Принципы диагностики семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Принципы диагностики семьи воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

      Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель психологического изучения семьи:
выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:

  • определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;
  • выявление внутрисемейных факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с психофизическими нарушениями в семье;
  • определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;
  • определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;
  • определение путей гармонизации внутрисемейного климата;
  • определение направлений социализации как детей с отклонениями в развитии, так и их семей.

      Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи (родителей, близких родственников) ребенка с отклонениями в развитии, что связано с определением индивидуальных психологических характеристик лиц, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса.

      Психологическая диагностика осуществляется для изучения специфики внутри семейного климата, характера взаимодействия родителей с проблемным ребенком, моделей воспитания, используемых родителями, особенностей родительского восприятия проблем ребенка.
      Именно процедура психологического изучения личностных особенностей родителей (и значимых близких) детей с отклонениями в развитии позволяет установить те слабые зоны в области межличностных внутрисемейных контактов, отношения к проблемному ребенку, реагирования его близких на стресс, которые нуждаются в дальнейшем психокоррекционном воздействии.
      Определение характеристик этого спектра проблем дает возможность предупредить усугубление и ухудшение микросоциальной ситуации, в которой растет и развивается ребенок с психофизическими недостатками, а также определить прогноз развития каждой конкретной семьи.
      Следует подчеркнуть особую актуальность изучения личностных особенностей родителей больного ребенка. Именно личностные характеристики родителей во многом предопределяют степень его социализации и адаптации в жизни, т. е. его будущее. Характерологические особенности родителей позволяют определить, насколько они могут обладать стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержания ребенка, его воспитания и социального сопровождения в течение всей его жизни.
      Также огромное значение в плане будущей успешной жизнедеятельности семьи имеет изучение личностных качеств самих детей с отклонениями развитии. У всех детей с отклонениями в развитии имеются нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах (Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф). Личность ребенка, особенности его контактов с социальным окружением, в первую очередь близкими и значимыми людьми, во многом могут определять возможности и степень его профессионально-трудовой и социальной адаптации в будущем. Правильное воспитание ребенка и формирование адекватных личностных качеств в целом позволят облегчить бремя семьи и, в свою очередь, гармонизировать внутрисемейную атмосферу.

Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии определяют основные положения, которыми должны руководствоваться специалисты при проведении психодиагностических мероприятий:

  1. принцип комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи.
  2. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на развитие ребенка.

  3. принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку.
  4. Исследовательская работа должна включать кроме диагностических и психокоррекционные, психотерапевтические аспекты.

  5. принцип единства диагностики и коррекции.
  6. В соответствии с этим принципом точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

  7. принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога.
  8. Этот принцип предполагает создание между членами семьи и психологом необходимых доверительных отношений. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с отклонениями в развитии.

  9. принцип выявления факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка.
  10. Этот принцип позволяет определить причины, нарушающие гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие деструктивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

  11. принцип изучения семьи и ее проблем на разных возрастных этапах жизни лица с психофизическими нарушениями (ребенка, подростка, молодого инвалида).
  12. Наблюдение за развитием ребёнка на разных возрастных этапах.

  13. принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, или лиц, их заменяющих.
  14. Реализация этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

Основные направления психологического изучения семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии

      В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений диагностику проблемной семьи необходимо проводить в нескольких направлениях.

      Направления психологического изучения проблем семей,

воспитывающих детей с отклонениями в развитии могут быть объединены в блоки:
Первый блок. Психологическое изучение ребенка (подростка, молодого инвалида) с отклонениями в развитии.
      Этот блок представлен исследованием факторов, влияющих на развитие ребенка с психофизическими нарушениями:

  1. изучение особенностей личности различных категорий детей с отклонениями в развитии;
  2. изучение факторов, определяющих личностное развитие детей, подростков и молодежи с психофизическими нарушениями на разных возрастных этапах;
  3. изучение особенностей межличностного взаимодействия ребенка, страдающего психофизическими недостатками развития, со сверстниками, братьями, сестрами, друзьями и их влияния на его развитие;
  4. изучение эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития;
  5. изучение причин, препятствующих формированию адекватной личностной самооценки у ребенка с отклонениями в развитии;
  6. изучение особенностей формирования «системы Я» у детей с отклонениями в развитии;
  7. изучение потребностей ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейных факторов, их определяющих;
  8. изучение межличностных отношений в малых социальных группах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профессионального училища, в трудовом коллективе и др.);
  9. изучение формирования мотивации к труду в условиях семьи;
  10. изучение формирования мотивации к профессиональной деятельности в трудовом коллективе. В каждом конкретном случае могут рассматриваться и другие аспекты диагностики.

Второй блок. Психологическое изучение родителей (лиц, их замещающих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.
      Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц, их замещающих) и членов семей, позволяют оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе.
      К направлениям второго блока относятся:

  1. изучение личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
  2. изучение внутрисемейного климата и межличностных контактов в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии;
  3. изучение факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;
  4. изучение уровня воспитательской и педагогической компетентности родителей;
  5. изучение воспитательских качеств, умений и способностей родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей;
  6. изучение социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка с отклонениями;
  7. изучение ценностных ориентации родителей различных социально-культурных групп в отношении ребенка с отклонениями в развитии;
  8. определение основных типов взаимодействия в семьях с проблемным ребенком;
  9. изучение моделей воспитания в семьях, воспитывающих детей, страдающих различными аномалиями развития;
  10. изучение форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка с отклонениями в развитии;
  11. изучение влияния родительской позиции на формирование личности ребенка с отклонениями в развитии;
  12. изучение мотивационно-потребностной сферы родителей детей с отклонениями в развитии;
    изучение особенностей внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка;
  13. изучение влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими недостатками на развитие и контакты его здоровых братьев и сестер;
  14. изучение особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;
  15. изучение динамики родительско-детских и детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции;
  16. сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
  17. изучение родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии в зависимости от религиозных и культурных традиций семьи. В каждом конкретном случае могут определиться и направления диагностики.

Программа психологического изучения семей.

Технологии психологического изучения семьи
      В соответствии с принятым в отечественной психоло-педагогической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучения документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др).
      Психологическое изучение семей требует привлечения диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.
      С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надёжности.
      Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметром субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

      В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии).

Наблюдение
      На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение.
Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласии испытуемого на ее проведение.

      Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы XX в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

  • в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
  • наблюдение реализуется непрерывно;
  • запись проводится избирательно.

      Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

Психолого-педагогическое наблюдение

за эмоциоонально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии.

      В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми с отклонениями в развитии учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-личностной сфер:

  • стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
  • стремление ребенка к контакту с братьями и сестрами;
  • стремление ребенка к контакту со сверстниками;
  • стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.)
  • ;

  • характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта)
  • ;

  • преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная)
  • ;

  • ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
  • наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
  • особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
  • особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
    особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);
  • характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
  • наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями(лицами, их заменяющими)

воспитывающими детей с отклонениями в развитии

      Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;
  • стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с другими лицами, членами семьи;
  • форма и характер взаимодействия с ребенком;
  • форма и характер взаимодействия с другими лицами;
  • особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами(доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
  • особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз)
  • ;

  • особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;
  • выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то).

      При изучении семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей с отклонениями в развитии, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Источник

Цели
и задачи

Основная
цель проведения психологической
диагнос­тики семьи — выявление причин,
препятствующих адек­ватному развитию
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в семье и нарушающих гармоничную
внут­рисемейную жизнедеятельность.

Перед
специалистом, проводящим психологическую
диагностику семьи, в которой воспитывается
ребенок с отклонениями в развитии,
ставятся следующие задачи:

— определение
степени соответствия условий, в кото­рых
растет и воспитывается ребенок дома,
требова­ниям его возрастного развития;

— выявление
внутрисемейных факторов как способству­ющих,
так и препятствующих гармоничному
разви­тию в семье ребенка с
психофизическими наруше­ниями;

— выявление
причин, дестабилизирующих внутрисе­мейную
атмосферу и межличностные отношения;

— выявление
неадекватных моделей воспитания и
дес­труктивных форм общения в семье;

— определение
путей гармонизации внутрисемейного
климата;

— определение
направлений социализации детей с
от­клонениями в развитии и их семей.

