Природа как условие существования общества и фактор развития ребенка

В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЯ
РЕБЕНКА К МИРУ
ПРИРОДЫ
Отношение
к природе в структуре экологической
культуры личности.
Интегративная сущность отношения как
взаимосвязи
интеллектуального, эмоционально-ценностного
и деятельностного
компонентов. Особенности отношения к
природе
у детей дошкольного возраста. Закономерности
развития субъективного
отношения к природе в онтогенезе.
Наряду
с важностью когнитивного компонента
экологического
образования ведущее значение в развитии
экологической
культуры ребенка отводится отношенческому
компоненту,
что
обусловлено аксиологическим подходом,
связанным с переориентацией
на развитие личности, а не формирование
знаний
и умений. Данный компонент представляет
собой систему
мотивационно
— ценностных и эмоционально-волевых
отношений.
Его специфичность состоит в оценочном
отношении к миру,
людям, собственной деятельности.
Характерными особенностями
отношений является то, что они направляются
потребностями
существования и развития человека,
носят оценочный характер,
выступают как основные формы проявления
чувственной
и предметно-практической деятельности
человека. Отражая
реальные, объективные отношения личности
с миром, они
обусловливают характер ее предпочтений
в различных сферах
и через них влияют на все поведение в
целом. Опыт отношений
вместе со знаниями и умениями является
условием формирования
системы ценностей,
идеалов
и в конечном итоге
мировоззрения
личности.
Экологическое
отношение к
природе является компонентом
экологической культуры, оно интегративно
по сути и как
психическое образование включает три
составляющие: эмоционально-чувственный
или перцептивно-аффективный (чувство
влечения
к
природе), когнитивный (познавательный
интерес к
природе на основе ценностных представлений)
и практически-деятельностный
(склонность
к
непрагматическому взаимодействию
с природой на основе социально значимых
мотивов) компоненты.
Процесс
экологического образования направлен,
прежде
всего,
на перевод во внутренний план ребенка
необходимых социальных
экологических ориентиров; знаний,
умений, ценностных
характеристик и идеалов, принципов и
правил отношения общества
к окружающей природе. Конечным результатом
экологического
образования выступает экологическая
ответственность
личности за состояние окружающей среды,
которая основана
на нравственно-ценностном
отношении к
природе, людям
и способности
к самоограничению.
Экологическая
ответственность базируется на ценностных
нравственно-экологических знаниях.
Вопросами
отбора ценностей в содержание
экологического
образования детей и освоения опыта
ценностного
отношения
к
природе и окружающему миру занимались
многие ученые.
Так, например, выделен ряд объектов, к
которым необходимо
формировать ценностное отношение, —
человек, его жизнь, здоровье, природа.
Определены ценностные аспекты, роль
которых непреходяща в формировании
образа мира и понимании
дошкольниками взаимосвязи между
человеком и природой
природа
— великое богатство, Земля — общий дом
человечества
и всех живых существ, бережное отношение
к природе;жизнь
— величайшая ценность, гуманное отношение,
милосердие
и сострадание к живым объектам природы,человек
— абсолютная уникальная ценность,
уважение к жизни
и достоинству личности, почитание
родителей, забота о младших;культура
— великое богатство, накопленное
человечеством,
уважение к традициям разных народов;Родина,
‘завещанная предками, — единственная
для каждого
человека, уважение к истории и культурным
традициям своей
страны;мир
— главное условие существования
человечества, вера
в
красоту и добро мира.
В
экопедагогике выделены нравственные
качества личности,
несущие экологический
смысл:
— отзывчивость
—
готовность прийти на помощь, участливое
отношение к нуждам и просьбам другого,
связана с эмпатией
—
способностью сопереживать, сочувствовать;
гуманность
—
уважительность к личности человека,
проявляется
в отношениях к живым объектам через
осознанное сострадание
и реализуется в содействии, оказании
практической помощи;бережность
—
осторожность по отношению к объектам
природы,
забота о них;бережливость
—
способность экономно расходовать
природное
сырье и материалы, принимать во внимание
возможные
негативные последствия деятельности;
рациональность
—
способность разумно и научно
обоснованно
планировать имеющиеся природные
ресурсы и материалы,
деятельность в природе, чтобы, не тратя
лишнего, удовлетворять
разумные и необходимые потребности;осознанность
—
отношение к природе на основе понимания
природных закономерностей;ответственность
—
высокая осознанность отношения к
природе, проявляющаяся в чувстве долга,
в действиях и поступках,
которые соответствуют не только
моральным, но и правовым
нормам.
