Причины и условия деформации личностного развития ребенка презентация
Презентация на тему: » Причины нарушения развития детей Педагогическая коррекция.» — Транскрипт:
1
Причины нарушения развития детей Педагогическая коррекция
2
Чем раньше повреждается эмбрион, тем тяжелее последствия Врожденные аномалии: Перинатальная патология – негативное влияние на плод во внутриутробном периоде Травмы Интоксикация Охлаждения Внутренние болезни Употребление алкоголя
3
Врожденные аномалии: Натальные травмы: Кровоизлияния в мозг Кровоизлияния в мозг Кислородное голодание Кислородное голодание Клиническая смерть Клиническая смерть Постнатальные нарушения: Менингит (воспаление мозговой оболочки) Менингит (воспаление мозговой оболочки) Энцефалит (воспаление головного мозга) Энцефалит (воспаление головного мозга) Полиомиелит Полиомиелит ДЦП Снижение умственного развития Глухота, ЗПР Глубокая ЗПР Ограниченность двигательных возможностей
4
Отличие детского мозга Детский мозг отличается от взрослого. Даже небольшое поражение не может быть изолировано как у взрослого. Поэтому при первичном дефекте ребенок почти всегда отстает в психическом развитии
5
Социальные причины аномалий Неблагоприятные условия развития ребенка Депривация: сенсорная эмоциональная социальная когнитивная
6
Неблагоприятные факторы среды Неполные, бедные, конфликтные семьи. Неполные, бедные, конфликтные семьи. Развод родителей Развод родителей Алкоголизм родителей Алкоголизм родителей Низкий уровень образования семьи Низкий уровень образования семьи Двуязычие в семье Двуязычие в семье Ограниченность речевых контактов Ограниченность речевых контактов
7
Субъективные причины аномалий Особенности темперамента упрямство слабая адаптивность страх нового Личностные характеристики пессимизм низкий самоконтроль неадекватная самооценка
8
Практикум Работа с текстом «Основные виды нарушений в поведении детей»
Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка
Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31
Развитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.
Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.
Источники и механизмы развития ребенка
На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.
- Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:
— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;
— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;
— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;
— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;
— мальчики более агрессивны;
— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.
Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному. Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.
- Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
- Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
- Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
- Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
- Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
- Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
- Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
- Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.
Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.
Условия развития ребенка
Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.
- Эмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
- Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.
Причины отклонений в развитии детей
Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:
- Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
- Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.
К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.
Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:
- во внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
- в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
- постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
- отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.
Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.
Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация «Причины отклонений в развитии детей»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Причины отклонений в развитии. Леонова И.В. МХО-14
2 слайд
Описание слайда:
Лубовский В.И. российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, действительный член АПН СССР и РАО.
3 слайд
Описание слайда:
публикации В учебном пособии «Специальная психология» представлены основные теоретические положения специальной психологии, общие закономерности нарушенного психического развития и охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза.
4 слайд
Описание слайда:
УСАНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА доктор психологических наук, профессор, Почетный профессор Университета Сент Луиса (США)
5 слайд
Описание слайда:
Публикации Опубликовала более 150 научных работ по проблемам дефектологии, психологии, специальной психологии. ″Специальная психология″, ″Дети с проблемами психического развития″, ″Психокоррекция. Теория и практика″ и др.
6 слайд
Описание слайда:
Патогенные факторы эндогенные (наследственные)
7 слайд
Описание слайда:
Патогенные факторы Экзогенные (средовые)
8 слайд
Описание слайда:
Биологические факторы генетические факторы соматический фактор индекс повреждения мозговых структур
9 слайд
Описание слайда:
По времени воздействия пренатальные (до начала родовой деятельности) натальные (в период родовой деятельности) постнатальные (после родов, и имевшие место в период до 3-х лет)
10 слайд
Описание слайда:
Биологические факторы риска хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций
11 слайд
Описание слайда:
Биологические факторы риска инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп)
12 слайд
Описание слайда:
венерические заболевания (гонорея, сифилис); эндокринные заболевания матери, в частности диабет; несовместимость по резус-фактору; алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью; Биологические факторы риска
13 слайд
Описание слайда:
биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития Биологические факторы риска
14 слайд
Описание слайда:
серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность гипоксические (кислородная недостаточность) токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине Биологические факторы риска
15 слайд
Описание слайда:
патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающиеся травматизацией головного мозга новорожденного мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте Биологические факторы риска
16 слайд
Описание слайда:
Социальные факторы ранние (до 3-х лет) средовые воздействия текущие средовые воздействия
17 слайд
Описание слайда:
Социальные факторы неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.)
18 слайд
Описание слайда:
Социальные факторы длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам)
19 слайд
Описание слайда:
Социальные факторы сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу) психологическое состояние матери во время родов
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-366088
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
«Развитие личности»
2 слайд
Описание слайда:
Развитие личности — это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
3 слайд
Описание слайда:
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности.
4 слайд
Описание слайда:
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности
5 слайд
Описание слайда:
Движущие силы развития личности — это противоречия:
6 слайд
Описание слайда:
Общие (универсальные) противоречия — между потребностями человека (материальными и духовными) и возможностями их удовлетворения; а также противоречия, которые проявляются в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма;
7 слайд
Описание слайда:
Индивидуальные противоречия — противоречия, характерные для отдельно взятого человека;
8 слайд
Описание слайда:
Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, Одно из основных внутренних противоречий- расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения (например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их интеллекта, социальной зрелости, то есть типичны противоречия: «хочу-могу», «хочу-надо», «знаю-не знаю» и др.);
9 слайд
Описание слайда:
Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой (например, между возможностями человека и требованиями общества).
10 слайд
Описание слайда:
Условия развития личности Деятельность — внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознаваемой целью.
11 слайд
Описание слайда:
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность, которая удовлетворяет основные потребности ребенка на данном возрастном этапе и определяет целостное развитие его психики, называется ведущим видом деятельности (термин ввел отечественный психолог А. Н. Леонтьев):
12 слайд
Описание слайда:
В младенчестве (от 2 мес. до 1 года) ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, удовлетворяющее потребность ребенка в общении; В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании предметного мира; В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) — сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет новые потребности ребенка: быть как взрослый, быть самостоятельным; В младшем школьном возрасте (от 6-7 до 10-11 лет) — учебная деятельность, в которой реализуются потребности в учении (потребность в познании окружающего мира), в стремлении стать взрослым; В подростковом возрасте (с 10-11 до 14-15 лет) — интимно-личное общение, удовлетворяющее потребность в общении со сверстниками; В юности (с 15 до 17 лет) — учебно-профессиональная деятельность, которая удовлетворяет потребность в самоопределении.
13 слайд
Описание слайда:
Классификация факторов развития личности (фактор — это причина, движущая сила какого-либо изменения, явления): наследственность; среда; воспитание.
14 слайд
Описание слайда:
Факторы развития личности В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.
15 слайд
Описание слайда:
В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей.
16 слайд
Описание слайда:
Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.
17 слайд
Описание слайда:
Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер.
18 слайд
Описание слайда:
Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения.
19 слайд
Описание слайда:
Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-240688
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий