Причины нарушений психического развития ребенка

Причины нарушений психического развития ребенка thumbnail

Нарушение психического развития (или НПР) – это состояние, характеризующееся нарушением сроков и темпов формирования различного рода психических функций, сфер психики и отдельных их составляющих. В большинстве случаев такая ситуация ассоциируется с умственной отсталостью, а также частичной или полной утратой способности к познанию. Однако по мере взросления клиническая картина становится более стертой, а такие ее проявления, как личностная незрелость и негрубые нарушения познавательной функции, становятся менее выраженными.

Синдром Дауна - одна из причин нарушений психического развития у детей

Причины нарушений психического развития

Довольно часто первые проявления нарушений психического развития отмечаются еще в период младенчества. В основном они являются следствием поражающих организм патологических процессов и всевозможных травм. Негативное воздействие на нормальное течение процессов формирования психики способны оказывать три типа факторов: экзогенные (например, питание или экологическая обстановка), патогенные (к примеру, негативно влияющие на организм социальные факторы), а также сочетание патогенных и биологических (к ним относятся патологии беременности, недоношенность ребенка, травмы, полученные в процессе родов, и т.д.).

Наиболее распространенными причинами нарушений психического развития являются:

  • Аномалии и пороки развития головного мозга;
  • Патологические процессы, обусловленные “плохой” наследственностью (так, нарушение развития психики может развиться как результат фенилкетонурии или гомоцистинурии);
  • Наследственные заболевания, которые обусловливаются количественным или качественным изменением хромосомной структуры (среди них синдромом Патау, синдром Дауна, полисомия по Х- или У-хромосоме и т.д.);
  • Поражение головного мозга ребенка в период беременности или непосредственно в процессе родов;
  • Эпилепсия;
  • Водянка головного мозга (гидроцефалия);
  • Раннее закрытие черепных швов (краниостеноз);
  • Новообразования, развивающиеся в тканях головного мозга;
  • Митохондриальные болезни;
  • Заболевания, сопровождающиеся врожденным или приобретенным нарушением течения обменных процессов и характеризующиеся патологическим накоплением в клетках и различных тканях метаболитов (накопительные ретикулезы);
  • Эпителический синдром;
  • Факоматозы;
  • Врожденные эндокринные заболевания;
  • Аутистические расстройства (аутизм, синдром Ретта и т.д.);
  • Различного рода соматические патологии;
  • Ухудшение зрительной функции;
  • Ухудшение слуховой функции.

Кроме того, в отдельных случаях причинами нарушений психического развития могут стать неблагоприятные социальные факторы, например, недостаток уделяемого ребенку внимания, его насильственный отрыв от матери, недостаток педагогического воспитания, дефицит воспитания, отрыв от нормальной социальной среды, неблагоприятные условия в семейном кругу или окружающем малыша обществе и т.д.

Типы нарушений психического развития

Нарушение психического развития у детей и подростков, также называемое психическим дизонтогенезом, возникает в результате расстройства и нарушения созревания отдельных функций и структур головного мозга.

Согласно одной из классификаций, все нарушения психического развития делят на ретардацию и асинхронию. Ретардация характеризуется тем, что развитие психики у ребенка отстает от общепринятых для конкретного возраста психологических форм или приостанавливается. Асинхрония же представляет собой состояние, при котором у ребенка одни функции развиваются опережающими темпами, а другие, напротив, отстают в развитии (так называемая психическая дисгармония).

Еще одна классификация типов нарушений психического развития у детей предложена Г.Е. Сухаревой и К.С. Лебединской. В соответствии с ней выделяют:

  • Общее стойкое недоразвитие, сопровождающееся ярко выраженной незрелостью систем головного мозга (преимущественно тех, которые являются наиболее сложными и обладают длительным периодом формирования);
  • Задержанное развитие, характеризующееся замедленными темпами формирования эмоциональной сферы и сферы познания, а также их временной фиксацией в предшествовавших возрастных этапах;
  • Поврежденное развитие психики, характеризующееся тем, что патологическое воздействие на головной мозг отмечается не в постнатальном периоде, а значительно позже – приблизительно после 2-3-летнего возраста, когда большая часть структур головного мозга уже сформировались (в качестве примера подобного нарушения психического развития у детей можно рассматривать органическую деменцию);
  • Дефицитарное развитие, которое определяется грубым недоразвитием или повреждением различных анализаторных структур (например, слуха или зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Следует отметить, что именно этому типу нарушения психического развития соответствует наибольшее количество примеров того, как при повреждении отдельных сенсорных систем включается компенсаторный механизм, позволяющий при адекватном воспитании и обучении задействовать другие каналы связи с окружающим миром и активизировать интеллектуальные возможности;
  • Искаженное развитие, которое представляет собой сложную комбинацию общего психического недоразвития с задержанным, ускоренным и поврежденным развитием некоторых психических функций, что является причиной формирования качественно новых патологических образований;
  • Дисгармоничное развитие, которое структурно сходно с искаженным развитием (и в первом, и во втором случае ретардация отдельных систем сочетается с парциальной акселерацией других). Отличием же является то, что в основе дисгармоничного нарушения лежит текущий болезненный процесс, который на различных этапах создает разные виды межфункциональных связей, а стойкая диспропорциональность психики, наблюдающаяся преимущественно в эмоционально-волевой сфере, является врожденной или же приобретается в раннем возрасте.

Методы лечения и профилактики нарушений психического развития у детей

Профилактика нарушений психического развития

Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий.

Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребенка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.

В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования.

К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят:

  • Создание благоприятной для психического развития ребенка среды;
  • Избегание конфликтов в кругу семьи;
  • Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребенка.

Источник

Гидроцефалия - одна из причин нарушения психического развития у детейНарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Симптомы и причины нарушений психического развития

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Типы нарушений психического развития

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Профилактика нарушений психического развития

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Занятия с психологом - составляющая лечения нарушений психического развитияДля проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечение нарушений психического развития

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение болезни, ее течение, прогноз и исход зависят от вызвавшей ее причины и совокупности внешних и внутренних условий. В тех случаях, когда организм ослаблен, причиной психического заболевания могут быть неблагоприятные факторы внешней среды.

Все причинные факторы психических заболеваний можно разделить на две группы: экзогенные — факторы внешней среды, и эндогенные — факторы внутренней среды.

К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания, механические травмы мозга, интоксикации, неблагоприятные гигиенические условия, психические травмы, истощение и др.

Инфекции занимают одно из первых мест среди причин психических расстройств у детей, особенно слабоумия. Дети и подростки с психозами, умственной отсталостью, аномалиями речи, зрения, слуха, нарушениями эмоционально-волевой сферы в большинстве случаев перененесли инфекционные заболевания. Срени них следует выделить:

* нейроинфекции, при которых поражается ЦНС (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);

* детские инфекции (корь, коклюш, ветряная оспа, дифтерия);

* общие инфекционные заболевания (грипп, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз).

Инфекционные заболевания при снижении защитных свойств организма могут привести к возникновению временных или стойких и необратимых психических расстройств. Исход заболевания (временное или стойкое, обратимое или необратимое) зависит:

во-первых, от силы воздействия фактора,

во-вторых, от того, на какой стадии развития действуют эти факторы (во внутриутробном развитии, во время родов, в раннем, дошкольном, школьном возрасте),

в-третьих, от способности ЦНС мобилизовать защитные свойства организма.

Интоксикации (отравления)организма различными токсическими (ядовитыми) веществами также могут вызвать психические расстройства. Токсическими веществами называют те, которые при воздействии на организм способны вызвать резкое нарушение функций организма и различные психические расстройства. К ним относятся промышленные, бытовые вещества, лекарственные средства (в больших дозах).

Токсические вещества проникают в организм различными путями, главным образом через пищеварительные и дыхательные пути, и приводят как к временным психическим расстройствам, так и к необратимым дефектам интеллекта. Кроме того, эти вещества могут поражать будущее потомство. Наиболее распространенной интоксикацией является алкогольная.

Травмы головного мозга, особенно закрытые, — важный фактор возникновения острых и хронических психических расстройств. В зависимости от обширности травмы психические расстройства могут быть временными или стойкими, необратимыми. Травма черепа может спровоцировать какое-либо другое заболевание. Вследствие механической травмы головного мозга могут развиваться различные дефекты интеллекта — от незначительных до весьма глубоких. Травматизация головного мозга может произойти:

* внутриутробно (ушибы, падения, подъем больших тяжестей, непосильный физический труд беременной женщины, небольшое количество околоплодных вод, длинная пуповина),

* во время родов (продолжительные или стремительные роды, акушерско-хирургическое вмешательство),

* в грудном, раннем детском, дошкольном и школьном возрасте (игровая, бытовая, уличная, транспортная и др.).

Родовая травма обусловливает внутричерепные кровоизлияния, асфиксию (удушье) и связанное с ней кислородное голодание головного мозга, могут возникать либо сразу же после травмы, либо спустя некоторое время после нее.

Неблагоприятные гигиенические условия среды: истощение у родителей, неполноценное питание беременной или новорожденного, брак в слишком молодом или пожилом возрасте, охлаждение новорожденного, недоношенность плода, тяжелый физический труд во время беременности, профессиональные отравления, токсикозы беременности — могут быть причиной аномалий психики у детей.

Психогенные факторы, т.е. события и ситуации, травмирующие психику, могут приводит к развитию реактивных психозов и неврозов. Поэтому психическая травма в виде страха, запугивания, гнева, обиды, потери близких, краха надежд может рассматриваться как фактор психических расстройств.

К эндогенным факторам, вызывающим развитие психических расстройств, относятся некоторые заболевания внутренних органов (соматические), аутоинтоксикации (во время нарушения функций пищеварения), нарушения обмена веществ, функций эндокринных желез, наследственные факторы и наследственная предрасположенность.

Наследственные факторы связаны с передачей патологических признаков от родителей их потомству.

Наследственная предрасположенность — особая восприимчивость, чувствительность организма к внешней вредности, к пониженной сопротивляемости организма.

ЛИТЕРАТУРА

Байярд Д., Байярд К. Ваш беспокойный подросток.- М., 1991.

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология.- СПб., 1992.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.- М., 1988.

Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия.- Воронеж, 1993.

Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М., 1967.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т.- М., 1984.- Т. 3, 5.

Грехем Дж. Как стать родителем самому себе.- М., 1993.

Гроф С. За пределами мозга.- М., 1992.

Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности.- М., 1971.

Зимбардо Ф. Застенчивость /Пер. с англ.- М.,1991.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей.- М., 1985.

Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1974.

Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы.- М., 1993.

Фрейд З. Психология бессознательного / Под ред. М.Г.Ярошевского.- М., 1990.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия.- Л. 1990.

Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник