Причины и условия деформации личности развития ребенка

Причины и условия деформации личности развития ребенка thumbnail

Главная»Статьи»Причины деформации и условия личностного развития ребенка

Опубликовано: 29 июня 2016 в 23:31

Источники и механизмы развития ребенкаРазвитие человека — процесс неоднозначный, сложный и не всегда поступательный, прогрессирующий и управляемый. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития, которая отличает его от сверстников.

Причины отличия одного человека от другого в источниках и механизмах процесса развития.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

  • Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.

  • Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.

  1. Условия развития ребенкаЭмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
  2. Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • Причины отклонений в развитии детейво внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Источник

Под термином «деформация личности ребёнка» родители обычно подразумевают ситуации, в которых на чадо оказывается давление со стороны других людей и влияние разных вещей. Отсюда и пошли такие высказывания, как «спорт травмирует ребёнка», «компьютерные игры деформируют личность малыша», «педагог загоняет ребёнка в рамки» и пр. При этом чётко выделяется непричастность родителя к формированию нестабильной психики чада. 

Деформация личности ребёнка

Безусловно, вышеуказанные и многие другие вещи и люди воздействуют на юную психику, внося в неё коррективы. Однако истинную личностную деформацию оказывают на ребёнка «главные взрослые», и в большинстве семей это родители.

Что подразумевается под термином «деформация»

Чаще это понятие применяют к людям-специалистам, профессионалам своего дела. Например, говоря о враче-терапевте, утверждают, что он слишком безучастен к проблемам пациента и чересчур спокоен – кажется, что со временем врач превратился в циничного человека. 

На самом деле, спустя годы работы, человек просто привык ко многим аспектам специальности и стал профессионалом, но уж точно не «потерял чувствительность». Однако пациенты считают, что у врача произошла профессиональная деформация – то есть, развитие одних качеств в ущерб другим.

К сожалению, редко говорят о сильнейшей деформации, оказывающей влияние на всю нашу дальнейшую сознательную жизнь. Это психические изменения, произошедшие в первые семь лет жизни человека. Деформации, пришедшиеся на этот период, принято называть личностными расстройствами, поскольку они носят тяжёлый и постоянный характер.

Деформация личности ребёнка

Детская деформация: жизненный пример

Высказывание «Каждый человек – уникальная личность» не является голословным. Мы рождаемся с определённым набором качеств, впоследствии приобретая и развивая новые. Кто-то от природы медлителен, кто-то – чересчур быстр и постоянно спешит. Один человек любит быть в одиночестве, другой жизни не представляет без шумных посиделок в компании друзей. Именно характер, особенности и привычки делают каждого человека неповторимой личностью.

Для гармоничного роста и развития личности следует (в идеале) найти то, к чему лежит душа, и заниматься этим. Надо сказать, что это повсеместная и распространённая проблема большинства людей в мире – найти занятие по душе, хобби, которое не будет идти в разрез с мнением окружающих людей, особенно – родителей. Именно из детства произрастают корни деформаций, которые в будущем накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь уже взрослого человека. Для простоты понимания представим простую и, к сожалению, типичную ситуацию. 

Дано: семья из двух родителей и одного ребёнка 5 лет. Мама и папа – успешные люди, карьеристы с двумя высшими образованиями, точно знающие, чего они хотят от жизни. Ребёнок смотрит на родителей и восхищается ими, хочет им подражать, не может им воспротивиться. В один день родители говорят: переставай играть вечерами в футбол с друзьями на улице, мы записали тебя на уроки фортепиано! Ребёнок, видевший фортепиано, может быть, раз в жизни, и тот – по телевизору, сначала возмущается, но, встретившись глазами с грозным папой, через силу соглашается. Ведь родители успешны, а ребёнок их любит и немного побаивается. 

Читайте также:  Показатели развития ребенка на первом году жизни

Какое-то время чадо усердно трудится, а родители одобряют его работу. Однако сам ребёнок не чувствует радости: его поддерживает только одобрение родителей. Малыш хочет играть в футбол: он, возможно, был лучшим голкипером на площадке, но теперь учится игре на фортепиано.

Как правило, через какое-то время «нервы сдают»: ребёнок решает бросить занятия музыкой. Родители в тихом ужасе, пытаются его образумить, в том числе манипуляторскими способами: «Мы отнимем у тебя карманные деньги», «Ты не увидишься с друзьями», «Больше ни в чём не будем тебе помогать» и пр. Но ребёнок, невзирая на это, прекращает занятия на фортепиано. 

Деформация личности ребёнка

Как видно, диалог в этой семье отсутствует. Родители не пытались спросить малыша: «Что тебе нравится?», «Чем бы ты хотел заниматься?», «Расскажи подробно, что у тебя хорошо получается?». Родители навязали свою модель жизни и заставили ребёнка жить именно так. Такое поведение становится настоящим психическим насилием над малышом. Однако родители этого не понимают – ведь с ними в детстве общались точно так же.

Фразы, деформирующие личность ребёнка

Сюда относят несколько категорий высказываний:

  • Фразы-установки в приказной форме: «Ты должен», «Сделай», «Учись», «Не противься», «Ты обязан» и пр.
  • Фразы-условия не в пользу ребёнка по типу «Если, то…»: «Если ты не пойдешь на занятия музыкой, то мы отберём у тебя карманные деньги», «Если ты не станешь учиться хорошо, то я лишу тебя возможности играть в компьютер» и пр.

Итак, вид и сила деформации ребёнка (бесчувственность, зависть, эгоистичность, нарциссизм и пр.) зависит от того, насколько часто, строго и бескомпромиссно родители навязывали свои желания чаду. Помимо классических деформаций, у ребёнка наверняка разовьётся чувство вины – ведь он противится воле родителей, значит, не уважает их.

Деформация личности ребёнка

Возможно ли скорректировать деформации

К сожалению, личностные расстройства, полученные в период от 0 до 7 лет, не подвергаются изменениям. Можно только контролировать их влияние на нашу жизнь: то есть сознательно решить, будем мы поддаваться им или нет. А на это уходит не один час работы над собой.

Поэтому гораздо проще не допускать деформации вовсе, и ответственность за их появление у ребёнка лежит, в первую очередь, на родителях.

Источник

    Деформация
    развития личности в
    самом общем плане понимается как изменение
    качеств личности (стереотипов восприятия,
    ценностных ориентаций, характера,
    способов общения и поведения), которые
    наступают под влиянием определенных
    условий. По отношению к детям и подросткам
    с врожденными и рано приобретенными
    отклонениями в развитии речь скорее
    будет идти не столько об изменениях по
    отношению к исходному, сколько об
    искажениях и ограниченности условий
    самого процесса развития.

    Личность
    формируется и проявляется в процессе
    деятельности, поведения, общения и в то
    же время определяет форму деятельности
    и поведение.
    При
    отсутствии необходимых условий для
    развития личности или же под влиянием
    патологических факторов длительно
    и интенсивно воздействующих, к которым
    в том числе относится и нарушение
    онтогенетического процесса, могут
    возникать деформации развития личности.

    В
    психологической науке понятие «деформация»
    чаще всего рассматривается в русле
    проблем профессиональной деятельности
    или личностно-типологических особенностей. 

    С
    точки зрения социологии развитие ребенка
    происходит исключительно под влиянием
    социального окружения. Развитие личности
    во многом зависит от образа жизни
    индивида. Действительно, ребенок в
    процессе своих отношений с социальным
    окружением копирует манеры, модели
    поведения, усваивает разные социальные
    роли, получает новые знания о мире. Их
    направленность определяется образом
    жизни семьи и самого ребенка в ней.

    «Наследственная»
    детерминация развития личности мотивирует
    развитие и поведение личности врожденными
    задатками, конституцией человека.

    1. Упрямство. Его возрастные периоды, пути и средства преодоления. Специфические и неспецифические методы коррекции нарушений поведения.

    УПРЯМСТВО
    – 
    это
    психологическое состояние, очень близкое
    к негативизму. Это отрицательная
    особенность поведения человека,
    выражающаяся в необоснованном и
    нерациональном противодействии просьбам,
    советам, требованиям других людей.
    Проявления
    упрямства:

    • в
      желании продолжить начатое действие
      даже в тех случаях, когда ясно, что оно
      бессмысленно, не приносит пользы.

    • выступает
      как психологическая защита и имеет
      избирательный характер, т.е. ребёнок
      понял, что совершил ошибку, но не хочет
      в это признаваться, и поэтому » стоит
      на своём».

    С
    течением времени упрямство порождает
    детскую лживость, может привести к
    расстройству нервной системы, неврозам,
    раздражительности. Каждый
    ребенок проходит через несколько
    «возрастов упрямства».

    Первый
    приходится на период между 2,5 — 3,5 годами.
    Ребенок становится капризным. Все, что
    запрещается, стремится делать как бы
    назло или желая проверить, действительно
    ли запрещается. Второе
    обострение упрямства происходит в 6 — 7
    лет, иногда в 8 — 9. Происходит все то же,
    но на другом уровне: скандалы при
    выполнении уроков, из — за одежды и пр.;
    плохое настроение, усталость. В это
    время нарастает объем требований. Перед
    ребенком встает бесконечное «надо». 

    Третье
    обострение упрямства приходится на
    подростковый возраст, на подростковый
    кризис, период гормональных бурь, когда
    максимальными становятся и внушаемость,
    и антивнушаемость. Подросток бурно
    стремится узнать мир и себя, примерить
    новые роли, испытать невероятное,
    проверить известное. Ему нужны трудности
    и ошибки, он хочет не только сам делать
    свою судьбу, но и понять себя. В
    этот период дети воспринимают даже
    безобидные, нейтральные вопросы как
    попытку грубого вторжения в их внутренний
    мир и соответственно реагируют на это.

    Преодоление
    упрямства является делом сложным и
    трудным, ибо воспитание упрямого есть
    перевоспитание, а последнее всегда
    труднее воспитания. Перевоспитание
    упрямого требует:

    а)
    устранения причин, порождающих упрямство;

    б)
    устранения его мотивов и создания
    надлежащих мотивов поведения;

    в)
    воспитание дисциплинарных, трудовых и
    прочих положительных привычек;

    г)
    формирования волевых и нравственных
    качеств характера.

    Упрямство
    может стать чертой характера, если не
    принять меры к его преодолению. Для
    реализации этой задачи в методическом
    арсенале учителя имеется система
    специфических и неспецифических
    методов. 
    Одним
    из специфических
    методов
    коррекции
    поведения явля­ется упражнение.
    В учебной деятельности взрос­лые
    создают специальные ситуации, участвуя
    в которых ребенок упражняется в
    правильном, т. е. жела­тельном, социально
    одобряемом, поведении.
    В
    современной педагогической практике
    взрослые часто исполь­зуют
    наказание
    .
    Наказание может быть эффективным, если
    соблюдать следую­щие условия: наказывать
    как можно реже, только в том случае,
    когда без наказания нельзя обойтись;
    наказание не должно восприниматься
    ребенком как месть или произвол; взрослым
    не следует менять стиль своего общения
    с ре­бенком, подвергнутым наказанию;
    наказание не должно усу­губляться
    бойкотом, суровыми взглядами или
    постоянным вор­чанием; наказание
    должно в некоторых случаях отменяться,
    если ре­бенок заявляет, что он готов
    в будущем исправить свое поведе­ние,
    не повторять своих ошибок.

    Читайте также:  Чем отличаются детские сады от центров развития ребенка

    Неспецифические
    методы

    коррекции поведения Их можно разделить
    на три группы: 1)  методы изменения
    деятельности детей; 2)  методы изменения
    отношений; 3)  методы изменения
    компонентов образовательно-воспита­тельной
    системы.

    Первая
    группа — методы изменения деятельности
    детей: введе­ние новых видов деятельности
    (например, творческая деятельность в
    различных жанрах искусства); изменение
    содержания деятельнос­ти; изменение
    смысла деятельности.
    Вторая
    группа методов коррекции поведения
    детей — методы изменения отношений:
    личный пример взрослого и сверстника;
    игно­рирование поведения ребенка;
    «разрешение на поведение»; изменение
    статуса ребенка в коллективе; педагогическая
    поддержка.
    Третья
    группа методов коррекции поведения —
    изменение компо­нентов
    образовательно-воспитательной системы:
    режима школьной жизнедеятельности
    детей и, конечно, личности учителя.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

                     
    Кафедра социальной педагогики и акмеологии

                        
    Контрольная работа

    По дисциплине «Коррекционная
    педагогика с основами специальной психологии»

    «Причины и условия деформации
    личностного развития ребенка»

    .