Присвоенные
ребенком ценности выступают в качестве
ценностных
ориентаций, которые
влияют на развитие чувств, выражаются
в потребностях и интересах личности,
выступаютфактором,
регулирующим мотивацию и поведение.
У
дошкольников отношение к природе
возникает в сфере чувств (эмоциональный
компонент). Игра
со сверстниками, общение
с
природой
создают общность эмоциональных
переживаний
и формируют отзывчивое отношение к
значимым другим
(людям, одушевленным объектам природы).
Чувства ребенка
чрезвычайно сильны и интенсивны,
возникают значительно быстрее,
чем у взрослого, что связано с большой
их возбудимостью, однако более бедны
по содержанию, менее прочны и глубоки.
Эмоции
(радость,
удивление, интерес-волнение, тревога)
проявляются в непосредственной оценке
конкретных ситуаций.
Они развиваются под действием ценностных
ориентаций личности,
перерастают в
чувства,
которые выражают целостное отношение
к миру в форме непосредственного
переживания (любовь, уважение, сочувствие).
Основная
задача экологического воспитания через
эмоциональное
воздействие заключается не в том, чтобы
подавлять негативные
эмоции и чувства (безразличие, неприязнь),
а том, чтобы
их направлять и регулировать посредством
общения с природой,
деятельности. Развитие положительного
эмоционального
отношения к природе основано
на нравственно-положительных
переживаниях ребенка в различных
ситуациях. Общаясь
с природой, дошкольники испытывают
удовольствие, радость,
внешними проявлениями которых являются
улыбки, оживление,
стремление потрогать объект руками,
разговоры детей.
Педагог должен уметь вызвать у детей
симпатию к живому существу, желание
позаботиться о нем, радость и восхищение
от встречи с природой, удивление, гордость
за правильный
поступок, удовольствие от хорошо
выполненного поручения.
Не менее важно научить детей оценивать
свои поступки и поступки
сверстников, взрослых в процессе общения
с природой.
Опора
на положительные эмоции в наблюдениях
за природными
объектами, при оценке его состояний
(«беспокоится», «приветствует», «боится»,
«просит ласки» и т.д.) становится условием
воспитания эмпатических чувств.
Отрицательные
эмоции
также могут иметь положительный смысл,
так как они создают необходимый контраст
в ощущении природы. В частности,
демонстрация примеров негативного
воздействия на природу вызывает у
детей чувство эмоционального дискомфорта,
неприятие,
развивает сострадание, помогает детям
почувствовать
свою ответственность за судьбу наших
«соседей» по планете.
Проявление
чувственной восприимчивости к каждому
природному объекту, проявление
личностно-смысловой оценки его
состояния; отношение эмоциональной
отзывчивости выражается в действии,
общении, умение найти культурную форму
обращения
с этим объектом и его сохранения
(деятельностный
компонент).
Эмоционально-чувственное
отношение к природе проявляется прежде
всего в ценностно-ориентационой
деятельности, которая предполагает
придание объекту определенной
ценности. На этой основе определяется
цель поведения
в
природе как особой формы активности,
направленной на различные объекты.
Цель экологического
поведения —
непрагматическое
взаимодействие с объектами природы.
Поведение
ребенка в природе направляется его
потребностями,
которые
выступают в качестве программы
жизнедеятельности, внутреннего
побудителя активности. Экологические
потребности
классифицируют на утилитарные и
неутилитарные, первичные
и вторичные, духовно-теоретические и
практические и т.д. В экологическом
воспитании дошкольников обращают
внимание на формирование следующих
экологических
потребностей:
потребность
в сохранении жизни и здоровья, осознанное
отношение к здоровью, стремление
к здоровому
образу жизни;познавательная
потребность, стремление приобрести
знания
о природе, познавательный интерес к
природе;потребность
в сохранении природы, осознание
необходимости ее
сохранения;потребность
в общении с природой, стремление к
непрагматическому
взаимодействию с ней;эстетическая
потребность в любовании природой;
— потребность
в трудовой деятельности на природе.
Поведение
ребенка в природе его определяется
потребностями
и регулируется мотивами
—
переживаниями, побуждающими
к действию. Мотив (значимость, ценность,
смысл) данного
поведения переживается, как субъективное
основание решения
действовать так, а не иначе. Формирование
сознательно-волевого
уровня мотивации в экологическом
образовании осуществляется
путем организации воспитателем условий,
актуализирующих
влечение к природе, потребность в
чувстве эмоциональной
отзывчивости и компетентности, а также
через предъявление
ребенку ценностных ориентации (идеалов),
которые
ребенок постепенно присваивает, т.е.
превращает из внешне понимаемых во
внутренне действующие.
Одним
из внутренних мотивов экологически
ориентированной
деятельности является интерес
к
природе (направленность
внимания, мыслей
на
природные объекты). Интерес вызывает
желание познакомиться с предметом,
тогда как потребность
— желание обладать им. Многогранность,
яркость, динамичность
объектов природы вызывают у ребенка
любопытство, чувство
захваченное™, интерес. Предоставление
ребенку свободы
для
деятельности,
фантазии, перехода от реального мира к
воображаемому
оказывает решающе воздействие на
развитие интереса.
Поведение
в природе, вызванное не актуально
переживаемой
потребностью, а социальной необходимостью
есть волевое
осознанное поведение, где
воля
—
не просто потребность в
преодолении трудностей, но и способность
регулировать поведением
на основании общепринятых идей, норм,
правил. Воля связана
с произвольностью поведения, требует
самоконтроля, умения
управлять собой и господствовать над
своими желаниями.
На
этапе дошкольного детства в силу не
сформированности
интеллектуальной сферы детей, моральных
установок, отсутствия
опыта практической деятельности в
природе, несамостоятельности
принятия решений, непроизвольности
поведения и
т.д. рано говорить о формировании у
дошкольников ответственности
к природе. В сфере
формирования отношения к
природе
у
ребенка-дошкольника акцент делается
на освоении положительного
опыта эмоционально-чувственного
общения
с
природным и социальным окружением.
Важной
задачей экологического воспитания
является раскрытие
перед детьми ценностной стороны других
живых
организмов,
развитие
личностно-значимого отношения к
природным
объектам.
Отношение
— это момент взаимосвязи явлений,
объектов.
Проблема развития отношения ребенка к
объектам природы как
субъектам — это проблема развития
отношения «Я — Другой» («Я — Природа»)
в общей системе отношений ребенка, в
структуре «образа — Я» (Я-концепции).
Формируемый в процессе экологического
воспитания «образ — Я» связан с осознанием
ребенком своей взаимосвязи с природой,
своего места и роли в природе,
последствий своих действий в природе.
«Образ — Я» — является фактором
осознанности и личной причастности к
окружающей природе. Отношения в
процессе развития ребенка приобретают
целостный, активно-избирательный,
устойчивый характер, превращаются
в черты характера личности. Когда
отношение
«Я-другой» приобретает устойчивый,
обобщенный, осознанный характер, это
отношение становится личностно значимым.
Тогда состояние природы становятся не
безразличны ребенку,
и он пытается выстраивать собственную
деятельность и
природе в соответствии с принципами
экоцентризма.
Дошкольный
возраст является сенситивным периодом
для
развития личностно-значимого отношения
к объектам природы,
восприятия их как «значимых других».
Для дошкольников онтогенетически
характерен субъективизм отношении к
природе,
т.е. восприятие природных объектов «на
равных» -животные и растения могут
«думать», «чувствовать», «общаться».
Это связано с особенностями их мышления.
У детей
дошкольного возраста выражен созерцательный
щит
отношения к природе. Нравственный мотив
отношения имеют
довольно часто эгоцентрический оттенок,
т.к. основной чертойпознавательной
деятельности дошкольников является
эгоцентризм,
который приводит к тому, что ребенок не
дифференцирует свое «Я» и окружающий
мир, переносит собственные внутренние
побуждения на реальные связи между
явлениями природы.
Детям свойственен также анимизм
(наделение
неодушевленных
объектов природы сознанием и жизнью).
Несформированность
познавательной сферы приводит в отношении
к
природе к антропоморфизму
(объяснение
любых причинно-следственных
отношений в природе с точки зрения
и отношений между людьми). Поскольку
все природное включается дошкольником
в сферу «человеческого», то у него
формируется
«субъектная установка» по отношению к
природным объектам,
но это не означает для ребенка, что
объект является чем-то равным ему в
своей ценности.
Артификализм
(представления о том, что все объекты и
явления
мира изготовлены самими людьми для
собственных целей)
придает прагматическую направленность
отношению к природе
(«дождь идет, чтобы можно было ходить
по лужам»). В основе
практического отношения лежит утилитарный
подход (извлечение
практической пользы).
В
целом у дошкольников в наибольшей
степени проявляется познавательное
отношение к природе (когнитивный
компонент)
в связи с интересом к новому, неизведанному,
которое преобладает при любых формах
взаимодействия детей с природой,
вызывая у них беспрерывный поток
вопросов: «Кто это?», «Что это?»,
«Зачем?» и иногда толкает ребенка
на жестокие поступки по отношению к
объектам природы (использование их в
игре, или в качестве подопытных), что
связано с недостатком знаний и с
недостаточной развитостью эмоциональной
сферы.
Практически
компонент у дошкольников сформирован
достаточно
низко, т.к. они не владеют в достаточной
степени навыками
взаимодействия с природой. Их стремление
к практическому взаимодействию с
природой носит, в основном, реактивный
(действие в ответ на внешнее воздействие),
а не активный (действие по собственной
инициативе) характер.
Перцептивно-аффективный
компонент в целом также недостаточно
развит у дошкольников, поскольку он
связан с определенным
уровнем развития познавательной и
чувственной сфер личности ребенка. В
силу эмоциональности и непроизвольности
дошкольников оно эмоционально по своей
насыщенности, но не «эмоционально» по
своей направленности, хотя у детей
старшего дошкольного возраста
проявляется эстетическое отношение к
природе
(любование ее красотой), поскольку они
обладают подвижной,
яркой фантазией, нестереотипным образным
мышлением, некоторыми чувственно-наглядными
представлениями. Дети остро
реагируют на негативные отношения
окружающих к природе,
однако в целом для дошкольников характерно
противоречие
между высказанным и действенным
отношением к природе. В
младшем школьном возрасте происходит
изменение отношения
к природе в направлении преодоления
эгоцентризма (отделение
своего «Я» от окружающего мира»),
антропоморфизм
и артификализм заменяются субъектификацией
и стремПЮШем
непрагматическому общению с природой.
Сохраняется доминирование
когнитивного компонента, что связано
с формированием
учебной деятельности. Большее значение
приобретает практический
компонент, связанный с желанием ухаживать
за каким-нибудь
животным.
Таким образом, в
целом работа по формированию экологического
отношения детей к природе в процессе
экологического образования строится
в нескольких направлениях:
развитие
эмоционального влечения и интереса к
природе, выработка нравственных,
эстетических чувств, привычек и
воспитание воли;формирование
потребностей, мотивов, установок
личности,
ценностных ориентации, направленных
на субъектное восприятие
объектов природы;формирование
личностно значимых целей экологической
деятельности.
Отношение
к природе находит внешнее выражение в
практической
деятельности в природе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Природная
Среда (природная Окружающая Среда)
—
совокупность объектов и явлений мира
живой и неживой природы в той их части,
которая непосредственно окружает
человека и с которой он так или иначе
контактирует. Природная среда создана
без участия человека и, в принципе,
сможет существовать и без него. Но,
поскольку человек обитает в этой среде,
она испытывает на себе его разнообразные
жизненные вмешательства.
Природа
— совокупность естественных условий
существования человеческого общества.
Различают первичную и вторичную природы.
Человеческое
общество представляет собой часть
природы. И это не нуждается в особых
доказательствах. Ведь в организме
каждого человека протекают природные
химические, биологические и другие
процессы. Организм человека выступает
в качестве естественной основы его
социальной деятельности в области
производства, политики, науки, культуры
и т.д.
Как
правило, происходящие в обществе
природные процессы приобретают социальную
форму, а природные, прежде всего
биологические, закономерности выступают
как биосоциальные. Это можно сказать
об удовлетворении природных потребностей
людей в пище, тепле, продолжении рода и
других. Все они удовлетворяются в
социальной форме с помощью соответствующим
образом приготовленной пищи (почти у
каждого народа имеется своя «кухня»),
построенного жилища, чаще всего
отвечающего определенным эстетическим
критериям, а также с помощью социально
организованного семейного общения.
Биосоциальные законы выражают взаимные
влияния биологического и социального
начал в развитии общества.
Роль
природы в жизни общества всегда была
значительной, ибо она выступает в
качестве естественной основы его
существования и развития. Многие свои
потребности люди удовлетворяют за счет
природы, прежде всего внешней природной
среды. Происходит так называемый обмен
веществ между человеком и природой –
необходимое условие существования
человека и общества. Развитие любого
общества, всего человечества включено
в процесс развития природы, в постоянное
взаимодействие с ней, в конечном счете
– в существование Вселенной.
Органическая
связь человека и природы заставляет в
полной мере учитывать природные факторы
в развитии общества. Именно поэтому
природа всегда была объектом внимания
философов и философского осмысления.
Вечные философские вопросы заключаются
в выяснении взаимодействия человека и
природной среды его обитания, отношения
человека и общества к космосу. Вселенной.
Эти вопросы волновали философов древности
и Нового времени, волнуют они и современных
философов. Философия ставит и по-своему
решает такие вопросы, как взаимодействие
природных (материальных) и духовных
начал в развитии человека и общества,
отношение природы и человеческой
культуры. Важные философские вопросы
заключаются в том, как изменяется
характер взаимодействия общества и
природы на разных этапах исторического
развития человека и каков характер их
взаимодействия в современную эпоху. В
связи с этим встает целый ряд экологических
и демографических проблем, о которых
будет идти речь.
С
одной стороны, неверно противопоставлять
общество и природу, скажем, сводя развитие
общества исключительно к развитию
сознания, в том числе к сознанию отдельных
людей, «интеллектуальной эволюции
человечества» (О. Конт), или же к
саморазвитию мирового духа (Гегель) и
т.д. Развитие общества осуществляется
в процессе деятельности людей и
совершенствования их общественных
отношений. Одновременно это есть развитие
отдельных индивидов, которые большинство
своих потребностей, в том числе духовных,
удовлетворяют за счет природы. Так что
наличие сознания, духовного начала в
человеке и обществе не доказывает их
независимости или автономности по
отношению к природе. Органическая связь
с природой была и остается фундаментальной
закономерностью развития общества. Она
проявляется не только в области
удовлетворения потребностей людей, но,
прежде всего, в функционировании
общественного производства, в конечном
счете – в развитии всей материальной
и духовной культуры. Так что вне
взаимодействия с природой общество
существовать и развиваться не может.
Их искусственный разрыв и метафизическое
противопоставление являются надуманными,
не соответствующими действительности.
С
другой стороны, было бы неправильно
представлять общество только как часть
природы и игнорировать его специфические
черты. Подобное отождествление объясняется
характеристикой людей только как
природных существ со столь же природными
связями между собой, а также между ними
и окружающей средой. Не учитываются их
социальные связи, в которые они вступают
в процессе производственной,
семейно-бытовой, политической и иной
деятельности. В конечном счете игнорируется
социальное содержание общественной
практики людей, на основе которой
возникает и развивается их общественное
и индивидуальное сознание.
