека с «истинным бытием».
Приобретение знаний, следовательно,
является процессом воспоминания о
бестелесном мире идей, откуда вышел
и куда уйдет каждый человек.

Нравственное
воспитание детей, по Аристотелю,
основывается на упражнении в нравственных
поступках — частом повторении
желательных действий, в которых не
должно быть крайностей, а наоборот,
которые должны быть продуманными и
умеренными. Такое уравновешенное
поведение можно считать добродетельным.
Заниматься нравственным воспитанием
детей должны главным образом родители

Цель
воспитания

суть
воспитания Демокрит видел в том, чтобы
формировать разностороннего человека,
оттачивать его совершенства.

Суть
педагогических суждений Сократа
составляет тезис о том, что главной
среди жизненных целей человека должно
быть нравственное самосовершенствование.
По Сократу, человек обладает разумным
сознанием, направленным к добру и
истине. Счастье состоит прежде всего
в устранении противоречия между личным
и общественным бытием. И, напротив,
акцент на личных интересах, их
противопоставление интересам ближних
ведут к душевному разладу и дисгармонии
с обществом.

По
мысли Платона, воспитание должно
обеспечить постепенное восхождение
ученика к миру идей. Реализовать
подобное воспитание способен прежде
всего наставник преклонных лет, то
есть человек, стоящий на пороге мира
идей. Сделать это можно было при наличии
тесной духовной связи между наставником
и учеником 

Аристотель
видел
цель воспитания в гармоническом
развитии всех сторон души, тесно
связанных природой, но особенно важным
считал развитие высших сторон —
разумной и волевой. При этом он полагал
необходимым следовать за природой и
сочетать физическое, нравственное и
умственное воспитание, а также учитывать
возрастные особенности детей. 

Содержание
образования и воспитания

Демокрит
отмечал, как важно родителям посвятить
себя воспитанию детей. Он осуждал
скупых родителей, не желавших хватиться
на обучение детей и обрекавших их на
невежество.

Вся просветительская
деятельность Сократа, в том числе и
педагогическая, была связана с софизмом
— течением, которое предполагало
ложное, абсурдное или парадоксальное
утверждение, противоречащее общепринятым
представлениям. Сократ резко критиковал
софистов за пренебрежение к истине и
в споре с ними пытался восстановить
истинность знания, его авторитет.

Особое
значение как средству воспитания он
придавал играм, а также чтению и
рассказыванию детям литературных
произведений, мифов. При этом он считал
необходимым установить законодательно,
что именно нужно читать и рассказывать
маленьким детям.

 Аристотель
дал общую характеристику дошкольного
возраста. До 7 лет, считал он, в детях
преобладает растительная жизнь,
поэтому надо в первую очередь развивать
их организм. Главное для маленьких —
питание, движение, закаливание. Дети
должны заниматься подходящими их
возрасту играми, им полезно слушать
рассказы и сказки (непременно одобренные
властями), детей следует обучать речи.
С 5 лет родители должны готовить их к
школе.

Методы
воспитания и обучения

Главным
орудием, помогающим воспитанию,
Демокрит считал упражнение. Кроме
этого философ говорил о значимой роли
среды общения в воспитательном
процессе. В современной педагогике
давно известно влияние окружающей
среды на ребенка и его познавательные
процессы, поэтому Демокрит в своих
взглядах не заблуждался.

 В
учении Сократа учитель должен был
сподвигнуть воспитанника на
самостоятельную добычу знаний, их
анализ. Он считал, что истинное знание
нельзя вложить в сознание ученика
извне, оно должно вырасти из глубин
его личности и с помощью учителя выйти
на свет.

Схема
извлечения знаний из личности
воспитанника была таковой: сначала
нужно было разрушить все ложные
представления учащегося, показать
ему, как мало он знает, а затем, уже на
подготовленной почве строить
систему
новых представлений. Каждый этап этой
системы воспринимался
учеником
как неизбежное, новое, но близкое,
растущее из собственного «Я».

В
“Государстве Платон выдвинул идею
общественного воспитания детей с
самого младшего возраста и предложил
определенную систему ее организации.
С 3 до 6 лет всех детей всех жителей
города или поселка нужно собирать в
особых местах для игр. При этом
специально назначенные стражами
закона женщины должны следить за
порядком и руководить играми. С 6 до
12 лет дети в государственной школе
учатся читать, писать, считать, а также
петь и играть на музыкальных инструментах.
С 12 до 16 лет они посещают палестру, где
главное внимание уделяется разностороннему
физическому воспитанию. С 16 лет юноши
изучают арифметику, геометрию,
астрономию, преимущественно с
практическими целями (предвоенная
подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии
получают специальную военно-физическую
подготовку.