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..3

    Причины и условия деформации
    личностного развития ребенка……….4

    Заключение…………………………………………………………………15

    Список литературы…………………………………………………………16

    Введение

    В академической
    науке устоявшимся является положение
    о системной детерминации развития личности,
    в схеме которой выделено три основных
    фактора: индивидные свойства человека
    как предпосылки развития личности, социально-исторический
    образ жизни как источник развития личности
    и совместная деятельность как основание
    осуществления жизни личности в системе
    общественных отношений. Причем речь идет
    не о параллельных линиях программ жизни
    личности, а об их сложном взаимодействии
    и взаимообусловленности в ходе развития
    человека.

    ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ
    ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    Системообразующим основанием
    в детерминации развития личности выступает
    совместная деятельность. Природные, индивидные
    свойства и социальная среда не являются
    «внешними факторами», действующими по
    принципу «больше — меньше». Их преобразования,
    влияющие на развитие личности, неотделимы
    в жизни личности от преобразований самой
    деятельности.

    В теории к настоящему времени
    сформулированы доминанты развития. Это
    культура, ведущая деятельность, сознание,
    поведение, опыт, потребность и т.д. Выделены
    различные аспекты развития. Однако развитие
    человека — процесс сложный,
    многоплановый, не всегда поступательный,
    линейный, прогрессивно управляемый и
    регулируемый. Все планы развития взаимосвязаны
    друг с другом, каждый обладает собственным
    потенциалом и заимствует этот потенциал
    у других.

    До недавнего времени в психологических
    исследованиях приоритет отдавался функциональному
    развитию, а личностное, духовное развитие
    не принималось во внимание. Да и в педагогической
    практике, в обыденном сознании доминировала
    установка на развитие отдельных психических
    функций: мышления, памяти, интеллекта
    в целом, формирование практических умений
    и навыков. Однако вне духовного развития
    стало ущербным и функциональное.

    Проблемы в развитии ребенка,
    ущербность, деформации, нарушения обусловливаются
    множеством взаимодействующих факторов,
    причин и условий, которые рассматриваются
    различными научными направлениями с
    разных теоретических позиций: психодинамических,
    социодинамических, интеракционистских.
    В отечественной и зарубежной психологии
    имеется значительное количество теоретических
    построений, экспериментальных и эмпирических
    данных, накоплен большой клинический
    и педагогический опыт, содержащий анализ
    механизмов развития человека, причин
    и условий возможных нарушений и деформации
    психического и личностного развития
    ребенка в отдельные периоды его жизни.

    Сущность развития учеными
    понимается неоднозначно. В отечественной
    науке сегодня становится приоритетной
    концепция, рассматривающая развитие
    не как усвоение, присвоение, послушание,
    а как саморазвитие, самостроительство,
    творчество самого себя. Откуда для этого
    берутся источники? Каждый человек обладает
    собственной самостью, что и создает неповторимость
    его развития. Самость не всегда положительна.
    Но она есть и может многократно усиливаться
    или гаситься природными, национальными,
    культурно-историческими условиями, на
    фоне которых происходит развитие. В психологии
    развития в рамках научной школы Л.С.Выготского
    содержатся подходы к пониманию «тайны
    развития», условий формирования человеком
    себя, самостроительства себя.

    Чем вызваны различия детей
    и как эти различия влияют на их развитие?
    К настоящему времени накоплено достаточно
    данных, которые имеют не только теоретический,
    но и практический интерес.

    Для процесса развития важны половые различия,
    которые не ограничиваются собственно
    половыми характеристиками. Прежде всего
    специалисты отмечают скорость созревания.
    Девочки созревают гораздо раньше мальчиков,
    однако мальчики обладают большей чувствительностью
    к воздействию физических факторов. Они
    в большей степени подвержены осложнениям
    в процессе родов, чаще заражаются и чаще
    погибают от детских инфекций. У них выше
    вероятность задержки роста после облучения.
    Мужчины имеют и меньшую продолжительность
    жизни по сравнению с женщинами.

    По многочисленным данным, мальчики
    и девочки различаются по интеллектуальным,
    личностным характеристикам и особенностям
    общения. Так, девочки превосходят мальчиков
    по вербальным способностям. Они не отличаются
    от мальчиков по скорости овладения речью,
    но после двух лет они более охотно разговаривают
    с другими детьми, речь их более правильная
    и сложная. До начала обучения в школе
    эти различия пропадают и появляются после
    11 лет, оставаясь постоянными на протяжении
    всей жизни. У девочек выше беглость речи,
    они лучше понимают письменный текст.

