Пример индивидуального маршрута развития ребенка

Светлана Пархоменко
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника (ИОМ) является обязательным элементом эффективности работы каждого современного воспитателя.

Суть ИОМ дошкольника ФГОС определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников. Учитывая то, что программа ориентирована на среднего ученика, возможно, что более слабые могут недостаточно хорошо ее усвоить, а наиболее способные потерять мотивацию к обучению. Именно поэтому индивидуальный подход ко всем детям с учетом всех их особенностей обеспечивает ИОМ дошкольника. Под ним понимается образовательная программа, которая направлена на обучение конкретного ребенка и учитывает все его личностные качества.

Цель и направления ИОМ Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС, пример которого встречается на сегодняшний день во всех образовательных учреждениях, направлен на решение конкретных задач.

Цель разработки и внедрения в программу обучения образовательного маршрута — это формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социализацию и социально-личностное развитие воспитанников. Последнее включает в себя основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического и других видов развития.

Главная задача, которую решает индивидуальный образовательный маршрут дошкольника — развитие познания, пример которого демонстрируется на открытых занятиях. Направления работы образовательного маршрута следующие:

— формирование движения, куда включается совершенствование навыков моторики;

— возможность занятия разными сферами деятельности;

— совершенствование речевых навыков;

— развитие представлений об окружающем мире предметов и социальных отношений;

— развитие представления о времени, пространстве.

При этом, реализация индивидуального маршрута предполагает проведение регулярного мониторинга с целью отслеживания степени освоения образовательной программы каждым воспитанником дошкольного учреждения. Структура ИОМ В процессе введения в систему образования новых стандартов, все воспитатели были обязаны пройти курсы по повышению квалификации. На них им демонстрировался пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника, образец которого рассматривался достаточно подробно. Однако этот вид мониторинга развития ребенка важен не только для работников образования, но также и для родителей, которые зачастую не знаю о назначении этого педагогического инструмента. В структуру образовательного маршрута должны входить такие компоненты, как: — целевой, который предполагает постановку конкретных целей, соответствующих новым стандартам; — содержательный — систематизация и группировка учебных предметов; — технологический, обуславливающий использование определенных педагогических технологий, методов и приемов; — диагностический, определяющий комплекс диагностического инструментария; — организационно — педагогический, определяющий условия и способы достижения поставленных целей; — результативный, содержащий конечные результаты развития ребенка на момент перехода на школьное обучение. Необходимые предварительные действия перед составлением образовательного маршрута Так как основная цель образовательного маршрута — это выявление трудностей в процессе обучения и социального развития каждого ребенка, необходимо тщательное изучение его особенностей.

Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника предполагает предварительную исследовательскую деятельность перед фиксированием результатов ребенка и является обязательной, включая в себя следующие действия:

1. Составление характеристики ребенка. В этом документе должно быть указано посещение воспитанником иных дошкольных учреждений и перерыв между их сменами. Также необходимо отметить скорость и уровень адаптации к группе.

2. Для определения ключевых трудностей у ребенка необходимо тщательное изучение его семьи с последующим составлением ее характеристики. В данном случае стоит обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, так как чрезмерная опека может стать причиной подавления воспитанника.

3. Далее нужно изучить физические особенности ребенка, такие как походка, осанка, мимика и указать группу здоровья. Здесь необходимо отметить состояние здоровья, а также характеристику сна и аппетита.

4. Определение степени развития внимания, памяти, мышления, а также речевого развития является обязательным для дальнейшего наблюдения за его успехами;

5. Также необходимо выявить склонность ребенка к конкретным видам деятельности, чтобы помогать в развитии при помощи таких игр. Оформление образовательной программы Пример индивидуального образовательного маршрута дошкольника доказывает степень необходимости тщательного изучения всех сфер жизни каждого конкретного ребенка. Изучив все необходимые данные, воспитатель приступает к составлению индивидуального маршрута, куда входят следующие разделы:

— общие сведения о дошкольнике;

— характеристика семьи;

— особенности внешнего вида дошкольника;

— здоровье;

— особенности моторики;

— познавательная сфера дошкольника;

— уровень знаний по разделам программы;

— уровень развития речи;

— отношение к занятиям;

— характеристика деятельности;

— наличие трудностей в общении;

индивидуальные особенности;

— дополнительные сведения о дошкольнике.

Этот глубокий анализ позволяет построить индивидуальную работу с дошкольником достаточно эффективно.

