Примерная индивидуальная беседа с родителями о достижениях и трудностях в развитие и поведении ребенка

Козлова Елена
План проведения индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка

План проведения индивидуальной консультации с родителями с учетом достижений и трудностей в развитии ребенка.

Тема: «Агрессия ребёнка. Причины и способы ее предотвращения» (5-6 лет).

Цель:Оказание помощи родителям в разрешении проблемы – агрессивное поведение ребенка дома и в детском саду.

Задачи:

1. Познакомить родителей с признаками и причинами проявления агрессивного поведения дошкольников.

2. Предложить практические рекомендации,по взаимодействию родителей с детьми данного типа.

Примерные вопросы к родителям:

1. Как вы думаете, в чем причина такого поведения ребенка?

2. В чем проявляется агрессивное поведение Вашего ребенка?

3. Какими по-вашему методами следует предотвращать такое поведение ребенка?

4. Нужно ли применять строгие меры?

5. Как Вам удается бороться с приступами агрессии и жестокости?

6. Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

7. Как часто сталкиваетесь с приступами агрессии?

8. Какие качества появились недавно, а какие давно?

9. Почему возникла такая ситуация?

10. Что заставляет ребенка так себя вести?

11. Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Практические рекомендации для родителей:

А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Образец отношений и поведения родителей;

Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения наших детей.

Что же такое агрессия?

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Предлагаю Вам рекомендации, как предотвратить упрямство и капризы вашего ребенка:

• Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

• Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

• Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

• Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

• Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).

• Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

• Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

• Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

• На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

• Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

• Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).

• Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.

• Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.

• Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.

• Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так-же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

• Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

И главное любить и понимать своего ребенка.

Игры для снижения агрессивности ребенка.

«Игрушка в кулаке».

Цель: снять напряжение и переключить на положительные эмоции.

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

Читайте также:  Таблица психомоторное развитие недоношенного ребенка

«Мешочек гнева»

Цель: снять агрессивный настрой.

Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

«Тух-тиби-дох»

Цель: снять агрессивный настрой по отношению к другим людям.

Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох».

Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.

«Час «можно», «Час тишины»

Цель: дать возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится.

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Для борьбы с агрессией нужны:

• Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.

• Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

• Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу

Рефлексия

Мы рассмотрели с Вами проблему детской агрессии.

-Скажите, была ли данная информация Вам полезна?

-Помогла ли Вам представляемая информация разобраться в ситуации?

-Какие из предложенных методов и игр Вы будете использовать?

Спасибо за активное участие в консультации. Давайте обсудим изменения в поведении ребенка дома и детском саду через некоторое время. Всего доброго!

Источник

Конспект индивидуальной консультации для родителей

«Как помочь ребенку преодолеть застенчивость»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах преодоления застенчивости у ребенка.

Образовательные задачи: раскрыть содержание понятия «застенчивость» и её негативное влияние на развитие личности ребенка; выяснить причины застенчивости и познакомить со способами её преодоления.

Развивающие задачи: развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные детско-родительские отношения.

Форма проведения: беседа.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

Оборудование: памятка для родителей, набор картинок с эмоциями, картотека игр, фигурки зайцев, собачки.

Ход беседы.

1. Воспитатель приглашает маму ребенка на индивидуальную беседу в удобное для нее время (обговорить заранее).

2. Приветствие воспитателем мамы.

Здравствуйте! Благодарю Вас, что откликнулись на моё приглашение побеседовать о Диане.

3. Выявление проблемы.

Диана старательная, аккуратная девочка. Все делает не спеша, но очень тщательно. На занятиях внимательна, активно работает самостоятельно. Однако я заметила, что Диана испытывает некоторые трудности в ситуациях общения. Выказывает робость, стеснение при обращении к ней как взрослых, так и других детей. Например, на занятиях Диана не отвечает на обращенный к ней вопрос даже, если знает ответ или его просто нужно повторить, или отвечает очень тихо. В играх участвует только с некоторыми 1-2 детьми. Предпочитает наблюдать за игрой других. Отказывается выступать на утренниках и не объясняет причину отказа, то есть начинается замыкаться в себе.

Замечали ли Вы подобное поведение за Дианой в других условиях? Вы говорили мне ранее, что она в гостях, на детской площадке ведет себя робко. (ответ мамы)

Я хочу познакомить Вас с некоторыми способами преодоления стеснительности у ребенка.

4. Понятие «застенчивость» и способы ее преодоления.

Застенчивость – это комплекс ощущений неловкости, растерянности, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека, если вовремя не обратить на это внимание.

