Применение игр для развития мышления ребенка

hello_html_m207b4a6c.pngР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №5»

Педаго-психолог

О.А.Шмелева

ЮРГА 2016

азвиваем мышление

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Пословица

Что мы называем мышлением.

В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу.

В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Однако бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.

Основные формы мышления, которые формиру­ются уже в дошкольном возрасте, — это наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мыш­ление.

Наглядно-действенное мышление — это мыш­ление в действии. Оно развивается у дошкольни­ков в процессе действий с различными предмета­ми, игрушками.

Наглядно-образное мышление — основная форма мышления будущих первоклассников. Такое мышление позволяет выделять самое су­щественное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребе­нок учится пользоваться различными планами, схемами.

Логическое мышление — это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с закона­ми логики. К концу 6-летнего возраста у детей только начинают складываться элементы логи­ческого мышления.

Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Тест «Заселение домика»

Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

Задание ребенку:

— Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом этаже.

hello_html_m20fa87f3.jpg

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

Результат

hello_html_37f242e1.pngОтлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

hello_html_37f242e1.pngЕсли он выполнил правильно только два-три ва­рианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.

Идеальный вариант выполнения:

hello_html_m549412d3.png

Упражнения на развитие мышления (логики)

У ребенка должны быть развиты все виды мышле­ния: практически-действенное, наглядно-образное, сло­весно-логическое. Только развитие всех видов мыш­ления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

В данном разделе приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

  • описывать признаки предметов;

  • классифицировать предметы по цвету, форме, раз­меру, по их функции в жизни;

  • сравнивать предметы между собой;

  • узнавать предметы по заданным признакам;

  • определять последовательность событий;

  • обобщать;

  • давать определения тем или иным понятиям, другие.

Полезный совет

Для улучшения мозговой деятельности выпол­ните вместе с ребенком упражнение «Качание головой». Это упражнение стимулирует мыс­лительные процессы.

Сядьте так, чтобы вам было удобно.

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните го­лову вперед.

Медленно качайте головой из стороны в сторо­ну, пока при помощи дыхания уходит напря­жение.

Читайте также:  Центр развития ребенка 11 гусев

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую ли­нию груди по мере расслабления шеи.

Выполнять 30 секунд.

Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Упражнение 1. «Третий пишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

  • Яблоко, вишня, помидор.

  • Час, килограмм, минута.

  • Козленок, корова, теленок.

  • Шапка, шарф, кепка.

  • Мыло, веник, мочалка.

  • Карандаш, стакан, ложка.

  • Кастрюля, сумка, чемодан.

  • Колбаса, молоко, молоток.

  • Телевизор, холодильник, диван.

  • Кошка, собака, волк.

Полезный совет

hello_html_5e9ba4b0.pngПри выполнении данных упражнений попро­сите ребенка обосновать свой выбор, доказать свою точку зрения.

hello_html_5e9ba4b0.pngНе забывайте: главный вопрос — почему ты так думаешь?

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

  • Лиса — нора, медведь — … (берлога)

  • Больница — лечение, школа —…. (обучение)

  • Сахар — сладкий, лимон — … (кислый)

  • Рыба — вода, птица — … (небо)

  • Утка — утенок, курица — … (цыпленок)

  • Птицы — перья, звери — … (шерсть)

  • Осень -—зима, дождь — … (снег)

  • Кастрюля — половник, тарелка — … (ложка)

  • Куртка — замок, шуба — … (пуговица)

  • Тепло — вода, морозно — … (лед)

Упражнение 3. «Путаница»

Что ты должен положить в свой портфель (ранец)?

hello_html_1c2d4cbd.png

Упражнение 4. «Деление целого на части»

Назовите ребенку слова (например, дуб, лиса, ромаш­ка, апельсин, лук, лес, машина и др.)

Задание ребенку:

— Выбери любое слово (предмет). Теперь подели; этот предмет на части.

Например, дуб — целое, а части — ствол, ветви, су­чья, листья и т. д.

Рекомендуем

Попросите ребенка сначала вслух произносить части целого, а когда он будет выполнять задание быстро, усложните упражнение.

Пусть малыш мысленно делит предмет на части и рисует палочки на бумаге: сколько частей — столько же и палочек.

■ Ребенок покажет хороший результат, если за три минуты назовет 10-15 частей.

Упражнение 5. «Домик»

Внимательно рассмотри рисунки. Какой домик, по твоему мнению, нарисован правильно? Объясни свой выбор.

Помните: правильно расположить рисунок на листе — означает скомпоновать рисунок (см. илл. № 21).

Упражнение 6. «Сравни»

Найди жука, который отличается от всех остальных. Чем он отличается?

hello_html_m17baafdc.jpg

Найди одинаковые чашки.

hello_html_79907e82.png

Упражнения на развитие образного представления (мышления)

Упражнение 1. «Отгадывание загадок»

Загадка (иносказательное изображение предметов или явлений действительности) — своеобразный тест на сообразительность. Она развивает, активизирует мыслительную деятельность, заставляя увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.

Отгадывание загадок — задание на обозначение предметов, которое формирует у детей умение «уви­деть» предмет по словесному обозначению его при­знаков.

Учить детей отгадывать загадки — значит учить их соотносить речевую форму описания с графичес­кой формой.

При отгадывании загадки ребенок должен объяснить, почему он дал такой ответ.

Если ребенок дал неполное объяснение, то взрос­лый должен дополнить его ответ.

Желательно использовать отгадки-картинки, так как рассматривание рисунка помогает ребенку про­анализировать смысл загадки.

Задание ребенку:

— Узнай предмет по заданным признакам.

Угадай, что это:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

Полезный совет

Загадки нужно произносить четко, ясно, с логическим ударением, выдерживая паузы.

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngМалыши очень любят игру «Кто больше зна­ет?». Попросите ребенка рассказать, что он знает о сахаре (лимоне, яблоке и т. д.). Устройте с ним соревнование: кто больше назовет призна­ков этого предмета (цвет, вкус, размер, форма).

hello_html_37f242e1.pngИграя в эту игру, вы развиваете образное мыш­ление ребенка.

Упражнение 2. «Собери картинку»

Разрежьте любые картинки на части, пусть ребе­нок соберет, « полечит ».

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngОчень полезно для развития образного мышле­ния, памяти, внимания ребенка следующее уп­ражнение: попросите малыша перечислить ок­ружающие вас предметы, которые имеют круг­лую форму (квадратную, треугольную и т. д.).

hello_html_37f242e1.pngМожно перечислить предметы, классифицируя их по цвету (зеленого, красного, голубого и т. д.) или размеру (большие, маленькие, очень малень­кие и т. д.).

hello_html_37f242e1.pngЭто упражнение можно выполнять в любое вре­мя и в любом месте.

Упражнения на развитие логического мышления

Читайте также:  Алые паруса центр развития ребенка детский сад 2452

Упражнение 1. «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

hello_html_3249deac.png

2. Перед ребенком положить произвольно 3-4 картинки, связанные единым сюжетом. Предложить ему расположить их в порядке действий, отраженных в сюжете, составить рассказ (см. илл. № 22).

Полезный совет

hello_html_37f242e1.pngРассматривайте с ребенком различные картин­ки, фотографии, реальные сценки из жизни.

hello_html_37f242e1.pngПопросите ребенка предположить, что было до того события, которое ребенок видит на кар­тинке. Спросите, что будет потом.

hello_html_37f242e1.pngПодобные беседы будут способствовать форми­рованию у ребенка наблюдательности, умения предвидеть события, находить причины тех или иных явлений в жизни.

Упражнение 2. «Поиск закономерностей»

Вариант 1.

Продолжить перечень слов.

Как можно назвать одним словом следующие предметы?

hello_html_56f8b16f.pngМарт, апрель, май, июнь… — месяцы.

hello_html_56f8b16f.pngХлеб, молоко, колбаса, макароны… — продукты.

hello_html_56f8b16f.pngСтол, стул, шкаф, диван… — мебель.

hello_html_56f8b16f.pngРомашка, василек, одуванчик, лютик… — полевые цветы.

hello_html_56f8b16f.pngТуфли, сапоги, валенки, сандалии… — обувь.

hello_html_56f8b16f.pngХолодильник, утюг, пылесос, телевизор… — бы­товые электроприборы.

hello_html_56f8b16f.pngРоза, гвоздика, астра, тюльпан… — садовые цветы.

hello_html_56f8b16f.pngКарандаш, ручка, тетрадь, пенал… — школьные принадлежности.

hello_html_56f8b16f.pngКомпот, каша, борщ, хлеб… — еда.

hello_html_56f8b16f.pngТарелка, чашка, ложка, стакан… — посуда.

hello_html_56f8b16f.pngМашина, кукла, кубики, пирамидка… — игрушки.

hello_html_56f8b16f.pngМолоток, топор, пила, лопата… — инструменты.

hello_html_56f8b16f.pngДуб, береза, осина, клен… — деревья.

Вариант 2.

Рассмотреть каждую строчку и каждый столбик. Ка­кая здесь закономерность? Найти закономерность в рас­положении фигур. Нарисовать недостающую фигурку.

hello_html_740d8918.png

Вариант 3.

Подумать, каких фигур нет в клеточках. Нарисовать их и раскрасить, чтобы получился красивый коврик.

hello_html_m6b553221.jpg

Вариант 4.

Продолжить узор (ряд).

Рассмотреть узор, который начат на листке. Найти закономерность. Дорисовать такой же узор до конца строки.

hello_html_4cf4980.png

Упражнение 3. «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

Примерные вопросы:

  • Чем отличается чашка от стакана?

  • Почему снег бывает зимой, а не летом?

  • Как зовут маму вашей мамы?

  • Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

  • Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

  • Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

  • Большой — начало — высокий — брать — … и т. д.

  • Когда ты завтракаешь — утром или вечером?

  • Сколько концов у двух палок?

  • Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?

Слова для сравнения: портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

Примерные ситуации:

1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

8. На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

Читайте также:  Реферат развитие сознания у ребенка

Упражнение 4.

Раскрасьте большие шары так, чтобы маленький шар был между желтым и красным, а зеленый был рядом с красным.

hello_html_2cf296dd.jpg

Упражнение 5. «Соотношение количества предме­тов с цифрой»

Покажи попугая, который держит карточку с верным ответом.

Упражнение 6. «Пословицы»

Взрослый предлагает простые пословицы. Ребенок должен дать свое объяснение смысла пословиц. Иногда ребенок может дать несколько объяснений. Задача взрослых внимательно выслушать ребенка, а потом уточнить смысл пословицы.

  • Пословица учит думать и вдумываться, слушать и вслушиваться.

  • Пословица развивает и обогащает речь.

  • В пословицах мудрость и красота.

Примерный перечень пословиц для детей дошкольников

Об учении

  • Ученье — свет, неученье — тьма.

  • Красна птица оперением, а человек ученьем,

  • Ученье — красота, неученье — простота.

  • Повторенье — мать ученья.

  • Где ученье, там и уменье.

  • Ученье и труд вместе живут.

  • По одежке встречают, а по уму провожают.

  • Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

  • Ум без книги, что птица без крыльев,

  • Сперва думай, а потом делай.

О труде, работе

  • По работе и мастера знать.

  • Сломать легко, сделать трудно.

  • Каждое дело любовью освещается.

  • Кто первый в труде, тому слава везде,

  • Глаза боятся, а руки делают.

  • Без дела жить — только небо коптить,

  • Терпенье и труд — все перетрут.

  • Больше дела — меньше слов.

  • Не ленись, а трудись.

  • Веселись, играй, да дело знай.

Об умении

  • Умелые руки работы не боятся.

  • Над чем постараешься, тому и обрадуешься.

  • Работа хвалит мастера.

  • Есть терпение, будет и умение,

  • Дело мастера боится.

  • Лицом в грязь не ударит.

  • Делу — время, потехе — час.

  • Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.

  • Тише едешь — дальше будешь.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

О книге и пользе чтения

  • Будешь книги читать — будешь все знать.

  • Дом без книги — что без окон.

  • Выбирай книгу так, как выбираешь друга.

  • В книге ищи не буквы, а мысли.

  • Книга — твой друг, без нее как без рук.

  • Знание — солнце, книга — окно.

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.

Игры на развитие мышления

«Назови соседей»

Игра развивает скорость мыслительных процессов.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

Рекомендуем

Постепенно усложнять игру: использовать чис­ла второго (третьего и т. д.) десятка.

«Составим букет»

Игра развивает у детей умение различать предме­ты по размеру и цвету.

Для игры понадобятся рисунки цветов разных раз­меров (их можно вырезать из открыток, цветной бу­маги).

Правила игры.

Водящий предлагает составить букет из цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие.

Рекомендуем

В ходе игры посчитать:

— число цветов в каждом букете;

— число белых (красных) цветов;

— число ромашек (роз, гвоздик);

— число больших (маленьких) цветов и т. д.

«Разноцветные мячи»

Игра направлена на развитие быстроты мышления. Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает красный мяч, дети называют одушевленные предметы. Водя­щий бросает синий мяч, дети называют неодушевлен­ные предметы.

Рекомендуем

Аналогично провести игру «Цифры и буквы».

«Один — много»

Игра направлена на развитие быстроты мышления.

Правила игры.

Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймав­ший мяч, возвращает его водящему, называя это сло­во во множественном числе.

«Камень — вата»

Правила игры.

Играющие делятся на две команды: «камень» и «вата». Водящий называет слова, которые начинают­ся на букву В. Если слышится звук В твердый, то команда «камень» хлопает в ладоши. Если мягкий, то команда «вата».

Рекомендуем

  • Провести такую игру с другими буквами алфавита.

  • Изменить движения: например, встать, потопать, поднять руку, покачать головой.

Источник