Источник

Богатый личностный потенциал, безусловно, имеется у каждого ребёнка. Если же его раскрытию мешают такие факторы, как неумение или нежелание учиться; отсутствие интереса к учёбе или неуверенность в своих силах, реальной помощью может стать ИОМ. Индивидуальный маршрут даст опору на значимые для ребёнка стимулы, ориентируясь на его внутренние силы.

Читайте также:  Развитие ребенка в разные века

В этом разделе мы собрали для Вас полезные материалы педагогов об организации успешного продвижения маленького человека по своей траектории развития; эффективные способы нейтрализации причин, мешающих раскрытию его потенциала.

Всё о том, как зажечь в детских глазах пытливый огонёк.

Содержится в разделах:

  • Методические рекомендации и разработки

Показаны публикации 1-10 из 338.
Все разделы
| Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ

Новое

Индивидуальный образовательный маршрут детей подготовительной группы
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель ИОМ: создание таких условий, которые будут стимулировать активность ребёнка, раскрывать его…

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника второй группы раннего возраста Диагностика развития ребенка по данным областям является основой выстраивания ИОМ 1. Социально-коммуникативное развитие — узнает и называет членов своей семьи — ориентируется в отношении гендерных…

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ — Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию воспитанника ДОУ

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут по речевому развитию…»
2018–2019 учебный год Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ 2018-2019 учебный год Ф.И.О. воспитанника _ Группа № 2 Дата рождения 27.12.2011 г. Возраст 6 лет. Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2018 Воспитатели: Шифер Н.Н. Лопатина Е.А. Результаты…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Индивидуальный образовательный маршрут развития
Индивидуальный образовательный маршрут развития Богдан Я. Трудности : слабо развит словарный запас, не владеет нормами речи Месяц неделя Режимные моменты Непосредственная Образовательная Деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Ноябрь 1 неделя Д/и…

Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка старшей группы Михайлова Ивана с признаками одаренности в художественно-эстетическом развитии. Составила воспитатель: Бормакова С.С. Сажина И.А. Фамилия, имя ребенка – Михайлов Иван. Возраст – 5лет Вид одарённости – художественно…

Индивидуальный маршрут на основе проблемы
Индивидуальный маршрут на основе проблемы составила воспитатель ГБДОУ Красногвардейского района детский сад №15 города Санкт-Петербург Проблема: мальчик — возраст 6 лет, имеет трудности с запоминанием 1-ая неделя: упражнение на расслабление «Мягкие облака», теория и методика…

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ — Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ на год

Статья «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС в ДОУ на…»
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС_ на 2019-2020 учебный год Цель : развитие понимания обращенной речи, формирование социально- коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самообслуживания, стимулировать речевую активность, коррекция…

Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы (3–4 года)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Белочка» Индивидуальные образовательные маршруты детей младшей группы (3-4 года) Воспитатели: Габибуллаева Ф.П Алдерханова Н.Ш Нижневартовск,2018 Пояснительная записка Разработка и реализация…

Индивидуальный образовательный маршрут на детей группы раннего возраста с признаками одаренности в познавательном развитии
Сфера одаренности: познавательное развитие. Срок реализации: сентябрь 2019 — май 2020 г. Личностный портрет: Богдан и Юля – дети с высокими познавательными способностями и неординарным мышлением. Имеют представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи, группируют однородные…

Индивидуальный образовательный маршрут группы раннего возраста
Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О. воспитанника Группа раннего возраста «Аленушка» Дата рождения _ Дата составления маршрутного листа Сентябрь 2019 Воспитатели Диброва Д.С. Результаты педагогической диагностики: Имеет низкий уровень в образовательных областях:…

Страницы:
2 3 4 … 34

Источник

Ольга Маршевицкая
Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка старшей группы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Актуальность проблемы:

Не выдерживает ролевое поведение в игре; не может обогатить сюжет. В игре не всегда считается с мнением своих товарищей. Не умеет договариваться, уступать, может создать конфликтную ситуацию.

Дает не всегда правильную нравственную оценку своим поступкам.

В играх с правилами не всегда правильно оценивает свои возможности, преодолевает трудности, выполняет правила.

Не всегда соблюдает правила поведения в общественных местах.

Задачи:

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Учить согласовывать тему игры, распределять роли; подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Учить самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры: договариваться, уступать, мириться.

Формировать умение правильно оценивать свои поступки.

Учить ребенка правильно оценивать свои возможности, преодолевать трудности, действовать согласно правилам.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Побуждать ребенка соблюдать их.

Ребенок в семье и обществе

Актуальность проблемы:

Не всегда уважительно относится к сверстникам противоположного пола.

Не достаточно развиты представления о семье и ее истории.

Не поддерживает порядок в группе.

Не проявляет активного участия в оформлении помещений группы.

Задачи:

Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам противоположного пола.

Читайте также:  Развитие 5 месячного ребенка рост вес

Углублять представления о семье и ее истории.

Привлекать к оформлению группового помещения к различным праздникам.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Актуальность проблемы:

Нарушение осанки за столом.

Не соблюдает порядок в своем шкафу, неопрятно заправляет постель.

Не может без напоминания взрослого убрать за собой рабочее место.

Трудовые поручения выполняет, но самостоятельно инициативу не проявляет. Не всегда доводит начатое дело до конца.

Задачи:

Учить сохранять правильную осанку за столом (во время еды, занятий).

Учить соблюдать порядок в своем шкафу: раскладывать одежду в определенные места.

Воспитывать умение самостоятельно и своевременно убирать свое рабочее место (убирать материалы для занятий, мыть кисточки, палитры, протирать стол).

Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять поручения.

Воспитывать самостоятельность ответственность, умение доводить начатое до конца.

Учить самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.

Формирование основ безопасности

Актуальность проблемы:

Не всегда соблюдает правила поведения в природе.

Знает не все правила безопасности на дороге.

Не знает телефоны экстренных служб.

Называет свои имя и фамилию, домашний адрес назвать не может.

Задачи:

Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Учить бережно относится к природе.

Знакомить с элементами дороги, работай светофора, с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Рассказать о работе инспектора ГИБДД.

Расширять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

Учить называть свой домашний адрес.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Актуальность проблемы:

Не умеет сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10.

Цифры знает от 0 до 5.

Не знает порядковые числительные.

Не правильно называет части, полученные от деления.

Знает геометрические фигуры, но не умеет соотносить объемные и плоскостные фигуры.

Плохо ориентируется в пространстве.

Не называет дни недели в правильной последовательности.

Задачи:

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств.

Знакомить с цифрами от 5 до 9. Учить обозначать количество нужной цифрой.

Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей. Учить правильно называть части, полученные от деления.

Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме; находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений; двигаться в заданном направлении; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Учить называть дни недели в правильной последовательности.

Ознакомление с предметным окружением

Актуальность проблемы:

Самостоятельно определяет не все материалы, из которых изготавливают предметы.

Задачи:

Учить самостоятельно определять материал, из которого изготовлен предмет, характеризовать свойства и качества предметов.

Знакомить с историей возникновения предметов («Как получилась книжка», «Откуда пришел стол?» и др.).

Ознакомление с социальным миром

Актуальность проблемы:

Знания о своей стране на низком уровне.

Недостаточно сформированы представления о людях различных профессий.

Задачи:

Познакомить со столицей России, ее гербом, флагом и мелодией гимна. Расширять представления о Российской армии. Знакомить с государственными праздниками.

Обогащать представления о профессиях; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Знакомить с трудом людей творческих профессий.

Ознакомление с миром природы

Актуальность проблемы:

Не знает названия комнатных растений.

Различает не все деревья.

Знания о грибах, ягодах сформированы на низком уровне.

Не может назвать зимующих и перелетных птиц.

Называет домашних, диких животных и их детенышей. Не знает, как дикие животные готовятся к зиме.

Признаки каждого времени года называет, но путает последовательность времен года.

Не знает о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Задачи:

Знакомить с комнатными растениями, правилами ухода за ними.

Учить различать деревья по строению, листьям, плодам.

Дать представления о грибах; учить отличать съедобные от несъедобных.

Познакомить с ягодами (садовыми и лесными).

Знакомить с зимующими птицами и перелетными.

Расширять представления о том, как животные готовятся к зиме.

Формировать представление о чередовании времен года.

Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений.

Образовательная область «Речевое развитие»

Актуальность проблемы:

Затрудняется в прилагательных к существительному, подборе слов со сходным значением.

Не называет слова с заданным звуком, не умеет определять место звука в слове.

Неправильно согласовывает существительные с числительными.

Испытывает затруднения в образовании однокоренных слов.

Не умеет составлять по образцу простые и сложные предложения.

Плохо развита как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Не умеет пересказывать сказки, рассказы, рассказывать о предмете, составлять рассказ по картине.

Читайте также:  Педагогика рассматривает развитие ребенка как

Не может составить рассказ из личного опыта.

Не внимательно слушает сказки, рассказы, стихотворения.

Не всегда понимает скрытые мотивы героев произведения.

Задачи:

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, в подборе слов со сходным значением.

Развивать фонематический слух.

Учить правильно согласовывать существительные с числительными, образовывать однокоренные слова.

Упражнять в составлении предложений.

Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки ребенка делиться впечатлениями с педагогом и детьми, высказывать свою точку зрения.

Учить связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы. Учить по плану или образцу составлять описательный рассказ о предмете. Учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать интерес к художественной литературе.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать понять скрытые мотивы поведения героев.

Образовательная область «Физическое развитие»

Актуальность проблемы:

Знает не все важные компоненты здорового образа жизни и факторы, разрушающие его.

Не проявляет интерес к физической культуре и спорту.

Участвует в подвижных играх со сверстниками, но самостоятельно не может организовать знакомую игру.

Задачи:

Расширять представления о полезных факторах для здоровья человека: правильное питание, закаливание, режим дня, занятия физической культурой.

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту.

Учить самостоятельно организовывать подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Предметное рисование

Актуальность проблемы:

Передает в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок. Не правильно передает форму, величину, пропорции частей. Не умеет передавать движение фигуры.

Не умеет самостоятельно смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

В рисовании карандашом рисует с одной постоянной силой нажима.

Задачи:

В предметном рисовании обращать внимание на передачу в рисунке форму, величину предметов, пропорции частей. Учить передавать движения фигур.

Знакомить с новыми цветами и оттенками. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков, высветлять цвет, добавляя в краску воду.

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании на изображении не оставалось грубых линий, пачкающих рисунок.

При рисовании карандашом учить предавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Сюжетное рисование

Актуальность проблемы:

Не умеет правильно располагать изображение на листе, соотносить предметы по величине.

Задачи:

Развивать композиционные умения, учить располагать изображение на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше домов и т. д.).

i]Декоративное рисование[/i]

Актуальность проблемы:

Не знает народные декоративные росписи.

Задачи:

Знакомить с народными декоративными росписями: цветовым строем, элементами композиции. Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка и др.).

Лепка

Актуальность проблемы:

Не умеет лепить предметы из целого куска глины, пластилина.

Затрудняется лепить фигуру человека в движении.

Лепка мелких деталей, использование стеки вызывает у ребенка затруднения.

Задачи:

Учить лепить предметы из целого куска глины, пластилина.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека в движении.

Формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить дополнительный рисунок на поделку (чешуйки на рыбке, шерсть животного и др.).

Развивать творчество, инициативу. Побуждать ребенка использовать в лепке дополнительные материалы: косточки, зернышки, бусинки и т. д.

Декоративная лепка

Актуальность проблемы:

Испытывает затруднения при лепке из глины.

Не знает виды декоративной росписи.

Задачи:

Знакомить с особенностями декоративной лепки. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения. Формировать умение украшать узорами декоративной росписи.

Аппликация

Актуальность проблемы:

Не умеет преобразовывать одни геометрические фигуры в другие.

Не умеет вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой.

Испытывает затруднения в создании сюжетной композиции.

Нерационально использует материал.

Задачи:

Учить вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; из квадрата получать 2,4 треугольника. Создавать из этих фигур изображения.

Учить вырезать одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, симметричные фигуры – из бумаги, сложенной пополам.

Учить создавать сюжетные композиции, дополнять изображение деталями, обогащающими изображение.

Формировать аккуратно и бережное отношение к материалу.

Прикладное творчество

Актуальность проблемы:

Навыки работы с бумагой плохо развиты: не умеет сгибать лист вчетверо в разных направлениях; создавать объемные фигуры.

Задачи:

Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке. Учить создавать объемные фигуры.

Учить экономно и рационально расходовать материал.

Конструктивно-модельная деятельность

Актуальность проблемы:

При сооружении построек из строительного материала не умеет следовать образцу (схеме).

Задачи

Учить сооружать постройки из различного строительного материала по образцу (схеме).

Продолжать учить по окончанию игр убирать все на место.

Источник