Читайте также:  Речь как показатель уровня развития ребенка

Диана, как все застенчивые дети ведет себя, как правило, тихо и спокойно. Она всегда послушна, исполнительна, редко делает что-либо недозволенное, не проявляет инициативу. В играх и других видах деятельности занимает, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимает участие, сидит тихо и занимается каким-либо своим делом. Застенчивые дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. У такого ребенка, как правило, бывает занижена самооценка. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Это препятствует реализации его подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими. У ребенка в дальнейшем пропадает познавательный интерес, он замыкается в себе. Но в ситуациях, когда ребенок «забывает о себе», он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача вполне выполнимая при условии объединения усилий воспитателей и родителей.

В первую очередь нужно выяснить причину застенчивости. Я заметила, что с Вами девочка открыта, общается уверенно, свободно. В присутствии же папы Диана замыкается, сразу опускает голову, становится более медлительной, чем обычно. Он, как правило разговаривает с ней строго, постоянно поторапливает, делает замечания. Скажите, пожалуйста, это обычная форма общения между папой и дочкой и как Вы относитесь к этому? Обсуждаете ли с ним этот вопрос? (ответы мамы)

Чрезмерная требовательность или, наоборот, опека могут способствовать появлению неуверенности и робости у ребенка. Несогласованность требований родителей ставит ребенка в тупик, она просто не знает, что ей делать. Поэтому одним из основных способов преодоления застенчивости у ребенка является пересмотр отношений родителей к ребенку. Выработка единых требований в соответствии с его возможностями.

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

   Следующая задача — помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

Читайте также:  Центр развития ребенка на бадигина

Способов справиться с застенчивостью разработано немало. Я отобрала лишь несколько.

Не называйте ребенка «стеснительный». Не называйте его тихоней. Не говорите соседям и гостям в присутствии ребенка: «Он у нас боится чужих». Таким образом, Вы как бы закладываете программу его дальнейшего поведения. Не разрешайте другим людям подсмеиваться над вашим ребенком и стыдить его за робость.

Укрепляйте веру ребенка в себя («У тебя все получится», «Ты хорошо подготовлен»). 3а неудачи не ругайте. Не сравнивайте своего ребенка с другими. Главная задача — сформировать у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей Дианы, берите ее в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам. Показывайте Диане как можно инициировать общение. Например, вы пришли на игровую площадку и не увидели ни одного знакомого ребенка. Сама Диана стесняется завести дружбу с другими ребятами. Посоветуйте ей помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных Вами в сторону ребят.

Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты с «чужими взрослыми»: например, чтобы Диана попросила продавца показать понравившуюся игрушку, самостоятельно купить мороженное. Или в гостях у соседки («У нас кончилась соль, пойдем попросим у соседки»). При этом старайтесь находиться рядом с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно. Для инициирования общения можно использовать простенькие «домашние заготовки». Тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. Также можно использовать методику телефонного разговора. Это, когда Вы с ребенком как-бы звоните друг другу по телефону по какому-нибудь делу или вопросу.

Очень полезны в таком случае будут и сюжетно-ролевые игры. Такие как, «Семья», «Больница», «Магазин», «Автобус» и т. п., в которых проигрываются ситуации общения. Главная роль в игре поначалу будет принадлежать Вам. То есть, играя в «Магазин», сначала Вы выступаете в роли покупателя, а Диана продавца. Потом обязательно нужно поменяться ролями. Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации. Помогут раскрепостится и театрализованные игры, особенно кукольные театры, где ребенок находится за ширмой и не испытывает чувства неловкости перед зрителями. Подобные игры хорошо устраивать в выходные, приглашая на представление друзей, родственников. Конечно с согласия ребенка.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры — пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели — покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игра «Угадай эмоцию»

Правила игры очень просты: показываете ребенку на карточке или сами какую-нибудь эмоцию, а он называет ее и старается повторить. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость).

Чтение ребенку художественной литературы про смелые поступки поможет ему приобрести опыт поведения в разных ситуациях, который в дальнейшем поможет Диане справляться со своей робостью. Это, например, сказка «Пых», «Крошка Енот», «Сказка о храбром зайце» и др.

В детском саду мы также проводим игры на развитие коммуникативных навыков. Диана активно и с удовольствием играет в подвижные игры, игры – имитации. Стала играть в сюжетно-ролевую игру «Больница», принимая и ведущую роль врача. В преддверии новогоднего праздника разучиваем с Дианой небольшое стихотворение в качестве подарка маме и папе. Надеюсь к утреннику мы будем готовы.

Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

Есть у Вас вопросы ко мне?

5. Предлагаю Вам в помощь памятку, в которой вы найдете для себя рекомендации, как вести себя с ребенком, и картотеку игр, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление застенчивости и робости.

Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться! Спасибо Вам! Всего хорошего!

Источник