Наличие
у людей не только природных, но и
социальных свойств, прежде всего
способности мыслить и осуществлять
сознательную трудовую и иную деятельность,
качественно отличает их от других
природных существ и заставляет
воспринимать их и общество в целом как
специфическую часть природы. Это
позволяет избежать их отождествления.
Как в отдельных людях, так и в обществе
сочетаются природные, прежде всего
биологические, и социальные качества.
Поэтому современная философия
истолковывает человека как биосоциальное
существо, а целый ряд объективных законов
развития общества (касающихся, например,
функционирования семьи, роста
народонаселения и др.) как биосоциальные.
Все это подчеркивает взаимосвязь в
развитии человека и общества биологических
и социальных начал.
Выйдя
из лона природы, как высшее и специфическое
ее проявление, общество не утрачивает
с ней связей, хотя существенно изменяет
их характер. Связи людей с природой
осуществляются главным образом на
основе и в рамках их социальной
деятельности, прежде всего производственной,
относящейся к области материального и
духовного производства.
Природа
была и остается естественной средой и
предпосылкой существования и развития
общества. К его естественной среде
относятся прежде всего земной ландшафт,
в том числе горы, равнины, поля, леса, а
также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все
это составляет так называемую
географическую среду жизни людей. Однако
естественная среда не ограничивается
этим. В нее включаются также недра земли,
атмосфера и космос, в конечном счете
все природные условия жизни людей и
развития общества – от микромира до
макро– и мегамира.
Повышается
значение для общества как неживой, так
и живой природы. Живая природа составляет
биосферу Земли: растительный и животный
мир, существование которого объективно
необходимо для существования человека
и общества.
Оценивая
значение природы в жизни общества,
некоторые мыслители приходили к выводу,
что она полностью определяет его
развитие. Указывая на гармонию и красоту
природы, один из представителей
философского романтизма – Ж.Ж.Руссо
утверждал, что выделение человечества
из природы и переход его к цивилизации
(которую он характеризовал как порочную)
является источником всех бед и несчастий
людей. Сохранение же органического
единства с природой – залог благополучия
общества, каждого человека. Истинность
и ценность суждений о единстве общества
и природы особенно ясны нам сегодня.
На
решающую роль природы в развитии общества
указывали античный мыслитель Геродоти
мыслители Нового времени Ш.Монтескье,
А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды,
получившие название географического
детерминизма. Его суть заключается в
утверждении, что природа, которая
истолковывается как географическая
среда жизни общества, выступает в
качестве основной причины происходящих
в обществе явлений. Она определяет не
только направление хозяйственной жизни
людей, но также их психический склад,
темперамент, характер, обычаи и нравы,
эстетические взгляды и даже формы
государственного правления и
законодательства, словом, всю их
общественную и личную жизнь. Так,
Ш.Монтескье утверждал, что климат, почвы
и географическое положение страны
являются причиной существования
различных форм государственной власти
и законодательства, определяют психологию
людей и склад их характера. Он писал,
что «народы жарких климатов робки как
старики, народы холодных климатов
отважны как юноши» 342. По его мнению,
климат и географическая среда определяют
«характер ума и страсти сердца», что
неизбежно сказывается на психологии
людей, характере их искусства, нравов
и законов 343.
Географический
детерминизм выступил вначале как
антирелигиозное учение, стремившееся
доказать земное происхождение общественных
порядков. Однако со временем он переродился
в так называемую геополитику, т.е. теорию
и политическую доктрину, согласно
которым в качестве главного условия
развития той или иной страны выступает
расширение ее территории, жизненного
пространства, сфер ее жизненных интересов.
Такой подход сближает геополитику с
расистскими и фашистскими доктринами.
Разумеется,
природа, в том числе географическая
среда, оказывает то или иное влияние на
экономическое, политическое и духовное
развитие общества. Однако гораздо
большее влияние на них оказывает
практическая деятельность людей,
направляемая их потребностями, интересами,
целями и идеалами. Тем не менее роль
природы во всех направлениях деятельности
современного человечества весьма
значительна и постоянно повышается.
Соседние файлы в папке философия_1
- #
- #
- #
Источник