опираясь
на принятое . в народе деление времени
соответственно, лунному календарю
“по седмицам”, он разделил время
воспитания, определив его, в 21 год, на
три периода: от рождения до 7 лет, с 7
до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности
каждого возраста, определил цели,
содержание и методы воспитания в
каждый период. Это была первая в истории
педагогической мысли возрастная
периодизация.

Формы
воспитания и обучения

Рассматривая
обучение как трудную работу, Демокрит
полагал естественным прибегать к
принуждению в отношении учащихся.
«Если бы дети не принуждались’ к
труду, они не научились бы ни грамоте,
ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что
укрепляет добродетель, — стыду».

Сократ
излагал свое учение в любой аудитории,
будь то городская площадь или аллеи
Ликея. Он был одним из родоначальников
диалектики как метода установления
истины путем постановки наводящих
вопросов — т. н. сократического метода.
Главную задачу наставника Сократ
видел в том, чтобы пробудить мощные
душевные силы ученика. В таком
«повивальном искусстве» он видел
основное предназначение учителя.

Педагогическое

новаторство

Демокрит раскрыл
колоссальную, определяющую роль
раннего воспитания: последствия его
сказываются и в старости, от него
зависит почти всё умственное развитие
личности.

Воспитательная
проблематика Демокрита тесно переплетена
с остальными предметами его изучения.
Педагогические вопросы рассматриваются
параллельно с философией, этикой,
историей, эстетикой. 

Его
главным дидактическим достижением
можно назвать «майевтику»
(«повивальное искусство») —
диалектический спор, подводящий к
истине посредством продуманных
наставником вопросов.

Он
открыл связи между воспитанием и
общественным устройством. Педагогическая
проблематика присутствует в трактатах
«Диалоги», «Государство», «Законы».
Основанное им в Афинах учебное заведение
– Академия– просуществовало более
1000 лет.

По
Аристотелю, существуют три вида
души: 
1.
растительная (проявляется в питании
и размножении); 
2.
животная/волевая (проявляется в
ощущениях и желаниях);
3.разумная/сознательная
(характеризуется еще мышлением или
познанием). 

Источник

  Демокрит Сократ Платон Аристотель
О природе ребенка Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых, словесному воздействию, воспитанию «убеждением и «доводами», приучению к труду. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет. Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители
Цель воспитания суть воспитания Демокрит видел в том, чтобы формировать разностороннего человека, оттачивать его совершенства.
 
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей.
Содержание образования и воспитания Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество. Вся просветительская деятельность Сократа, в том числе и педагогическая, была связана с софизмом — течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Сократ резко критиковал софистов за пренебрежение к истине и в споре с ними пытался восстановить истинность знания, его авторитет.
 
Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.
Методы воспитания и обучения Главным орудием, помогающим воспитанию, Демокрит считал упражнение. Кроме этого философ говорил о значимой роли среды общения в воспитательном процессе. В современной педагогике давно известно влияние окружающей среды на ребенка и его познавательные процессы, поэтому Демокрит в своих взглядах не заблуждался.
 
В учении Сократа учитель должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельную добычу знаний, их анализ. Он считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.
Схема извлечения знаний из личности воспитанника была таковой: сначала нужно было разрушить все ложные представления учащегося, показать ему, как мало он знает, а затем, уже на подготовленной почве строить систему новых представлений. Каждый этап этой системы воспринимался учеником как неизбежное, новое, но близкое, растущее из собственного «Я».
В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. опираясь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.
Формы воспитания и обучения Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. «Если бы дети не принуждались’ к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, — стыду». Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов — т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя.    
Педагогическое
новаторство
 
Демокрит раскрыл колоссальную, определяющую роль раннего воспитания: последствия его сказываются и в старости, от него зависит почти всё умственное развитие личности.
Воспитательная проблематика Демокрита тесно переплетена с остальными предметами его изучения. Педагогические вопросы рассматриваются параллельно с философией, этикой, историей, эстетикой.
 
Его главным дидактическим достижением можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия– просуществовало более 1000 лет. По Аристотелю, существуют три вида души: 1. растительная (проявляется в питании и размножении); 2. животная/волевая (проявляется в ощущениях и желаниях); 3.разумная/сознательная (характеризуется еще мышлением или познанием).

Источник