Принцип историзма развитие ребенка это

Принцип историзма развитие ребенка это thumbnail

1

Во-первых,
это наука о самом сложном из всего, что
известно человечеству. Еще древнегреческий
философ Аристотель, начиная свой трактат
«О душе», писал: «Среди прочих знаний
исследованию о душе следует отвести
одно из первых мест, так как оно — знание
о наиболее возвышенном и удивительном».
А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь
с опытами знаменитого психолога Ж.
Пиаже, резюмировал свои впечатления в
парадоксальной фразе о том, что изучение
физических проблем — это детская игра
в сравнении с загадками психологии
детской игры.

Во-вторых,
в психологии человек одновременно
выступает и как объект, и как субъект
познания. Происходит уникальное явление:
научное сознание человека становится
научным самосознанием.

В-третьих,
в психологических изысканиях особенно
остро стоит трудная и неоднозначно
решаемая проблема объективности научного
познания. Многие ученые отказывались
от признания психологии объективной
научной дисциплиной, аргументируя это
невозможностью объективно изучать
субъективный внутренний мир человека,
который непосредственно открыт для
познания только ему одному.

Трудности
становления и развития психологии
определяются, наконец, тем фактом, что
это очень молодая наука. Несмотря на то
что вопросы о сущности и особенностях
человеческой психики ставились еще в
работах античных и средневековых
философов, официальное оформление
научная психология получила немногим
более ста лет назад — в 1879 г., когда
немецкий психолог В.Вундт открыл в
Лейпциге первую лабораторию
экспериментальной психологии.

Само
слово «психология» впервые появилось
в XVI в. в западноевропейских текстах.
Оно образовано от греческих слов «psyche»
(душа) и «logos» (знание, наука): переводя
дословно, психология есть наука о душе.
Это определение не соответствует
современным взглядам на психологическую
науку. В названии отражены представления
о психологии, характерные для периода
ее зарождения и первоначального развития
в рамках философии. Согласно философскому
пониманию того времени предметом
психологии выступала именно душа —
главное, сущностное начало объектов
живой природы, причина жизни, дыхания,
познания и т.д.

Становление
психологии как самостоятельной,
действительно научной дисциплины
происходило также на фоне открытий,
которые совершались в рамках
естественнонаучных исследований.
Психология возникла на пересечении
двух больших областей знаний — философии
и естественных наук, и до сих пор не
определено, считать ее естественной
наукой или гуманитарной.Слова «психолог»,
«психология» вышли за рамки научных
трактатов и получили развитие в
повседневной жизни:психологами называют
знатоков человеческих душ, страстей и
характеров; слово «психология»
употребляется в нескольких значениях
— под ним понимают как научное, так и
ненаучное знание. В обыденном сознании
эти понятия часто смешиваются.

1.Это
конкретное знание о людях, которые
человек получил в процессе своей жизни.
Он проверил их на истинность событиями
своей жизни. Человек применил эти знания
в воздействии на других людей и таким
образом делает их доступными для
окружающих. Эти знания можно назвать
житейскими, а основанное на них воздействие
– житейской психологией. Каждый из нас
обладает такими знаниями.

2.Это
обобщенные знания о людях, которые
человек получил в производственном
коллективе, классе и т.п. Это знание
проверяется на истинность жизнью этой
группы, входит в систему ее ценностей
как регулятор отношений между членами
этой группы и всей группы с другими
общностями людей. Материал такого рода
знания широко представлен в речевых
стереотипах и стереотипах поведения.
Это ритуаы, традиции, пословицы и
поговорки. Эти знания можно назвать
обыденными и, основанное на них воздействие
на другого человека – обыденной
психологией, которая позволяет предвидеть
последствия поведения человека в
относительно замкнутой группе людей.

3.Это
обобщенное знание о людях, которое
получено относительно небольшой группой
людей – ученых, поставивших своей целью
получить обобщенное, закономерное,
достоверное знание о людях. Эти
ученые-психологии представители смежных
наук о человеке пользуются специальными
приемами получения знаний, т.е. методами
науки. Для них очень важно обсуждение
вопроса о соответствии методов науки
и ее предмета.