Психологическое
изучение семьи ребенка с отклоне­ниями
в развитии включает диагностику
личностных осо­бенностей как самого
ребенка, так и членов его семьи (ро­дителей,
близких родственников). Полисубъектность
диаг­ностической процедуры обусловлена
необходимостью выявления индивидуальных
психологических характерис­тик лиц,
находящихся под воздействием длительно
дей­ствующего психотравмирующего
стресса, поскольку имен­но эти
характеристики определяют специфику
внутрисе­мейного климата, характера
взаимодействия родителей с аномальным
ребенком, особенностей родительского
вос­приятия его проблем (Спиваковская,
1981).
Семьи, в кото­рых воспитываются дети
с отклонениями в развитии, жи­вут под
грузом многочисленных проблем. Это
осложняет внутрисемейную атмосферу, а
порой накаляет ее до пре­дела. Не
каждый родитель оказывается способен
принять недуг ребенка и адекватно решать
его проблемы, которые постоянно возникают
в процессе жизни. Правильное восприятие
проблем, связанных с воспи­танием в
семье ребенка с отклонениями в развитии,
дос­тигается не сразу и не всеми
родителями. Известно, что пролонгированная
психотравмирующая ситуация оказы­вает
психогенное, фрустрирующее воздействие
на психи­ку родителей больных детей
и опосредствованно негатив­но влияет
на их отношение к ребенку (Майрамян,
1975;
Вишневский,
1984).
Одни родители переносят воздействие
стресса очень тяжело, и трагичность
ситуации ломает их судьбы. Другие находят
в себе силы противостоять возник­шей
проблеме. Таким образом, оказывается,
что при сход­ных вариантах «фрустрационной
нагрузки» реактивные способности и
адаптационные возможности у разных
ро­дителей проявляются различно
(Ткачева,
1998,
1999).

Именно
процедура психологического изучения
лично­стных особенностей родителей
и значимых для детей близ­ких позволяет
установить в области межличностных
внут­рисемейных контактов, в отношении
к проблемному ре­бенку, в реагировании
его близких на стресс те «слабые» зоны,
которые нуждаются в дальнейшем
психокоррекционном воздействии.

Изучение
особенностей внутрисемейной атмосферы
дает возможность выявить и предупредить
ухудшение микросо­циальной ситуации,
в которой растет ребенок с психофи­зическими
недостатками, а также определить
«прогноз» его развития в каждой конкретной
семье.

Следует
подчеркнуть особую актуальность изучения
личностных особенностей родителей
больного ребенка. Именно личностные
характеристики родителей во мно­гом
предопределяют степень его социализации
и адапта­ции в жизни, то есть его
будущее. Согласно литературным данным
(Скворцов
и
др., 1995), характерологические осо­бенности
родителей позволяют определить, насколько
они могут обладать стрессоустойчивыми
качествами, необхо­димыми для
поддержания ребенка, его воспитания и
со­циального сопровождения в течение
всей его жизни. Изу­чение характерологических
свойств матерей и отцов по­зволяет
также установить насколько они способны
тесно взаимодействовать со специалистами
различного уровня или склонны к
ограничению контактов с ребенком, а
воз­можно, и с окружающим социумом.

Огромное
значение в плане будущей успешной
жизне­деятельности семьи имеет также
изучение личностных ка­честв самих
детей. Известно, что нет ни одной категории
детей, у которых первичный дефект не
являлся бы причи­ной возникновения
нарушений в эмоционально-волевой и
личностной сферах. Более того, существует
и отдельная категория детей (аутичные
дети), которые в качестве пер­вичного
дефекта имеют именно эти нарушения.
Личность ребенка, особенности его
контактов с социальным окру­жением,
в первую очередь, близкими и значимыми
людь­ми во многом могут определять
возможности и степень его
профессионально-трудовой и социальной
адаптации в будущем. Правильное воспитание
ребенка и формирова­ние адекватных
личностных качеств в целом позволят
об­легчить бремя семьи и в свою очередь
гармонизировать ее внутрисемейную
атмосферу.

Принципы
изучения семьи ребенка с отклонениями
в развитии

Принципы
изучения семьи ребенка с отклонениями
в развитии определяют основные критерии,
на которые дол­жны опираться специалисты
при проведении психодиаг­ностических
мероприятий.

В
первую очередь следует назвать принцип
комплекснос­ти и многоаспектности
изучения проблем семьи.
На
совре­менном этапе в качестве субъекта
исследования уже не может рассматриваться
только ребенок с отклонениями в развитии.
В спектр диагностических мероприятий
должны быть включены все лица и факторы,
влияющие на разви­тие ребенка. Выбор
психодиагностического инструмента­рия
должен также отвечать поставленным
требованиям.

Важнейшим
принципом решения проблем семьи на
раз­ных этапах является принцип
гуманного и деликатного отно­шения
к членам семьи и к самому ребенку.
Исследовательская
работа не должна быть направлена на
«потрясение» семьи и ухудшение
взаимоотношений между ее членами.
Напротив, она должна включать кроме
диагностических и психокоррекционные,
психотерапевтические аспекты.

Этот
принцип, в свою очередь, обязывает
следовать и другому критерию — принципу
единства диагностики и кор­рекции.
В
соответствии с последним принципом,
точное выявление причины нарушений
предполагает и возмож­ность полного
ее исправления.

Огромное
значение для установления адекватного
кон­такта с семьей приобретает принцип
конфиденциальности и профессиональной
этики психолога.
Этот
принцип позволя­ет создать между
членами семьи и психологом необходи­мые
доверительные отношения. Информация
личного ха­рактера, которую сообщают
психологу близкие ребенка, не может
быть разглашена и использована против
самой семьи и больного ребенка. Это, в
свою очередь, положи­тельно влияет
как на достоверность результатов
психоди­агностики, так и на динамику
последующих психокоррекционных
мероприятий.

Принцип
выявления факторов, оказывающих
негативное воздействие на внутрисемейную
атмосферу и развитие ре­бенка.
Этот
принцип, представленный многоаспектно,
позволяет определить причины, нарушающие
гармонич­ное развитие ребенка, а также
факторы, оказывающие деструктивное
влияние на членов семьи и внутрисемей­ные
отношения.

Специализированная
реабилитационная помощь семье должна
осуществляться с момента установления
диагноза ребенку с отклонениями в
развитии. Ее осуществление не должно
ограничиваться рамками детского или
подростко­вого возраста, а должно
продолжаться в юношеский и взрослый
период. В связи с этим важное значение
приоб­ретает принцип
изучения семьи и ее проблем на разных
возра­стных этапах жизни ребенка,
подростка, взрослого инвалида с
психофизическими недостатками.

Среди
перечисленных выше критериев одним из
при­оритетных является также принцип
учета психологических особенностей
родителей, воспитывающих детей с
отклоне­ниями в развитии,
и
лиц
их заменяющих.
Осуществление
этого принципа позволяет наметить пути
коррекции негармо­ничных типов
воспитания, деструктивных форм общения
в семье, нейтрализовать конфликты,
смягчить проявление личностных
акцентуаций членов семьи, в целом,
гар­монизировать атмосферу в семье
и отношение ее здоровых членов к больному
ребенку.

Направления
психологической диагностики семьи
ребенка с отклонениями в развитии

Основные
направления психологической диагностики
семей данной категории включают:

— всестороннее
психологическое изучение ребенка с
отклонениями в развитии;

— психологическое
изучение родителей (лиц их заме­няющих)
и членов семьи ребенка с отклонениями
в развитии;

— психологическое
изучение социального окружения семьи
ребенка с отклонениями в развитии и
факто­ров, влияющих на его социальную
адаптацию.

Осуществление
концептуального подхода к психологи­ческому
изучению семьи, воспитывающей ребенка
с от­клонениями в развитии, позволяет:

— разрабатывать
программы комплексной и всесторон­ней
помощи семьям детей с отклонениями в
развитии с учетом специфики каждого
конкретного случая;

— обеспечить
максимально возможную адаптацию
ре­бенка, а затем и молодого человека
с психофизи­ческими недостатками в
социальной среде;

— снизить
«фрустрационную» нагрузку у членов
семьи и повысить ее реабилитационные
возможности.

Контрольные
вопросы и задания

1.
Что понимается под концепцией
психологического изу­чения семьи,
воспитывающей ребенка с отклонениями
в развитии?

2.
Почему необходимо проводить психологическую
диагно­стику семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии?

3.
Назовите этапы социализации, которые
проходит ребе­нок с отклонениями в
развитии.

4.
Определите цели и задачи психологической
диагностики се­мьи, воспитывающей
ребенка с отклонениями в развитии.

5.
Перечислите принципы и направления
психологической диагностики семьи,
воспитывающей ребенка с отклоне­ниями
в развитии.

6.
Раскройте содержание каждого из принципов
психологи­ческой диагностики семьи,
воспитывающей ребенка с от­клонениями
в развитии. Приведите примеры из
собствен­ной практики.

Литература,
рекомендуемая при изучении Главы 1

Абрамова
Г.С.
Введение
в практическую психологию. М., 1995.

.Алешина
Ю.Е.
Семейное
и индивидуальное консультирование. М.,
194.

Багдасарьян
И.С.
Межличностные
отношения в семье, имеющей умственно
отсталого ребенка. Автореф. дис…. канд.
психол. наук. Н. Нов­город, 2000.

Белополъская
Н.Л.
Некоторые
вопросы психолого-педагогического
консультирования семей, имеющих детей
с отклонениями в интеллек­туальном
развитии //Дефектология. 1984. № 6.

Возрастно-психологический
подход в консультировании детей и
под­ростков: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений /
Авт. калл.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова,
О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Вишневский
В.А.
О
динамике психогенных депрессивных
расстройств, вызванных рождением в
семье больного ребенка // Журн.
невропатологии и психиатрии им. С.С.
Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.

Мазурова
Н.В.
Влияние
внутрисемейных отношений на формирова­ние
личности глухого школьника: Автореф.
дис. … канд. психол. наук. М., 1997.

Майрамян
Р.Ф.
Особенности
постреактивных психогенных развитии
у матерей умственно отсталых детей //
Проблемы бреда, пограничные состояния
и вопросы организации психиатрической
помощи / Под. ред. В.М. Банщикова. М., 1975.

Мишина
Г.А.
Формы
организации коррекционно-педагогической
ра­боты специалиста-дефектолога с
семьей, воспитывающей ребенка ран­него
возраста с нарушениями психофизического
развития // Дефекто­логия. 2001. № 1.

Многоосевая
классификация психических и поведенческих
рас­стройств в детском и подростковом
возрасте. Классификация психичес­ких
и поведенческих расстройств у детей и
подростков в соответствии с МКБ-10. М.;
СПб., 2003.

Семаго
ММ.
Консультирование
семей, имеющих детей с аномалия­ми
развития // Психотерапия в дефектологии
/ Под ред. Н.П. Вайзмана. М 1992.

Семья
в психологической консультации / Под
ред. А.А. Бодалева, ВВ. Сталина. М., 1989.

Скворцов
И.А., Осипенко Т.Н.. Дедов Н.П.
и
др. Психологические осо­бенности
родителей при неврологической инвалидности
ребенка // Исцеление. Вып. 2. М.. 1995.

Спиваковская
А. С.
Обоснование
психологической коррекции неадек­ватных
родительских позиций // Семья и формирование
личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Строгова
Н.А.
К
вопросу о гуманизации педагогической
деятельно­сти олигофренопедагога//Дефектология.
1999. № 1.

Ткачева
В.В.
О
некоторых проблемах семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии
//Дефектология. 1998. № 4.

Ткачева
В.В.
К
вопросу о создании системы
психолого-педагогичес­кой помощи
семье, воспитывающей ребенка с отклонениями
в разви­тии //Дефектология. 1999. № 3.

Ткачева
В.В.
Психолого-педагогическая
диагностика семей, воспи­тывающих
детей с отклонениями в развитии //
Психологопедагогическая диагностика
/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.
М., 2003.

Ткачева
В. В.
К
вопросу о концепции психологического
изучения семьи, воспитывающей ребенка
с отклонениями в развитии // Воспи­тание
и обучение детей с нарушениями развития.
2004. № 1.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка 1 месяц с синдромом дауна