    Мальчики превосходят девочек
    по пространственному мышлению. Эти различия
    появляются в подростковом возрасте и
    увеличиваются с годами. Мальчики превосходят
    девочек и по математическим способностям.
    Эти различия начинают обнаруживаться
    с 12-13 лет. Мальчики более агрессивны, чем
    девочки, что обнаруживается уже с двух
    лет, когда это еще не может быть результатом
    социализации мальчиков. Агрессивность
    прослеживается в мальчишеских фантазиях,
    в вербальных и физических проявлениях.

    Половые различия обусловлены
    действием как биологических, так и социальных
    факторов. Биологический фактор включает
    хромосомный набор, гормональные особенности,
    активность ферментов, которые производят
    гормоны, чувствительность тканей к этим
    ферментам. Однако формирование половых
    различий к ним не сводится. С рождения
    ребенок живет в обществе со сложившимися
    представлениями о том, каким должен быть
    мужчина и какой женщина, какое поведение
    для тех и других является нормальным
    и социально одобряемым, что позволено
    одним и совершенно недопустимо для других.
    Общество предоставляет равные возможности
    мужчинам и женщинам, но предъявляет им
    разные требования. Все это формирует
    социальный пол человека или его полоролевую идентификацию
    (соответствие его «образа Я» и поведения
    в разных ситуациях тому полу, к которому
    он принадлежит).

    Читайте также:  Развитие ребенка в музыкальной деятельности в доу

    Механизмы и закономерности
    формирования психологического пола человека
    производны как от биологических, так
    и от социальных факторов. На основании
    экспериментальных данных сделаны выводы
    о том, что в формировании половых различий
    участвуют различные механизмы: социальное
    научение, имитация, когнитивное усвоение
    полоролевого поведения, создание полоролевых
    схем. Они же усиливают биологически обусловленные
    половые различия.

    Установлено, что психические
    нарушения значительно чаще встречаются
    у мальчиков. Существует предположение,
    что мальчики по своей конституции более
    чувствительны к психическим стрессам,
    к воздействию неблагоприятных психологических
    факторов. К ним, например, относятся ссоры
    и разногласия между родителями. На мальчиков
    в большей степени воздействуют переживания,
    связанные с разводом родителей.

    Различия полов в частоте психических
    нарушений связывают с различиями в темпераменте
    или стилях поведения. Девочки и женщины
    обычно более зависимы, конформны, консервативны,
    эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы.

    В специальных научных исследованиях
    подчеркивается роль темперамента
    как механизма, определяющего
    особенности поведения человека. В
    отечественных психологических исследованиях
    свойства темперамента рассматриваются
    как формально-динамические,
    поскольку они не связаны ни с содержанием
    деятельности, ни с целями и мотивами человека,
    а определяют динамику деятельности, т.е.
    интенсивность, темп, ритмичность психических
    характеристик человека в процессе деятельности.
    Исследователи, изучающие темперамент,
    признают, что свойства темперамента являются
    устойчивыми, т.е. проявляются на протяжении
    длительного периода времени; обнаруживаются
    с раннего детства и представляют собой
    типичные для человека стилевые особенности
    поведения, т.е. проявляются во всех сферах
    жизнедеятельности, связаны со свойствами
    нервной системы и являются наследственно
    обусловленными.

    Авторы называют разные свойства
    темперамента. Это область исследований
    дифференциальной психофизиологии, которая
    изучает физиологические механизмы индивидуальных
    различий в психологических характеристиках
    человека. В.Д. Небылицын выделил в структуре
    темперамента два основных компонента
    — активность, которая проявляется в моторике,
    общительности и познавательной сфере,
    и эмоциональность.

    В активности выражается
    энергетический потенциал человека, она
    определяет динамику его деятельности.
    Об активности можно судить по индивидуальному
    темпу деятельности, т.е. скорости двигательной
    реакции, по склонности к разнообразию
    реакций и сверхнормативной активности.

    Эмоциональность характеризуется особенностью
    возникновения, протекания и прекращения
    разнообразных чувств, аффектов и настроений,
    т.е. связана с динамикой эмоциональной
    жизни человека. Но эта динамика у одного
    и того же человека может быть различной
    для разных эмоциональных состояний. Поэтому
    важен и вид переживаний, которые преобладают
    у человека. Предполагается, что наиболее
    важными видами эмоций являются удовольствие
    (радость), гнев и страх. Они непосредственно
    связаны с физиологическими характеристиками,
    а их соотношение Друг с другом, по мнению
    исследователей, в значительной мере характеризует
    эмоциональные переживания человека.

    Другой отечественный исследователь
    — В.С.Мерлин выделил более частные свойства
    темперамента: 1) сензитивность (чувствительность),
    которая определяется по силе внешнего
    раздражителя, вызывающего реакцию, и
    по продолжительности этой реакции; 2)
    реактивность (величина непроизвольной
    реакции на раздражители); 3) активность
    (энергия человека, проявляющаяся при
    решении им различных проблем); 4) соотношение
    реактивности и активности; 5) темп реакций;
    6) пластичность — ригидность (способность
    приспосабливаться к изменяющимся внешним
    условиям); 7) экстраверсия — интроверсия;
    8) эмоциональная возбудимость.

    Исследованиями психофизиологов
    установлена зависимость между свойствами
    нервной системы и характеристиками темперамента.
    Экспериментально выделены четыре основных
    свойства нервной системы: динамичность
    нервных процессов, их сила, подвижность
    и лабильность. Каждое из этих свойств
    характеризуется двумя нервными процессами
    — возбуждением и торможением, а также
    балансом по возбуждению и торможению.

    Динамичность нервной
    системы свидетельствует о скорости
    образования условных реакций.

    Сила нервной системы понимается как способность
    нервной системы в течение длительного
    времени быть в состоянии работоспособности,
    а также выносливость по отношению к длительным
    процессам возбуждения и торможения.

    Подвижность нервной
    системы характеризует скорость смены
    возбуждения торможением и наоборот.

    Лабильность нервной
    системы связана со скоростью возникновения
    и прекращения нервных процессов.

    Позднее были выделены общие
    и частные свойства нервной системы, различия
    между которыми, по предположению В.Д.Небылицына,
    определяются анатомо-морфологическими
    особенностями строения мозга и связаны
    со спецификой функций отделов коры головного
    мозга. Наиболее общим свойством нервной
    системы названа активированность,
    которая определяется лобными отделами
    коры головного мозга, обеспечивающими
    общую регуляцию функций.

    Исследованиями, проведенными
    под руководством В. С. Мерлина,
    показано, что, с одной стороны, свойства
    нервной системы связаны с особенностями
    темперамента, но, с другой стороны, не
    сводятся к ним.

    Английский психолог Г.Айзенк исследовал
    связь особенностей поведения человека
    с природными предпосылками и полагал,
    что процессы возбуждения и торможения
    являются определяющими для формирования
    таких особенностей поведения, как экстраверсия — иитроверсия.
    Интроверты имеют сильный процесс
    возбуждения и слабое торможение, а экстраверты
    характеризуются слабым процессом возбуждения
    и сильным тормозным процессом.

    Из такого соотношения процессов
    возбуждения и торможения, по предложению
    Г.Айзенка, следуют и особенности поведения
    тех и других. Интроверты легко активируются
    и избегают стимулирующих ситуаций. Экстраверты,
    наоборот, склонны искать внешнюю стимуляцию.
    Стимуляторами могут быть и общение с
    другими людьми, и любая сенсорная стимуляция
    (еда, например). развлечения. Они больше,
    чем интроверты, любят общаться с другими,
    любят приключения и не боятся рисковать.

    Установлена связь между успешностью
    деятельности и наиболее общим свойством
    нервной системы — ее активированностью,
    в частности с успешностью учебной деятельности.
    Обнаружены связи между свойствами нервной
    системы и задатками способностей.

    В некоторых зарубежных источниках
    указывается на связь темперамента с патологией.
    Различия в способах выполнения действий,
    стиля поведения детей, обусловленных
    особенностями темперамента, оказались
    достоверными по таким показателям, как
    уровень активности, энергичность, регулярность
    различных биологических циклов (сон,
    бодрствование и др.). Дети различаются
    и по способности к адаптации, т.е. умением
    легко менять поведение в ответ на изменения
    обстоятельств; по интенсивности эмоциональных
    реакций (по-разному реагируют на радость
    и неудовольствие), по характеру общительности,
    контактности. Однако эти характеристики
    не являются навсегда фиксированными
    и со временем могут меняться.

    Источник