Результатом
работы ученых является некоторая
обобщенная закономерность. При
использовании этого знания для
воздействиия на человека встает вопрос
о степени выраженности этого качества
у конкретного человека. Очевидно, что
найденную закономерность придется
предельно конкретизировать. Итак,
обобщенная закономерное знание о
человеке, полученное учеными и проверенное
на достоверность с помощью специальных
методов, может быть названо научным или
академичным, а основанная на нем
психология – академическая психология.

Эти
обстоятельства и привели к созданию
практической психологии, предметом
изучения которой является индивидуальность,
неповторимость человека и конкретные
обстоятельства его жизни. При этом
практическая психология ставит своей
задачей не только изучение индивидуальности,
но и обоснованное воздействие на него
с целью проявления возможностей человека.

Методология
– это система
принципов организации теоретической
и практической деят-ти, система правил
и нормативов познания и способов
построения теории. 1) Общенаучный метод
– это система принципов, нормативов
общих для всех областей знания. 2)
Конкретнонаучный метод – применение
общенаучной методики для специальной
конкретной науки. К методологическим
принципам психологии относятся: принцип
активности; принцип единства сознания
и деятельности; принцип
детерминизма;принципразвития;принцип
историзма.

Принцип
активности
.
Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип
выражается в понимании психического
отражения как активного процесса. В
частности речь идет о том, что психическое
отражение непосредственно зависит от
целей, установок, потребностей, эмоций,
прошлого опыта человека, которые и
определяют избирательность этого
отражения. Кроме того, одной из важнейших
особенностей проявления активности
психического отражения является
возможность предвосхищения будущих
событий, возможных результатов действий,
построение гипотез и т.д. Некоторые
психологические теории строятся на
противоположном принципе реактивности,
согласно которому, человек представляет
собой особого рода «машину», которая
пассивно откликается на воздействия
внешней среды. Такой подход используется
в бихевиоризме, в ассоциативной психологии
и некоторых течениях когнитивной
психологии.

Принцип
единства
сознания
и деятельности. Рубенштейном, Леонтьевым,
Ананьевым. Рубенштейн впервые выдвинул
положение о единстве сознания деятельности
и поведения. Деятельность и сознание
не два разных аспекта, они образуют
ораническое целое. В этом принципе
утверждалось, что не может быть
деятельности без сознания и сознанич
без деяьельности. Через деятельность
стало можно изучать сознание. Введение
этого принципа ставило вопрос о ст-ре
деятельности. По определению Рубенштейна
сама деятельность является единством
внешнего и внутреннего. Сознание и
психика оказываются внутренней
характеристикой деятельности. А свойства
деятельности протекать в форме извне
наблюдаемого поведения может рааматриваться
как характеристика самой психики. Этот
принцип позволяет ученым деятельность
выяснять т е внутренние механические
механизмы, которые делают достижение
целей деятельности. Принцип единства
сознания и деятельности — это единство
выражается в том, что сознание и все
психические свойства человека не только
проявляются в его деятельности, но и
формируются в ней. Как отмечал Рубинштейн,
психические свойства личности, ее
способности и характерологические
черты являются и предпосылкой и
одновременно результатом поведения
личности. С одной стороны ведущая
деятельность является основным условием
психического развития ребенка. Кроме
того, существует проблема профессиональной
деформации личности, когда выполнение
профессиональной деятельности длительное
время приводит к изменению определенных
личностных черт. С другой стороны,
сознание «отвечает» за постановку
цели деятельности и поведения, т.е.
обеспечивает целенаправленность
поведения и деятельности. Этот принцип
разрабатывался Рубинштейном.

Принцип
детерминизма
разрабатывался
и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм
— в переводе — обусловленность. Внешние
причины действуют через внутренние
условия или «внешнее преломляется
через внутреннее», т.е. психика зависит
от реальных жизненных условий и
взаимоотношений человека, и тем самым,
по мнению Рубинштейна, «это размыкает
замкнутость внутреннего мира психики
и выводит ее изучение в контекст
конкретных материальных условий, в
которых протекает жизнедеятельность
людей». Принцип детерминизма означает
что психики определяется образом жизни
и изменяется с изменением образа жизни.
Развитие психики животных определяется
естественным отбором, а развитие сознания
законом общественного развития. Принцип
детерминизма связан с вопросом о природе
психических явлений их сущности. Этот
подход вытемнил интроспективную
методологию и соотвествующую ей
оргнанизацию психологического
исследования. Вместо самонаблюдения
пришел объективный метод. Выготский
создал культурно-историческую концепцию.
В это теории была сформулирована мысль
о том, чтобы природные механизмы
псих.процессов преобразуются в ходе
онтогенетического развития человека
под влиянием общественно исторических
факторов в рез-те усвоения человеком
продуктов человеческой культуры и в
ходе его общения с другими людьми. Второй
этап реализации детерминизма связан с
идеей о том, что во взаимоотношениях с
окружающей средой, внешнему миру
противостоит восприятие не просто
человека наделенного сознанием, а
человека деятельного активного и
преобразующего объективную действительность.
Значение деятельности в формировании
психических процессов подчеркивали
Рубенштейн и Леонтьев. Принцип детерменизма
в теории и практики психологии
реализовывался путем решения вопроса
о соотношении обучения и развития.
Важным стал вопрос о движущих силах
психического развития и от решения
этого вопроса зависело то или иное
понимание детерминизма в теории
развития.

Принцип
развития

разрабатывался Леонтьевым. Согласно
этому принципу психика выступает как
специфический компонент в эволюции
организмов. При этом развитие понимается
не только как рост, но и как изменение.
Как процесс, при которых количественные
усложнения изменения переходят в
качественные и приводят к
скачкообразно-проявляющимся психическим
новообразованиям. Содержание психического
развития — это борьба между старыми
отживающими формами психики и
проявляющимися новыми формами. Таким
образом, суть принципа развития
заключается в том, что самим способом
существования психики является ее
развитие. Это развитие происходит и на
онтогенетическом и на филогенетическом
и на социогенетическом уровнях. Принцип
развития – идея развития в психологии
под влиянием теории Дарвина и легла в
основу формирования детской а затем
возрастной психологии. С.Рубенштейн
включил в понятие развития в систему
понятий общей психологии и возвел его
в статус важнейшего методологического
принципа психологической науки.
Рубенштейн рассматривал весь дизненый
путь человека и показал зависимость
развития всех сторон его сознания и
личности от особенности генеральной
жизни индивида. Выготский –формирующий
эксперимент (ЗБР).

Принцип
историзма
.
Согласно этому принципу, разработанному
Выготским, Леонтьевым и Асмоловым,
психическое развитие и в частности
развитие человеческого сознания
происходит в процессе общественно-исторического
становления и определяются
общественно-историческими формациями
и конкретно-историческими особенностями
социализации в разных культурах. Таким
образом, общественное бытие людей
определяет их сознание, а образ жизни
и стиль жизни определяет образ их мыслей
и чувств, и в свою очередь так же
определяется ими.

Принцип
системности
.
Разрабатывался Ломовым. Система –
совокупность элементов, которые находятся
в связи друг с другом и образуют целостное
единство. Человек включается в
разнообразные связи и вступает в
различные отношения с окружающими его
предметами, он обладает множеством
психических свойств, но живет и действует
как единое целое. Выготский (ВПФ как
психол-кая система), Лурия, Бернштейн.

Категория
– наиболее общие фундаментальные
понятия, отражающие существенные
свойства и отношения предметов и явлений
объективной действительности.

Б.Ф.
Ломов выделил базовые категории
психо­логической науки, показал их
системную взаимосвязь, всеобщ­ность
каждой из них и, в то же время, несводимость
их друг к другу. Им были выделены следующие
базовые категории пси­хологии:
категория отражения,
категория деятельности,
катего­рия личности,
категория общения,
— а также понятия, которые по уровню
всеобщности можно приравнять к категориям,
— это понятия «социальное»
и «биологическое
».
Выявление объ­ективных связей
социальных и природных свойств человека,
соотношения биологических и социальных
детерминант в его развитии представляет
одну из труднейших задач науки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности.

При этом советские психологи опираются на положение Л. С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка—это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.

Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами С. Выготским, П. П. Блонским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др.

Раскрывая сущность принципа историзма, Л. С. Выготский подчеркивал конкретно — историческую природу детства я его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от конкретно — исторических условий жизни социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка.

Всякие изменения в общественной жизни, связанные с техническим и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень работы в дошкольных учреждениях, и систему обучения подрастающего поколения в школе.

Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем, что психолого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ребенка, стало возможно обучение детей с семилетнего возраста.

Дальнейший прогресс в развитии нашего общества позволил выявить новые возможности детей младшего школьного возраста. В настоящее время XXVI съездом КПСС выдвинута новая задача — решить проблему обучения детей в школе с 6 лет. Таким образом, возросшая культура общества привела к изменению возрастных границ дошкольного и школьного детства.

Принцип деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается ч том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личность.

Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.

Социальная ситуация развития, как пишет Л. И. Божович, была определена Л. С. Выготским как «то особое сочетание внутренних процессов развития и. внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа я обусловливают и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу» (СНОСКА: Божович Л. И, Личность ее формирование детском возрасте. М, 1968, с. 152.)

Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах А. Н Леонтьева.

Каждому возрастному периоду, подчеркивает А Н. Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития.

А Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип — знания и способы их познания, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возрасти качественных особенностей, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода

С учетом выделенных критериев, а также исторически сложившихся критериев воспитания детей в практике советской педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов:

Младенческий возраст – 0-1 год

Ранний возраст— 1—2 года

Дошкольный возраст — 3—б лет

Младший школьным возраст — 7—10 лет

Средний школьный подростковый возраст — 11—14 лет

Старший школьный возраст, или ранняя юность — 15—18 лет

Рекомендуемые страницы:

Источник

Историзм — принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определённого способа теоретического исследования историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей.

Принцип историзма первоначально был выдвинут и разрабатывался в философских системах Вико Джамбаттиста, Вольтера, Жан-Жак Руссо, Д. Дидро, И. Г. Фихте, Г. Гегеля, А. Сен-Симона, А. И. Герцена. В 18 и 1-й половине 19 вв. его развитие шло в форме философии истории, которая возникла в борьбе с бессодержательным эмпиризмом исторической науки средневековья и провиденциализмом теологии. Философия истории просветителей 18 в. рассматривала человеческое общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею «естественных законов» истории, единства исторического процесса (Гердер), разработала теорию прогресса как движения от низшего к высшему (французские материалисты) и т. д. Ограниченность этих концепций историзма состояла в механицизме, а также в том, что в них место действительных связей, присущих объекту, занимали связи, измышленные самими философами и носящие спекулятивный характер.
Взгляд на историю общества как на внутренне закономерный, необходимый процесс развивали представители немецкого классического идеализма. Однако и они привносили эту необходимость в историю извне, из области философии. Высшим этапом развития принципа домарксистского историзма была философия Гегеля; по словам Ф. Энгельса, «он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории…»[1]. Философия истории Гегеля сочетает идею специфичности каждой исторической эпохи с признанием общей поступательности общественного развития в целом. Вместе с тем историзм Гегеля находился в непримиримом противоречии с идеалистической сущностью его общей концепции; с позиции этого историзма конкретно-исторический анализ явлений действительности оказывался невозможным.

Огромную роль в утверждении принципа историзма сыграли успехи конкретных наук — науки об обществе (например, А. Барнав, французские историки периода Реставрации) и естествознания (И. Кант, Ч. Лайель, Ч. Дарвин). Принципу историзма до К. Маркса было чуждо понимание развития как борьбы внутренних противоречий, что приводило к господству эволюционизма.

Последовательно принцип историзма был разработан К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Выражая сущность марксистского понимания этого принципа, В. И. Ленин писал: «…Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»[2].

Отличительная черта марксистского историзма состоит в том, что он распространяется на все сферы существования объективной действительности — природу, общество и мышление. «Мы знаем только одну единственную науку, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [3]. В качестве всеобщего принципа подхода к действительности историзм находит свое всестороннее подтверждение в ходе развития науки. За последнее столетие историзм утвердился как необходимый научный способ рассмотрения применительно к самым различным объектам, в том числе к тем, которые представлялись неподвижными, лишёнными истории. Историческими науками являются не только политическая экономия, история общества, история науки, но и геотектоника, антропология, языкознание, космогония, геоморфология, генетика, эволюционная биология и многие другие.

Марксистский историзм исходит не просто из движения объективного мира, не просто из его изменяемости во времени, но именно из его развития. Такой подход означает, что объект должен рассматриваться, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, причём не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органичная совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как система; во-вторых, с точки зрения процесса, то есть следующих друг за другом во времени совокупности исторических связей и зависимостей его внутренних составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом; наконец, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода от одного исторического состояния объекта, характеризующегося одной структурой, к другому историческому состоянию, характеризующемуся другой структурой. При этом отличительной чертой марксистского историзма является признание единства и борьбы противоположностей, противоречий как ядра и внутреннего механизма процесса развития.

В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том виде, в котором они протекали в действительности. Любое явление, любой предмет могут быть поняты и правильно оценены лишь при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях и связях. «Весь дух марксизма, — писал В. И. Ленин, — вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории»[3]. С позиций марксистского историзма грубо ошибочными являются случаи архаизации или модернизации, когда объект характеризуется с помощью понятий и категорий, свойственных не данной ступени исторического развития, а ступеням, исторически предшествующим или позднейшим по сравнению с рассматриваемой.

Марксистский историзм качественно отличается от аналогичных по терминологии представлений домарксистской и современной буржуазной философии. Ненаучный характер принципа историзма, выдвигавшегося до Маркса, заключался в том, что ни один из философов не мог подняться до понимания подлинной диалектики развития объективного мира и его познания: под развитием понималось или изменение внешней формы объекта, или его механическое движение. Неспособность этих философов раскрыть и понять роль внутренних противоречий в процессе развития объекта приводила к плоско-эволюционному пониманию принципа историзма.

Критика

Одна из характерных черт современной немарксистской философии и социологии — отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое истолкование, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание. Основной смысл философско-исторических концепций неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), крочеанства (Б. Кроче), философии жизни (В. Дильтей), экзистенциализма (К. Ясперс), прагматизма, неопозитивизма (К. Поппер), неогегельянства, а также теорий последователей этих концепций в сфере конкретных наук — так называемой «исторической школы» в политической экономии, «позитивной школы» в истории и др., состоит как раз в отрицании возможности подхода к объективной действительности с точки зрения раскрытия закономерного процесса её развития, в подмене принципа историзма релятивизмом. Противопоставляя общее и единичное, естествознание и науку об обществе, новые и новейшие западные философы истории и социологи скатываются к прямому иррационализму. Они отрицают не только возможность познания законов исторического развития, но и самое существование этих законов. История для них есть нечто абсурдное, бессмысленное, поэтому они сводят смысл исторического подхода к действительности к простой регистрации субъективных «переживаний» или единичных и неповторимых фактов, к описанию отдельных, не связанных друг с другом и не поддающихся научному анализу исторических «ситуаций», исключающих понимание внутренней связи исторического процесса. Для этих философов характерно, по словам Ленина, «отчаяние в возможности научно разбирать настоящее, отказ от науки, стремление наплевать на всякие обобщения, спрятаться от всяких „законов“ исторического развития, загородить лес — деревьями…»[4]. Ограниченно понимают историзм представители и тех буржуазных концепций истории, которые сводят процесс развития к чередованию одних и тех же «циклов» (А. Тойнби), к серии не связанных друг с другом «стадий роста» (У. Ростоу) и т. д.[5]

Источники

  1. ↑ [1] Ф. Энгельс. Карл Маркс. «К критике политической экономии». Первый выпуск, Берлин, Франц Дункер, 1859. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 13, с. 496.
  2. ↑ [2] В. И. Ленин. О государстве. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919 г. ПСС, изд. 5, т. 39, с. 67.
  3. ↑ [4] В. И. Ленин. И. Ф. Арманд. ПСС, изд. 5, т. 49, с. 329.
  4. ↑ [5] В. И. Ленин. Ещё одно уничтожение социализма. ПСС, изд. 5, т. 25, с. 44.
  5. ↑ [6] https://www.esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/Историзм

Источник